Педагогические условия формирования межличностных отношений у младших школьников
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Проблема формирования межличностных отношений подрастающего поколения является одной из главных на современном этапе развития человечества. Снижение культурно - нравственного уровня общества в целом ведет к необходимости создания новых подходов и путей формирования межличностных отношений личности, особенно в контексте общечеловеческих ценностей и норм поведения. Как известно, фундамент межличностных отношений закладывается в школьном возрасте, что определяет дальнейшее гармоничное развитие личности и общества в целом. Следовательно, в современных условиях среди важных задач воспитания школьников на первый план выдвинуто формирование межличностных отношений.

Вместе с тем анализ теории и практики показал, что в исследованиях, посвященных культуре, коррекции поведения детей школьного возраста недостаточно внимания уделяется раскрытию педагогических условий формирования межличностных отношений школьников. Также остаются малоизученными вопросы анализа обстоятельств среды жизнедеятельности детей, при которых формирование межличностных отношений происходит эффективнее. Однако проблема негативных поведенческих проявлений школьников обостряется с каждым годом, особенно у школьников из неблагополучных и неполных семей. Поэтому поиск оптимальных путей гуманизации воспитания для эффективного формирования межличностных отношений подрастающего поколения входит в число первостепенных задач педагогической науки и практики.

Сегодня ученые и педагоги - практики неоднократно обращаются к проблеме формирования межличностных отношений подрастающего поколения, подчеркивая наличие тенденции морального расстройства социума. Изменения, которые постоянно происходят в обществе, определяют переформирования требований, предъявляемых государством и обществом к современной школе. Остается открытым вопрос, каким образом организовать учебно-воспитательный процесс, чтобы изменить к лучшему уровень культуры школьников.

Целенаправленная, систематическая работа по воспитанию навыков и привычек культурного поведения должна начинаться с того момента, когда школьник впервые приходит в школу. Если элементарные нормы культурного поведения не привитые детям с раннего возраста, то позже необходимо перевоспитывать учеников, которые укоренили в себе негативные привычки, что значительно усложняет работу над воспитанием подрастающего поколения [3].

Все это приводит к необходимости поиска новых методов воспитания и педагогических вмешательств, эффективность которых обеспечивается рядом педагогических условий. Каждая из условий, обеспечивает формирование межличностных отношений школьников во внеклассной деятельности вполне самостоятельна в силу своей специфики и назначения, но свой потенциал они раскрывают наиболее полно лишь в совокупности. Итак, определим педагогические условия, способствующие эффективному формированию межличностных отношений школьников во внеклассной деятельности:

- сформированность мотивационно-потребностной сферы личности школьника в обогащении представлений об этикете поведения и осознании нравственных и эстетических норм, принятых в обществе;

- создание культурно - эстетического среды в учебно-воспитательном учреждении;

- организация культурно-досуговой деятельности школьников, нацеленной на закрепление знаний, умений и навыков культурного поведения.

Проанализируем каждую из предложенных педагогических условий формирования межличностных отношений школьников. По первой условия - сформированность мотивационно-потребностной сферы личности школьника в обогащении представлений об этикете поведения и осознании нравственных и эстетических норм, принятых в обществе - под мотивационно - потребностной сферой личности понимается вся совокупность мотивов и потребностей, которые формируются и развиваются в течение ее жизни. Поэтому главной задачей воспитательной работы современной школы является формирование морально развитой, культурной личности, мотивирована на реализацию своего творческого потенциала в обществе, и имеет потребность взаимодействовать с членами социума на основе гуманизма и духовности [2].

Неотъемлемой частью культурного общественной жизни человека является этикет, складывался веками, и представляет собой нормы человеческой жизни. Знание современного этикета расширяет внутренний мир человека, создает для нее возможности успешного общения в окружающем мире.

Нельзя охватить единым правилам этикета все виды, стороны и условия осуществления человеческой жизни. Но осознание типичности сфер общественной жизни и определенных ситуаций позволило выделить и сгруппировать этикетные нормы. Так, например, существуют правила поведения в общественных местах; служебный этикет; этикет знакомства, приветствия, прощания; этикет разных видов общения; правила приема, посещение гостей, поведения за столом; этикет отношений между людьми разного возраста, пола, социального статуса, семейный этикет. В каждой ситуации необходимо применять определенные нормы и правила. В целом же, этикет оправдан единственным нравственным содержанием и своим смыслом [6].

Соблюдение этикета участниками педагогического процесса способствует установлению успешных доверительных отношений между ними, что создает благоприятные условия для успешного воспитания. Создаются условия для укрепления у учащихся нравственного потенциала и эстетического восприятия жизни, людей, природы. Наконец, соблюдение этикета способствует совершенствованию личности, взяла на вооружение правила, в которых проявляется уважение к людям и потребность самому быть приятным участником общения, как делового, так и личного [4].

Второе педагогическое условие - создание культурно-эстетической среды в учебно-воспитательном учреждении. Культурно-эстетическая среда - образовательного учреждения является не только важным источником культурного развития личности, но и идейно-ценностной атмосферой культурного становления личности, определяет духовно-нравственный, творческий и интеллектуальный "климат" учебного заведения, влияет на культурную среду социума, при этом происходит взаимообогащение этих сред [5].

В основе содержания культурной среды школы лежит система концептуальных взглядов, реализуемых в гуманистической парадигме и объясняют механизм становления и реализации педагогических отношений, личностного развития и формирования культурного человека. При рассмотрении культурно-эстетического среды школы понимается такая организация всех элементов учебно- воспитательного процесса, формирует стиль, дух, атмосферу всего школьной жизни [7].

Основным фактором развития культурно - эстетической среды школы выступает становление и совершенствование педагогической культуры ее носителей (педагогов, родителей). Культурная среда школы формируется постепенно, с наполнением ее компонентов идеями и ценностями, содержанием, методами и формами работы, опытом совместной жизнедеятельности. Но все же детерминирующим процессом развития культурно - эстетической среды школы и личности является педагогическое воздействие. Оно выражается в помощи и поддержке ребенка в его индивидуальном развитии и саморазвитии; поддержке школьных традиций, личностно - значимых для детей; в создании условий для коммуникативного обеспечения интерактивного взаимодействия с учениками и коллегами; оказании помощи в освоении правил жизнедеятельности в школе, социуме; реализации культурного опыта педагога в процессе совместной деятельности с детьми и коллегами; участия в организации коллективной жизни и самоуправления, развития новых сообществ в соответствии с культурными запросами школьников [3].

Анализируя третье педагогическое условие – организацию культурно-досуговой деятельности школьников, нацеленную на закрепление знаний, умений и навыков культурного поведения, отметим, что досуг является мощным стимулом для культурного, творческого развития школьников, расцвета их способностей, расширения диапазона интересов, гуманизации мыслей, чувств и поступков, творческой активности [1].

Система культурно - досуговой деятельности включает в себя такие сложные компоненты, которые сами являются самостоятельными системами - это сеть учреждений культуры разных типов (клубных учреждений, парков культуры и отдыха, музеев, дворцов культуры, центров досуга, культурных комплексов, центров народного творчества, кинотеатров, стадионов, библиотек и т.д.). Прояснения основных принципов и функций культурно - досуговой деятельности дает понять, что сущностью культурно - досуговой деятельности школьников является культурное взаимодействие с окружающей средой школьников в свободном для выбора рода занятий и степени активности пространственно- временной среде, детерминированный внутренне (потребностями, мотивами, участниками, выбором форм и способов поведения) и внешне (факторами, порождающими поведение).

Главная функция воспитания состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни; сформировать активную жизненную позицию каждого человека, который привык руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувством общественного долга "связи. Снижение культурно-нравственного уровня общества в целом ведет к необходимости создания новых подходов и путей формирования межличностных отношений личности, особенно в контексте общечеловеческих ценностей и норм поведения. Как известно, фундамент межличностных отношений закладывается в школьном возрасте, что определяет дальнейшее гармоничное развитие личности и общества в целом. Все это указывает на необходимость реорганизации учебно-воспитательного процесса и внедрения в него следующих педагогических условий: сформированность мотивационно-потребностной сферы личности школьника в обогащении представлений об этикете поведения и осознании нравственных и эстетических норм, принятых в обществе; создание культурно-эстетической среды в учебно-воспитательном учреждении; организация культурно-досуговой деятельности школьников, нацеленной на закрепление знаний, умений и навыков межличностных отношений.

Проведенное экспериментальное исследование дало основания для вывода о недостаточной сформированности у младших школьников культуры межличностных отношений, а также способствовало выявлению противоречий развития культуры отношений: между потребностью общества в высокоразвитых, коммуникабельных, пластических, творческих, с высоким уровнем культуры личностях, способных реализовать себя в любой какой сфере деловых отношений, и недостаточным уровнем разработки методик изучения, технологий формирования культуры межличностных отношений; между требованиями современного общества к проявлению культуры отношений в деловой и личной сфере и отсутствием знаний и умений межличностного взаимодействия; между потребностью младших школьников в личностном самоутверждении, самовыражении и неспособностью сделать это положительными способами; между потребностью в теплых, содержательных отношениях с окружающими и трудностями в выборе адекватного поведения; между потребностью в интимно-личностном общении со сверстниками и ограниченностью таких контактов; между потребностью в психологической безопасности, в переживании радостного настроения и отсутствием положительного социально-психологического климата в подростковом коллективе; между стремлением устанавливать контакты и отсутствием умений практиковать модели отношений с противоположным полом; между потребностью подростков в творческой, активной деятельности и традиционными принципами организации воспитательного процесса; между потребностью подростков в расширении знаний и умений по этике отношений и отсутствием соответствующих личностно ориентированных технологий их формирования.

Выделенные противоречия требуют теоретического обоснования и практического создания технологии воспитания культуры межличностных отношений младших школьников.

В процессе формирования культуры межличностных отношений можно выделить две стороны: 1) овладение личностью нормативно-регулятивным аспектом отношений: формирование представлений о принципах построения отношений, механизмы взаимодействия; знания стандартов, стандартов, правил, регламентирующих человеческие отношения; 2) овладение личностью процессуальными аспектами взаимодействия: развитие способности к сопереживанию, умение адекватно эмоционально откликаться на поведение окружающих: способность оценить суб 'объекта отношений и ситуацию, овладение различными конкретными навыками построения отношений [2].

Процесс осмысления сущности культуры межличностных отношений идет от восприятия эмоционально-чувственной привлекательности культуры отношений, признание ценности каждой личности, желания и потребности собственного совершенствования. Первое, у подростков следует сформировать потребность в усовершенствовании своего поведения, в овладении механизмами культуры отношений. Такая потребность, с психологической точки зрения, отмечает И.Харламов, возникает тогда, когда ученик переживает внутреннее противоречие между тем, какой он есть, и тем, каким хочет быть в соответствующей сфере поведения и деятельности [4].

Чтобы решить названные противоречия, нужно создать определенные педагогические условия и ситуации. К таким, в частности, отнесем: анализ подростками совместно с педагогом собственного поведения и особенностей своей личности, которые определяют их поведение во отношениях с другими; выявление недостатков в своем поведении; анализ причин своей ролевой позиции в системе отношений класса; пробуждения желания и стремления в необходимости усвоения знаний, в овладении умений и навыков с целью применения их в повседневных отношениях.

Развертывание процесса формирования культуры межличностных отношений должно предусматривать обращение подростка на самого себя. Его следует научить осмысливать свои побуждения, предвидеть последствия собственных действий и поступков для себя и других людей, согласовывать цели собственного поведения со средствами их достижения. Именно поэтому мы понимаем процесс формирования культуры межличностных отношений не как усвоение норм, правил отношений, внешних требований поведения, а как осмысление и усвоение личностью собственных возможностей, развитие его способностей к общению, устранение личностных факторов, которые препятствуют построению отношений с другими и вооружение необходимыми знаниями и умениями. Подростковый возраст в этом отношении достаточно благоприятным, развитие самосознания подростка создает возможности для самоанализа, самооценки, соотнесение им собственного поведения с социально одобряемыми образцами.

Не менее значимым компонентом процесса воспитания культуры межличностных отношений младших школьников, на наш взгляд, является включение их в деятельность по осмыслению определенных нравственных понятий, ценностей, формирование собственной оценки моральных явлений. Возможности для осуществления такой деятельности имеет организация диспутов, этических студий, философских столов, свободных рассуждений типа эссе и т.

Принципиальное значение для формирования культуры отношений младших школьников мы предоставляем также специально организованной деятельности подростков. Она должна быть многоплановой, иметь возможности для самоутверждения, самореализации личностного потенциала подростков, проявления их ценности, нравственного выбора, зависимости результата деятельности от усилий каждого ребенка, способствовать выработке у подростков соответствующих навыков и привычек поведения, в итоге определяют результативность воспитательной работы. Отметим, что деятельность по формированию культуры отношений должна иметь системный характер, не ограничиваться разовыми воспитательными мерами, должно осуществляться в течение длительного времени. Особые перспективы для воспитания культуры отношений имеет организация совместного взаимодействия подростков, в которой реально пересекаются разные характеры детей и которая служит критерием оценки нравственности подростка во отношениях с другими. Совместная деятельность, указывает И.Бех, является "реальной основой и побуждением морального усовершенствования индивида" [48].

Как было отмечено, формирования культуры межличностных отношений предполагает одновременное воздействие на сознание подростка и включение его в деятельность. Н.Щуркова подчеркивает, что в процессе совместной разносторонней деятельности, в которой школьник взаимодействует с другими людьми, происходит оснащение школьника этическим опытом; приобретаются соответствующие этические умения; формируются устойчивые реактивные черты, которые составляют характер человека; порождается структура личностных ценностей, в системе которых Человек как ценность занимает иерархически более высокое место; формируется осознанное отношение школьника к себе как Человека, приобретается ощущение самоценности [19].

Важным условием развития культуры отношений младших школьников является включение их в разностороннюю деятельность, удовлетворение в ней потребностей подростка в самоутверждении, самовыражении. Однако, как показывает наш опыт, существует противоречие между потребностью включения в деятельность подростков и отсутствием реального поля деятельности. Анализ воспитательной работы в общеобразовательных школах свидетельствует о недостаточном привлечении младших школьников к общей разносторонней деятельности. Участие школьников во внеурочных коллективных делах носит эпизодический характер: для мальчиков это преимущественно спортивные соревнования, для девушек - подготовка к школьным праздникам. Обращение к практике свидетельствует также и о том, что в школе превалирует такой подход к организации внеурочной деятельности, когда воспитательные дела нав 'связываются учителем; ребенок является исполнителем запланированных мероприятий, а не инициатором, соавтором, она лишена возможности принимать собственные решения. Проведение мероприятий не сопровождается оценкой, анализом подростками своих успехов или неудач, не все имеют возможности для собственного самовыражения, самоутверждения в определенной деятельности, в то время как внеурочная деятельность является весомым фактором формирования культуры личности подростка, воспитание положительного отношения к себе, к другим, развития его индивидуальности, порождение и утверждение чувства самоценности, значимости, формирование уважительного отношения к нему сверстников. Условием развития личности в различных видах внеурочной деятельности является ее активность, способность к сознательного, целенаправленного, планомерного преобразования себя, поскольку человеческая культура, подчеркивает А.Лосев, является "сознательная работа духа над своим собственным совершенствованием" [3: 314].

Внеурочная деятельность по воспитанию культуры межличностных отношений направлена на закрепление, углубление знаний, применения их на практике, выработка умений и навыков эффективного взаимодействия, развитие навыков общения. Считаем, что процесс формирования культуры межличностных отношений младших школьников во внеурочной деятельности приобретет большую эффективность при организации специального обучения; участия подростков в различных кружках, клубах по интересам; привлечение младших школьников к различным видам познавательно-преобразовательной, ценностно-ориентационной, организаторской, коммуникативной, спортивной, общественно-полезной деятельности; активизации участия подростков во внеурочной деятельности как основы их самореализации и самоутверждения.

С целью формирования культуры межличностных отношений мы разработали экспериментальную программу с учетом возрастных и психологических особенностей подростков, согласно их потребностей и желаний. Эта программа реализовывалась путем внедрения активных методов обучения и воспитания. Опытно-экспериментальная работа показывает, что развития культуры межличностных отношений младших школьников способствует использование технологий, которые предусматривают одновременное развитие когнитивного аспекта отношений и формирование эмоционально-волевой и практически-деятельностной сфер. Специально подобранные формы деятельности (тренинги, этические студии, этический театр, деловые и ролевые игры, клубы, кружки, факультативы, др.) Предоставляют возможности для проявления инициативы и активности подростков и через мотивационные факторы приводят к усвоению подростками опыта этического взаимодействия. Благодаря рефлексии такой опыт становится внутренним достоянием личности и выступает регулятором поведения ребенка в ситуациях отношений.

Среди форм работы, способствующих налаживанию межличностных отношений подростков, особую роль играет реализация специального факультативного курса. При надлежащей организации и соответствующем теоретическом и методическом обеспечении занятия становятся основой, на которой базируются другие внеурочные формы работы, образуя стройную систему оптимизации межличностных отношений младших школьников. Предлагаемая программа факультативного курса "Культура отношений - основа жизненного успеха молодого человека" построена с учетом опыта нравственного воспитания и требований современности. Изучение курса направлено на формирование знаний, умений и навыков культуры межличностных отношений, воспитания личностных качеств учащихся, их убеждений, мотивов, ценностных ориентаций, толерантности в человеческих отношениях; выработка умений строить на морально-правовых началах свои отношения с другими. В структуре занятий теоретические сведения и практические упражнения, тесты, игры, методики изучения подростками особенностей своей личности, составления самохарактеристик, самопрезентации, выработка правил, кодексов, законов, то есть такие виды работ, которые обеспечивают практическую реализацию теоретических сведений и овладения необходимыми умениями.

К содержанию занятий мы включили также следующие виды работ: решение жизненных ситуаций по проблемам межличностного общения (моделирование проблемных ситуаций, наблюдение за отношениями других, анализ ситуаций собственных отношений с другими), они способствуют развитию аналитических умений, оценки собственного поведения, выработке эффективной стратегии взаимодействия; применение системы учебно-ролевых (деловых) игр: дискуссии, ученические совещания, симпозиумы, семинары, этические суды и тому подобное. Игра позволяет диагностировать состояние подростков, учить их творческом взаимодействии, учить разрабатывать и строить концепции отношений, употребляться в разные ситуации и ролевые позиции; анализировать и находить выход из проблемных ситуаций; приобретать навыки взаимодействия с группой и в группе; развивает чувство общности, единства, ответственности, формирует навыки этической взаимодействия. Применяли систему специальных упражнений на самоанализ, осознание подростками своей личности; упражнения-с выяснения проблемы: мозговой штурм, эссе, очерки, "Аквариум"; творческие лаборатории: выработка кодексов, деклараций, составление разного рода карт, правил и т.д.; упражнения-тренинги, которые позволяют выработать определенные навыки взаимодействия с другими людьми, самоконтроля своих эмоций, состояний, поведения. В ходе активного взаимодействия со сверстниками ученики учатся чувствовать и понимать их, признавать их право на уникальность, неповторимость, формируется положительное отношение к ним. Групповая творческая деятельность гуманизирует отношения подростков, обогащает их опыт в усвоении правил эффективного взаимодействия, учит толерантности, уважения, признания самоценности другой личности.

Обязательными условиями проведения занятий являются: атмосфера психологического комфорта и раскованности; личностно ориентированный подход; включение детей в творческий процесс занятия; побуждение подростков к самостоятельным поискам нестандартных способов решения проблем, возникающих во отношениях с другими; создание ситуации успеха для каждого ребенка.

Опытно-экспериментальная работа показывает, что эффективность воспитания культуры межличностных отношений младших школьников обеспечивается благодаря включению подростков в личностно значимую разнообразную деятельность совместно со своим классом и при условии выработки положительной мотивации у подростков относительно этой деятельности и в отношении тех образцов отношений, которые в ней закрепляются. В нашем исследовании этой цели служили следующие виды деятельности младших школьников: уборка лесопарковой зоны, расчистка лесного источника, посадка деревьев (полезные дела "Лесной источник", "Школьный сад", "Поляна уюта") "Создание уюта в малом мире" (помещение класса, школы, двор 'я) деятельность по организации отдыха младших школьников: воспитательные часы, сказки-инсценировки, походы, игры; День самоуправления; создания галереи - выставки "Живой портрет"; журналистское расследование "С скрытой камерой"; велопробег "Дорогами боевой славы"; веселые посиделки "Классная семейка" и т. Личностно значимое совместная деятельность способствует формированию устойчивых убеждений, дисциплинирует подростков, развивает инициативу, творчество, влияет на развитие чувств, характера, формирует коммуникативные способности, повышает уровень личностной культуры. Дети усваивают нормы общежития, сотрудничества, учатся развязку связывать жизненные задачи в ходе совместной деятельности, регулировать свои эмоции, корректировать поведение.

Обобщая изложенное, отметим, что процесс формирования культуры межличностных отношений младших школьников предусматривает подбор таких форм и методов, которые бы делали возможным одновременное воздействие на сознание и практическую деятельность школьников; обращение к жизненному опыту подростков и реальных ситуаций отношений; организацию их совместной деятельности в качестве критерия оценки уровня их нравственности во отношениях. Большое значение приобретает реализация специального факультативного курса в качестве основы для образования стройной системы разных форм внеурочной деятельности, в комплексе служат для решения задачи оптимизации отношений в подростковом коллективе. Среди таких клубы, студии, этический театр, социодрама, кружки, симпозиумы, конференции и т.д., воспитательные возможности которых будет охарактеризован в следующих работах.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 639.