Межличностные отношения в группе на этапе контрольного эксперимента
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
"Звезды" "Предпочитаемые" "Принятые" "Изолированные"
Процент 28,6% 19,04% 47,6% 4,7%
Количество детей 6 2 12 1

Индекс изолированности класса - изменился с 19,04 до 4,7%, т.е. данный класс можно считать благополучным, статусную категорию "изолированные" имеет один ребенок. Результат исследования межличностных отношений младших школьников в контрольном эксперименте (Социометрия)

Рис 2.1. Сравнительные данные экспериментальной группы на этапе констатирующего и контрольного эксперимента.

Так, проведенная работа на формирующем этапе дала свои результаты, которые отразились не только на общей картине, но и имели положительные последствия для отдельных ребят. Количество детей с нарушением общения сократилось.

В благоприятном положении находится около 95,3% учеников класса. В неблагоприятном положении оказались 4,7% учеников.

Вывести всех учеников на благополучный уровень нам не удалось, так как эксперимент проходил в ограниченные сроки, если продолжить эту работу, то уровень благополучия повысится до необходимого результата.

На этапе формирующего эксперимента была проведена целенаправленная работа, которая непосредственно повлияла на уровни коммуникативных умений и динамики поведения школьников в группе.

Таблица 2.6.

Сравнительные данные в процентном соотношении констатирующего и контрольного тестирования по методике Кеттела

Тестирование Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
Констатирующий тест 19,4% 52% 28,6%
Контрольный тест 4,7% 66,6% 28,6%

По итогам контрольного теста мы видим, что учащиеся, которые имели низкий уровень, повысили его до среднего.

Выводы по второй главе

Мы сделали попытку изучить основные особенности формирования межличностных взаимодействий в группе сверстников младшего школьного возраста. Мы выяснили, что проблема межличностных отношений младших школьников актуальна, поскольку:

• межличностные отношения, которые пронизывают ученический коллектив, оказывают сильнейшее воздействие на жизнь каждого школьника и на деятельность группы в целом;

• от характера межличностных отношений учащихся зависит успешность их обучения и отношение к школе в целом;

• неблагополучие во отношениях со сверстниками, переживание своей отторгнутости от группы могут служить источником тяжелых осложнений в развитии личности, состояние психологической изоляции отрицательно сказывается на формировании личности человека и на его деятельности.

Проблема формирования межличностных отношений чрезвычайно актуальна, т.к. одним из требований к личностным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования является развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование проблемы формирования межличностных отношений младших школьников во внеурочной деятельности позволяет нам сделать выводы, подтверждающие правильность исходной гипотезы.

Первая задача нашего исследования формулировалась так: раскрыть сущностную и содержательную характеристику понятия "межличностных отношений младших школьников".

При ее решении мы проанализировали на философском, психолого-педагогическом и социологическом уровне трактовки терминов "отношение", "общение", "межличностные отношения".

 "Культура межличностных отношений младших школьников" - это интегративная характеристика субъекта, включающее в себя: ценностно-ориентированное единство и эмоциональную близость к субъектам отношений; мотивацию к позитивному взаимодействию с участниками межличностного общения; уважение к моральным нормам, правилам поведения, принятым в обществе; систему знаний, умений и навыков межличностных отношений, обеспечивающая успешное взаимодействие со сверстниками, взрослыми и окружающими в разнообразных жизненных ситуациях.

Решение второй задачи, поставленной нами в исследовании, позволило на основе изучения психолого-педагогической литературы и практики деятельности основной школы образовательного учреждения проанализировать особенности индивидуальных возрастных и специфических особенностей младшего школьника и выделить среди них те, которые влияют на уровень формирования межличностных отношений в мотивационной, эмоциональной, когнитивной и поведенческой сферах, а также влияние внеурочной деятельности как фактора формирования межличностных отношений младших школьников.

Мы посчитали важным уточнить, используя материалы ФГОС ООО и последующие теоретические и практико-ориентированные документы, содержание внеурочной деятельности как фактора формирования межличностных отношений младших школьников, как неотъемлемую часть образовательного процесса в школе, объединяющую все виды деятельности (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания для эффективного формирования межличностных отношений в классе.

Следующая задача, поставленная нами в исследовании, была связана с построением модели формирования межличностных отношений младших школьников во внеурочной деятельности.

В своей работе мы использовали модель формирования межличностных отношений, предложенную Е.П. Варфоломеевой.

При этом особое внимание было уделено системно-деятельностному подходу как основе Федеральных стандартов нового поколения, нацеливающему образовательный процесс на учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, и обеспечивающему соблюдение требований к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования в сфере внеурочной деятельности: личностным, включающим сформированность значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, и метапредметным, включающим самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками.

Она включала: цель, задачи, принципы, содержание, формы, методы, виды и средства, а также результат.

Далее нами сформулированы и экспериментально проверены в условиях воспитательного процесса основной школы образовательного учреждения педагогические условия формирования межличностных отношений младших школьников во внеурочной деятельности.

Их интеграция в воспитательное пространство основной школы образовательного учреждения, как показало наше экспериментальное исследование, наиболее эффективно донесет до воспитанников личностно значимый смысл умения создавать, поддерживать и сохранять на долгий период позитивные межличностные отношения, помогающие избегать конфликты, поддерживать устойчивость в совместной деятельности, в личностном общении.

Проведенное исследование не исчерпывает всей полноты изучаемой проблемы. Дальнейшей разработки требуют такие темы, как: подготовка педагогов, классных руководителей к формированию культуры межличностного общения младших школьников, сотрудничество педагогических коллективов средней общеобразовательной школы и учреждений дополнительного образования по изучаемой проблематике и др.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алешина, Ю.Е. Социально-психологические методы исследования / Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.С. Дубровская. – М., 2007

2. Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. -М., 1988.

3. Андреева, Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. – М.: 2008.

4. Антонова, Т.В. Роль общения в регулировании отношений детей дошкольного возраста: Дис. ... канд. псих. наук / Т.В. Антонова. – М., 1983.

5. Анцупов, А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе / А.Я. Анцупов. – М., 2003.

6. Асмолов, А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа: Учебник. – М., 1990.

7. Артюхова Т. П., Барышников Е. Н., Жукова Н. А., Шавринова Е. Н. Воспитательный потенциал внеурочной деятельности в начальной школе: модели и методы. - СПб.: СПб АППО, 2011. – 108 с.

8. Белопольская Н.Г. Психологические исследования мотивов учебной деятельности у детей. — М.,1999.

9. Байкова Л. А. Исследование социального здоровья детей и учащийся молодежи: теоретико-методологические основы // Педагогическое образование и наука – 2006. - №3. – 59-63.

10. Байкова, JI.A. Теория и практика воспитания: Учеб. пособие /Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина и др.. – Рязань, 1997.

11. Бернштейн, B.JI. Подготовка школьников к общению с носителями языка: Дис. . канд. пед. наук / В.Л. Бернштейн. – Пятигорск, 2001.

12. Библер, B.C. Две культуры. Диалог культур (опыт определения) / В.С. Библер // Вопросы философии. 1989. № 6.

13. Бодалев, А.А. Личность и общение / А.А. Бодалев. – М., 1995. 144

14. Бодалев, А.А. Психология общения. Избранные психологические труды / А.А. Бодалев. – М.; Воронеж, 2002.

15. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте /Л.И. Божович. – СПб., 2008. 28. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / Л.И. Божович. – М., Воронеж, 1995.

16. Бойко, А.Н. Теория и методика формирования воспитывающих отношений в общеобразовательной школе / А.Н. Бойко. – Киев, 1991.

17. Большая советская энциклопедия: В 30 т. – М., 1969-1978.

18. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещерякова, В. Зинченко. – СПб., 2004.

19. Борытко, Н.М. Субъектная позиция как цель воспитания / Н.М. Борытко// Педагогические проблемы становления субъектности школьника, студента, педагога в системе непрерывного образования. – Волгоград, 2001. Вып. 2.

20. Борытко, Н.М. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков / Под ред. Н.М. Борытко. – М., 2007.

21. Бочаров,а В.Г. Педагогика отношений в социуме: перспективная альтернатива. – М., 1991.

22. Буева, Л.П. Человек: деятельность и общение: Монография /Л.П. Буева. – М., 1978.

23. Бурнашова И.В. Педагогические условия формирования толерантности у младших школьников во внеучебной деятельности в школах с углубленным изучением иностранного языыув: Дис. ... канд.пед. наук. / И.В. Бурнашова. – Ярославль, 2006.

24. Васильева-Гангус Л. "Азбука вежливости", М., 1984;

25. Венецкая А.Б. Региональный компонент и формирование культуры общения у младших школьников //Начальная школа плюс до и после// № 2 - 2007.

26. Вердербур Р. Психология общения: тайны эффективного взаимодействия / Р. Вердейбер, К. Вердербер. – СПб., 2010.

27. Гин С. И. Прокопенко И. Е. "Первые дни ребёнка в школе" Москва, 2000.

28. Гозман, Л.Я. Психология эмоциональных отношений. – М., 1987.

29. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность младших школьников. Методический конструктор: Пособие для учителя/ Д. В. Григорьев, П. В. Степанов – М.: Просвещение, 290-223 с.

30. Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя. Москва, 2008.

31. Дубровина, И.В. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений /И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан; Под ред. И.В.Дубровиной. – М., 1999.

32. Евладова, Е.Б. Дополнительное образование детей / Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова, Н.Н. Михайлова. – М., 2002.

33. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов /И.А. Зимняя. – М., 2002.

34. Ивочкина, Т.Н. Внеурочная деятельность в продуктивно ориентированной открытой школе : Сборник. – Новокузнецк, 2006.

35. Карелина, И.О. Возростная психология развития: тексты лекций: Учеб.-метод. пособие / И.О. Карелина. – Ярославль, 2009.

36. Катаева-Венгер, А.А. Трудный возраст: подростки сегодня / А.А. Катаева-Венгер. – М., 2002.

37. Клюева, Н.В. Учим детей общению / Н.В. Клюева. – Ярославль, 1996.

38. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: для студ. высш. И сред. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М., 2001.

39. Козлова, Е.В. Педагогические условия социального воспитания школьников во внеучебной деятельности: Дис. … канд. пед наук / Е.В.Козлова. – Оренбург, 2000.

40. Коломинский Я. Я. Психология личных отношений в детском коллективе. – Минск. 1969. – с. 74 – 75.

41. Коломинский, Я.Л. Социальная психология школьного класса: Науч.-метод. пособие для педагогов и психологов / Я.Л. Коломинский. – Минск, 2003.

42. Конникова Т.Е. Роль коллектива в формировании личности школьника: Автореф. ... дис. д-ра пед. наук / Т.Е. Конникова. – Л., 1970.

43. Коротов В.М. Развитие воспитательных функций коллектива /В.М. Коротов. – М., 1974.

44. Лаврентьева Л.И. "Школа и нравственное воспитание личности", "Завуч начальной школы", №5, 2004.

45. Леонтьев, А.А. Психология общения / А.А. Леонтьев. - Тарту, 1974.

46. Лесгафт, П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение: Монография / П.Ф. Лесгафт. – М., 2010.

47. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. – СПб., 2009.

48. Матюшкин, А.М. Развитие творческой активности учащихся / А.М. Матюшкин. – М., 1991.

49. Мудрик, А.В. Общение в процессе воспитания. – М., 2001.

50. Мясищев, В.Н. О взаимосвязи общения, отношения и общения как проблеме общей и социальной психологии / В.Н. Мясищев // Социально-психологические и лингвистические характеристики форм общения. – Л., 1970.

51. Мясищев, В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды / В.Н. Мясищев. – М.; Воронеж, 1995.

52. Нестеров, А.Н. Социализация подростков в условиях межличностных отношений в общеобразовательной школе: Дис. ... канд. пед. наук / А.Н. Нестеров. – Карачаевск, 2005.

53. Новикова, Л.И. Педагогика детского коллектива / Л.И. Новикова.– М., 1978.

54. Обозов, Н.Н. Межличностные отношения: Монография / Н.Н.Обозов. – Л., 1979.

55. Петровская, Л.А. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг / Л.А. Петровская. – М., 1989.

56. Петровский, А.В. Личность. Деятельность. Коллектив / А.В.Петровский. – М., 1982.

57. Подласый, И.П. Педагогика: 100 вопросов 100 ответов. – М.,2001.

58. Попикова, Н.Ю. Формирование межличностных отношений в процессе учебного взаимодействия учителя и ученика: Дис. ...канд. пед. наук / Н.Ю. Попикова. – Челябинск, 1998.

59. Психология: Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М., 1990.

60. Психологический словарь / Авт.-сост. В.Н. Копорулина, М.Н. Смирнова, Н.О. Гордеева, JI.M. Балабанова. – Ростов н/Д, 2003.

61. Самоукина, Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы / Н.В. Самоукина. – М., 1993.

62. Семенюк, Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб.пособие для студентов / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М., 1996.

63. Слободчиков, В.И. Психология человека / В.И. Слободчиков, В.И. Исаев. – М., 1995.

64. Слободчиков, В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. – М., 2000.

65. Смирнова, Е.Ю. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе / Е.Ю. Смирнова // Вопросы психологии. 1994. №6.

66. Современный психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерикова, В.П. Зинченко. – СПб., 2006.

67. Соловьева, Н.Р. Воспитание гуманистических межличностных отношений подростков во внеучебной деятельности: Дис. ... канд. пед. наук / Н.Р. Соловьева. – Челябинск, 2000.

68. Солдатова Г.В., Жить в мире с собой и другими: Тренинг толерантности для подростков / Г.В. Солдатова, Л.А. Шайгерова, О.Д. Шарова. – М., 2002.

69. Станкин, М.И. Психология общения: Курс лекций / М.И.Станкин. – Воронеж, 2000.

70. Фельдштейн, Д.И. Психология становления личности / Д.И.Фельдштейн. – М., 1994.

71. Хрящёва, Н.Ю. Межличностное общение / Н.Ю. Хрящева //Психология. – М., 2001.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 320.