Вопросы для обсуждения:
1. Дайте определение понятию «промышленный маркетинг».
2. Укажите особенности рынка товаров промышленного назначения.
3. Поясните суть методов сбора информации, используемых при полевых исследованиях на промышленном рынке: «метод мнимого клиента», «метод мнимого поставщика» и экспертные мнения.
Задание 1
Приведите примеры влияния указанных факторов на покупателей промышленных товаров:
Рисунок 1 – Факторы влияния
Задание 2
На рынке целлюлозно-бумажной промышленности работает 5 крупных предприятий. Рыночные доли которых равны: 0,1, 0,15, 03, 0,4, 0,05.
Определить коэффициент вариации рыночных долей.
Решение:
n - число фирм в отрасли;
рыночная доля фирмы.
0,65
Вывод: Коэффициент вариации рыночных долей не достиг единицы, следовательно, концентрация на рынке не высока.
Задание 3
Провести анализ финансово-экономических показателей и обосновать выводы.
Таблица - Основные технико-экономические показатели деятельности ОАО «НПО «Спецэлектромеханика» за 2013-2014 годы
Показатель | Значение показателя | Темп роста % | |
2014г. | 2015г. | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Выручка от продаж продукции всего, тыс. руб. | 465533 | 1262678 | 271,2 |
2. Численность персонала, чел., из них | 217 | 294 | 135,5 |
- основные рабочие | 104 | 169 | 162,5 |
- вспомогательные рабочие | 35 | 42 | 120 |
- руководители и специалисты | 78 | 83 | 106,4 |
3. Производительность труда на одного работника, тыс. руб. | 2145 | 4295 | 200 |
4. Производительность труда на одного рабочего, тыс. руб. | 3349 | 5984 | 178,6 |
5. Фонд заработной платы всего, тыс. руб. | 94525,2 | 158054 | 167,2 |
6. Среднемесячная заработная плата работника, тыс. руб. | 36,3 | 44,8 | 123,4 |
7. Себестоимость проданной продукции, тыс. руб. | 383952 | 981443 | 255,6 |
8. Прибыль от продаж (убыток), тыс. руб. | 81581 | 281235 | 344,7 |
9. Затраты на рубль реализованных услуг, руб. | 0,83 | 0,78 | 94 |
10. Чистая прибыль тыс. руб. | 60045 | 163044 | 171,5 |
11. Рентабельность услуг, % | 15,6 | 16,6 | 1 |
12. Сумма чистой прибыли на одного работника тыс. руб / чел. | 276,7 | 554,57 | 200,4 |
Анализируя таблицу можно сделать следующие выводы. По итогам 2014 г. выручка составила 1262678 тыс. руб. По сравнению с 2013 г. данный показатель увеличился в 2,7 раза или на 797145 тыс. руб. Соответственно возросли объемы прибыли. Прибыль от продаж возросла на 199654 тыс. руб., темп роста по данному показателю составил 344,7%. Чистая прибыль увеличилась на 102999 тыс. руб. Темп роста по показателю чистая прибыль составил 171,5%.
Организация ОАО «НПО «Спецэлектромеханика» увеличила штат сотрудников с 217 человек в 2013 году до 294 человек в 2014 году. Темп роста численности персонала составил 135,5%, в основном в штат были приняты основные рабочие – 65 человек, вспомогательные рабочие – 7 человек, руководители и специалисты – 5 человек.
За счет повышения производительности труда на одного работника на 99,9% ОАО «НПО «Спецэлектромеханика» увеличило среднемесячную заработную плату с 36,3 тыс. руб. в 2013 г. до 44,8 тыс. руб. в 2015 г. что означает рост заработной платы на 98,9 %, в среднем на каждого работника на 23,4%.
В 2014 году наблюдается рост себестоимости оказываемых услуг на 155,6 %. При этом затраты на один рубль реализованных услуг снизились с 0,83 в 2009 г. до 0,78% в 2014 г.
Необходимо также, отметить рост рентабельности оказанных услуг составил 1% в 2014 г.
Задание 4
Проведите анализ плановых показателей продукции по доле продаж каждого вида продукции и его рентабельности, присвоив каждому виду продукции ранг, исходя из того, что вид продукции, имеющий самую большую долю продаж и самую высокую рентабельность, имеет первый ранг.
Таблица – Показатели продаж и рентабельности каждого вида продукции
Изделие | Годовой спрос, тыс. руб. | Доля продаж | Рентабельность | ||
% | ранг | % | ранг | ||
А | 3163227 | 86,95 | I | 40 | II |
В | 413276 | 11,36 | II | -3,36 | III |
С | 61385 | 1,69 | III | 100 | I |
Сумма | 3637888 | 100 |
Таким образом, самым высоким рангом обладает продукция «А», а самым низким – «С». Проанализировав ранги каждого вида продукции целесообразно исключить из программы выпуска вид продукции, обладающий низким рангом.
Для более точного определения значимости каждого вида продукции построим график эффективности выпуска продукции в координатах рентабельность / доля продаж.
Рисунок – Адаптированная матрица БКГ
Матрица БКГ строится на том экономическом предположении, что чем больше доля продукции на рынке, тем ниже относительные издержки и выше прибыль в результате экономии от объемов производства.
«Звезды» товары категории «А» - занимают лидирующее положение на рынке (высокая доля, быстрый рост). Они дают значительную прибыль, но одновременно требуют значительных объемов ресурсов для финансирования, продолжающегося роста или удержания доли рынка, а также жесткого контроля за этими ресурсами.
Основная задача заключается в поддержании отличительных преимуществ продукции предприятия в условиях растущей конкуренции.
«Вопросительные знаки» - «оказание прочих услуг» незначительно воздействует на рынок в развивающемся производстве. Для поддержания доли на рынке в условиях сильной конкуренции нужны значительные средства. Предприятие должно решить вопрос, следует ли увеличивать расходы на продвижение товара или улучшение его характеристик или снизить цены.
«Собаки» - товары категории «В» - сухие смеси, оказание строительно-монтажных работ имеют на рынке малую долю при сокращающемся или медленном росте. Для этого товара характерны чрезмерные издержки и незначительные возможности роста. Стратегия на рынке: ослабление усилий на рынке или ликвидация производства этого товара.
«Дойные коровы» занимают лидирующее положение в относительно стабильном или сокращающемся рынке. Поскольку сбыт относительно стабилен без каких-либо дополнительных затрат, то эта группа товаров приносит прибыли больше, чем требуется для поддержания их доли на рынке. В случае анализа товаров предприятия товары, относящиеся к группе товаров «Дойные коровы» отсутствуют.
Задания для самостоятельного решения
Задание 5
На основе следующих финансово-экономических данных промышленного предприятия необходимо:
- рассчитать недостающие показатели;
- проанализировать финансово-экономические показатели промышленного предприятия и сделать соответствующий вывод о финансово-экономическом положении предприятия.
Таблица 1 – Основные финансово-экономические показатели деятельности производственного предприятия
Наименование показателя | Ед. измерения | 2013 год | 2014 год | Абсолютное изменение | Темпы прироста, % |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1Выручка от продажи товаров, продукции | тыс. р. | 2307,5 | 2840,34 | ||
2 Количество выполненных заказов | шт. | 147 | 201 | ||
3Среднесписочная численность работников, в т.ч. | чел. | 9 | 9 | ||
руководители и специалисты | чел. | ||||
рабочие | чел. | 6 | 6 | ||
4Производительность труда | тыс. р. | ||||
5 Фонд оплаты труда | тыс. р. | 1092 | 1236 | ||
руководителей и специалистов | тыс. р. | 371 | 420 | ||
рабочих | тыс. р. | ||||
6Среднемесячная заработная плата | тыс. р. | ||||
7Себестоимость проданных товаров, продукции, работ | тыс. р. | 1851,13 | 2084,92 | ||
8Прибыль (убыток) от продаж | тыс. р. | ||||
9 Чистая прибыль | тыс. р. | ||||
10Затраты на 1 рубль реализации продукции | р./р. | ||||
14Рентабельность основного вида деятельности | % |
Задание 6
Проанализируйте промышленный рынок РФ, Ростовской области, г. Шахты.
На основе соответствующих выводов укажите особенности вышеупомянутых рынков.
Задание 7
На рынке строительной промышленности работает 4 крупных предприятий. Рыночные доли которых равны: 0,2, 0,11, 0,3, 0,39.
Определить коэффициент вариации рыночных долей.
Задание 8
Проведите анализ плановых показателей продукции по доле продаж каждого вида продукции и его рентабельности, присвоив каждому виду продукции ранг, исходя из того, что вид продукции, имеющий самую большую долю продаж и самую высокую рентабельность, имеет первый ранг.
Таблица – Показатели продаж и рентабельности каждого вида продукции
Изделие | Годовой спрос, тыс. руб. | Доля продаж | Рентабельность | ||
% | ранг | % | ранг | ||
А | 3562327 | 56 | |||
В | 413878 | 16 | |||
С | 31365 | 35 | |||
Сумма |
Дата: 2018-12-28, просмотров: 224.