Тема практического занятия «Маркетинг агропромышленных предприятий»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Вопросы для обсуждения:

1 В рамках отраслевой структуры охарактеризуйте специфику агромаркетинга.

2  Обоснуйте целесообразность применения сравнительного анализа (бенчмаркетинг) для агропромышленных предприятий.

3 В какой степени воздействие государственной политики в отношении агропромышленной отрасли может повлиять на деятельность предприятий?

 

Задание 9

Определить среднюю цену продажи агропромышленных товаров в целом по району на основании следующих данных.

 

Рынок

Объем продаж, руб.

Цена, руб. за кг

А

90 000

60

В

1 450 000

62

С

2 654 980

59

D

4 345 987

63

Методические рекомендации

Определим среднюю цену продажи товаров по формуле расчета среднегармонической:

,

где среднегармоническая;                                                                                       

объем продаж, руб.;

цена, руб. за кг.

 

Задание 10

На рынке сельскохозяйственной продукции региона конкурируют четыре крупных компании-поставщика. Их рыночные доли – 0,37, 0,07, 0,31, 0,25.

Определить ранговый индекс концентрации.

Методические указания к решению задачи:

Проведем расчёт концентрации фирм на рынке юридических услуг рассчитав индекс Холла-Тайдмана:

                                            ()

R  – ранг фирмы на рынке (самая крупная фирма имеет ранг 1);

q  – доля фирмы.

Вывод: ранговый индекс концентрации далек от единицы, следовательно, концентрация на рынке невысока.

Задание 11

Определим прогнозное значение реализации зерновых культур по области А на 2011 и 2012 годы методом экстраполяции путем аналитического выравнивания ряда.

Динамика изменения объёма реализации зерновых культур на рынке  области А за последние 5 лет характеризуется следующими данными.

 

Таблица – Изменение объёма реализации зерновых культур за 2006-2010 г.

Годы Объем реализации, млрд. руб.
2010 11,04
2011 12,15
2012 15,94
2013 15,82
2014 15,78

Методические указания к решению задачи:

Представим график изменения объёма реализации зерновых культур за 2013-2014 г.

Рисунок - Изменение объёма  реализации зерновых культур за 2013-2014 г.

 

График динамического ряда показывает достаточно чёткую тенденцию к увеличению с существенной вариацией, поэтому выравнивание выполним по уравнению прямой , а параметры определим методом наименьших квадратов.

Определим параметры уравнения методом наименьших квадратов по формулам:

,                                                         ()

,                                                          ()

Сведем расчеты в таблицу.

Таблица – Вспомогательные расчеты для определения параметров уравнения

Уровни ряда (t)
1 (2010) 11,04 11,04 1
2 (2011) 12,15 24,3 4
3 (2012) 15,94 47,82 9
4 (2013) 15,82 63,28 16
5 (2014) 15,78 78,90 25
Итого 70,73 225,34 55
Среднее значение

     14,146

 

 

 

Таким образом, уравнение регрессии имеет вид:

Определим дисперсию признака:

Представим промежуточные расчеты в таблице.

Таблица – Расчеты для определения среднеквадратического отклонения

Уровни ряда
1 11,04 11,52 -0,48 0,23
2 12,15 12,83 -0,68 0,46
3 15,94 14,15 1,79 3,20
4 15,82 15,46 0,36 0,13
5 15,78 16,78 -1 1

Итого:

5,02

 

 

Определим возможную ошибку прогноза.

Определим прогноз объёма зерновых культур по области А на 2011 г.:

Интервал прогноза: от 16,94 до 19,25

 Определим прогноз объёма зерновых культур по области А на 2012 г.:

Интервал прогноза: от 18,25 до 20,57

Представим значения прогноза графически на рисунке

 

Рисунок – Прогноз объёма реализации зерновых культур по области А на 2015-2016 годы

Вывод прогнозные значения реализации зерновых культур по области А на 2015 – 18,091 млн. руб., 2016г. составит 19,41 млн. руб. 

 


Задания для самостоятельного решения

 


Задание 12

Определить среднюю цену продажи агропромышленных товаров в целом по району на основании следующих данных.

 

Рынок

Объем продаж, руб.

Цена, руб. за кг

А

85 000

52

В

1 330 000

50

С

3 754 982

53

D

3 345 757

49

Задание 13

На рынке сельскохозяйственной продукции региона конкурируют четыре крупных компании-поставщика. Их рыночные доли – 0,2, 0,25, 0,3, 0,25.

Определить ранговый индекс концентрации.

 

Задание 14

Определите прогнозное значение реализации зерновых культур по области А на 2011 и 2012 годы методом экстраполяции путем аналитического выравнивания ряда.

Динамика изменения объёма реализации зерновых культур на рынке области А за последние 5 лет характеризуется следующими данными.

 

Таблица – Изменение объёма реализации зерновых культур за 2006-2010 г.

Годы Объем реализации, млрд. руб.
2010 24,34
2011 25,45
2012 26,96
2013 26,82
2014 26,88

 

 


 3 Тема практического занятия «Маркетинг в сфере обращения»

Вопросы для обсуждения:

  1. Назовите субъекты рынка обращения.
  2. Какие функции выполняет современный маркетинг в сфере обращения?
  3. Перечислите комплекс маркетинговых операций, осуществляемых при реализации торгово-посреднической деятельности?

 


Задание 15

Основные направления маркетинговой деятельности являются ключевыми составляющими всех стадий воспроизводственного процесса — от производства материальных благ, их распределения, об­ращения до стадии конечного потребления.

Маркетинг в сфере обращения ставит перед собой решение практических задач поведения на рынке. Они предопределяются коммерческими сделками, обменом, куплей-продажей. Основой развития прикладного маркетинга является изучение конкретной сложившейся ситуации на рынке. Маркетинг в практической дея­тельности находится в прямой и обратной зависимости с внутрен­ней и внешней средой. Конструкция маркетинговой деятельности взаимодействующими компонентами приведена на рисунке.

Приведите практические примеры, соответствующие нижеприведенному рисунку.

Рисунок - Универсальная модель коммуникационной политики для организации сферы обращения (http://konspekts.ru/marketing/marketing-v-sfere-tovarnogo-obrashheniya/ - Конспект лекций)

Задание 16

Проанализируйте сильные и слабые стороны известного предприятия (на выбор студента). Составьте обобщенную матрицу SWOT-анализа.

 

Методические указания к решению задачи:

Для анализа сильных и слабых сторон в деятельности торгово-посреднической  фирмы, как правило, используются данные SWOT-анализа.

Матрица SWOT даёт возможность установить линии связи между силой и слабостью, которые присущи предприятию, внешними угрозами и возможностями которые в дальнейшем будут использованы для формулирования его стратегии.

Далее представлено несколько способов составления матрицы SWОT-анализа.

Первый способ

 

Таблица - SWОT-анализ

Сильные: Высокое качество продукции Высокий производственный потенциал Хорошо укомплектованный и работоспособный отдел продаж Организована доставка Организована возможность возврата остатков продукции Слабые: Маленькая доля рынка Отсутствие усилий по брендингу. Отсутствие четко выраженного позиционирования. Сбытовая ориентация.
Возможности: Рынок растет, появляются новые быстрорастущие сегменты Бренд-технологии существенно увеличивают сбыт По направлениям стратегический маркетинг и аналитический маркетинг существуют консалтинговые компании, они описаны в периодической литературе, т.е. доступны для адаптации у себя на предприятии. Опасности: Активизация конкурентов «Сильные бренды» на рынке  конкурентов

 

Второй способ

Условно обозначим степень влияния факторов внешней и внутренней среды на деятельность данного предприятия (возможности: 5 – очень высокие; 4 – высокие; 3 – средние; 2 – низкие; 1 – очень низкие; угрозы: 5 – очень сильные; 4 – сильные; 3- средние; 2 – слабые; 1 – очень слабые; сильные и слабые стороны; 5 – очень высокое значение; 4 – высокое; 3 – среднее; 2 – низкое; 1 – очень низкое).

На основании таблицы рассчитаем общую оценку каждого из четырёх параметров карты SWOT. Наибольшее влияние на деятельность исследуемого предприятия. Оказывают его внутренние стороны (30 баллов). Составим обобщающую матрицу SWOT, которая приведена в таблице.

 


Таблица  – Карта SWOT - анализа деятельности предприятия

Возможности Баллы Угрозы Баллы
1 2 3 4
Стабильность законодательства, регулирующего отношения в области малого бизнеса 3 Компания уступает позиции в области конкурентного ассортимента 5
Рост численности сотрудников 2 Высокий уровень инфляции 5
Рост реальных доходов населения 5 Нестабильность политики налогообложения фирм 5
Расширение ассортимента товаров и услуг 3 Высокие процентные ставки банковского кредита 5
Динамично развивающийся рынок салонного бизнеса 4 Развивающиеся конкурентные отношения 4
Итого 19 Итого 28
Сильные стороны   Слабые стороны  
Работа на достаточно стабильный сегмент рынка 4 Слабо развитая система сбора и анализа информации о рынке 4
Возможность оказания дополнительных услуг 2 Слабые позиции в использовании нововведений (недостаточность технических средств сбора и обработки информации) 5
Высокая обеспеченность персоналом 4 Высокий расход на продвижение и рекламу компании 4
Высокий уровень оплаты труда 5 Низкий уровень компетентности обслуживающего персонала 4
Итого 20 - 21

 

Для того чтобы провести окончательную оценку конкурентных позиций предприятия необходимо рассчитать значения обобщающей матрицы, которая представлена в таблице.

 

Таблица  – Обобщающая матрица SWOT-анализа

 

Возможности Угрозы
Баллы (19) Баллы (28)
Сильные стороны Баллы (20) 20×19=380 20×28=560
Слабые стороны Баллы (21) 21×19=399 21×28=588

 

Перемножение факторов, представленных в карте SWOT-анализа, позволяет получить соответствующие значения в полях матрицы. Наибольшее из них определяет основную стратегическую цель, направления развития коммерческой деятельности исследуемого предприятия в рамках его выбора альтернативной стратегии развития предприятии, либо их набор (комбинации).

Результаты расчёта показали, что наибольшее значение было определено в поле «Слабые стороны и угрозы» (588), следовательно, усилия предприятия должны быть направлены на минимизацию слабых сторон её деятельности и угроз, связанных с факторами внешней среды.

Третий способ

Таблица - Перечень сильных и слабых сторон предприятия

Аспекты внутренней среды Сильные стороны Степень воздействия (баллы) Слабые стороны Степень воздействия (баллы)
1.Организация управления + 2    
2.Маркетинг     + 1
3.Исследования и разработки + 2    
4.Технология + 2    
5.Персонал     + 1
6.Финансы     + 2
7.Организационная культура и имидж + 2    

Четвёртый способ

 

Элементы среды Важность для отрасли, б (1-3) Степень влияния на предприятие, б Характер влияния на предприятие, +/- Интегральный показатель степени важности фактора
Факторы макросреды        
1. Экономические 1 1 + 1
2. Политические 1 2 - -2
3. Правовые 2 2 + 4
4. Демографические 2 3 - -6
5. Научно-технические 2 2 + 4
6. Природные 3 3 - -9
7. Социально-культурные 3 3 - -9
Итого 14 16   -17
Факторы непосредственного окружения        
1.Торговая сила покупателей 1 1 + 1
2.Степень приверженности покупателей к товарам предприятия 2 1 + 2
3.Степень привлекательности поставщика 2 1 + 2
4.Состояние конкурентной борьбы в сфере деятельности предприятия 2 2 - -4
5. Состояние и тенденции развития целевого рынка 1 2 - -2
Итого 8 7   -1
Факторы микросреды        
1. Потребители 1 1 + 1
2. Поставщики 1 1 + 1
3. Конкуренты 1 2 - -2
Итого 3 4   0

Задание 17

Оцените конкурентоспособность предприятия (на выбор студента).

Методические указания к решению задачи:

Оцените конкурентоспособность торгово-посреднической организации, используем метод балльной оценки с учетом коэффициента весомости факторов.

 

Таблица  – Оценка конкурентоспособности ООО «Посредник» и его конкурентов

Факторы

Коэффициент весомости

ООО «Посредник»

Конкурент А

Конкурент В

Конкурент С

значение балл     Баллы с учетом коэффициента весомости значение балл     Баллы с учетом коэффициента весомости значение балл     Баллы с учетом коэффициента весомости значение балл     Баллы с учетом коэффициента весомости
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Размещение предприятия 0,1 центр 5 0,5 Близко к центру 4,5 0,45 далеко от центра 3 0, 3 Близко к центру 4 0,4
Уровень обслуживания 0,2 Средний 4 0,8 высокий 5 1,0 Средний 5 1,0   Низкий 3 0,6
Уровень цен 0,25 Ниже среднего 5 1,25 Выше среднего 3,5 0,87 высокий 3 0,75 Средний 4 1,0
Качество оказываемых услуг 0,24 хорошее 4 0,96 Очень хорошее 5 1,2 хорошее 4 0,96   Среднее 3 0,72
Удобство интерьера 0,1 Не очень удобное 3,5 0,35 Очень удобное 5 0,5 Удобное 4 0,4 Удобное 4 0,4
Реклама 0,11 Редко 3 0,33 Часто 5 0,55 Периодически 4 0,44 Редко 3 0,33
Итого 1,0 - - 4,19 - - 4,57 - - 3,85 - - 3,45

 

Уровень конкурентоспособности ООО «Посредник» недостаточно высок. Особое внимание следует обратить на конкурента А, т.к. у него самое высокое значение показателя (4,57 балла). Как видно из таблицы , ООО «Посредник» имеет низкий балл по таким позициям как «реклама», «удобство интерьера» и не самый высокий балл по таким позициям как «качество оказываемых услуг» и «уровень обслуживания».

Рассчитаем индексы конкурентоспособности по каждому конкуренту:

,                                           ()

где IK И IO – сводные параметрические индексы анализируемого и наиболее значимого конкурента.

Iк1 = 4,19 / 4,57 = 0,92,

Iк2 = 4,57 / 4,57 = 1,0,

Iк3 = 3,85 / 4,57 = 0,84

Iк4 = 3,45 / 4,57 = 0,75.

Полученное значение показателя конкурентоспособности ООО «Посредник» составляет 0,92, что свидетельствует о достаточно высоких конкурентных позициях.

Задание 18

На основании представленных данных необходимо рассчитать ёмкость рынка.

 

Таблица – Исходные данные

Наименование предприятия Выручка от реализации, тыс. руб. 2010 год Доля рынка, 2010 год
1 2 3
Оптовая база кондитерских изделий ООО «Конфета» 2100 0, 17
Конкурент А 4938,8 0, 4
Конкурент В 1852,1 0, 15
Конкурент С 987,8 0, 08
Прочие 2469,4 0,2
Итого 12348,1 1,0

Приведенные выше данные говорят о том, что исследуемое предприятие - оптовая база кондитерских изделий ООО «Конфета» занимает 17% рынка по оказанию соответствующих услуг, а конкурент А имеет лидирующие позиции на рынке (40% рынка).

Емкость рынка равна 12348,1 тыс.р.

,                                        ()

где V i- объем реализации i-го конкурента, тыс.р.

n – количество конкурентов, действующих на данном рынке.

Определенный методом экспертных оценок коэффициент, характеризующий степень удовлетворенности спроса на торговые услуги равен 0,9. Из этого следует, что есть возможности для увеличения объема реализации данного вида товаров.

Определим спрос на данный вид услуг, используя формулу :

                                                 ,                                           ()

где Е – емкость рынка;

Кс - коэффициент, характеризующий степень удовлетворенности спроса.

Анализ рынка позволяет составить конъюнктурный прогноз.

Методом экспертных оценок определим три вида прогноза рынка: оптимистический (О), вероятностный (М) и пессимистический (Р).

Оптимистический прогноз:

О = С – Е = 13719 – 12348,1 = 1371,9тыс.р.

Вероятностный прогноз:

М = 0,5  О = 0,5  1371,9 = 685,95 тыс.р.

Пессимистический прогноз:

Р = 0,1  О = 0,1 1371,9 = 137,19 тыс.р.

Определим возможное значение прогноза (ЕР) по следующей формуле:

                                                  ()

Стандартное отклонение, определенное по формуле, составляет 205,8 тыс.р.

                                                                                          ()

 тыс.р.

Рассчитаем возможное значение прогноза развития рынка:

Пmax = EP + 2 CO = 2766,67 + 2  205,8 = 3178,27 тыс.руб.

Пmin = EP - 2 CO = 2766,67 – 2  205,8 = 2355,07 тыс.руб.

Следовательно, наиболее вероятное значение прогноза рынка будет находиться в пределах от 2355,07 тыс.р. до 3178,27 тыс.р. Таким образом, оптовая база кондитерских изделий ООО «Конфета» может увеличить объем реализации услуг в этих рамках.

 

Задание 19

Каково количество поставок в месяц, если стоимость единицы товара составила 95 руб., месячный оборот склада по данной позиции – 820 ед. товара. Доля затрат на хранение – 10% стоимости; транспортно-заготовительные расходы, связанные с реализацией и доставкой одного заказа, - 640 руб.

 

Методические указания к решению задачи:

Рассчитаем оптимальный размер единовременно доставленной партии товара с использованием формулы Уилсона:

,                                                       ()

в – месячный оборот склада по данной позиции, руб.;

с – транспортно-заготовительные расходы, руб.

М – доля затрат на хранение товара, ед. десятичной дроби.

(руб.)

Оптимальное количество поставок в месяц определяется по следующей формуле:

Оптимальное количество поставок равно 2.

Задания для самостоятельного решения

Задание 20

Проанализируйте сильные и слабые стороны известного предприятия (на выбор студента). Составьте обобщенную матрицу SWOT-анализа.

 

Задание 21

Оцените конкурентоспособность предприятия (на выбор студента).

Задание 22

На основании представленных данных необходимо рассчитать ёмкость рынка.

 

Таблица – Исходные данные

Наименование предприятия Выручка от реализации, тыс. руб. 2014 год Доля рынка, 2014 год
1 2 3
ООО «Дон» 3236  
Конкурент А 3938,1  
Конкурент В 2552,8  
Конкурент С 537,4  
Прочие 2769,4  
Итого    

 

 


Дата: 2018-12-28, просмотров: 228.