Модель формирования межличностных отношений младших школьников во внеурочной деятельности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Большинство исследований, посвященных межличностным отношениям в современной науке посвящены в основном выявлению подходов к данному явлению.

Б.Г. Ананьев утверждал, что "взаимообщением" называется деятельность и именно через него каждый человек строит свои отношения с другими людьми. [7].

М.И. Лисиной общение ребенка с другими людьми рассматривается как вид деятельности, а образ себя и других выступает как продукт этой деятельности. Именно общение, по мнению М.И. Лисиной, является психологической основой отношений между людьми, При этом предметом взаимодействия между людьми является человек.

Основным принципом подходов в учебно-воспитательном процессе является принцип моделирования, который заключается в том, что любая система может быть представлена в виде модели, отражающей всю ее сущность.

Моделью называется идеальный (мысленный), или знаковый (семиотический), или материальный (искусственный или естественный) заменитель оригинала, который отражает ряд существенных для данного исследования характеристик оригинала в виде множества элементов и отношений между ними и предназначенный для решения с его помощью научных и прикладных задач. Он свидетельствует о правомерности изучения любых свойств в условиях моделирования соответствующей деятельности (ситуации). "Модель" в педагогике – материальное и мысленное имитирование реально существующей системы, с помощью которой складываются средства, способные обеспечить достижение образовательной цели. Понятие "модель" в настоящее время является одной из важнейших общенаучных категорий.

В соответствии с проблемой нашего исследования, нас в ФГОС ООО заинтересовала направленность внеурочной деятельности как педагогической области воспитательного процесса, в котором происходит в том числе формирование межличностных отношений младших школьников. В нем указано, что "внеурочная деятельность направлена на реализацию индивидуальных потребностей обучающихся школы и их родителей путем предоставления выбора широкого спектра видов и форм, направленных на развитие детей, формирование универсальных учебных действий" [15].

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, физкультурно-спортивное и оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).

Формы организации предлагаются такие: экскурсии, кружки, секции, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые исследования через организацию деятельности обучающегося во взаимодействии со сверстниками, педагогами, родителями и т.д.

В рамках ФГОС ООО, базируясь на проанализированных подходах и используя практику организации внеурочной деятельности, мы провели опытно-экспериментальную работу по выявлению воспитательного потенциала внеурочной деятельности при формировании межличностных отношений младших школьников и создали педагогическую модель формирования межличностных отношений младших школьников, эффективность которой проверили в экспериментальной работе.

В структуру модели вошли стержневые качества, выполняющие побудительную функцию в деятельности и поведении младшего школьника (убеждения, готовность, нравственная воспитанность, его культура) и нестержневые, в том числе выполняющие исполнительскую функцию (знания, умения, умственное развитие). В ней мы выделили также индивидуальные особенности личности. Ведь модель – это мысленный или условный образ какого-либо объекта, процесса или явления (изображение, описание, схема и т. п.). В модели описаны не все имеющиеся качества личности учащегося, а только часть их, но те, которые выражают сущность человека в целом. По их изменениям можно судить о происходящих переменах в формировании личности. Эти группы качеств, как компоненты системы, взаимосвязаны между собой и образуют единое целое.

Цели воспитания межличностных отношений у подрастающего поколения достаточно масштабны, они предполагают не только усвоение содержания, но и формирование всех необходимых умений, способствующих позитивному общению. Содержание процесса формирования межличностных отношений младших школьников представляет собой единство мотивационного, эмоционально-ценностного, когнитивного и практического компонентов.

В своей работе мы использовали модель формирования межличностных отношений, предложенную Е.П. Варфоломеевой.

Цель модели – формирование межличностных отношений младших школьников во внеурочной деятельности. Основные задачи модели:

1) организация внеурочной деятельности, направленной на формирование эмоционально-ценностного, мотивационного, когнитивного и практического компонентов межличностных отношений младших школьников;

2) разработка и апробирование диагностического аппарата, выявляющего уровни сформированности межличностных отношений младших школьников;

3) оценка, анализ и коррекция процесса формирование межличностных отношений.

 

Рис 2.1. Модель формирования межличностных отношений младших школьников во внеурочной деятельности

Следующим компонентом модели являются принципы, в совокупность которых входят:

· учет индивидуальных особенностей подросткового возраста и специфика его развития в соответствии с личными природными возможностями (природосообразности);

· связи обучения с жизнью;

· экологии отношений;

· системности и последовательности;

· культуросообразности;

· сотрудничества, добровольности, признания субъектами друг друга в качестве участников равноправного взаимодействия.

Все группы принципов тесно связаны между собой, воплощение одного принципа возможно при условии реализации остальных.

Содержание исследуемой деятельности потребовало включить в модель:

- разработку педагогической диагностики, изучение индивидуальных особенностей членов коллектива;

- выявление и реализацию комплекса мероприятий, направленных на формирование компонентов межличностных отношений младших школьников и др.;

- изучение влияния педагога на воспитанника через убеждения, нравоучения, требования, приказы, поощрения, личный пример, личный авторитет, просьбы, совет;

- создание специальных ситуаций, которые ориентируют воспитанника на пересмотр или убеждение в проявлении личного отношения к происходящему, выражение позиции, осуществление поступка, на проявление характера, формирующие позитивные межличностные отношения;

- учет коллективного мнения или мнения группы, личностно значимого для воспитанника;

- выявление причин успехов, неудач, путей преодоления трудностей, нахождение способов достижения цели при установлении межличностных отношений т.п.;

- общение при личном контакте;

- использование информационного пространства и социального опыта в кругу семьи, в процессе дружеского общения с ровесниками и др.

Существует множество классификаций методов, которые используются в воспитательной деятельности:

- объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, частично-поисковый (эвристический), исследовательский (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин [80; 128].

- традиционно принятые, инновационно-деятельностные, неформально-межличностные, тренингово-игровые, рефлексивные (И.П. Подласый) [105];

- формирование социального опыта (поручение, требование, упражнение, пример); осмысление своего поведения (беседа, дискуссия, рассказ); самоопределение личности школьника (задание самому себе); стимулирование и коррекция действий, межличностных отношений (поощрение, наказание, соревнование) (С.А. Смирнов) [134];

- формирование сознания (беседа, лекция, диспут, пример, показ образцов, убеждение); организация деятельности и накопления опыта общественного поведения (педагогическое требование; общественное мнение; приучение; упражнение; создание воспитывающих ситуаций; общение; поручение; виды деятельности); стимулирование деятельности, сознания и поведения (соревнование; поощрение; наказание; принуждение; перспектива); контроль и самоконтроль (педагогическое наблюдение, специальные беседы, опрос, анализ результатов деятельности, оценка) (В.А. Сластенин и Г.И. Щукина [104; 129].

В качестве методов воспитания в нашей модели выступают: методы организации и самоорганизации детского воспитательного коллектива, методы повседневного систематического целенаправленного общения, товарищеского, доверительного взаимодействия в обыденных и экстремальных ситуациях; моделирование педагогического общения педагогов с учащимися, общение воспитанников между собой; микропреподавание, ролевые игры, социально-психологический тренинг, методы тестирования и анкетирования, обсуждение с педагогами, участвующими в эксперименте методики разрешения типичных педагогических ситуаций, а также посещение и анализ воспитательных мероприятий в средней (основной) школе, методы детской самодеятельности; методы педагогического и психологического прикосновения воспитателя к личности ребенка в целях коррекции его сознания и поведения, стимулирования или торможения его деятельности, обращения к личности в жизненных ситуациях.

При реализации методов, которые были использованы в нашем исследовании, мы учитывали общие закономерности образования методов воспитания и обучения, которые включали: эффективность применения метода через его многофункциональность; оптимальное сочетание системы методов, определяющее качество воспитательного процесса; учет предшествующего опыта младших подростков, педагога и родителей.

В нашей модели формы воспитания были представлены как на индивидуальном уровне - беседы воспитателя с одним воспитанником, обсуждение плана выполнения индивидуального проекта и др., так и на групповом - несколько участников находятся в непосредственном контакте, и этот контакт находится под непосредственным сопровождением взрослого.

В качестве форм, используемых при формировании культуры межличностных отношений младших подростков во внеурочной деятельности выступают организационные формы воспитания, сформулированные в ФГОС ООО: экскурсии, кружки, секции, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые исследования через организацию деятельности обучающегося во взаимодействии со сверстниками, педагогами, родителями и т.д., а также: проекты, кураторские часы, научно- практические конференции, викторины, конкурсы, беседы, вечера, встречи, дискуссии, дебаты, круглые столы и др.

Однако, следует учитывать, что формы воспитания зависят от конкретных педагогических ситуаций, и поэтому они разнообразны и носят творческий характер, а порой индивидуально неповторимы.

В модель были включены все виды внеурочной деятельности, обозначение в ФГОС ООО: игровая, познавательная, досугово- развлекательная деятельность (досуговое общение), проблемно-ценностное общение; художественное творчество, социальное творчество (социальная преобразующая добровольческая деятельность); техническое творчество, трудовая (производственная) деятельность, спортивно-оздоровительная деятельность; туристско-краеведческая деятельность.

Основными средствами формирования культуры межличностных отношений младших подростков в нашем эксперименте выступали: художественная литература, печатные материалы СМИ, информационные ресурсы сети Интернет, обогащающие кругозор младших подростков сведениями о культуре, истории, ценностях личностного общения и др.; культивирование игры, в том числе ролевых игр, и др.

Заключительный компонент модели – результативный. В качестве результата внедрения модели во внеурочную деятельность выступает положительная динамика роста уровня сформированности культуры межличностных отношений младших подростков.



Дата: 2018-12-28, просмотров: 403.