ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 9

1.1 Основные аспекты понятия межличностных отношений младших школьников 9

1.2 Особенности формирования межличностных отношений младших школьников во внеурочной деятельности. 26

Выводы к первой главе. 40

ГЛАВА II. Модель и педагогические условия формирования межличностных отношений у младших школьников во внеурочной деятельности.. 42

2.1 Модель формирования межличностных отношений младших школьников во внеурочной деятельности. 42

2.2. Педагогические условия формирования межличностных отношений у младших школьников. 50

2.3. Анализ опытно-экспериментальной работы по формированию межличностных отношений младших школьников во внеурочной деятельности. 68

Выводы по второй главе. 78

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 79

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 82

 



ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Процессы демократизации и гуманизации в российском обществе требуют изменения приоритетов воспитания современного школьника. Рост количества различных социальных контактов, в которые вступает личность, требует сформированности у нее нравственных знаний, умений и навыков межличностных отношений, развития соответствующих деловых и личностных качеств.

В "Национальной доктрине развития образования Российской Федерации", Конвенции ООН "О правах ребенка" подчеркивается необходимость создания условий для развития и самореализации каждого человека, воспитание у детей и молодежи способности противодействовать проявлениям бездуховности, формирования умений межличностного общения и высокой культуры отношений.

В п.8  ФГОС ООО нового поколения указано, что личностное развитие учащихся начальной школы включает сформированность значимых социальных и межличностных отношений в их среде, ценностно-смысловых установок, которые отражают их личностные и социально значимые позиции в деятельности, а метапредметные – самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организацию учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками.

Проблему развития младших школьников как субъекта педагогического процесса раскрывают в своих трудах такие отечественные педагоги и психологи, как К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, Л.И. Божович, Л.В. Выготский, Я.Л. Коломинский, А.Н. Леонтьев, Б.Д. Парыгин, А.В. Петровский, А.А. Реан, Е.Н. Шиянов, Д.Б. Эльконин и др..

Имеется целый ряд фундаментальных исследований, которые рассматривают данную проблему с разных сторон. Большое значение в развитии теории отношений имеют работы таких ученых, как Б.Г.Ананьев, В.М. Бехтерев, М.П. Денисов, А.Ф. Лазурский, Н.И. Касаткин. В трудах ученых дается общая характеристика, структура и функции межличностных отношений. Н.Н. Обозов и Р.М. Грановская в своих исследованиях дают классификацию межличностных отношений. В исследованиях А.А. Бодалева, Н.Н. Богомоловой, Е.М. Дубовской, Г.В, Дьяконова проанализированы анализ взаимосвязи социальных отношений с общением.

В работах А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова, А.В. Мудрика, В.М. Мясищева и др. исследован процесс общения, его генезис и развитие отношений в межличностном взаимодействии; установлены причины и механизмы разрешения социальных конфликтов. Проблема общения также раскрывается в психолого-педагогической науке в работах Б.Г. Ананьева, А.А. Добрович, В.А. Кан-Калика, Н.Д. Никандрова, Р.С. Немова, Ю.М. Орлова, В.Н. Панферова, Л.А. Петровской и др.

В изучение возрастных и индивидуальных особенностей развития младших школьников внесли большой вклад многие отечественные, среди которых Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Т.В. Драгунова, И.В. Дубровина, И.С. Кон, B.C. Мухина, Д.И. Фельдштейн, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин и др., и зарубежные классики педагогической науки (Ж. Пиаже, Э. Эриксон и др.).

Таким образом, очевидно, что проблема формирования и условий ее решения во внеурочной деятельности является не только актуальной, но и необычайно значимой. Однако, она остается недостаточно изученной, что подтверждается недостаточным ее представлением в научной педагогической литературе.

Актуальность представленного исследования обусловлена необходимостью разработки и внедрения в воспитательный процесс общеобразовательной школы содержательных и адекватных вызовам времени инновационных технологий формирования межличностных отношений у младших школьников.

В решении этой проблемы существенную роль играет внеурочная деятельность, ориентированная на расширение и углубление знаний, умений и навыков школьников, развитие их самостоятельности, индивидуальных способностей, удовлетворения интересов и налаживания позитивных отношений со сверстниками. Однако изучение воспитательного процесса общеобразовательной школы указывает на традиционность содержания и организации внеурочной деятельности младших школьников: отсутствие или эпизодичность форм работы, которые побуждают школьников к активно-творческой деятельности, способствуют удовлетворению их потребности в общении, во взаимодействии; ориентация деятельности воспитанников на результат, а не на содержание отношений, на внешний аспект, а не на активизацию внутренних сил личности; репродуктивный характер деятельности, лишен познавательной и личностно развивающей основы.

Несмотря на то отметим, что научных исследований, которые бы раскрывали сущность и содержание формирования межличностных отношений младших школьников во внеурочной деятельности, недостаточно. Итак, социальная значимость, практическая необходимость повышения культуры отношений среди младших школьников, а также недостаточная теоретическая и методическая разработанность данной проблемы и определили выбор темы нашего исследования: "Условия формирования межличностных отношений младших школьников во внеурочной деятельности".

Цель исследования: определить, модель и условия формирования межличностных отношений младших школьник во внеурочной деятельности.

Объект исследования – процесс воспитания младших школьников во внеурочной деятельности.

Предмет исследования – педагогические условия формирования межличностных отношений у младших школьников во внеурочной деятельности.

Исследование основано на гипотезе, согласно которой условия формирование межличностных отношений младших школьников во внеурочной деятельности будет эффективным, если:

- выявлена сущность и содержание понятия межличностных отношений младших школьников;

 - определены критерии и показатели, охарактеризованы уровни сформированности межличностного общения младших школьников;

 - учитываются и последовательно реализуются педагогические условия эффективного формирования межличностных отношений младших школьников во внеурочной деятельности:

1) организация коллектива младших школьников на основе совместной их деятельности, последовательная работа по его сплочению;

2) обеспечение комплексного педагогического воздействия на личностный, мотивационно-ценностный, информационный, поведенческий компоненты межличностных отношений младших школьников в процессе внеурочной деятельности;

3) привлечение младших школьников к нравственной оценке их поведения;

4) гуманно-личностный подход к младшим школьникам;

5) взаимодействие учителя и семьи в формировании межличностных отношений младших школьников во внеурочной деятельности.

Согласно цели и гипотезы поставлены следующие задачи:

1. Раскрыть сущность и содержание понятия "межличностные отношения младших школьников" как системы взаимосвязанных компонентов и выяснить особенности отношений младших школьников во внеурочное время.

2. Определить критерии, показатели и уровни сформированности межличностных отношений младших школьников.

3. Разработать и внедрить модель формирования межличностных отношений младших школьников.

4. Экспериментально проверить модель и педагогические условия эффективного формирования межличностных отношений младших школьников во внеурочной деятельности.

Методологической основой исследования являются положения о взаимосвязи объективных и субъективных факторов в процессе формирования личности, ее активную позицию по отношению к собственному совершенствованию; теория и практика развития личности; идеи гуманистической педагогики; системный, культурологический, гуманно-личностный, деятельностный, аксиологический подходы. Теоретико-методологической основой исследования являются:

- труды теоретиков и практиков отечественной педагогики А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, В.А. Сухомлинского;

- социально-психологические исследования о развития личности в системе межличностных отношений (Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, Л.С. Выготский, А.А. Катаева-Венгер, И.С. Кон, Ю.Н. Кулюткин, В.Н. Мясищев, Р.С.Немов, А.В. Петровский В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов и др.), а также философские, социологические, этнографические, психологические работы педагогического характера в сфере общения (A.M. Баскаков, B.C. Грехнев, А.Б. Добрович, В.А. Кан-Калик, А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, А.В. Мудрик);

- работы по теории деятельности (Л.И. Анциферова, А.А. Леонтьев, А. Маслоу, Г. Олпорт, А.В. Петровский, К. Роджерс М.Г. Ярошевский и др.);

- концепции воспитания учащихся средствами внеурочной деятельности (Б.3. Вульфов, А.Я. Журкина, И.П. Иванов, Г.М. Иващенко, С.В. Сальцева и др.);

- исследования возрастных особенностей младшего школьного возраста и, соответственно, специфики педагогической деятельности с детьми данной возрастной категорий (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.С.Кон, B.C. Мухина, Д.И. Фельдштейн, Э. Шпангер, Э. Штерн, Э. Эриксон и др.)

С целью решения поставленных в исследовании задач и проверки гипотезы был применен комплекс методов исследования:

- Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, нормативных документов, синтез, сравнение, систематизация, моделирование, обобщение, что позволило раскрыть состояние разработки проблемы исследования, ее актуальность, уточнить содержание и структуру понятия "межличностных отношений младших школьников"; системно-структурный, сравнительный анализ для определения экспериментальной модели формирования межличностных отношений младших школьников во внеурочной деятельности;

- Эмпирические: анкетирование, беседы с младшими школьниками, тестирование, наблюдение за поведением школьников, организацией их внеурочной деятельности, воспитательным процессом школы применялись с целью изучения уровней сформированности у младших школьников межличностных отношений и обоснование выводов о целесообразности оптимизации их внеурочной деятельности для повышения уровня их культуры в межличностном взаимодействии;

- Экспериментальные (констатирующий, формирующий эксперимент) использовались с целью моделирования и проверки эффективности обоснованных теоретических положений по формированию межличностных отношений младших школьников; математической статистики применялись для обработки полученных данных и установления количественных зависимостей между исследуемыми явлениями и процессами.

Экспериментальная база исследования _________

Практическое значение полученных результатов заключается в обобщении практического опыта общеобразовательных учебных заведений по формированию во внеурочной деятельности межличностных отношений у младших школьников, в разработке и апробации модели формирования межличностных отношений младших школьников во внеурочной деятельности.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения к разделам, общих выводов, списка литературы, приложений.


 


Выводы к первой главе

1. Анализ психолого-педагогической литературы послужил основанием для формулировки понятия «межличностных отношений младших подростков» и определения его содержательных компонентов.

Мы определили, что межличностные отношения детей младшего школьного возраста зависят от многих факторов, среди которых успешность в обучении, взаимная симпатия, общность интересов, внешние жизненные обстоятельства, половые признаки. Все эти факторы влияют на выбор отношений ребенка со сверстниками и их значимость. В основе развития отношений у детей лежит потребность в общении, и эта потребность меняется с возрастом. Она удовлетворяется разными детьми неодинаково. Каждый ребенок занимает особое положение и в системе личных, и в системе деловых отношений, на которые влияют успехи ребенка, его личные предпочтения, интересы, языковая культура, индивидуальные этические качества.

2. Выделены психофизиологические и возрастные особенности младших подростков, которые являются определяющим фактором формирования межличностных отношений: мотивационная сфера, эмоциональная сфера, когнитивная сфера, поведенческая сфера.

3. Согласно ФГОС ООО нового поколения, в условиях воспитательного процесса основной школы образовательных учреждений среда воспитания и развития обучающихся включает урочную, внеурочную и общественно значимую деятельность. В нашем исследовании мы поставили задачу рассмотреть внеурочную деятельность как фактор формирования культуры межличностных отношений младших подростков.

Мы придерживаемся позиции Е.Б. Евладовой, которая считает, что «внеурочная работа это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе между одноклассниками, между учащимися и классным руководителем, между разными группами в классе».

При этом выделяем своеобразие содержания и организации внеурочной деятельности для детей младшего подросткового возраста: ведущая роль учителя, расширение коллективного взаимодействия, повышение уровня духовно-нравственного развития, выявление и использование интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся, расширение форм деятельности, ее познавательный характер, требования к результатам, коррекция условий для индивидуального развития.


 


Рис 2.1. Модель формирования межличностных отношений младших школьников во внеурочной деятельности

Следующим компонентом модели являются принципы, в совокупность которых входят:

· учет индивидуальных особенностей подросткового возраста и специфика его развития в соответствии с личными природными возможностями (природосообразности);

· связи обучения с жизнью;

· экологии отношений;

· системности и последовательности;

· культуросообразности;

· сотрудничества, добровольности, признания субъектами друг друга в качестве участников равноправного взаимодействия.

Все группы принципов тесно связаны между собой, воплощение одного принципа возможно при условии реализации остальных.

Содержание исследуемой деятельности потребовало включить в модель:

- разработку педагогической диагностики, изучение индивидуальных особенностей членов коллектива;

- выявление и реализацию комплекса мероприятий, направленных на формирование компонентов межличностных отношений младших школьников и др.;

- изучение влияния педагога на воспитанника через убеждения, нравоучения, требования, приказы, поощрения, личный пример, личный авторитет, просьбы, совет;

- создание специальных ситуаций, которые ориентируют воспитанника на пересмотр или убеждение в проявлении личного отношения к происходящему, выражение позиции, осуществление поступка, на проявление характера, формирующие позитивные межличностные отношения;

- учет коллективного мнения или мнения группы, личностно значимого для воспитанника;

- выявление причин успехов, неудач, путей преодоления трудностей, нахождение способов достижения цели при установлении межличностных отношений т.п.;

- общение при личном контакте;

- использование информационного пространства и социального опыта в кругу семьи, в процессе дружеского общения с ровесниками и др.

Существует множество классификаций методов, которые используются в воспитательной деятельности:

- объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, частично-поисковый (эвристический), исследовательский (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин [80; 128].

- традиционно принятые, инновационно-деятельностные, неформально-межличностные, тренингово-игровые, рефлексивные (И.П. Подласый) [105];

- формирование социального опыта (поручение, требование, упражнение, пример); осмысление своего поведения (беседа, дискуссия, рассказ); самоопределение личности школьника (задание самому себе); стимулирование и коррекция действий, межличностных отношений (поощрение, наказание, соревнование) (С.А. Смирнов) [134];

- формирование сознания (беседа, лекция, диспут, пример, показ образцов, убеждение); организация деятельности и накопления опыта общественного поведения (педагогическое требование; общественное мнение; приучение; упражнение; создание воспитывающих ситуаций; общение; поручение; виды деятельности); стимулирование деятельности, сознания и поведения (соревнование; поощрение; наказание; принуждение; перспектива); контроль и самоконтроль (педагогическое наблюдение, специальные беседы, опрос, анализ результатов деятельности, оценка) (В.А. Сластенин и Г.И. Щукина [104; 129].

В качестве методов воспитания в нашей модели выступают: методы организации и самоорганизации детского воспитательного коллектива, методы повседневного систематического целенаправленного общения, товарищеского, доверительного взаимодействия в обыденных и экстремальных ситуациях; моделирование педагогического общения педагогов с учащимися, общение воспитанников между собой; микропреподавание, ролевые игры, социально-психологический тренинг, методы тестирования и анкетирования, обсуждение с педагогами, участвующими в эксперименте методики разрешения типичных педагогических ситуаций, а также посещение и анализ воспитательных мероприятий в средней (основной) школе, методы детской самодеятельности; методы педагогического и психологического прикосновения воспитателя к личности ребенка в целях коррекции его сознания и поведения, стимулирования или торможения его деятельности, обращения к личности в жизненных ситуациях.

При реализации методов, которые были использованы в нашем исследовании, мы учитывали общие закономерности образования методов воспитания и обучения, которые включали: эффективность применения метода через его многофункциональность; оптимальное сочетание системы методов, определяющее качество воспитательного процесса; учет предшествующего опыта младших подростков, педагога и родителей.

В нашей модели формы воспитания были представлены как на индивидуальном уровне - беседы воспитателя с одним воспитанником, обсуждение плана выполнения индивидуального проекта и др., так и на групповом - несколько участников находятся в непосредственном контакте, и этот контакт находится под непосредственным сопровождением взрослого.

В качестве форм, используемых при формировании культуры межличностных отношений младших подростков во внеурочной деятельности выступают организационные формы воспитания, сформулированные в ФГОС ООО: экскурсии, кружки, секции, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые исследования через организацию деятельности обучающегося во взаимодействии со сверстниками, педагогами, родителями и т.д., а также: проекты, кураторские часы, научно- практические конференции, викторины, конкурсы, беседы, вечера, встречи, дискуссии, дебаты, круглые столы и др.

Однако, следует учитывать, что формы воспитания зависят от конкретных педагогических ситуаций, и поэтому они разнообразны и носят творческий характер, а порой индивидуально неповторимы.

В модель были включены все виды внеурочной деятельности, обозначение в ФГОС ООО: игровая, познавательная, досугово- развлекательная деятельность (досуговое общение), проблемно-ценностное общение; художественное творчество, социальное творчество (социальная преобразующая добровольческая деятельность); техническое творчество, трудовая (производственная) деятельность, спортивно-оздоровительная деятельность; туристско-краеведческая деятельность.

Основными средствами формирования культуры межличностных отношений младших подростков в нашем эксперименте выступали: художественная литература, печатные материалы СМИ, информационные ресурсы сети Интернет, обогащающие кругозор младших подростков сведениями о культуре, истории, ценностях личностного общения и др.; культивирование игры, в том числе ролевых игр, и др.

Заключительный компонент модели – результативный. В качестве результата внедрения модели во внеурочную деятельность выступает положительная динамика роста уровня сформированности культуры межличностных отношений младших подростков.



Таблица 2.1

  Этапы и сроки эксперимента Цель, задачи Формы и методы Субъекты деятельности Ожидаемый результат
1. Констатирующий этап   Цель: определить имеющийся уровень межличностных отношений младших школьников в коллективе Задачи: 1. Разработать критерии, показатели и методы диагностики уровней сформированности коммуникативных способностей младших школьников. 2. Выявить исходный уровень развития межличностных отношений младших школьников в группе посредством социометрии и теста Кеттелла (модифицированный вариант). наблюдения; опрос; беседы с родителями и детьми; социометрия   Школьники младших классов Выявить основные проблемы в межличностных отношениях сверстников, определить позитивные и негативные факторы воздействия на них
2. Формирующий этап   Цель: Определить основные направления и содержания работы с учащимися, формы и методы работы, средства педагогического влияния. Задачи: Реализовать основные направления и содержание работы по формированию межличностных отношений с помощью участия школьников в занятиях клуба "Улыбка", с использованием рабочей тетради "Путешествие в мир общения" Коммуникативные игры, тренинги, упражнения, игровые задания, беседы Школьники младших классов, педагоги, родители Практически проверить положения гипотезы  
3. Контрольный этап   Цель: выявить эффективность применения форм и методов, влияющих на формирование межличностных отношений младших школьников Задачи: 1.Сделать сравнительный анализ полученных результатов по данным диагностического исследования. 2.Оценить деятельности школы и семьи по формированию межличностных отношений в школьном коллективе. 3.Дать теоретическую интерпретацию выводов и положений исследования: оформить научно-практические рекомендации по формированию межличностных отношений младших школьников. Количественный и качественный анализ полученных данных; метод математи-ческой обработки данных Школьники младших классов Сделать выводы, подтвердить или опровергнуть гипотезу

На начальном этапе мы использовали методику исследования межличностных отношений в группе (Дж.Морено, социометрия) и тест Кеттелла, модифицированный вариант( адаптирован Э.М.Александровской).

Методика позволила выявить:

· диагностику эмоциональных связей, взаимных симпатий между членами группы;

· измерение сплоченности и разобщенности (конфликтности) между членами группы;

· авторитета в группе по признакам симпатии и антипатии (лидер, звезды, изолированные);

· обнаружение внутригрупповых отношений, сплоченных образований в группе.

Анализ социоматрицы по каждому критерию дал достаточно наглядную картину отношений в группе.

По результатам анализа экспериментального исследования на констатирующем этапе мы получили следующие результаты.

Таблица 2.2.

Содержание занятий.

№ п/п Тема урока Содержание занятия Перечень используемых упражнений.
1. Основные способы общения. Понятие общения. Виды общения: речь, мимика, жесты. Секрет 1. Называй друга по имени, и он будет обращаться к тебе так же. Беседа об общении, видах общения. Упражнения: "Давайте познакомимся", "Лица", "Маски", "Жесты", "Иностранец", "Эти разные слова", "Тише, Танечка, не плачь".
2. Секреты общения. Внимание к окружающим людям. Этикет, правила поведения. Тренинг по развитию сензитивности. Тренировка восприятия партнера в общении. Секрет 2. Будь внимателен к тем, кто тебя окружает, и люди будут уважать тебя. Беседа об этикете, правилах поведения. Упражнения: "Опиши партнера", "Маленький художник", "Тропинка", "Белые медведи".
3. Секреты общения. Умение слушать.

Рефлексия. Развитие внимания к окружающим. Осознание своих чувств. Помехи и затруднения в общении.

Секрет 3. Умей внимательно слушать другого, и ты узнаешь много нового.

Секрет 4. Будь вежлив, и у тебя будет много друзей.

Беседы о слагаемых общения, коммуникативной культуре, правилах вежливости.

 

Упражнения: "Назови по имени", "Прикосновение", "Испорченный телефон", "Слушаем тишину", "Интонация", "Сочиняем сказку", "Если б я был волшебником", "Подарок", "Встречи", "Царевна Несмеяна", "Маленький художник", "Волшебные картинки", "Вежливые слова", "Ссора", "Магазин вежливых слов", "Лужа".

Художественные произведения: Дж. Родари "Розовое слово", "Привет" (урок 5), В. Осеева "Хороший поступок" (урок 6).

4. Секреты общения. Правила вежливости.
5. Секреты общения. Вежливое отношение к людям
6. Секреты общения. Взаимоуважение
7. Секреты общения. Умение понимать состояние другого Тренировка восприятия партнера в общении. Беседа о причинах хорошего и плохого настроения. Упражнения: "Маски", "Интонация", "Цветопись настроения", "Цветик-многоцветик".
8. Секреты общения. Умение учитывать позицию другого. Рефлексия. Развитие внимания к окружающим. Причины психологического дискомфорта, агрессии. Секрет 5. Умей поставить себя на место другого, и ты сможешь понять его поступки. Беседа о причинах конфликтов, агрессии. Упражнения: "Ссора", "Встреча", "Жмурки", "Ключ", "Найди ведущего", "На узкой тропинке".
9. Секреты общения. Умение задавать вопросы вежливого обращения. Вербальное общение. Конструктивные и деструктивные формы влияния на собеседника. Правила "хорошего слушания". Интонирование голоса и результативность общения. Этикет отношений. Беседа о правилах "Хорошего слушания".   Упражнения: "Иностранец", "На улице", "Да" и "Нет" не говорите".
10. Секреты общения. Что такое дружба? Дружба. Важность коммуникативных качеств (видеть и понимать сверстников, ценить каждого, выделять характерные черты). Тренировка восприятия партнера в общении Беседа об уважении и принятии другого. Упражнения: "Экспресс-социометрия", "Ценные качества", "Игра в другого человека", "Пожелания".

Тренинги вызывают большой интерес со стороны родителей. Отзывы показывают, что тренинги зарекомендовали себя как эффективное средство развития толерантного общения, преодоления внутрисемейных конфликтов "отцов и детей", установления позитивных отношений, как между родителями, так и между классным руководителем, психологом и родителями.

Приводим тематику использованных нами в работе с учащимися тренингов:

- "Я и группа: толерантность к себе и другим";

- "Пойми и помоги ребёнку";

- "Кто виноват?";

- "Возрастные кризисы";

- "Родительская любовь".

После формирующего этапа был проведён контрольный этап, который заключался в подведении итогов, анализе, обсуждении результатов, обобщении данных экспериментальной работы. Он проводился при помощи тех же методик, что и констатирующий. В результате проведенной работы мы получили следующие результаты.

Таблица 2.5.

Выводы по второй главе

Мы сделали попытку изучить основные особенности формирования межличностных взаимодействий в группе сверстников младшего школьного возраста. Мы выяснили, что проблема межличностных отношений младших школьников актуальна, поскольку:

• межличностные отношения, которые пронизывают ученический коллектив, оказывают сильнейшее воздействие на жизнь каждого школьника и на деятельность группы в целом;

• от характера межличностных отношений учащихся зависит успешность их обучения и отношение к школе в целом;

• неблагополучие во отношениях со сверстниками, переживание своей отторгнутости от группы могут служить источником тяжелых осложнений в развитии личности, состояние психологической изоляции отрицательно сказывается на формировании личности человека и на его деятельности.

Проблема формирования межличностных отношений чрезвычайно актуальна, т.к. одним из требований к личностным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования является развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование проблемы формирования межличностных отношений младших школьников во внеурочной деятельности позволяет нам сделать выводы, подтверждающие правильность исходной гипотезы.

Первая задача нашего исследования формулировалась так: раскрыть сущностную и содержательную характеристику понятия "межличностных отношений младших школьников".

При ее решении мы проанализировали на философском, психолого-педагогическом и социологическом уровне трактовки терминов "отношение", "общение", "межличностные отношения".

 "Культура межличностных отношений младших школьников" - это интегративная характеристика субъекта, включающее в себя: ценностно-ориентированное единство и эмоциональную близость к субъектам отношений; мотивацию к позитивному взаимодействию с участниками межличностного общения; уважение к моральным нормам, правилам поведения, принятым в обществе; систему знаний, умений и навыков межличностных отношений, обеспечивающая успешное взаимодействие со сверстниками, взрослыми и окружающими в разнообразных жизненных ситуациях.

Решение второй задачи, поставленной нами в исследовании, позволило на основе изучения психолого-педагогической литературы и практики деятельности основной школы образовательного учреждения проанализировать особенности индивидуальных возрастных и специфических особенностей младшего школьника и выделить среди них те, которые влияют на уровень формирования межличностных отношений в мотивационной, эмоциональной, когнитивной и поведенческой сферах, а также влияние внеурочной деятельности как фактора формирования межличностных отношений младших школьников.

Мы посчитали важным уточнить, используя материалы ФГОС ООО и последующие теоретические и практико-ориентированные документы, содержание внеурочной деятельности как фактора формирования межличностных отношений младших школьников, как неотъемлемую часть образовательного процесса в школе, объединяющую все виды деятельности (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания для эффективного формирования межличностных отношений в классе.

Следующая задача, поставленная нами в исследовании, была связана с построением модели формирования межличностных отношений младших школьников во внеурочной деятельности.

В своей работе мы использовали модель формирования межличностных отношений, предложенную Е.П. Варфоломеевой.

При этом особое внимание было уделено системно-деятельностному подходу как основе Федеральных стандартов нового поколения, нацеливающему образовательный процесс на учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, и обеспечивающему соблюдение требований к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования в сфере внеурочной деятельности: личностным, включающим сформированность значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, и метапредметным, включающим самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками.

Она включала: цель, задачи, принципы, содержание, формы, методы, виды и средства, а также результат.

Далее нами сформулированы и экспериментально проверены в условиях воспитательного процесса основной школы образовательного учреждения педагогические условия формирования межличностных отношений младших школьников во внеурочной деятельности.

Их интеграция в воспитательное пространство основной школы образовательного учреждения, как показало наше экспериментальное исследование, наиболее эффективно донесет до воспитанников личностно значимый смысл умения создавать, поддерживать и сохранять на долгий период позитивные межличностные отношения, помогающие избегать конфликты, поддерживать устойчивость в совместной деятельности, в личностном общении.

Проведенное исследование не исчерпывает всей полноты изучаемой проблемы. Дальнейшей разработки требуют такие темы, как: подготовка педагогов, классных руководителей к формированию культуры межличностного общения младших школьников, сотрудничество педагогических коллективов средней общеобразовательной школы и учреждений дополнительного образования по изучаемой проблематике и др.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алешина, Ю.Е. Социально-психологические методы исследования / Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.С. Дубровская. – М., 2007

2. Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. -М., 1988.

3. Андреева, Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. – М.: 2008.

4. Антонова, Т.В. Роль общения в регулировании отношений детей дошкольного возраста: Дис. ... канд. псих. наук / Т.В. Антонова. – М., 1983.

5. Анцупов, А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе / А.Я. Анцупов. – М., 2003.

6. Асмолов, А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа: Учебник. – М., 1990.

7. Артюхова Т. П., Барышников Е. Н., Жукова Н. А., Шавринова Е. Н. Воспитательный потенциал внеурочной деятельности в начальной школе: модели и методы. - СПб.: СПб АППО, 2011. – 108 с.

8. Белопольская Н.Г. Психологические исследования мотивов учебной деятельности у детей. — М.,1999.

9. Байкова Л. А. Исследование социального здоровья детей и учащийся молодежи: теоретико-методологические основы // Педагогическое образование и наука – 2006. - №3. – 59-63.

10. Байкова, JI.A. Теория и практика воспитания: Учеб. пособие /Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина и др.. – Рязань, 1997.

11. Бернштейн, B.JI. Подготовка школьников к общению с носителями языка: Дис. . канд. пед. наук / В.Л. Бернштейн. – Пятигорск, 2001.

12. Библер, B.C. Две культуры. Диалог культур (опыт определения) / В.С. Библер // Вопросы философии. 1989. № 6.

13. Бодалев, А.А. Личность и общение / А.А. Бодалев. – М., 1995. 144

14. Бодалев, А.А. Психология общения. Избранные психологические труды / А.А. Бодалев. – М.; Воронеж, 2002.

15. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте /Л.И. Божович. – СПб., 2008. 28. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / Л.И. Божович. – М., Воронеж, 1995.

16. Бойко, А.Н. Теория и методика формирования воспитывающих отношений в общеобразовательной школе / А.Н. Бойко. – Киев, 1991.

17. Большая советская энциклопедия: В 30 т. – М., 1969-1978.

18. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещерякова, В. Зинченко. – СПб., 2004.

19. Борытко, Н.М. Субъектная позиция как цель воспитания / Н.М. Борытко// Педагогические проблемы становления субъектности школьника, студента, педагога в системе непрерывного образования. – Волгоград, 2001. Вып. 2.

20. Борытко, Н.М. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков / Под ред. Н.М. Борытко. – М., 2007.

21. Бочаров,а В.Г. Педагогика отношений в социуме: перспективная альтернатива. – М., 1991.

22. Буева, Л.П. Человек: деятельность и общение: Монография /Л.П. Буева. – М., 1978.

23. Бурнашова И.В. Педагогические условия формирования толерантности у младших школьников во внеучебной деятельности в школах с углубленным изучением иностранного языыув: Дис. ... канд.пед. наук. / И.В. Бурнашова. – Ярославль, 2006.

24. Васильева-Гангус Л. "Азбука вежливости", М., 1984;

25. Венецкая А.Б. Региональный компонент и формирование культуры общения у младших школьников //Начальная школа плюс до и после// № 2 - 2007.

26. Вердербур Р. Психология общения: тайны эффективного взаимодействия / Р. Вердейбер, К. Вердербер. – СПб., 2010.

27. Гин С. И. Прокопенко И. Е. "Первые дни ребёнка в школе" Москва, 2000.

28. Гозман, Л.Я. Психология эмоциональных отношений. – М., 1987.

29. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность младших школьников. Методический конструктор: Пособие для учителя/ Д. В. Григорьев, П. В. Степанов – М.: Просвещение, 290-223 с.

30. Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя. Москва, 2008.

31. Дубровина, И.В. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений /И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан; Под ред. И.В.Дубровиной. – М., 1999.

32. Евладова, Е.Б. Дополнительное образование детей / Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова, Н.Н. Михайлова. – М., 2002.

33. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов /И.А. Зимняя. – М., 2002.

34. Ивочкина, Т.Н. Внеурочная деятельность в продуктивно ориентированной открытой школе : Сборник. – Новокузнецк, 2006.

35. Карелина, И.О. Возростная психология развития: тексты лекций: Учеб.-метод. пособие / И.О. Карелина. – Ярославль, 2009.

36. Катаева-Венгер, А.А. Трудный возраст: подростки сегодня / А.А. Катаева-Венгер. – М., 2002.

37. Клюева, Н.В. Учим детей общению / Н.В. Клюева. – Ярославль, 1996.

38. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: для студ. высш. И сред. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М., 2001.

39. Козлова, Е.В. Педагогические условия социального воспитания школьников во внеучебной деятельности: Дис. … канд. пед наук / Е.В.Козлова. – Оренбург, 2000.

40. Коломинский Я. Я. Психология личных отношений в детском коллективе. – Минск. 1969. – с. 74 – 75.

41. Коломинский, Я.Л. Социальная психология школьного класса: Науч.-метод. пособие для педагогов и психологов / Я.Л. Коломинский. – Минск, 2003.

42. Конникова Т.Е. Роль коллектива в формировании личности школьника: Автореф. ... дис. д-ра пед. наук / Т.Е. Конникова. – Л., 1970.

43. Коротов В.М. Развитие воспитательных функций коллектива /В.М. Коротов. – М., 1974.

44. Лаврентьева Л.И. "Школа и нравственное воспитание личности", "Завуч начальной школы", №5, 2004.

45. Леонтьев, А.А. Психология общения / А.А. Леонтьев. - Тарту, 1974.

46. Лесгафт, П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение: Монография / П.Ф. Лесгафт. – М., 2010.

47. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. – СПб., 2009.

48. Матюшкин, А.М. Развитие творческой активности учащихся / А.М. Матюшкин. – М., 1991.

49. Мудрик, А.В. Общение в процессе воспитания. – М., 2001.

50. Мясищев, В.Н. О взаимосвязи общения, отношения и общения как проблеме общей и социальной психологии / В.Н. Мясищев // Социально-психологические и лингвистические характеристики форм общения. – Л., 1970.

51. Мясищев, В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды / В.Н. Мясищев. – М.; Воронеж, 1995.

52. Нестеров, А.Н. Социализация подростков в условиях межличностных отношений в общеобразовательной школе: Дис. ... канд. пед. наук / А.Н. Нестеров. – Карачаевск, 2005.

53. Новикова, Л.И. Педагогика детского коллектива / Л.И. Новикова.– М., 1978.

54. Обозов, Н.Н. Межличностные отношения: Монография / Н.Н.Обозов. – Л., 1979.

55. Петровская, Л.А. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг / Л.А. Петровская. – М., 1989.

56. Петровский, А.В. Личность. Деятельность. Коллектив / А.В.Петровский. – М., 1982.

57. Подласый, И.П. Педагогика: 100 вопросов 100 ответов. – М.,2001.

58. Попикова, Н.Ю. Формирование межличностных отношений в процессе учебного взаимодействия учителя и ученика: Дис. ...канд. пед. наук / Н.Ю. Попикова. – Челябинск, 1998.

59. Психология: Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М., 1990.

60. Психологический словарь / Авт.-сост. В.Н. Копорулина, М.Н. Смирнова, Н.О. Гордеева, JI.M. Балабанова. – Ростов н/Д, 2003.

61. Самоукина, Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы / Н.В. Самоукина. – М., 1993.

62. Семенюк, Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб.пособие для студентов / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М., 1996.

63. Слободчиков, В.И. Психология человека / В.И. Слободчиков, В.И. Исаев. – М., 1995.

64. Слободчиков, В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. – М., 2000.

65. Смирнова, Е.Ю. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе / Е.Ю. Смирнова // Вопросы психологии. 1994. №6.

66. Современный психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерикова, В.П. Зинченко. – СПб., 2006.

67. Соловьева, Н.Р. Воспитание гуманистических межличностных отношений подростков во внеучебной деятельности: Дис. ... канд. пед. наук / Н.Р. Соловьева. – Челябинск, 2000.

68. Солдатова Г.В., Жить в мире с собой и другими: Тренинг толерантности для подростков / Г.В. Солдатова, Л.А. Шайгерова, О.Д. Шарова. – М., 2002.

69. Станкин, М.И. Психология общения: Курс лекций / М.И.Станкин. – Воронеж, 2000.

70. Фельдштейн, Д.И. Психология становления личности / Д.И.Фельдштейн. – М., 1994.

71. Хрящёва, Н.Ю. Межличностное общение / Н.Ю. Хрящева //Психология. – М., 2001.

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 9

1.1 Основные аспекты понятия межличностных отношений младших школьников 9

1.2 Особенности формирования межличностных отношений младших школьников во внеурочной деятельности. 26

Выводы к первой главе. 40

ГЛАВА II. Модель и педагогические условия формирования межличностных отношений у младших школьников во внеурочной деятельности.. 42

2.1 Модель формирования межличностных отношений младших школьников во внеурочной деятельности. 42

2.2. Педагогические условия формирования межличностных отношений у младших школьников. 50

2.3. Анализ опытно-экспериментальной работы по формированию межличностных отношений младших школьников во внеурочной деятельности. 68

Выводы по второй главе. 78

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 79

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 82

 



ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Процессы демократизации и гуманизации в российском обществе требуют изменения приоритетов воспитания современного школьника. Рост количества различных социальных контактов, в которые вступает личность, требует сформированности у нее нравственных знаний, умений и навыков межличностных отношений, развития соответствующих деловых и личностных качеств.

В "Национальной доктрине развития образования Российской Федерации", Конвенции ООН "О правах ребенка" подчеркивается необходимость создания условий для развития и самореализации каждого человека, воспитание у детей и молодежи способности противодействовать проявлениям бездуховности, формирования умений межличностного общения и высокой культуры отношений.

В п.8  ФГОС ООО нового поколения указано, что личностное развитие учащихся начальной школы включает сформированность значимых социальных и межличностных отношений в их среде, ценностно-смысловых установок, которые отражают их личностные и социально значимые позиции в деятельности, а метапредметные – самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организацию учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками.

Проблему развития младших школьников как субъекта педагогического процесса раскрывают в своих трудах такие отечественные педагоги и психологи, как К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, Л.И. Божович, Л.В. Выготский, Я.Л. Коломинский, А.Н. Леонтьев, Б.Д. Парыгин, А.В. Петровский, А.А. Реан, Е.Н. Шиянов, Д.Б. Эльконин и др..

Имеется целый ряд фундаментальных исследований, которые рассматривают данную проблему с разных сторон. Большое значение в развитии теории отношений имеют работы таких ученых, как Б.Г.Ананьев, В.М. Бехтерев, М.П. Денисов, А.Ф. Лазурский, Н.И. Касаткин. В трудах ученых дается общая характеристика, структура и функции межличностных отношений. Н.Н. Обозов и Р.М. Грановская в своих исследованиях дают классификацию межличностных отношений. В исследованиях А.А. Бодалева, Н.Н. Богомоловой, Е.М. Дубовской, Г.В, Дьяконова проанализированы анализ взаимосвязи социальных отношений с общением.

В работах А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова, А.В. Мудрика, В.М. Мясищева и др. исследован процесс общения, его генезис и развитие отношений в межличностном взаимодействии; установлены причины и механизмы разрешения социальных конфликтов. Проблема общения также раскрывается в психолого-педагогической науке в работах Б.Г. Ананьева, А.А. Добрович, В.А. Кан-Калика, Н.Д. Никандрова, Р.С. Немова, Ю.М. Орлова, В.Н. Панферова, Л.А. Петровской и др.

В изучение возрастных и индивидуальных особенностей развития младших школьников внесли большой вклад многие отечественные, среди которых Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Т.В. Драгунова, И.В. Дубровина, И.С. Кон, B.C. Мухина, Д.И. Фельдштейн, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин и др., и зарубежные классики педагогической науки (Ж. Пиаже, Э. Эриксон и др.).

Таким образом, очевидно, что проблема формирования и условий ее решения во внеурочной деятельности является не только актуальной, но и необычайно значимой. Однако, она остается недостаточно изученной, что подтверждается недостаточным ее представлением в научной педагогической литературе.

Актуальность представленного исследования обусловлена необходимостью разработки и внедрения в воспитательный процесс общеобразовательной школы содержательных и адекватных вызовам времени инновационных технологий формирования межличностных отношений у младших школьников.

В решении этой проблемы существенную роль играет внеурочная деятельность, ориентированная на расширение и углубление знаний, умений и навыков школьников, развитие их самостоятельности, индивидуальных способностей, удовлетворения интересов и налаживания позитивных отношений со сверстниками. Однако изучение воспитательного процесса общеобразовательной школы указывает на традиционность содержания и организации внеурочной деятельности младших школьников: отсутствие или эпизодичность форм работы, которые побуждают школьников к активно-творческой деятельности, способствуют удовлетворению их потребности в общении, во взаимодействии; ориентация деятельности воспитанников на результат, а не на содержание отношений, на внешний аспект, а не на активизацию внутренних сил личности; репродуктивный характер деятельности, лишен познавательной и личностно развивающей основы.

Несмотря на то отметим, что научных исследований, которые бы раскрывали сущность и содержание формирования межличностных отношений младших школьников во внеурочной деятельности, недостаточно. Итак, социальная значимость, практическая необходимость повышения культуры отношений среди младших школьников, а также недостаточная теоретическая и методическая разработанность данной проблемы и определили выбор темы нашего исследования: "Условия формирования межличностных отношений младших школьников во внеурочной деятельности".

Цель исследования: определить, модель и условия формирования межличностных отношений младших школьник во внеурочной деятельности.

Объект исследования – процесс воспитания младших школьников во внеурочной деятельности.

Предмет исследования – педагогические условия формирования межличностных отношений у младших школьников во внеурочной деятельности.

Исследование основано на гипотезе, согласно которой условия формирование межличностных отношений младших школьников во внеурочной деятельности будет эффективным, если:

- выявлена сущность и содержание понятия межличностных отношений младших школьников;

 - определены критерии и показатели, охарактеризованы уровни сформированности межличностного общения младших школьников;

 - учитываются и последовательно реализуются педагогические условия эффективного формирования межличностных отношений младших школьников во внеурочной деятельности:

1) организация коллектива младших школьников на основе совместной их деятельности, последовательная работа по его сплочению;

2) обеспечение комплексного педагогического воздействия на личностный, мотивационно-ценностный, информационный, поведенческий компоненты межличностных отношений младших школьников в процессе внеурочной деятельности;

3) привлечение младших школьников к нравственной оценке их поведения;

4) гуманно-личностный подход к младшим школьникам;

5) взаимодействие учителя и семьи в формировании межличностных отношений младших школьников во внеурочной деятельности.

Согласно цели и гипотезы поставлены следующие задачи:

1. Раскрыть сущность и содержание понятия "межличностные отношения младших школьников" как системы взаимосвязанных компонентов и выяснить особенности отношений младших школьников во внеурочное время.

2. Определить критерии, показатели и уровни сформированности межличностных отношений младших школьников.

3. Разработать и внедрить модель формирования межличностных отношений младших школьников.

4. Экспериментально проверить модель и педагогические условия эффективного формирования межличностных отношений младших школьников во внеурочной деятельности.

Методологической основой исследования являются положения о взаимосвязи объективных и субъективных факторов в процессе формирования личности, ее активную позицию по отношению к собственному совершенствованию; теория и практика развития личности; идеи гуманистической педагогики; системный, культурологический, гуманно-личностный, деятельностный, аксиологический подходы. Теоретико-методологической основой исследования являются:

- труды теоретиков и практиков отечественной педагогики А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, В.А. Сухомлинского;

- социально-психологические исследования о развития личности в системе межличностных отношений (Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, Л.С. Выготский, А.А. Катаева-Венгер, И.С. Кон, Ю.Н. Кулюткин, В.Н. Мясищев, Р.С.Немов, А.В. Петровский В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов и др.), а также философские, социологические, этнографические, психологические работы педагогического характера в сфере общения (A.M. Баскаков, B.C. Грехнев, А.Б. Добрович, В.А. Кан-Калик, А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, А.В. Мудрик);

- работы по теории деятельности (Л.И. Анциферова, А.А. Леонтьев, А. Маслоу, Г. Олпорт, А.В. Петровский, К. Роджерс М.Г. Ярошевский и др.);

- концепции воспитания учащихся средствами внеурочной деятельности (Б.3. Вульфов, А.Я. Журкина, И.П. Иванов, Г.М. Иващенко, С.В. Сальцева и др.);

- исследования возрастных особенностей младшего школьного возраста и, соответственно, специфики педагогической деятельности с детьми данной возрастной категорий (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.С.Кон, B.C. Мухина, Д.И. Фельдштейн, Э. Шпангер, Э. Штерн, Э. Эриксон и др.)

С целью решения поставленных в исследовании задач и проверки гипотезы был применен комплекс методов исследования:

- Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, нормативных документов, синтез, сравнение, систематизация, моделирование, обобщение, что позволило раскрыть состояние разработки проблемы исследования, ее актуальность, уточнить содержание и структуру понятия "межличностных отношений младших школьников"; системно-структурный, сравнительный анализ для определения экспериментальной модели формирования межличностных отношений младших школьников во внеурочной деятельности;

- Эмпирические: анкетирование, беседы с младшими школьниками, тестирование, наблюдение за поведением школьников, организацией их внеурочной деятельности, воспитательным процессом школы применялись с целью изучения уровней сформированности у младших школьников межличностных отношений и обоснование выводов о целесообразности оптимизации их внеурочной деятельности для повышения уровня их культуры в межличностном взаимодействии;

- Экспериментальные (констатирующий, формирующий эксперимент) использовались с целью моделирования и проверки эффективности обоснованных теоретических положений по формированию межличностных отношений младших школьников; математической статистики применялись для обработки полученных данных и установления количественных зависимостей между исследуемыми явлениями и процессами.

Экспериментальная база исследования _________

Практическое значение полученных результатов заключается в обобщении практического опыта общеобразовательных учебных заведений по формированию во внеурочной деятельности межличностных отношений у младших школьников, в разработке и апробации модели формирования межличностных отношений младших школьников во внеурочной деятельности.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения к разделам, общих выводов, списка литературы, приложений.


 


ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Дата: 2018-12-28, просмотров: 462.