Цель: диагностика восприятия пространства, умения внимательно слушать и выполнять инструкции взрослого, действовать самостоятельно на основе правил и анализа образца; изучение возможностей в области моторной организации пространства.
Время: около 15 минут; на самостоятельное выполнение каждого узора дается полторы-две минуты.
Материалы: листок бумаги в клетку, карандаш или ручка.
На листке бумаги взрослый заранее ставит точки в нижнем углу четвертой клеточки от левого края и 7 клеточек от верхнего края (так три точки). Между точками по вертикали – 7 клеток.
Ход проведения.
Методика состоит из 4 диктантов, первый из которых – тренировочный.
Инструкция к диктанту № 1: «Начнем рисовать первый узор. Поставьте карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуйте линию: одна клеточка вниз. Не отрывайте карандаша от бумаги, теперь одна клеточка направо. Одна клеточка вверх. Одна клеточка направо. Одна клеточка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжайте рисовать такой же узор сами».
Инструкция к диктанту № 2: «Теперь поставьте карандаш на следующую точку. Приготовились! Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна направо. А теперь сами продолжайте рисовать тот же узор».
Инструкция к диктанту № 3: «Внимание! Три клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна направо. Три клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Три клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать узор».
Инструкция к диктанту № 4: «Поставьте карандаш на самую нижнюю точку. Внимание! Три клеточки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево (слово «налево» выделяется голосом). Две летки вверх. Три клетки направо. Две клетки вниз. Одна клетка налево (слово «налево» вновь выделяется голосом). Одна клетка вниз. Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево. Две клетки вверх. Теперь сами продолжите рисовать этот узор».
Интерпретация.
Безошибочное воспроизведение узора – 4 балла.
За 1-2 ошибки ставят 3 балла.
За большее число ошибок – 2 балла.
Если ошибок больше, чем правильно воспроизведенных участков, то ставиться 1 балл.
Если правильно воспроизведенных участков нет, то ставят 0 баллов.
Указанным образом оцениваются три узора (первый тренировочный).
На основе полученных данных возможны следующие уровни выполнения:
10-12 баллов – высокий уровень восприятия пространства, умения внимательно слушать и выполнять инструкции взрослого
6-9 баллов – средний уровень;
3-5 баллов – низкий уровень;
0-2 балла – очень низкий уровень
Субтест Векслера «Шифровка»
Цель: выявление уровня развития волевых действий и произвольности внимания.
В процессе диагностики выявляется умение ребенка сконцентрировать волю и внимание.
В субтесте детям предлагаются расположенные в несколько рядов фигуры (звезда, круг, треугольник, крестик, квадрат) заполнить определенными знаками (черточка, две черточки, палочка, две палочки, кружочек).
Инструкция к выполнению задания.
«Как называются эти фигуры? Посмотри на образец. Что нарисовано в круге, квадрате?.. Заполни такими же знаками фигуры в первой строчке. Будь внимателен. Сейчас ты будешь рисовать дальше. За одну минуту надо заполнить как можно больше фигур. Рисуй быстро и правильно».
Анализ результатов: фиксируется количество ошибок и время, затраченное на выполнение задания.
Оценка:
Высокий уровень – 100% за 1 мин 15 сек без ошибок.
Средний уровень – 60% за 1 мин 45 сек с 2 ошибками.
Низкий уровень – 50% за 1 мин 50 сек с 5 ошибками.
Очень низкий уровень – 20% за 2 мин 10 сек с 6 ошибками (по М.П.Кононовой).
Дата: 2018-12-28, просмотров: 803.