Охарактеризовать возможности использования рисуночных тестов в диагностике психологических особенностей ребенка дошкольного возраста

Рисуночные методики очень информативны, т. е. позволяют выявить множество психологических особенностей человека. При этом они просты в проведении, занимают немного времени и не требуют никаких специальных материалов, кроме карандаша и бумаги.

Дополнительным достоинством рисуночных методов является их естественность, близость к обычным видам человеческой деятельности. Наиболее близко это занятие детям, поэтому при обследовании детей рисуночные методы применяются особенно часто. Ребенку легко понять тестовую инструкцию, для выполнения методик не нужен высокий уровень развития речи. Вместе с тем, рисунки – удобный повод для того, чтобы непринужденно завязать беседу.

Разумеется, рисуночные методы не лишены недостатков. Главный из них – относительно низкая надежность получаемых результатов, связанная с субъективностью интерпретации. В отличие от более формализованных тестов, таких как тесты интеллекта или личностные опросники, рисуночные тесты, как правило, не позволяют количественно измерить оцениваемые психические свойства. Из-за этого трудно научными методами подтвердить надежность и валидность рисуночных методик.  Делать окончательные выводы о психологических особенностях субъекта на основе одних лишь рисуночных тестов не рекомендуется. Окончательное заключение может быть вынесено лишь при сопоставлении особенностей рисунков с другими данными (например, с результатами наблюдений, данными беседы или дополнительных, более строгих тестов).

В практике работы с воспитанниками дошкольного возраста могут быть использованы следующие рисуночные тесты; «Рисунок человека», «Дом – дерево - человек», «Рисунок семьи» «Несуществующее животное» (дополненный оригинальными модификациями:«Злое животное», «Счастливое животное», «Несчастное животное»), «Красивый рисунок», «Детский сад» и др.

По мнению исследователей, использование рисуночных тестов дает возможность определить:

·  имеются ли у ребенка детские страхи;

·  наличие тревожности (как личностной черты) и тревоги (как состояния на момент обследования);

·  уровень агрессивности у ребенка и различных её форм (физическая, вербальная, защитная, невротическая);

·  уровень общего умственного развития, определяющийся в зависимости от того, соответствует ли выполненный рисунок возрасту ребенка;

·  развитость умения планировать свои действия, уровень самоконтроля;

·  экстраверсию (стремление к активному общению) или, напротив, интроверсию (направленность на собственный внутренний мир);

·  удовлетворенность потребности в общении или избегание общения;

·  отношение к семейной сфере в целом и к отдельным членам семьи.

Следует отметить, что рисуночные тесты являются вспомогательным методом изучения психики, а не основными, и применяются вместе с наблюдением, опросом, тестами.

 

Рисуночный тест «Моя семья»

Инструкция. Ребенку дают стандартный лист бумаги, набор цветных карандашей (простой карандаш лучше не давать) и просят: "Нарисуй, пожалуйста, свою семью". Недоуменные вопросы: «А кого это?», «Я не хочу»– говорят о том, что у ребенка еще не сформировалось понятие «семья», либо о наличии тревожности, связанной с семейными отношениями. В таких случаях можно попросить ребенка нарисовать семью зверушек.

Оценка рисунка. Начинать оценку рисунка лучше всего с тестовых показателей.

Тестовые показатели (показатели психомоторного тонуса)

Нажим карандаша. Слабый нажим – низкая самооценка, иногда пассивность; астения, иногда депрессия. Сильный нажим – высокая самооценка, иногда импульсивность, эмоциональная напряженность. Очень сильный нажим (карандаш рвет бумагу) – гиперактивность, агрессивность. Изменчивый нажим – показатель эмоциональной неустойчивости ребенка.

Значение линий и штриховки. Широкие штрихи или мазки, масштабность изображения, отсутствие предварительных набросков и дорисовок говорят об уверенности и решительности автора рисунка. Неустойчивое, смазанное изображение, содержащее множество отчетливых пересекающихся линий, свидетельствует о повышенной возбудимости и гиперактивности ребенка.

Линии, не доведенные до конца, указывают на импульсивность, эмоциональную неустойчивость. Штриховка, выходящая за контуры фигуры, – показатель эмоциональной напряженности ребенка.

Расположение рисунка. Расположение рисунка в нижней части листа означает заниженную самооценку. Соответственно, если рисунок расположен в верхней части листа, можно говорить о завышенной самооценке.

Рисунок говорит о благополучном состоянии ребенка

1. Если ребенок с удовольствием взялся рисовать семью.

2. Если фигуры изображены в пропорциональном соотношении: соблюдается относительный рост родителей и детей, соответственно их возрасту.

3. Если ребенок изображает всех членов семьи без исключения.

4. Если применяется легкая или минимальная штриховка.

5. Если все фигуры расположены на одном уровне, изображены взявшимися за руки (возможны некоторые вариации в том же смысле).

6. Если при раскрашивании рисунка ребенок выбирает яркие, насыщенные тона.

Рисунок отражает тревожные сигналы во взаимоотношениях

1. Если ребенок отказывается рисовать, это знак того, что с семьей связаны неприятные воспоминания.

2. Чрезмерно большие пропорции родителей – показатель их авторитарности, стремления командовать детьми.

3. Если ребенок нарисовал себя большим, это показатель того, что он ориентирован на себя, а также показатель конфронтации с родителями.

4. Чрезвычайно маленькое изображение ребенка свидетельствует о его малой значимости в семье.

5. Рисуя себя в последнюю очередь, ребенок демонстрирует тем самым свой заниженный статус среди других членов семьи.

6. Если на рисунке ребенок нарисовал всех членов семьи, кроме себя, то это говорит о чувстве собственной неполноценности или ощущении отсутствия общности в семье, снижении самоуважения, подавлении воли к достижениям.

7. Если ребенок изобразил только себя, можно говорить об эгоцентричности, присущей этому ребенку, свойственной ему убежденности, что все члены семьи обязаны думать только о нем, а ему ни о ком из них думать не обязательно.

8. Очень маленькое изображение всех членов семьи – признак тревоги, депрессии, подавленности.

9. Изображение всех членов семьи в ячейках – знак отчуждения и отсутствия дружбы, общности в семье.

10. Если ребенок изображает себя с закрытым руками лицом, так он выражает нежелание находиться в семье.

11. Заштрихованная голова (ракурс со спины) ребенка означает, что он погружен в себя

12. Изображение больших рта, губ у себя – признак скрытой агрессии.

13. Если ребенок начинает с изображения ног и ступней, это также можно отнести к признакам тревоги.

14. Тревожным сигналом является преобладание в рисунке темных тонов: черного, коричневого, серого, фиолетового.

Наличие других деталей на рисунке. Изображение солнца или осветительных приборов – показатель отсутствия тепла в семье. Изображение ковра, телевизора и других предметов быта говорит о предпочтении, оказываемом им ребенком. Если ребенок рисует куклу или собаку, – это может означать, что он ищет общения с животными и игрушками из-за нехватки тепла в семье. Облака, и особенно тучи, могут являться признаком отрицательных эмоций у ребенка. Изображая дом вместо семьи, ребенок выказывает свое нежелание находиться в семье.

Цвет в рисунке

Очень часто ребенок проявляет желание раскрасить рисунок. В этом случае ему следует дать коробку цветных карандашей (не менее 12 цветов) и предоставить полную свободу.

1. Яркие, светлые, насыщенные цвета указывают на высокий жизненный тонус ребенка и его оптимизм.

2. Преобладание серых и черных цветов в рисунке подчеркивает отсутствие жизнерадостности и говорит о страхах ребенка.

3. Если ребенок раскрасил себя в какой-то один цвет, и если этот цвет повторяется в изображении другого члена семьи, значит, ребенок испытывает к нему особенную симпатию.

4. Отказ использовать цветные карандаши может означать низкую самооценку и тревожность.

5. Предпочтение красных тонов в рисунке говорит об эмоциональной напряженности ребенка.



Рисунок говорит о благополучном состоянии ребенка

1. Если ребенок с удовольствием взялся рисовать семью.

2. Если фигуры изображены в пропорциональном соотношении: соблюдается относительный рост родителей и детей, соответственно их возрасту.

3. Если ребенок изображает всех членов семьи без исключения.

4. Если применяется легкая или минимальная штриховка.

5. Если все фигуры расположены на одном уровне, изображены взявшимися за руки

6. Если при раскрашивании рисунка ребенок выбирает яркие, насыщенные тона.

Например, эта семья счастливая и дружная. В структуре семьи выделяются «взрослая» и «детская» группы. Правда, стоит обратить внимание, что дети стоят по обе стороны от родителей, а не вместе.

Я думаю, дети и родители любят друг друга, об этом говорят улыбки на лицах. Они держатся за руки

 Рисунок яркий, легкий, жизнерадостный, упорядоченный, скорее доброжелательный. Содержит много дополнительных деталей: дом, дерево, радуга над семьей, солнце и облако, цветок в руке девочки и флажок в руке мальчика.

Рисунок отражает тревожные сигналы во взаимоотношениях

1. Если ребенок отказывается рисовать, это знак того, что с семьей связаны неприятные воспоминания.

2. Чрезмерно большие пропорции родителей – показатель их авторитарности, стремления командовать детьми.

3. Если ребенок нарисовал себя большим, это показатель того, что он ориентирован на себя, а также показатель конфронтации с родителями.

4. Чрезвычайно маленькое изображение ребенка свидетельствует о его малой значимости в семье.

5. Рисуя себя в последнюю очередь, ребенок демонстрирует тем самым свой заниженный статус среди других членов семьи.

6. Если на рисунке ребенок нарисовал всех членов семьи, кроме себя, то это говорит о чувстве собственной неполноценности или ощущении отсутствия общности в семье.

7. Очень маленькое изображение всех членов семьи – признак тревоги, депрессии, подавленности.

8. Если ребенок изображает себя с закрытым руками лицом, так он выражает нежелание находиться в семье.

9. Изображение больших рта, губ у себя – признак скрытой агрессии.

10. Тревожным сигналом является преобладание в рисунке темных тонов: черного, коричневого, серого, фиолетового.

Я думаю, что в этой семье есть некоторые проблемы. В структуре семьи выделяются «взрослая» и «детская» группы. И прорисованы они отдельно: сначала дети, потом родители.

О наличии некоторых проблем в семье говорят следующие особенности этого рисунка. Обильная штриховка, плотность, зажатость изображения, подчеркнуто прорисованные глаза (особенно у мамы и у девочки) указывают на наличие тревожности. Фигуры на рисунке изображены не очень плотно, я бы сказала, отдаленно друг от друга. Это может указывать на не очень тесные отношения и в реальности.

Рисунок небогат и по цветовой гамме: предпочтение отдается холодным тонам – черному, коричневому, голубому. Присутствует и теплый тон – красный, но только в раскрашивание одежды мамы и дочки.

Штриховка, выходящая за контуры фигуры, – показатель эмоциональной напряженности ребенка. Особенно это видно во «взрослой группе» – в платье мамы и костюме отца. Дети прорисованы более тщательно.

На мой взгляд, дети любят родителей и стараются во всем им подражать (это читается по тому, как они все одеты). Если ребенок раскрасил себя в какой-то один цвет, и если этот цвет повторяется в изображении другого члена семьи, значит, ребенок испытывает к нему особенную симпатию (девочка Лиза тянется к маме, а брат – к папе).

На рисунке нет никаких дополнительных элементов, которые указывают на теплоту и благополучие в семье.



Дата: 2018-12-28, просмотров: 213.