Низкий уровень | Количество детей | Средний уровень | Количество детей | Высокий уровень | Количество детей |
19,4% | 4 | 52% | 11 | 28,6% | 6 |
Характеристика: Замкнутый, недоверчивый, обособленный, равнодушный Неуверенный в себе, легко ранимый, неустойчивый Низкий самоконтроль, плохое понимание социальных нормативов | Характеристика: Спокойный, равнодушный, независимый, полагающийся на себя, социально-смелый, непринужденный, решительный | Характеристика: Уверенный в себе, спокойный, стабильный Доминирующий, независимый, напористый Безмятежный, спокойный, оптимистичный Открытый, доброжелательный, общительный, участливый | |||
Описание: Отсутствует интуиция в межличностных отношениях, в его поведении часто наблюдаются негативизм, упрямство, эгоцентризм. Воспитанники, которые остро реагируют на неудачи, оценивают себя как менее способных по сравнению со сверстниками, обнаруживают неустойчивость настроения, плохо контролируют свои эмоции, испытывают трудности в приспособлении к новым условиям. | Описание: Непринужден и смел в общении, легко вступает в контакт со взрослыми, плохо контролирует свои эмоции и остро реагирует на неудачи. Имеет выраженную склонность к самоутверждению, противопоставлению себя как детям, так и взрослым, и отличается стремлением к лидерству и доминированию. | Описание: Воспитанник эмоционально-теплый, общительный, веселый, лучше приспособлен социально, девочки в среднем имеют более высокие показатели по сравнению с мальчикам, демонстрируют лучшую подготовленность к успешному выполнению школьных требований. |
По результатам тестирования мы увидели, что преобладает средний уровень межличностных отношений, а так же достаточно высокий показатель детей с низким уровнем, над которым мы начали работать.
На основе полученных данных нами была разработана программа коррекции и развития межличностных отношений детей посредством формирования положительных личностных качеств учащихся, развития навыков общения, формирования адекватной самооценки и повышения уровня развития группы как коллектива. На этом этапе эксперимента мы стремились к созданию максимально благоприятных условий для развития детского коллектива, широких возможностей для становления личности, ее раскрытия, самореализации на пользу себе и другим людям, овладение общечеловеческим опытом жизни.
В основу работы на этапе формирующего эксперимента были положены занятия с учащимися в клубе "Улыбка".
Цикл занятий, проводимых нами на этапе формирующего эксперимента с экспериментальной группой ребят в клубе "Улыбка" был составлен на основе "Уроков общения" Л. Н. Блиновой. Уроки общения проводились 1 раз в неделю, час выделялся из школьного компонента учебного плана.
В ходе работы использовались игровые методы, творческие мастерские и игровые тренинги, метод групповой дискуссии, проективные методики рисуночного и вербального типов, индивидуальная и групповая работа, психогимнастика.
Таблица 2.4.
Содержание занятий.
№ п/п | Тема урока | Содержание занятия | Перечень используемых упражнений. |
1. | Основные способы общения. | Понятие общения. Виды общения: речь, мимика, жесты. Секрет 1. Называй друга по имени, и он будет обращаться к тебе так же. | Беседа об общении, видах общения. Упражнения: "Давайте познакомимся", "Лица", "Маски", "Жесты", "Иностранец", "Эти разные слова", "Тише, Танечка, не плачь". |
2. | Секреты общения. Внимание к окружающим людям. | Этикет, правила поведения. Тренинг по развитию сензитивности. Тренировка восприятия партнера в общении. Секрет 2. Будь внимателен к тем, кто тебя окружает, и люди будут уважать тебя. | Беседа об этикете, правилах поведения. Упражнения: "Опиши партнера", "Маленький художник", "Тропинка", "Белые медведи". |
3. | Секреты общения. Умение слушать. | Рефлексия. Развитие внимания к окружающим. Осознание своих чувств. Помехи и затруднения в общении. Секрет 3. Умей внимательно слушать другого, и ты узнаешь много нового. Секрет 4. Будь вежлив, и у тебя будет много друзей. | Беседы о слагаемых общения, коммуникативной культуре, правилах вежливости.
Упражнения: "Назови по имени", "Прикосновение", "Испорченный телефон", "Слушаем тишину", "Интонация", "Сочиняем сказку", "Если б я был волшебником", "Подарок", "Встречи", "Царевна Несмеяна", "Маленький художник", "Волшебные картинки", "Вежливые слова", "Ссора", "Магазин вежливых слов", "Лужа". Художественные произведения: Дж. Родари "Розовое слово", "Привет" (урок 5), В. Осеева "Хороший поступок" (урок 6). |
4. | Секреты общения. Правила вежливости. | ||
5. | Секреты общения. Вежливое отношение к людям | ||
6. | Секреты общения. Взаимоуважение | ||
7. | Секреты общения. Умение понимать состояние другого | Тренировка восприятия партнера в общении. | Беседа о причинах хорошего и плохого настроения. Упражнения: "Маски", "Интонация", "Цветопись настроения", "Цветик-многоцветик". |
8. | Секреты общения. Умение учитывать позицию другого. | Рефлексия. Развитие внимания к окружающим. Причины психологического дискомфорта, агрессии. Секрет 5. Умей поставить себя на место другого, и ты сможешь понять его поступки. | Беседа о причинах конфликтов, агрессии. Упражнения: "Ссора", "Встреча", "Жмурки", "Ключ", "Найди ведущего", "На узкой тропинке". |
9. | Секреты общения. Умение задавать вопросы вежливого обращения. | Вербальное общение. Конструктивные и деструктивные формы влияния на собеседника. Правила "хорошего слушания". Интонирование голоса и результативность общения. Этикет отношений. | Беседа о правилах "Хорошего слушания". Упражнения: "Иностранец", "На улице", "Да" и "Нет" не говорите". |
10. | Секреты общения. Что такое дружба? | Дружба. Важность коммуникативных качеств (видеть и понимать сверстников, ценить каждого, выделять характерные черты). Тренировка восприятия партнера в общении | Беседа об уважении и принятии другого. Упражнения: "Экспресс-социометрия", "Ценные качества", "Игра в другого человека", "Пожелания". |
Тренинги вызывают большой интерес со стороны родителей. Отзывы показывают, что тренинги зарекомендовали себя как эффективное средство развития толерантного общения, преодоления внутрисемейных конфликтов "отцов и детей", установления позитивных отношений, как между родителями, так и между классным руководителем, психологом и родителями.
Приводим тематику использованных нами в работе с учащимися тренингов:
- "Я и группа: толерантность к себе и другим";
- "Пойми и помоги ребёнку";
- "Кто виноват?";
- "Возрастные кризисы";
- "Родительская любовь".
После формирующего этапа был проведён контрольный этап, который заключался в подведении итогов, анализе, обсуждении результатов, обобщении данных экспериментальной работы. Он проводился при помощи тех же методик, что и констатирующий. В результате проведенной работы мы получили следующие результаты.
Таблица 2.5.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 298.