Политика государства в сфере занятости населения будет направлена на создание условий для развития кадрового потенциала на селе, повышения эффективности его использования в соответствии с потребностями агропромышленного производства и социальной инфраструктуры
Модель занятости сельского населения должна строится с учетом следующих положений:
невозможности сохранять высокий уровень занятости без роста экономической эффективности труда. Это означает необходимость оптимизации численности работников и повышение производительности труда за счет модернизации производства.
Административные меры, препятствующие высвобождению работников аграрных предприятий, должны быть исключением, а не правилом;
поскольку экономически обоснованный уровень занятости населения зависит от динамики и уровня экономической эффективности сельскохозяйственного производства, рациональное использование работников должно быть признано приоритетным направлением по сравнению с сохранением существующих рабочих мест. Предприятия не должны нести ответственность за обеспечение занятости сельского населения. Забота об этом — функция государства и общества в целом.
Признавая, что главной проблемой занятости остается не безработица,
а неэффективное использование трудоустроенной рабочей силы, следует предусмотреть меры, позволяющие избежать такого положения в сельском хозяйстве, при котором возобновление экономического роста будет происходить при высокой и застойной безработице. Таковыми должны стать: сохранение протекционистской политики государства по вопросам приема на работу молодых кадров из наиболее социально уязвимых слоев сельского населения;
развитие сети служб занятости и совершенствование форм и методов их работы в аграрном секторе;
стимулирование гибких форм занятости и самозанятости;
материальное стимулирование повышения квалификации работников как средства повышения их конкурентоспособности на рынке труда;
экономическое стимулирование сельскохозяйственных предприятий, предприятий малого и среднего бизнеса других сфер деятельности, создающих новые рабочие места в сельской местности.
По мере осуществления рыночных преобразований будет увеличиваться инвестиционный потенциал, начнется экономический подъем, с ним рост потребности сельского хозяйства в рабочей силе. В то же время сама возможность продолжения аграрных реформ зависит от получаемого от них экономического эффекта и смягчения социальных последствий.
Система мер по повышению эффективности использования трудового потенциала работника должны базироваться на правовой и экономической основе, созданной государством и предприятием.
А со стороны работника она должна включать:
постоянное повышение квалификации как фактора роста конкурентоспособности, в том числе и за более высокую оплату труда;
соблюдение трудовой дисциплины и условий трудового договора; активную позицию при заключении индивидуального трудового договора, коллективного договора в предприятии, системы нормирования и оплаты труда, при разработке планов экономического развития предприятия и его структурных подразделений;
развитие предпринимательских навыков и экономическое самообразование;
совершенствование профессиональных навыков, приемов труда, направленных на повышение его производительности.
Более рациональное использование трудовых ресурсов в сельском хозяйстве Республики Беларусь может быть достигнуто при условии:
· комплексной поддержки государством положительных демографических тенденций на основе прогнозирования демографических процессов;
· качественного материально-технического обновления отрасли сельского хозяйства;
· финансового оздоровления аграрных предприятий как основы для роста материальных стимулов к труду;
· качественно нового уровня организации работы с персоналом в аграрных предприятиях, сочетающего долгосрочное планирование данной работы и текущее ее осуществление посредством активизации функций научной организации труда, нормирования и т. д.;
· мобилизации усилий работников на эффективное использование собственного трудового потенциала и рост индивидуальной производительности труда.
В условиях процесса институциональных преобразований и реструктуризации сельского хозяйства неизбежен рост числа безработных. В этой связи основной проблемой становится поиск путей успешного сочетания структурных преобразований с сохранением возможностей трудоустройства работников.
Анализ свидетельствует, что несмотря на различия в правовом статусе
потребителей рабочей силы в сельском хозяйстве, характерной чертой является сходство требований к формированию типа работника, отвечающего требованиям рынка труда.
Таковым является работник,
владеющий несколькими смежными специальностями;
имеющий достаточный уровень подготовки, чтобы быть готовым для работы на новом технологическом оборудовании;
психологически готовый к перемене рабочего места в случае необходимости;
материально заинтересованный в высокопроизводительном труде и повышении своей квалификации.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 248.