Инновация (анг. Innovation) − это нововведение, новый или усовершенствованный продукт или процесс, который прошел испытание на рынке и обеспечивает возврат инвестиций.
В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности
Большинство ученых, например Дж. Брайт, поддерживают точку зрения, согласно которой инновационная деятельность охватывает процесс возникновения идеи, ее разработку, использование результатов в производстве, управление этим процессом, предпринимательство как непременное условие инновационной деятельности, выход на рынок и достижение коммерческого успеха.
Инновации различаются не только уровнем новизны, но и обязательным достижением коммерческого успеха.
Нормативные документы определяет инновационную деятельность как "деятельность по освоению результатов исследований и разработок, повышающих эффективность способов и средств осуществления конкретных процессов, в том числе освоение в производстве новой продукции и технологий".
Классификация инноваций:
1. По содержанию инновации делятся на:
Ø производственные (технологические), включающие новые виды оборудования, сырья, материалов и т. д.;
Ø управленческие , включающие новые методы организации производства, управления, продвижения товаров на рынок;
Ø информационные, включающие новые способы сбора, обработки и передачи информации для принятия решений на качественно новом уровне;
Ø социальные, охватывающие изменение условий труда, быта, экологии и т. д.
2.По уровню новизны инновации делятся на продукцию, изготовленную на основе:
высоких технологий
продвинутых технологий;
технологий среднего уровня;
технологий низкого уровня.
3. В зависи мости от последствий использован ия инноваций, различных по уровню новизны, они делятся на:
базисные − реализуют кардинальные изобретения, которые позволяют сформировать новое поколение техники;
улучшающие − направлены на реализацию незначительных изобретений, которые позволяют поддерживать стабильность экономического развития;
псевдоинновации − проводят "косметическое" улучшение продукции, которая выпускается продолжительное время.
4. По месту использования выделяются инновации:
в производственной сфере (в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве и т. д.);
в непроизводственной сфере (образование, наука и т. п.).
5. По масштабам применения инновации бывают: единичные и массовые
Каждая инновация проходит так называемый жизненный цикл, который охватывает следующие фазы:
Рисунок. 6.1− Жизненный цикл инноваций
При обосновании управленческих решений по развитию инновационной деятельности предприятия необходимо учитывать, на какой стадии находится инновация.
Это позволяет правильно оценивать возможный объем продаж и прогнозировать его изменение.
Теория инноватики и ее формирование
Во второй половине XX века возникает и развивается инновационная деятельность, направленная на использование научных и технологических знаний в производственной и непроизводственной сферах с целью повышения эффективности использования ресурсов на основе новых технологий, конкурентоспособности выпускаемой продукции (услуг), увеличения прибыли
Инноватика – наука, которая направлена на изучение теорий создания новшеств, активизацию деловой активности предприятия за счет адаптации к инновационным процессам, обеспечение устойчивых темпов роста на основе научно-технологического развития. \
Значительный вклад в развитие инноватики внесли такие ученые как
Н. Кондратьев «циклы деловой активности», Й. Шумпетер «Деловые циклы», Н.Л.Нехорошева и др.
В моделях экономического роста научно-технологическое развитие становится эндогенным (внутренним) фактором роста.
Инноватика делает акцент не только на новизне принимаемых решений, но и на их практическом использовании. Она отвечает на следующие вопросы:
Ø как необходимо регулировать инновационное развитие;
Ø как сделать, чтобы предприятие имело обоснованную инновационную стратегию;
Ø что должен знать экономист-менеджер, чтобы предприятие было конкурентоспособным;
Ø как разработать и реализовать инновационный проект и др.
«Новая экономика»- это эпоха трех «И»: инвенции (новые знания), инновации, инвестиции
Инновационная деятельность является основой конкурентоспособности национальной экономики, региона, отрасли, предприятия (организации), конкретного вида продукции, специалиста.Инновации определяют качество жизни населения, возможность эффективно решать экономические проблемы, вопросы здравоохранения и т.д.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 319.