Первый этап - диагностирование (обнаружения) отношений в коллективе класса. Классный руководитель использует социометрические методики, корректируются наблюдениям (желательно регулярными), беседами с педагогами, родителями и учениками. Социометрические измерения и данные наблюдений и бесед позволяют выявить также и мотивы контактов, что очень важно для дальнейшей работы.
Второй этап - прогнозирование, то есть подбор для каждого из подростков желаемого круга общения, наиболее оптимального в педагогическом плане. На данном этапе важное место в деятельности педагога занимают: формирование четкой мотивации контактов на этической основе (как известно, мотивами могут быть и совместные игры, и сходство характеров, и общность интересов и др.); выработка адекватных критериев оценки личностей и поведения учащихся; развитие таких черт характера, как доброжелательность, отзывчивость, умение понимать другого.
В процессе деятельности происходит обновление связей и отношений в коллективе, меняются и сами подростки. Однако при всех обстоятельствах благоприятное положение подростка в коллективе обеспечивают его успешность в учебной деятельности и осознание своей защищенности. Это очень важная особенность деятельности подростка, влияет на его развитие, определяет его будущее. Неуспеваемость в учебной деятельности может компенсироваться "деятельностью общения" (Т. В. Драгунова, Д.Б. Эльконин), которая обеспечит подростковые чувство защищенности. "Деятельность общения" наиболее полно проявляется в коллективно полезной работе. Поэтому включение трудновоспитуемых подростков в коллективно полезную работу является основным принципом руководства отношениями в коллективе класса.
Третий этап - планирование как целенаправленное руководство. Все подростки должны быть включены в целесообразные виды деятельности. При этом педагогу нужно учитывать личностные качества, интересы учащихся, характер отношений в коллективе. Коллективно полезная работа может выполняться индивидуально, группой подростков (в нее включаются трудновоспитуемые подростки). Наиболее целенаправленным такой вид коллективно полезной деятельности, который выполняется всеми учениками класса в рамках общешкольного коллектива. Педагог практически не ограничен в выборе ее форм, это может быть проведение КВНов, конкурсов, игр и тому подобное. Надо только, чтобы планируемая деятельность была составной частью работы школы в целом и по возможности охватывала всех учащихся класса. Результаты планирования обусловливают выбор сочетания методов и средств, направленных на укрепление положения каждого члена коллектива класса.
Четвертый этап - переориентация общений подростков, которая может быть прямой и косвенной. В первом случае ученик включается в коллективно полезную работу, которая соответствует его интересам и склонностям, одновременно формирует новые интересы; поручение выполняется совместно с другими одноклассниками.
Косвенная переориентация направлена на убеждение подростка в необходимости изменить свое поведение, формируется понимание неполноценности его бывших контактов. Особенно эффективен метод перспективных линий (А. С. Макаренко), который вызывает у трудновоспитуемых подростков потребность в контактах сначала с отдельными одноклассниками, потом с коллективом. Этот метод применяется и по отношению к тем, кто имеет и не имеет контактов с одноклассниками.
Методы убеждения, приучения действуют на сознание, развивают чувство сопереживания, способствуют пониманию морального самочувствия других людей. Своеобразие употребления этих методов заключается в том, что они направлены на ломку сложившихся стереотипов в оценке своих одноклассников.
Применяя метод приучения, педагог решает простые, насущные задачи: формирование начальных навыков элементарной человеческой добродетели. Дорога к высшим ценностям лежит через эти начальные уровни, а здесь чаще требуется выработка привычки, автоматизм в выполнении норм поведения. Приучения производит не только автоматизм поведения, но и своеобразный автоматизм позитивного общения.
Эти основные методы воспитания классный руководитель должен использовать в сочетании с поощрением и наказанием, которые активизируют положительную поведение подростка и тормозят негативную, то есть показывают границы дозволенного.
Сущность педагогического руководства отношениями в коллективе подростков заключается в том, что оно направлено на глубокую перестройку каждой личности, на изменение ее ценностных ориентаций, на корректировку личностных контактов, воспитание культуры и навыков общения (знаний простых правил социального взаимодействия, умений их выполнять).
Пятый этап - регулирование отношениями в процессе усвоения простых норм и правил взаимодействия в коллективе подростков. Это осуществляется в процессе проведения специальных бесед (общих и индивидуальных), организации игровой деятельности (ролевых игр). Целевая установка педагога – достичь, чтобы подросток "взглянул на себя с другой стороны", задумался над своим отношением к одноклассникам, об их мнение о себе. Организация ролевой игры требует тщательной подготовки, точного распределения ролей, учета многих факторов (индивидуальных особенностей, различных уровней заинтересованности в игре и т.д.). В решении вопроса регулирования отношениями в коллективе подростков педагогу приходится устранять конфликтные ситуации, если они возникали, быстрый и четкий их разбор, чтобы избежать накопления негативных эмоций и выработать адекватные оценки сложившейся ситуации. Иными словами, регулирование отношениями - это создание в коллективе положительного психологического климата, учета психологических особенностей подростков, которые обусловлены прежде всего различной направленностью личности. Следовательно, регулирование отношениями и формирования коллективной направленности личности каждого подростка - проблемами взаимосвязаны.
Шестой этап - осуществление контроля межличностных отношений в коллективе класса. Работа эта требует от педагога большого такта, поскольку может сопровождаться ломкой стереотипов отношения к тому или иному подростка и может вызвать переживания, связанные с изменением статуса в коллективе. Избежать этого можно путем неукоснительного соблюдения подростками норм и правил поведения и общения, систематического приучения к их выполнению. Функции эти осуществляет коллектив класса, его актив. Педагог не только корректирует их действия, а поддерживает общественное мнение.
Таким образом, процесс руководства отношениями в коллективе класса очень своеобразный, он требует от педагога творчества, широкого кругозора, постоянного пополнения теоретических знаний, совершенствование педагогического мастерства. Этот процесс базируется на хорошо известных в педагогике методах и средствах, только рассматриваются под несколько иным углом зрения, чем обычно. Руководство отношениями (или межличностными отношениями) в коллективе класса подростков - неотъемлемая часть всей системы работы школы, всего педагогического коллектива.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 282.