При описании различных источников, используемых автором в учебно-исследовательской и научной работе, необходимо воспользо- ваться требованиями, зафиксированными в библиографических стан- дартах. Ниже представлены примеры описания источников информа- ции.
1. Усачева, И.В. Методика поиска научной литературы, чтения и составления обзора по теме исследования [Текст] / И.В. Усачева, И.И. Ильясов. – М., 1986.
2. Философский энциклопедический словарь / гл. редакция: Л.Ф. Ильичёв, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалёв, В.Г. Панов. – М.: Сов. энциклопедия, 1983. – 840 с.
3. Штернберг, Л.Ф. Скоростное конспектирование [Текст] / Л.Ф. Штернберг. – М., 1988.
4. Шаповалов, В.Ф. Основы философии. От классики к современ- ности [Текст]: учеб. пособие для вузов / В.Ф. Шаповалов. – 2-изд., доп. – М., 2001.
5. Штоф, В.А. Проблемы методологии научного познания [Текст] / В.А. Штоф. – М., 1994.
6. Шумилова, Г.Г. Как писать квалификационную работу [Текст]: метод. реком. в помощь преподавателям и мастерам производствен- ного обучения учреждений НПО / Г.Г. Шумилова. – Челябинск, 2001.
7. Эхо, Ю. Письменные работы в вузах. Практическое руковод- ство для всех, кто пишет дипломные, курсовые, контрольные, докла- ды, рефераты, диссертации [Текст] / Ю. Эхо. – М., 2001.
8. Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования: понима- ние, объяснение, описание [Текст] / В.А. Ядов. – М., 1998.
9. Jonson, J. Political Science Research Methods / J. Jonson, R. Joslin.
– Washington: Congressional Guarterly inc, 1986. – P. 16–22.
С более подробным описанием правил составления библиогра- фического списка использованных в работе информационных источ- ников можно познакомиться в брошюре: Библиографическая запись. Библиографическое описание: Общие требования и правила состав- ления. Извлечения из ГОСТа 7.1 – 2003 Межгосударственного стан- дарта: Система стандартов по информации, библиотечному и изда- тельскому делу.
Примечание: при написании любой учебно- и научно- исследовательской работы принято ссылки на используемую литера- туру помещать в квадратных скобках, проставляя номер, под кото- рым тот или иной источник стоит в списке литературы, например [24]. Отсюда следует помнить, что уточнённый список литературы должен быть составлен заранее.
Составив список нужной для анализа проблемы (темы) литера- туры, исследователю необходимо сосредоточить внимание на инфор- мации, теоретически обосновывающей данную проблему. Для этого следует знать, как прочитывать научную информацию.
Виды чтения
Перед автором исследования всегда возникает проблема опреде- ления целей чтения собранной в список литературы. Такими целями могут быть:
1) информационно-поисковая – найти нужную информацию;
2) усваивающая – понять информацию и логику рассуждения;
3) аналитико-критическая – осмыслить текст, определить к нему своё отношение;
4) творческая – на основе осмысления информации дополнить и развить её.
Эти цели реализуются в следующих видах чтения: библиогра- фическом, просмотровом, ознакомительном, изучающем, аналитико- критическом, творческом.
Работа с каталогами построена на библиографическом чтении, т.е. просмотре карточек каталога, рекомендательных списков, жур- нальных статей и т.д.
Просмотровое чтение, как и библиографическое, используется для поиска материалов, содержащих нужную для исследования ин- формацию. Отобранные материалы, отдельные их части (оглавления, аннотации, введения, заключения и т.д.) просматриваются для того, чтобы выяснить, действительно ли в них содержатся нужные сведе- ния и насколько полно они представлены в каждом из источников.
Ознакомительное чтение – это достаточно внимательное про- чтение отобранных источников, уяснение вопросов, вынесенных ав- тором на рассмотрение, сортировка материала, выделение моментов, заслуживающих внимания.
Изучающее чтение – доскональное освоение материала, ото- бранного в ходе ознакомительного чтения.
Аналитическое чтение – критический анализ отобранной ин- формации.
Творческое чтение – поиск тех суждений, фактов, по которым высказываются собственные мысли, гипотезы.
После прочтения отобранной информации исследователь при- ступает к разработке программы исследования.
Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме
1. Обоснуйте, пожалуйста, почему при формулировке темы ис- следования необходимо соблюдать определенные требования. Оха- рактеризуйте эти требования.
2. Почему, по Вашему мнению, в век информационных техноло- гий и Интернета при написании исследовательских работ (диссерта- ций, курсовых и дипломных работ, рефератов, статей и т.д.) необхо- димо прибегать к услугам библиотек?
3. Опишите несколько источников информации, имеющихся в Вашей домашней библиотеке, ориентируясь на современные тре- бования ГОСТа 7.1 – 2003.
4. Если Вы не являетесь читателем публичной или университет- ской библиотеки, запишитесь и изучите систему каталогов в ней. Пользуясь каталогами, сделайте заказ на литературу для подготовки к семинарскому занятию.
Рекомендуемая литература:
1. ГОСТ 7.1 – 2003. Межгосударственный стандарт. Библиогра- фическая запись. Библиографическое описание.
2. Зиганов, М.А. Как повысить культуру чтения / М.А. Зиганов.
– М., 1996.
3. Косырев, В.И. Культура учебного труда студента: учеб. посо- бие / В.И. Косырев. – Тамбов, 1997.
4. Усачева, И.В. Методика поиска научной литературы, чтения и составления обзора по теме исследования / И.В. Усачева, И.И. Илья- сов. – М., 1986.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 295.