Раскрыть методики диагностики мотивационной и эмоционально-волевой готовности детей к школе

Методика «Беседа о школе» (автор Т.А. Нежнова)

Цель: выявление сформированности внутренней позиции школьника, его мотивации учения.

Оцениваемые универсальные учебные действия: действия, направленные на определение своего отношения к поступлению в школу и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения.

Работа с методикой

Каждому ребенку экспериментатор дает лист бумаги, на котором уже написаны его фамилия, имя, и говорит: «Посмотрите, перед вами лежат листы. Что вы на них видите? (Дети отвечают.) Правильно: строчки-прямоугольники, а в каждом из них буквы А и Б. Посмотрите». (Экспериментатор показывает бланк или рисует на доске строчки с буквами А и Б, называя их.)

Далее экспериментатор дает детям инструкцию: «Я буду рассказывать вам истории про две школы, школу А и школу Б, а каждый из вас должен самостоятельно, ни с кем не советуясь, выбрать, какая школа ему больше нравится, и подчеркнуть нужную букву. Посмотрите на свои листочки. Видите: в каждой строчке нарисованы фигуры желтого и зеленого цвета. Сейчас мы будем работать с первой строчкой. Давайте попробуем.

Представьте, что есть две школы, школа А и школа Б. В школе А в каждом классе есть живой уголок: в клетках живут птицы, черепахи, хомяки, а цветов очень мало. А в школе Б, наоборот, живого уголка нет, но везде много цветов. В какой школе вы хотели бы учиться? Если вам больше нравится школа А, подчеркните желтую фигуру в этой строке (показывает на образце), а если вам нравится школа Б, подчеркните зеленую фигуру (показывает на образце). Помните, выбрать надо только 1 фигуру. Сейчас я повторю рассказ, а вы выберите школу, в которой вы хотели бы учиться, и подчеркните одну фигуру на самой верхней строчке».

Экспериментатор повторяет рассказ. Затем вместе с ассистентом проверяет, как дети поняли инструкцию и выполнили задание. За правильным выполнением инструкции следует следить на протяжении всего выполнения методики.

Эта процедура должна повторяться перед каждым заданием. Текст надо читать дословно. Повторять его можно столько раз, сколько потребуется для того, чтобы дети поняли задание, но заменять слова или перефразировать текст нельзя.

Задания:

1. В школе А расписание уроков в первом классе такое: каждый день бывают уроки чтения, математики, письма, а уроки рисования, физкультуры, музыки – не каждый день. А в школе Б все наоборот: каждый день бывает физкультура, музыка, рисование, а чтение, письмо и математика редко – по одному разу в неделю. В какой школе вы хотели бы учиться? Если в школе А, нужно подчеркнуть букву А. Если в школе Б – букву Б.

2. В школе А не делают замечаний, если встанешь во время уроков, поговоришь с соседом, выйдешь из класса без спросу. А в школе Б от первоклассника строго требуют, чтобы он внимательно слушал учителя и делал все, что он говорит, не разговаривал на уроках, поднимал руку, если надо что-то сказать или выйти. В какой школе вы хотели бы учиться? Если в школе А, надо подчеркнуть букву А. Если в школе Б – букву Б.

3. В школу А дети должны ходить каждый день, а в школу Б ходят только, когда хотят. В какой школе вы хотели бы учиться? Если в школе А надо подчеркнуть букву А, если в школе Б – букву Б.

4. В школе А дети носят разную одежду, школьной формы у них нет, а в школе Б все дети носят школьную форму.

5. В школе А дети приходят в класс, и их всех учит одна учительница, а в школе Б учительница может приходить к ребенку домой и учить его одного всему, что проходят в школе.

6. В школе А детей учат учителя, а в школе Б уроки часто проводят мамы учеников: они им что-нибудь читают, показывают или рассказывают.

7. В школе А первоклассникам никогда не ставят отметок, но всегда объясняют, что сделано правильно, а что неправильно. А в школе Б детям за выполнение заданий ставят отметки.

8. В школе А дети на уроках узнают много нового и мало играют, а в школе Б много играют, а нового узнают мало.

9. В школе А читают разные книжки и смотрят мультфильмы, а в школе Б учатся по учебникам.

10. В школе А часто читают сказки, а в школе Б детям сказки читают редко, зато часто рассказывают о других странах, о природе, о том, как что устроено – о том, что бывает на самом деле.

11. В школе А у каждого ученика есть дневник, куда учитель ставит отметки, и ученик обязательно показывает дневник родителям. А в школе Б дневников нет, детям и родителям рассказывают, как ученик учится, что у него получается и что не получается.

Обработка результатов

1. Ответы ребенка сопоставляются с ключом:

2. Подсчитывается общее количество ответов, свидетельствующих о преобладании учебной или «дошкольной» мотивации.

Интерпретация результатов

1. Преобладание в ответах игровой дошкольной мотивации свидетельствует о несформированности учебной мотивации, об ориентации ребенка на дошкольные виды деятельности.

2. Суммарное преобладание трех типов ответов, характеризующих учебно-познавательную (основанную на желании узнать, научиться, то есть на познавательной потребности) и позиционную мотивацию (связанную с внешней атрибутикой учения, «позицией ученика»), а также ориентацию на отметку свидетельствует о наличии у ребенка учебной мотивации разного типа.

3. В случаях, когда ребенок дает 5 или 6 ответов, относящихся к трем категориям учебных мотивов, и 5 или 6 ответов, свидетельствующих о преобладании дошкольных видов деятельности, делается вывод о примерном равенстве этих типов мотивации.

Соотношение числа ответов, относящихся к каждой категории мотивов, позволяет представить «мотивационный профиль» школьника.

А     Б
А   Б
А Б
А Б
А Б
А Б
А Б
А Б
А Б
А Б
А Б

Дата: 2018-12-28, просмотров: 347.