Основные аспекты понятия межличностных отношений младших школьников
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В младшем школьном возрасте усложняется система отношений, в которые вступают дети. Чем глубже ученые изучают межличностные отношения, тем больше убеждаются, что детерминанты их непредсказуемы. Причина в том, что одинаковых детей, как и одинаковых отношений, не существует. Каждая личность неповторима и оригинальна, поэтому в каждом школьном коллективе формируется определенная система взаимоотношений, стереотипов поведения в различных ситуациях. Своеобразие развития межличностных взаимоотношений освещена в психолого-педагогической литературе такими учеными А. А. Реан, Я. Л. Коломинский, Р. С. Немов, А.В. . Петровский и др. Изучение детерминант межличностных отношений позволит практическим психологам и педагогам, работающим в школьных коллективах поддерживать баланс гуманных отношений, проявляющаяся в доброжелательности, справедливости, уважении, заботе, помощи, доверии, корректировать проявления зла и жестокости.

В условиях возрождения национальной системы образования развитие основ общения участников учебно-воспитательного процесса является одной из насущных педагогических проблем, что обусловлено становлением демократического, правового, социального государства, активному внедрению идей гражданского и информационного общества. Важным видом общения ребенка является общение со сверстниками, которое в первые годы обучения приобретает особое значение. Поэтому исследования проблем общения именно у детей младшего школьного возраста является наиболее значимым и важным, поскольку именно этот возраст является переломным моментом в жизни ребенка: он вступает в новый тип отношений с окружающими людьми, у него начинают складываться новые разнообразные формы деятельности.

Актуальность проблемы налаживания межличностных отношений между детьми обусловлена также необходимостью преодоления авторитарных тенденций обучения и воспитания, которые частично сохранились в современных учебных заведениях и сдерживают их развитие. Гуманный личностно-ориентированный подход к ребенку предполагает отношение к нему, как к неповторимой личности, субъекта свободного развития, признание его прав, исходя из совокупности знаний о человеке.

В Законе России "Об образовании" основное внимание акцентировано на необходимости формирования у детей правовой и политической культуры, критичности и самокритичности, умение принимать самостоятельные решения и отвечать за их реализацию, уважения к общечеловеческим и национальным ценностям.

Изучение отношений у детей - традиционное явление в отечественной и зарубежной социально-психологической и педагогической науках. Проблемами межличностных отношений детей довольно подробно занимались В. В. Абраменкова, И. В. Дубровина, М. И. Лисина, B.C. Мухина, A.M. Прихожан, Е. А. Смирнова, В. Г. Утробин, Д. И. Фельдштейн и др. Изучением межличностных отношений как основным фактором, способствующим формированию и становлению личности, занимались многие известные психологов и педагогов, а именно А.А.Реан, М. В. Гамезо Б. С. Волков. Ученые отмечают, что в младшем школьном возрасте все большее значение для развития ребенка приобретает его общение со сверстниками. В общении ребенка со сверстниками не только лучше осуществляется познавательная предметная деятельность, но и формируются важнейшие навыки межличностного общения и нравственного поведения. От того, как ребенок общается со сверстниками, будет зависеть направление его развития. Итак, межличностные отношения являются одним из факторов, влияющих на развитие личности. Поэтому проблемами межличностных отношений занимаются многие ученые и эти проблемы актуальны на сегодня.

Теоретически обосновать особенности развития межличностных отношений у детей младшего школьного возраста и раскрыть межличностные отношения как фактор личностного развития детей младшего школьного возраста.

Приобретение навыки социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важнейших задач развития детей младшего школьного возраста [3].

Общение со сверстниками играет важную роль в этом возрасте. Оно не только делает самооценку адекватной и помогает социализации детей в новых условиях, но и стимулирует их к обучению [8, 227].

Сначала отношения детей во многом определяются педагогом через организацию учебного процесса. Он способствует формированию статусов и межличностных отношений детей. Поэтому во время проведения социометрических измерений можно обнаружить, что среди тех детей, которым отдается предпочтение, часто являются те, которые хорошо учатся, которых хвалит и выделяет педагог.

В дальнейшем обучении личность педагога становится менее значимой, зато связи с другими детьми становятся более тесными и дифференцированными.

Как правило, дети начинают общаться, чувствуя симпатию, общность каких-либо интересов. Немалую роль играет и близость их места жительства, и половые признаки. Характерный признак отношений детей младшего школьного возраста заключается в том, что их дружба основана, как правило, на общности внешних жизненных обстоятельств и случайных интересов; например, они ходят в одну школу или даже класс, рядом живут, посещают вместе кружки. Сознание детей младшего школьного возраста еще не достигла того уровня, чтобы выбирать друзей любого -Каким существенными качествами личности. Но в целом дети 9-10 лет уже глубже осознают определенные качества личности, характера. И уже в этом возрасте при необходимости выбрать друзей мотивируют свой выбор определенными моральными качествами других детей [10].

Именно в младшем школьном возрасте появляется социально-психологический феномен дружбы как индивидуально-избирательных глубоких межличностных отношений детей, характеризующихся взаимной привязанностью, основанной на чувстве симпатии и безусловного принятия другого. В этом возрасте наиболее распространенной является групповая дружба. Дружба выполняет множество функций, главными из которых является развитие самосознания и формирование чувства причастности, связи с обществом себе подобных [9].

Благодаря эмоциональному привлечению к общению ребенка со сверстниками, оно может быть общительным и дружеским. Товарищеское общение - эмоционально менее глубокое общение ребенка, реализуется в основном в коллективе и преимущественно с детьми своего пола. Дружеское, как в коллективе, так и вне его, реализуется в основном с детьми своего пола [2].

Отношения мальчиков и девочек имеют стихийный характер. Основными показателями гуманных отношений между мальчиками и девочками есть симпатия, общительность, дружба. Во время их развития возникает стремление к общению. Личная дружба у детей младшего школьного возраста устанавливается очень редко по сравнению с личной общительностью и симпатией. В этих процессах большая роль принадлежит педагогу.

Типичными антигуманным и отношениями между мальчиками и девочками, по Ю. С. Митиной, являются:

- отношение мальчиков к девочкам: распущенность, драчливость, грубость, высокомерие, отказ от любых отношений.

- отношение девочек к мальчикам: застенчивость, жалобы на поведение мальчиков или в отдельных случаях противоположные явления, например, детский флирт [7].

Отношения между мальчиками и девочками требуют постоянного внимания и коррекции, ими следует разумно управлять, не полагаясь на то, что они правильно развиваться сами по себе [9].

Дети по-разному относятся к своим товарищам: одних детей они выбирают, других не выбирают, третьих отвергают; отношение к одним устойчиво, к другим - не устойчиво.

В каждом коллективе для каждого ребенка существует три круга общения. В первом круге общения находятся те дети, которые являются для конкретного ребенка объектом постоянных устойчивых выборов. Это дети, к которым она чувствует устойчивую симпатию, эмоциональное притяжение. Среди них есть те, кто, в свою очередь, симпатизирует этому ребенку. Тогда их объединяет взаимная связь. В где-либо детей вообще может не быть ни одного товарища, к которому он испытывал бы устойчивую симпатию, то есть, у этого ребенка нет в коллективе первого круга желаемого общения. Понятие первого круга общения предполагает как частный случай, так и группировки. Группировка формируют дети, которых объединяет взаимная связь, то есть те, кто входит в первый круг общения друг с другом.

Все дети, к которым ребенок испытывает большую или меньшую симпатию, относятся ко второму кругу его общения в коллективе.

Эти круги, конечно, не находятся в константной состоянии. Ребенок, ранее во втором круге общении, может войти в первый, и наоборот. Эти круги общения взаимодействуют и с наиболее широким третьим кругом общения, которое вмещает всех детей коллектива.

У ребенка младшего школьного возраста уже есть стремление занять определенное положение в системе личных отношений и в структуре коллектива. Дети часто тяжело переживают несоответствие между стремлениями в этой сфере и фактическим состоянием [5].

 Система личных отношений в коллективе складывается у ребенка путем освоения учебной действительности. Основу этой системы составляют непосредственные эмоциональные отношения, которые преобладают над всеми другими [3].

В проявлении и развития потребности в общении у детей младшего школьного возраста наблюдаются значительные индивидуальные особенности. Можно выделить две группы детей в соответствии с этими особенностями. У одних общения с товарищами в основном ограничивается учебной деятельностью. У других - уже занимает немалое место в жизни.

Младший школьный возраст - это период позитивных изменений и преобразований, происходящих с личностью ребенка. Поэтому важен каждый уровень достижений, осуществленных ребенком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не будет уверенности в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет труднее. И положение ребенка в структуре личностных отношений со сверстниками также труднее исправить [7].

На положение ребенка в системе личных отношений влияет и такой феномен как языковая культура общения, которая заключается не только в том, что ребенок правильно произносит и правильно подбирает слова вежливости. Ребенок, который обладает лишь этими возможностями, может вызвать у сверстников чувство снисходительного превосходства над ними, поскольку ее речи лишенное волевого потенциала, выражается в экспрессии, уверенности в себе и проявляется в ощущении собственного достоинства.

Именно усвоенные и использованы ребенком средства эффективного общения в первую очередь определят отношение к нему людей. Общение становится особой школой социальных отношений. Именно в условиях самостоятельного общения ребенок открывает для себя всевозможные стили возможной построения отношений [6].

Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у детей очень рано и с возрастом усиливается. От-сущность окружения сверстников отрицательно сказывается на развитии коммуникативных способностей и самосознания ребенка. Общение со сверстниками в младшем школьном возрасте становится в совершенно новой и вполне особой деятельностью, предметом которой является другой человек, познание этого человека, а также познания самого себя путем сравнения с ней [1].

Дети вступают в определенные личные отношения со сверстниками. Эти отношения основываются на чувствах симпатии и антипатии. Кроме того, личностные отношения могут основываться на общности интересов, мнений, взглядов. Статус ребенка в системе личных отношений является для нее очень значимым и существенно влияет на его поведение и самосознание в дальнейшем. Отсутствие близких товарищей отрицательно сказывается на эмоциональном состоянии ребенка, порождает глубокие переживания, например чувства одиночества, неверие в себя и т.п. [4].

Определяя положение каждого ребенка в коллективе, надо стремиться найти способы улучшения этого положения, выявляя причины, от которых оно зависит. Необходимо изучать группы детей, определять статус каждого ребенка в группе и заниматься коррекцией поведения изолированных детей, коррекцией отношения к ним сверстников, это уменьшит количество детей с асоциальным поведением и поможет детям чувствовать положительные эмоции в коллективе, иметь высокий статус среди сверстников.

Любое явление детерминировано, хотя вид и количественные показатели этой детерминации зависят от его характера. Детерминизм отвечает на вопрос, почему возникает вещь, чем она порождена, чем определяется ее существования, почему она меняется, исчезает и во что превращается. Детерминизм предполагает набор детерминирующих действий и соответствующих факторов, например, условия, при которых действует причина, факторы, которые определяют направление процесса, роль необходимости и случайности и их соотношение в ходе детерминации, специфическое воздействие целого на части, содержания на форму и т.д. [15].

Отношения - это способ отношений между отдельными людьми, основанный на симпатии или антипатии, и выражает позицию каждой личности, направленная на того, с кем они вступают в контакт. Основное место во взаимоотношениях принадлежит эмоциям. Объективной оценкой отношений выступает общность интересов, близких или отдаленных целей, взглядов. Взаимоотношения анализируются и формируются в общении, которое конкретно реализуется через речь, мимику и жесты, сотрудничество, сопереживание, различные формы поведения. Они предусматривают обмен мнениями, ценностными установками, изучение реального опыта сторон с целью установления взаимопонимания. Только при сбалансированном взаимодействии возникает симпатия, общительность, дружба, доверие. Нарушение баланса между сторонами ведет к подавлению личностного «Я», следствием чего бывают обиды, подавленность, неуверенность, страдания, недоверие, нежелание сотрудничать.

Детерминанты межличностных отношений в школьных коллективах начальной школы определяются многими факторами, среди которых можно выделить: учебные достижения, качества личности, внешность, физическая сила, статус родителей, их материальное положение, на основе которых формируются определенные симпатии, статус детей в классе.

Как проанализировал Я.Л. Коломинский, «природа нашей социальной системы такова, что ребенок постоянно находится в контакте с окружающими ее людьми: родными, взрослыми, сверстниками. Из-за различий в задатках, способностях, в темпах развития, в состоянии здоровья и т.д., происходит более или менее четкая дифференциация младших школьников на группы. Дети занимают различное положение в системе социальной иерархии - лидеры, середняки, изолированные» [41].

Как известно, в психологии выделяют официальную (или формальную) и неофициальную (неформальную) структуры отношений в коллективе. Официальная - это система позиций, заданных снаружи обществом, и необходимых для функционирования данного коллектива. В неофициальной межличностной системе отношений позиции определяются индивидуальностью каждого ученика и особенностями данного класса.

В последней почти всегда есть несколько относительно автономных группировок (своеобразных микроколлективов). И это вполне закономерно – ведь дети тяготеют к общению друг с другом в соответствии с общих интересов, сходства менталитета, отсутствия несовместимых черт темперамента и характера. При этом в каждой группировки могут быть свои специфические ценности и правила поведения. Основными факторами объединения детей в микроколлективы выступают:

1) совместное пребывание в детском саду, близость домов;

2) общность интересов в отношении определенных видов деятельности, особенно игр;

30 однородность положения в коллективе класса;

4) компенсация качеств, которых не хватает том или ином ученику (взаимодополнения) [7].

Именно в микрогруппе ребенок может найти свое положение, через микрогруппу он приобретает опыт общения, который необходим для формирования его личности. Наличие малых групп объясняется избирательностью человеческого общения. Индивидуальность каждой личности (особенности нервной системы, характер, личный опыт, уровень развития интересов и потребностей и т. д.) определяет общения детей. Одни дети ищут общения более подвижных, живых сверстников, других привлекают тихие, пассивные дети. Одни увереннее себя чувствуют рядом с сильными и решительными, другие, наоборот, выбирают дружить со слабыми, находя удовольствие в покровительстве. Положение ребенка в коллективе находится в прямой зависимости от того, к какой микрогруппы он принадлежит [41].

Межличностные отношения школьников формируются и развиваются в общении, в контактах друг с другом во время учебы, в совместной работе. На формирование отношений школьников в классе влияют многие факторы: содержание совместной деятельности, условия, в которых она выполняется, способы организации общения и взаимодействия людей, их индивидуальные особенности и прочее [11].

Уверенность детей в своем материальном благополучии также может влиять на формирование отношений между школьниками. На повышение значимости материальных ценностей в сознании школьников (иметь возможность тратить деньги, накапливать и коллекционировать, хорошо одеваться, следовать моде и т. д.) Влияет образовательный уровень родителей и их личный опыт обращения с деньгами. Эти факторы не только определяют личностные качества школьников (бережливость, экономность и т. д.), но и формируют у них собственную свободу и уверенность в процессе взаимодействия со сверстниками.

Проводя обстоятельное исследование детских коллективов Я.Л. Коломинский выводит черты личности учащихся, имеющих высокий статус в классном коллективе. Эти дети коммуникабельные, уравновешены, имеют хорошие способности и фантазию, инициативные, как правило, хорошо учатся; девочки имеют привлекательную внешность. Он констатирует, что положение человека в сфере личных взаимоотношений в группе зависит от двух систем факторов. Во-первых - это симбиоз качеств самой личности; во-вторых - характерные особенности той группы, в отношении которого измеряется ее положения, а также отношение к ней учителя. Одни и те же личные качества могут вызвать различные положения человека в зависимости от тех групповых стандартов, требований, которые сложились в данной группе. Относительная устойчивость положения ребенка в обществе зависит от реальных особенностей личности ученика и конкретных требований к ней, которые складываются под влиянием совместной жизни, деятельности учащихся и особенностей воспитательной работы в коллективе. Чем больше стали качества личности, которые считаются в данном коллективе ценными, тем больше стали сами требования, продиктованные членами коллектива для каждого человека, тем больше устойчивость ее положения в системе межличностных отношений [41, с. 146-153].

Исследования, в которых принимали участие первые, третьи, шестые и девятые классы, оказалось, что все лидеры получили высокую оценку за внешность: они симпатичны, следят за собой, аккуратно одеты [41]. На всех возрастных этапах большое значение имеет хорошая успеваемость, внимательность и активность на уроках, добросовестное отношение к учебе. Во всех классах высоко ценится дружелюбие ребенка, желание поделиться своими вещами, а также уверенность в себе. Для учеников с неблагоприятным положением в классе характерны следующие свойства: получает замечания учителя, отвлекается на уроках, общественно пассивный, равнодушный к делам коллектива, уклоняется от работы. Особый интерес представляют данные о возрастном соотношение этих качеств. Для того, чтобы занимать высокое положение в первом классе, нужно иметь хорошую внешность, принадлежать к классному активу, быть готовым поделиться своими вещами. На втором месте - успехи в учебе и качества характерны для отношений со сверстниками. На третьем месте для мальчиков - физическая сила. Для тех, кого не принимают наиболее характерно: пассивность в классном коллективе, неряшливость, плохое обучение и поведение, непостоянство в дружбе, нарушения дисциплины. В третьем классе значимы такие качества, как самостоятельность, уверенность в себе, честность, отношение к труду, чужой собственности и т. д. Для непринятых наиболее характерно пассивность в классном коллективе.

Межличностные отношения имеют разные векторы в воспитательной группе. Так, у одного ученика на первом месте ценность учения и все то, что с ним связано, в другой - художественной направленности, у третьего - общение и деятельность во время досуга, в четвертой - морально-духовное функционирования и тому подобное. Такое приоритетное ценностное отличие непосредственно влияет как на интенсивность межличностных контактов, так и на социальное познание, то есть на глубину понимания воспитанниками друг друга. Таким образом, возникает более или менее выраженная ситуация межличностного отчуждения. По мнению Я.Л. Коломинского, «необходимым условием возникновения у воспитанника той или иной нравственной нормы является формирование у него уверенности в ее целесообразности, необходимости в межличностных отношениях» [41].

На характер межличностных отношений в коллективе влияют такие факторы:

· социальный - социальное положение в обществе, в данном регионе, доминирующие черты социальных отношений, культурные и религиозные ценности, обычаи и традиции общения;

· педагогический - традиции взаимоотношений учащихся данной школы, которые иногда возникают стихийно вне педагогическим воздействием или является следствием педагогического направления;

· психологический - индивидуальные качества, интеллектуальный уровень, интересы и стремления, опыт взаимоотношений индивидов; стремление каждого ученика к самоутверждению и самовыражению в группе в соответствии с его воспитанности и культуры самовыражения; степень удовлетворения каждого своим положением в коллективе; влияние неформальных лидеров, их направленность, сила воздействия на других.

Т.Е, Конникова, рассматривая проблему гуманности взаимоотношений младших школьников, в основных структурных компонентов относит: потребности, мотивы, чувства, интересы, идеалы, самооценку, опыт гуманных взаимоотношений, моральные убеждения, моральные качества. А источником возникновения соответствующего типа взаимоотношений считает совместную деятельность, воплощает заботу о других людях. Исходное условие активного действенного гуманного отношения учащихся к сверстникам - развитие у них способности к сочувствию и сопереживанию другом, а также опыт радостных переживаний и удовольствие от бескорыстной заботы о других. Также выделяет и другие условия:

1) создание ситуаций, которые бы побуждали школьников к проявлениям доброты, уважения личного достоинства, терпимого отношения к людям;

2) формирование правильных оценок-суждений и самооценок, поступков и поведения сверстников;

3) гуманный стиль педагогического руководства взаимоотношениями учащихся [42].

Во многом на характер отношений в коллективе младших школьников влияют: во-первых, отношение учителя к каждому ученику, его оценки обучения и поведения ребенка; во-вторых, отношения, которые царят в семье. Младший школьник еще достаточно ограничен в своих возможностях самостоятельно выбирать формы и способы общения с окружающими людьми, поэтому ему приходится преимущественно ориентироваться на опыт, заимствованный у взрослых, прежде всего на опыт общения в семейной среде [42].

Педагоги установили связь между интегральными качествами личности и межличностными отношениями учеников. Бывают случаи, когда ученики начальных классов неохотно делятся друг с другом канцелярскими принадлежностями, недоброжелательно относятся к своим сверстникам, проявляют черствость, равнодушие к тем, кто пропускает уроки по болезни, не рады успехам товарищей. Особого внимания требуют некоторые школьники в семьях с одним ребенком, где воспитанием нередко занимаются несколько взрослых. Чрезмерное внимание, отсутствие единых требований между родителями и представителями старшего поколения, отстранение детей от работы, доступность к материальным благам порождают в них корыстолюбие, эгоизм, высокомерие. В неблагополучных семьях частые драки, нездоровый образ жизни, несправедливое отношение к детям делают их сиротами при живых родителях. Дети страдают от личной незначительности. Отсутствие здорового семейного микроклимата приводит проявление в них рис эгоизма. Чувство тревоги вызывают дети из неполных семей; без общения с отцом, его влияния, дети становятся замкнутыми, грубыми и жестокими. В безответственных матерей дети нередко заняты сами собой. Травмированные близким человеком они становятся неуравновешенными, эгоистичными, озлоблеными, удаляются от одноклассников, учителей. Гуманные отношения в семье - необходимое условие нормального психического, эмоционального и нравственного развития ребенка, подготовка ее к более широким, разноуровневых контактов вне семейной микросреды.

Отношения со сверстниками в детских коллективах имеют много аспектов, необходимых для правильной половой идентификации. В младшем школьном возрасте общение девочек носит избирательный характер. Игровые группы девочек более устойчивы, чем мальчиков и могут длиться несколько лет. Это явление носит как положительный так и отрицательный характер. Девочки, как правило, само утверждаются положительными способами: отличное обучение, активная общественная работа, помощь учителю. Группы мальчиков немногочисленные, новые члены легко входят и покидают их, пока не установятся определенные рамки подчинения. Как правило, интерес, который их объединяет, ‑ это интерес к совместной деятельности, спорта, путешествий, экспериментов.

Н. Н. Рыбакова, глубоко изучая конфликты и взаимодействие в педагогическом процессе, высказывает мнение, что межличностные отношения между учениками влияют на характер отношений между учителем и учениками при организации совместной деятельности. Именно, личностные отношения с отдельными учениками становятся более значимыми в коллективной деятельности: кто кому-то очень нравится, а это желание не всегда взаимно, успех одного ученика в обучении вызывает у другого зависть, и он радуется неудачам товарища, а другой завидует джинсы, модной куртке и т. д. Таким образом, отношения ученика с учителем зависят от его отношений с другими учениками в классе, тем самым определяя реакцию ученика на замечания, обращения учителя к ученику.

Итак, можно выделить основные детерминанты межличностных отношений детей младшего школьного возраста:

· Образовательные - успехи ученика в обучении, его поведение, отношение к нему учителя.

· Коммуникативные - стремление к общению, выявление личной свободы в общении, проявления эгоизма и индивидуализма.

· Нравственные - доброта, честность, ответственность, аккуратность, исполнительность.

· Территориальные - обусловлены соседним месту жительства, общим времяпрепровождением, что способствует возникновению дружеских отношений.

· Экономические - материальное положение ученика, возможность тратить карманные деньги.

Самосовершенствование - стремление к совершенствованию личных качеств, участие в художественной самодеятельности, общие интересы при чтении книг, занятиях музыкой, пением, танцами и др.

Основа успешных межличностных отношений - это родство ценностных ориентаций, установок, позиций. Некоторые авторы подчеркивают, что для межличностной привлекательности важно не столько сходство ценностей, сколько их перцепция. Основным психологическим результатом родства ценностей является интенсификация процессов неопосредованные взаимодействия и взаимоотношений. Человек больше тяготеет к той группе, ценности которой разделяет и где ее собственные взгляды находят понимание и поддержку. Для объяснения этих закономерностей зарубежные психологи руководствуются следующими аргументами: первый апеллирует к индивидуально-психологических особенностей личности, второй - к социально-психологических особенностей группы. Первой позиции придерживается Т. Ньюком, «под понятием «согласие», - пишет он, - я понимаю ни больше, ни меньше, как существование в двух и более личностей совместных ориентаций по отношению к чему-либо». «Несогласие», по мнению автора, сопровождается эмоциональным напряжением во взаимоотношениях, «согласие» наоборот, уменьшает возможность ее возникновения. Во втором случае необходимости «согласия» объясняется спецификой внутригруппового «бытия» человека, так как человек взаимосвязана с другими в процессе достижения цели и разделяет с ними, как успех, так и неудачу. Поскольку удовлетворение потребности каждого обусловлено совместным успехом, который в свою очередь зависит от совместных мыслей о целях и средствах его достижения, обеспечение согласованности становится предметом всех членов группы.

Таким образом, выделены основные детерминанты межличностных отношений детей младшего школьного возраста:

1) учебные - успехи ученика в обучении, его поведение, отношение к нему учителя;

2) коммуникативные - стремление к общению, выявление личной свободы в общении, проявление эгоизма и индивидуализма;

3) моральные - доброта, честность, ответственность, аккуратность, исполнительность;

4) территориальные - обусловлены соседним месту жительства, общим времяпрепровождением, что способствует возникновению дружеских отношений;

5) экономические - материальное положение ученика, возможность тратить карманные деньги;

6) самосовершенствование - стремление к совершенствованию личных качеств, участие в художественной самодеятельности, общие интересы при чтении книг, занятиях музыкой, пением, танцами и др.

Итак, межличностные отношения детей младшего школьного возраста зависят от многих факторов, среди которых успешность в обучении, взаимная симпатия, общность интересов, внешние жизненные обстоятельства, половые признаки. Все эти факторы влияют на выбор отношений ребенка со сверстниками и их значимость. В основе развития отношений у детей лежит потребность в общении, и эта потребность меняется с возрастом. Она удовлетворяется разными детьми неодинаково. Каждый ребенок занимает особое положение и в системе личных, и в системе деловых отношений, на которые влияют успехи ребенка, его личные предпочтения, интересы, языковая культура, индивидуальные этические качества.


 

 1.2 Особенности формирования межличностных отношений младших школьников во внеурочной деятельности

Главной задачей образования России XXI века является воспитание человека с гуманистическим мировоззрением, которая способна ориентироваться в сложных социокультурных отношениях, активно реализовать свой личностный потенциал на основе взаимопонимания, сотрудничества, демократии, толерантности.

Поэтому перед учебными заведениями всех уровней стоят вопросы воспитать толерантное личность, настоящего гражданина России, оперируя основными принципами воспитания украинского общества (гуманизм, демократизм, приоритетность общечеловеческих духовных ценностей).

Именно начальная школа должна создавать существенные предпосылки для формирования умений строить межличностные отношения. Это, в свою очередь, требует пересмотра содержания, форм и методов работы учителей по организации общения учащихся в учебно-воспитательном процессе, формирования толерантных отношений между воспитанниками.

По мнению ведущих психологов (Л. Выготский, С. Рубинштейн, Д. Эльконин) младший школьный возраст является периодом становления личности, благоприятным для формирования оптимальной системы базового уровня психики ребенка; периодом интенсивного нравственного развития, изменения эгоцентричной позиции и формирования объективного взглядов. Именно в этот период формируется система отношений, которая носит сложный изменчивый характер.

Эмоциональное благополучие и самочувствие школьников в системе межличностных отношений, которые складываются в коллективе, влияют на развитие младших школьников, на их жизненные ориентиры, поведение в макро и микросоциуме. Взаимопонимание младших школьников общения является результатом многопланового процесса установления и развития контактов со сверстниками, предусматривающий обмен информацией, определенную тактику и стратегию взаимодействия восприятия и понимания субъектами общения друг друга.

Формирование системы отношений младших школьников имеет существенное значение в воспитании учащихся, т.к. взаимопонимания при общении является одной из важнейших сфер духовной стороны жизнедеятельности человека. Сейчас потребность в умениях коммуникативности является залогом хороших отношений в каком - либо коллективе. Она помогает избежать конфликтов и поднимает уровень качества учебно-воспитательного процесса в школе [1].

Поэтому на основе анализа научно-педагогических источников нами было уточнено понятие "межличностные отношения" как взаимосвязь вязки между личностями, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, которые совершают люди друг на друга в процессе совместной деятельности и общения; также определено понятие "межличностные отношения младших школьников" как взаимосвязь вязки между сверстниками младшего школьного возраста, состоящих на основе определенных чувств, возникают у воспитанников по отношению друг к другу и строятся на симпатиях, антипатиях, привлекательности, общности интересов а также зависят от таких факторов как успеваемость в учебе, взаимная симпатия, общность интересов, внешние жизненные обстоятельства, половые признаки [3].

В исследовании также сформулировано понятие "система отношений младших школьников" как совокупность следующих элементов, на основе которых постепенно строятся отношения между учениками: повышение культурного уровня школьников, развитие коммуникативной сферы воспитанников, формирования умений конструктивно разрешать конфликты, формирование умений владеть своими эмоциями, воспитания толерантности учащихся их взаимодействия на основе сотрудничества, формирования лидерских качеств, уверенности в себе. Итак, раскроем содержание каждого из элементов системы отношений младших школьников.

Повышение культурного уровня школьников заключается в создании условий для воспитания межличностных отношений, которая рассматривается как важная социальная, педагогическая и психологическая проблема, от успешного развязку вязания которой зависит развитие у подрастающего поколения высоких нравственных качеств, глубокой интеллигенции и настоящего духовного богатства [5].

Формирование умений конструктивно разрешать конфликты осуществляется благодаря следующим условиям: коррекция субъективных (внутренних) условий конфликтной личности в ходе индивидуальной работы; создание условий, способствующих снижению проявлений конфликтности; создание благоприятного психологического климата в коллективе [1].

Развитие коммуникативной сферы воспитанников предусматривает развитие коммуникативного потенциала детей, воспитание коммуникативности и толерантности как качества личности, которые требуются обществом. Развитая коммуникативная сфера включает в себя: желание вступать в контакт с окружающими; умение организовать общение, которая выражается в умении слушать собеседника, эмоционально сопереживать, решать конфликтные ситуации; знании норм и правил, которые необходимо соблюдать при общении с окружающими [2].

Формирование умений владеть своими эмоциями является важным и необходимым элементом для жизни в обществе. Управление собственными эмоциями определяется как способность и потребность управлять своими эмоциями, вызывать и поддерживать желаемые эмоции и контролировать нежелательные эмоции. [4]

Воспитание толерантности учащихся выражается следующими принципами обучения, создают оптимальные условия для формирования у учащихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор страха неправильного ответа. Толерантность в новом тысячелетии - способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в жизни общества. [5]

Раскрыв сущность компонентов системы отношений младших школьников, становится очевидно, что формирование системы отношений младших школьников имеет особую актуальность на современном этапе развития общества, к тому же, формирование межличностных отношений именно подрастающего поколения является важной задачей образования и общества в целом.

Анализ литературы свидетельствует о наличии недостатков в процессе воспитания: это отсутствие упражнений ученика в самовыражении, ограниченность эмоционального общения и возможностей диалога между учителем и учеником, непризнание учителем уникальности и автономности личности.

Анализ состояния исследуемой проблемы в психолого-педагогической теории и практике доказывает, что существуют противоречия между:

- потребностью современного общества в совершенствовании человеческих отношений и недостаточная разработанность проблемы формирования культуры отношений младших школьников;

- общественными требованиями к воспитанию подрастающего поколения, способного ориентироваться в сложных социо - культурных отношениях и отсутствием научно обоснованной системы формирования отношений школьников;

- потребностью школы в специалистах, принимающих каждую личность как неповторимую, высшую ценность общества и непризнанием большинства педагогов уникальности и автономности личности воспитанников;

- потребностью формирования социально зрелой личности, гражданина России и непониманием многих учителей важности проблемы социализации младших школьников.

Формирование системы отношений младших школьников имеет особую актуальность на современном этапе развития общества, так как формирование межличностных отношений именно подрастающего поколения является важной задачей образования и общества в целом.

В процессе теоретического анализа исследуемой проблемы было определено, что приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важнейших задач развития на этом возрастном этапе. Система отношений младших школьников включает в себя совокупность выделенных нами элементов, на основе которых постепенно строятся отношения между учениками.

Формирование системы отношений младших школьников осуществляет целенаправленное воздействие на личность с целью гармонизации ее социальной жизни а также способствует формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления суждений и поступков, основанных на моральных ценностях.

Внеурочная деятельность (как зона свободного развития) — сложнейшая система действий педагогов, родителей, социальных институтов и других участников образовательного процесса. Она представляет собой совокупность различных видов деятельности, обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на ребенка вне учебного процесса. Деятельность вне уроков является наиболее благоприятной сферой для самореализации и раз-вития личности: обеспечивает активизацию субъектной позиции ученика; стимулирует взаимодействие и общение со сверстниками; обогащает личный опыт практического применения знаний, полученных в учебное время; способствует выработке и коррекции организаторских и коммуникативных умений; развивает индивидуальные способности (которые не всегда удается рас-смотреть на уроке), нравственно-волевые, лидерские качества личности младшего школьника. Внеурочная (внеучебная) деятельность — это необходимая подсистема целостного педагогического процесса, в которой реализуется особая роль ребенка как исполнителя, организатора своей деятельности, идет выработка базовых умений: диагностических, проектировочных, организаторских, коммуникативных и пр.

Разнообразные формы внеурочной (внеучебной) деятельности призваны организовывать содержательный культурный досуг детей, пробуждать интерес ребенка к различным видам деятельности, желание активно участвовать в продуктивной, общественно значимой и социальной деятельности. Каждый вид совместной деятельности (творческой, познавательной, спортивной, трудовой, музыкальной, игровой и пр.) в определенном аспекте обогащает опыт коллективного взаимодействия, вовлекает школьников в запланированные педагогом отношения (Н.Е. Щуркова). Воспитательную работу во внеурочное время педагогу целесообразно направлять на решение таких важных задач, как "нравственное развитие личности, предполагающее осознание учащимися факта существования и взаимодействия в мире множества культур; ...освоение понятий о культуре, нравственности; воспитание моральных качеств (милосердия, достоинства, любви, добра, трудолюбия, порядочности) и опыта нравственного поведения" [1]. На наш взгляд, следует уделить внимание развитию самосознания личности, формированию трудовых и жизненных навыков, целеустремленности, "формированию ответственного поведения, проявляющегося в умении показать себя в качестве субъекта деятельности,' коммуникации, культуры, возможности проявлять самодеятельность и творческий потенциал, соблюдать правила и нормы общежития" [1, с. 51].

Организация внеурочной деятельности основывается исключительно на принципе добровольности выбора форм и направлений занятий. Любой вид занятий, в который включается ребенок, должен иметь социальную направленность, то есть быть полезным не только окружающим, но и самому ребенку, опираться на инициативу и самостоятельность, активность личности. На занятиях во внеурочное время имеют место субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, которые проявляются в характере и способах их взаимных влияний в процессе совместной деятельности и общения, так называемые межличностные отношения.

При организации воспитания во внеурочное время таких нравственно-волевых качеств личности младших школьников, как целеустремленность и ответственность, самостоятельность и инициативность, трудолюбие и смелость, необходимо ориентироваться на формирование у детей обобщенно-рефлексивной самооценки (Г. И. Катрич). Учеными подчеркивается: мера сформированности рефлексии в оценке и самооценке личностных качеств в младшем школьном возрасте является одним из важных условий формирования самой личности ребенка. Широта диапазона критериев оценки, их соотнесенность и обобщенность, отсутствие категоричности в оценке и самооценке; объективность и аргументированность оценочных суждений — все это служит показателями рефлексии (М. Э. Боцманова, А. В. Захарова). Учитывая данное положение, воспитательный процесс и педагогическую деятельность во внеурочное время целесообразно строить, на наш взгляд, в двух направлениях:

• защита ребенка от подавления, унижения достоинства, в том числе защита от собственных комплексов;

• создание максимально благоприятных условий для творческой самореализации, самовыражения.

При организации совместной деятельности педагога и младших школьников в рамках внеурочной деятельности целесообразно обратить внимание на следующие компоненты взаимодействия между ними:

• взаимопонимание как узнавание друг друга, как положительное оценивание индивидуальных и личных черт, возможностей, способностей и т. д.;

• взаимовлияние, которое вызывает изменение мыслей, чувств и поведения участников;

• отношения как двустороннюю готовность к совместным нравственно-волевым действиям.

Таким образом, на занятиях во внеурочное время и педагог, и учащиеся являются субъектами взаимодействия.

Основной функцией педагога является организация взаимодействия с учащимися, создание условий развития субъектности, самостоятельности в деятельности учащихся. Как организатор деятельности во внеурочное время, педагог основывает свою работу на следующих постулатах:

• полное принятие ученика, его чувств, переживаний, желаний. В то же время, принять — не значит согласиться;

• свобода выбора — младший школьник имеет полное право на собственное решение, даже если оно неудачное. Задача педагога не заставить участника совместной деятельности безоговорочно принять предлагаемое решение, а создать условия для правильного выбора;

• понимание внутреннего состояния ребенка, которое требует от педагога умения читать невербальную информацию, посылаемую другим человеком. Этому поможет эмпатия — умение понимать внутренний мир другого человека, конгруэнтность — умение быть самим собой, а также доброжелательность и искренность педагога;

• рефлексивное слушание как средство предупреждения конфликтов между учениками, выражение собственных мыслей учениками. Значение имеет само содержание беседы, возможность совместно что-то решить, о чем-либо договориться, совместно обсудить и подвести итоги.

Учащийся выступает в качестве субъекта деятельности, исследователя предлагаемых проблем, функцией которого является самостоятельное приобретение знаний, создание условий своего развития во взаимодействии с педагогом.

При организации воспитания нравственно-волевых качеств личности младших школьников на занятиях во внеурочное время главными приоритетами, на наш взгляд, являются: взаимодействие, деятельность, общение, диалог, возможности самовыражения, самореализации учащихся и педагога, процессуальность, развитие, формирование активной жизненной позиции.

Воспитание нравственно-волевых качеств личности младшего школьника имеет ряд особенностей. Исследования педагогов и психологов подтверждают, что младший школьный возраст является наиболее сензитивным для формирования нравственно-волевых качеств, а отсутствие специально организованной работы в образовательном процессе по их формированию приводит к отсутствию самоорганизации, умений контролировать себя, преодолевать трудности, что в дальнейшем неблагоприятно сказывается на развитии психики учащегося в целом. "Младший школьный возраст — период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются" [2]. Опираясь на научную школу ученых (О. С. Богданова, Л. И. Божевич, Л. С. Выготский, А. А. Люблинская и др.), выявляются противоречия между потребностью выполнять указания взрослых и собственной ориентацией на нормы детского общества, между стремлением быть в школе и отойти от нее. Развитие воли и чувств на этом этапе проходит в постоянном взаимодействии (М. В. Матюхина), но большая подвижность и эмоциональность в этом возрасте отрицательно влияют на волю, в частности на выдержку (Н. Д. Левитов). Дети совершают волевые действия главным образом по указанию взрослых (Е. П. Ильин), мотивация достижения становится доминирующей (И. Ю. Кулагина). У младших школьников часто проявляется ситуативная активность (В. В. Староверова). В исследовании Р. С. Немова установлено, что развитие воли у детей тесным образом соотносится с развитием и обогащением их нравственной мотивационной сферы [3]. "Волевая активность младшего школьника ярко выражена в переживании мотива достижения успеха. Личностная самооценка не только в учебной деятельности младшего школьника включает в себя переживание желаний и отношения к людям, способность прогнозировать будущие результаты, уровень притязаний, готовность рисковать в неопределенной ситуации" [4, с. 58].

На основании результатов психолого-педагогических исследований мы выделяем следующие психологические особенности данного возраста: интенсивное развитие познавательной активности, абстрактного мышления и речи, которое приводит к возможности усвоения материала не только на уровне представлений, но и на уровне теоретических понятий; произвольность психических процессов, обеспечивающих не только формирование волевых усилий под влиянием импульсов, но и умение подчинять свое поведение сознательно поставленным целям, нравственным требованиям и чувствам. В младшем школьном возрасте проявляется интерес к разнообразным видам деятельности, формируется личностная рефлексия, которая предполагает осознанность своих отношений с окружающими людьми, анализ собственных действий, своего отношения к нравственным (моральным) ценностям. "Младшие школьники активно проникают в социальную жизнь общества, взрослых людей, устанавливают с ними определенные связи и отношения, постигают смысл их деятельности и поступков. В данный возрастной период происходит чрезвычайно интенсивное усвоение ребенком этических правил, норм, принципов, формирование связанных с ними нравственных привычек поведения и нравственных качеств личности. Изменение социальной ситуации развития ребенка обуславливает необходимость воспитания определенной совокупности нравственных качеств его личности (а так же волевых), которые позволили бы ему быстро адаптироваться в новых социальных условиях и служили бы основой для дальнейшего нравственного воспитания" [5]. К. А. Абульханова-Славская в то же время акцентирует внимание на том, что часто "возрастной подход сосредотачивается в основном на сравнении возрастов, не принимая во внимание разный способ жизни личности внутри каждого возраста".

Формирование внутренней саморегуляции в деятельности, основанной на законах морали и нравственности, — предпосылка превращения индивида в личность. Д. Н. Богоявленский, Н. А. Менчинская указывают на связь развития познавательных процессов и некоторых свойств личности, на взаимодействие нравственного и умственного развития учащихся начальных классов. Умственное развитие является главной и внутренней предпосылкой формирования нравственного сознания и самосознания младших школьников, значительно расширяются нравственные отношения со сверстниками, окружающими взрослыми. Нравственное формирование тесно связано с изменением характера отношений ребенка с окружающими и рождением на этой основе нравственных представлений и чувств младших школьников, названных Л. С. Выготским внутренними этическими инстанциями. Д. Б. Эльконин связывает возникновение этических инстанций с изменением отношений между взрослыми и детьми. Нравственные инстанции порождают у учеников нравственные мотивы поведения, которые могут быть по своему воздействию более сильными, чем многие непосредственные, в том числе и элементарные потребности. А. Швейцер этичность и оптимизм выделял как признаки "мыслящего мировоззрения". Собственная этическая деятельность, направленная на самосовершенствование, является внутренним достижение человека в процессе его взросления. А. Н. Леонтьев на основании многочисленных исследований, проведенных им и его сотрудниками, выдвинул положение, что младший школьный возраст является периодом, в кото-ром впервые возникает система соподчиненных мотивов, создающих единство личности, и что именно поэтому его следует считать, как он выражается, "периодом первоначального, фактического склада личности". Нравственное начало может зародиться лишь в индивиде, который обладает внутренней активностью, духовным потенциалом, способными сделать его индивидуальностью (В. И. Петрова, Н. М. Трофимова). У младших школьников формируется правильность нравственной оценки, возрастает степень ее аргументированности и соответствия образцу, увеличивается объем понятий, употребляемых в оценке, углубляется осознанность нравственных мотивов поведения. В процессе воспитания у младших школьников формируются первоначальные понятия о моральных качествах и нравственных образцах поведения (О. С. Богданова, А. В. Тихонова и др.), происходят изменения в осознании детьми нравственных сторон деятельности и общения, растет понимание себя как субъекта нравственности. Эти изменения проявляются в моральных суждениях и поступках. "Совершенно недостаточно только поставить воспитательную задачу как поиск путей и средств для развития внутреннего мира школьника, его способностей и качеств. Проблема состоит в том, чтобы предложить школьнику ту необходимую "пищу", которая отвечает его внутренним потребностям. Тогда и только тогда, когда эта "пища" будет осознана, может состояться необходимая работа над собой. Ученик может совершенствовать или улучшать себя, развивать активность, целеустремленность и, главное, захотеть стать здоровым, культурным, самостоятельным и уверенным в себе человеком" [7].

Ведущую роль в организации деятельности на занятиях во внеурочное время с участием младших школьников играет педагог, в отличие от дошкольников, где эта роль принадлежит родителям. "Для осуществления продуктивной, творческой деятельности педагогу необходимы такие нравственно-волевые качества, черты характера, как принципиальность, требовательность к себе и другим, критичность и самокритичность, честность, трудолюбие, терпимость, аккуратность, настойчивость, последовательность и др." [8]. Исполнительность, подражание учителю, повторение сказанного учителем выступают в качестве доминирующих черт поведения и деятельности младших школьников (Н. С. Лейтес). Ярко выраженная склонность подчиняться авторитету учителя отличает младший школьный возраст от других возрастов школьного детства.

Для эффективности взаимодействия с младшими школьниками на занятиях во внеурочное время педагогу целесообразно строить свою деятельность по определенным правилам, например:

• воспитывая учащихся, необходимо делать то, что говоришь. Младшие школьники очень сильно разочаровываются, если взрослый не выполняет то, что говорит, и перестают ему доверять, замыкаются. Они открыто высказывают свое разочарование. Это часто приводит к конфликтным ситуациям в общении взрослого и детей;

• учащиеся требуют от педагога постановки четких целей и их практической реализации. Учащимся необходимы формулировки следующего содержания: "если мы это сделаем, то ...; для того, чтобы мы могли нам необходимо" и т. д.;

• педагогу необходима постоянная обратная связь с учениками. Каждое достижение ребенка и поражение его на определенном этапе должно быть известно педагогу. Его анализ и оценка совместно с ребенком — основа обратной связи;

• с первых дней существование детского коллектива в нем нужно запустить механизм успеха. Учащихся нужно научить понимать разницу между их сегодняшними возможностями и будущими целями, постоянно сокращая разрыв между ними. Чтобы механизм успеха действовал эффективно, ученики должны обучаться сравнению реалий текущего момента с поставленной ими целью. Педагог должен уметь определить количество творческого напряжения для каждого ученика;

• все воспитательные мероприятия должны быть направлены на развитие детской инициативы, вдохновения и позитивного мышления, социальной активности;

• педагог не вовлекает "Эго" ребенка в процесс познания. Искренне помочь своим учащимся достичь поставленных целей, педагог избегает проводить параллель между успеваемостью ученика и его личностными качествами;

• педагог стимулирует самосовершенствование учащихся, ставит перед ними трудные задачи, не приукрашивая их достижения, щадя самооценку. Если педагог поступает иначе, тем самым подрывает самосознание, порождая посредственность;

• истинный педагог стимулирует игровое творчество. Игра дает простор воображению и стимулирует развитие интеллекта и др, [10].

А. Лиханов писал: "Каждый из детей бесконечно талантлив, надо только подобрать ключ к дарованию, а это уже забота и печаль взрослых... Добиться победы, можно лишь относясь к детям, — ко всем детям, — как к звездам" [16].


 



Выводы к первой главе

1. Анализ психолого-педагогической литературы послужил основанием для формулировки понятия «межличностных отношений младших подростков» и определения его содержательных компонентов.

Мы определили, что межличностные отношения детей младшего школьного возраста зависят от многих факторов, среди которых успешность в обучении, взаимная симпатия, общность интересов, внешние жизненные обстоятельства, половые признаки. Все эти факторы влияют на выбор отношений ребенка со сверстниками и их значимость. В основе развития отношений у детей лежит потребность в общении, и эта потребность меняется с возрастом. Она удовлетворяется разными детьми неодинаково. Каждый ребенок занимает особое положение и в системе личных, и в системе деловых отношений, на которые влияют успехи ребенка, его личные предпочтения, интересы, языковая культура, индивидуальные этические качества.

2. Выделены психофизиологические и возрастные особенности младших подростков, которые являются определяющим фактором формирования межличностных отношений: мотивационная сфера, эмоциональная сфера, когнитивная сфера, поведенческая сфера.

3. Согласно ФГОС ООО нового поколения, в условиях воспитательного процесса основной школы образовательных учреждений среда воспитания и развития обучающихся включает урочную, внеурочную и общественно значимую деятельность. В нашем исследовании мы поставили задачу рассмотреть внеурочную деятельность как фактор формирования культуры межличностных отношений младших подростков.

Мы придерживаемся позиции Е.Б. Евладовой, которая считает, что «внеурочная работа это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе между одноклассниками, между учащимися и классным руководителем, между разными группами в классе».

При этом выделяем своеобразие содержания и организации внеурочной деятельности для детей младшего подросткового возраста: ведущая роль учителя, расширение коллективного взаимодействия, повышение уровня духовно-нравственного развития, выявление и использование интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся, расширение форм деятельности, ее познавательный характер, требования к результатам, коррекция условий для индивидуального развития.


 


Дата: 2018-12-28, просмотров: 1838.