Тема практического занятия «Маркетинг промышленных товаров»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Вопросы для обсуждения:

1. Дайте определение понятию «промышленный маркетинг».

2. Укажите особенности рынка товаров промышленного назначения.

3. Поясните суть методов сбора информации, используемых при полевых исследованиях на промышленном рынке: «метод мнимого клиента», «метод мнимого поставщика» и экспертные мнения.

 

Задание 1

Приведите примеры влияния указанных факторов на покупателей промышленных товаров:

 

Рисунок 1 – Факторы влияния

 

Задание 2

На рынке целлюлозно-бумажной промышленности работает 5 крупных предприятий. Рыночные доли которых равны: 0,1, 0,15, 03, 0,4, 0,05.

Определить коэффициент вариации рыночных долей.

Решение:

 

n - число фирм в отрасли;

рыночная доля фирмы.

0,65

Вывод: Коэффициент вариации рыночных долей не достиг единицы, следовательно, концентрация на рынке не высока.

Задание 3

Провести анализ финансово-экономических показателей и обосновать выводы.

 

Таблица  - Основные технико-экономические показатели деятельности ОАО «НПО «Спецэлектромеханика» за 2013-2014 годы

Показатель

Значение показателя

Темп роста %

2014г. 2015г.
1 2 3 4
1. Выручка от продаж продукции всего, тыс. руб. 465533 1262678 271,2
2. Численность персонала, чел., из них 217 294 135,5
- основные рабочие 104 169 162,5
- вспомогательные рабочие 35 42 120
- руководители и специалисты 78 83 106,4
3. Производительность труда на одного работника, тыс. руб. 2145 4295 200
4. Производительность труда на одного рабочего, тыс. руб. 3349 5984 178,6
5. Фонд заработной платы всего, тыс. руб. 94525,2 158054 167,2
6. Среднемесячная заработная плата работника, тыс. руб. 36,3 44,8 123,4
7. Себестоимость проданной продукции, тыс. руб. 383952 981443 255,6
8. Прибыль от продаж (убыток), тыс. руб. 81581 281235 344,7
9. Затраты на рубль реализованных услуг, руб. 0,83 0,78 94
10. Чистая прибыль тыс. руб. 60045 163044 171,5
11. Рентабельность услуг, % 15,6 16,6 1
12. Сумма чистой прибыли на одного работника тыс. руб / чел. 276,7 554,57 200,4

                                                                                                                                  

Анализируя таблицу можно сделать следующие выводы. По итогам 2014 г. выручка составила 1262678 тыс. руб. По сравнению с 2013 г. данный показатель увеличился в 2,7 раза или на 797145 тыс. руб. Соответственно возросли объемы прибыли. Прибыль от продаж возросла на 199654 тыс. руб., темп роста по данному показателю составил 344,7%. Чистая прибыль увеличилась на 102999 тыс. руб. Темп роста по показателю чистая прибыль составил 171,5%.

Организация ОАО «НПО «Спецэлектромеханика» увеличила штат сотрудников с 217 человек в 2013 году до 294 человек в 2014 году. Темп роста численности персонала составил 135,5%, в основном в штат были приняты основные рабочие – 65 человек, вспомогательные рабочие – 7 человек, руководители и специалисты – 5 человек.

За счет повышения производительности труда на одного работника на 99,9% ОАО «НПО «Спецэлектромеханика» увеличило среднемесячную заработную плату с 36,3 тыс. руб. в 2013 г. до 44,8 тыс. руб. в 2015 г. что означает рост заработной платы на 98,9 %, в среднем на каждого работника на 23,4%.

В 2014 году наблюдается рост себестоимости оказываемых услуг на 155,6 %. При этом затраты на один рубль реализованных услуг снизились с 0,83 в 2009 г. до 0,78% в 2014 г.

Необходимо также, отметить рост рентабельности оказанных услуг составил 1% в 2014 г.

Задание 4

Проведите анализ плановых показателей продукции по доле продаж каждого вида продукции и его рентабельности, присвоив каждому виду продукции ранг, исходя из того, что вид продукции, имеющий самую большую долю продаж и самую высокую рентабельность, имеет первый ранг.

 

Таблица – Показатели продаж и рентабельности каждого вида продукции

Изделие

Годовой спрос, тыс. руб.

Доля продаж

Рентабельность

% ранг % ранг
А 3163227 86,95 I 40 II
В 413276 11,36 II -3,36 III
С 61385 1,69 III 100 I
Сумма 3637888 100      

Таким образом, самым высоким рангом обладает продукция «А», а самым низким – «С». Проанализировав ранги каждого вида продукции целесообразно исключить из программы выпуска вид продукции, обладающий низким рангом.

Для более точного определения значимости каждого вида продукции построим график эффективности выпуска продукции в координатах рентабельность / доля продаж.

 

Рисунок  – Адаптированная матрица БКГ

Матрица БКГ строится на том экономическом предположении, что чем больше доля продукции на рынке, тем ниже относительные издержки и выше прибыль в результате экономии от объемов производства.

«Звезды» товары категории «А» - занимают лидирующее положение на рынке (высокая доля, быстрый рост). Они дают значительную прибыль, но одновременно требуют значительных объемов ресурсов для финансирования, продолжающегося роста или удержания доли рынка, а также жесткого контроля за этими ресурсами.

Основная задача заключается в поддержании отличительных преимуществ продукции предприятия в условиях растущей конкуренции.

«Вопросительные знаки» - «оказание прочих услуг» незначительно воздействует на рынок в развивающемся производстве. Для поддержания доли на рынке в условиях сильной конкуренции нужны значительные средства. Предприятие должно решить вопрос, следует ли увеличивать расходы на продвижение товара или улучшение его характеристик или снизить цены.

«Собаки» - товары категории «В» - сухие смеси, оказание строительно-монтажных работ имеют на рынке малую долю при сокращающемся или медленном росте. Для этого товара характерны чрезмерные издержки и незначительные возможности роста. Стратегия на рынке: ослабление усилий на рынке или ликвидация производства этого товара.

«Дойные коровы» занимают лидирующее положение в относительно стабильном или сокращающемся рынке. Поскольку сбыт относительно стабилен без каких-либо дополнительных затрат, то эта группа товаров приносит прибыли больше, чем требуется для поддержания их доли на рынке. В случае анализа товаров предприятия товары, относящиеся к группе товаров «Дойные коровы» отсутствуют.

 

Задания для самостоятельного решения

Задание 5

На основе следующих финансово-экономических данных промышленного предприятия необходимо:

- рассчитать недостающие показатели;

- проанализировать финансово-экономические показатели промышленного предприятия и сделать соответствующий вывод о финансово-экономическом положении предприятия.

 

Таблица 1 – Основные финансово-экономические показатели деятельности производственного предприятия

Наименование показателя Ед. измерения 2013 год 2014 год Абсолютное изменение Темпы прироста, %
1 2 3 4 5 6
1Выручка от продажи товаров, продукции тыс. р. 2307,5 2840,34    
2 Количество выполненных заказов шт. 147 201    
3Среднесписочная численность работников, в т.ч. чел. 9 9    
руководители и специалисты чел.        
рабочие чел. 6 6    
4Производительность труда тыс. р.        
5 Фонд оплаты труда тыс. р. 1092 1236    
руководителей и специалистов тыс. р. 371 420    
рабочих тыс. р.        
6Среднемесячная заработная плата тыс. р.        
7Себестоимость проданных товаров, продукции, работ тыс. р. 1851,13 2084,92    
8Прибыль (убыток) от продаж тыс. р.        
9 Чистая прибыль тыс. р.        
10Затраты на 1 рубль реализации продукции р./р.        
14Рентабельность основного вида деятельности %        

Задание 6

Проанализируйте промышленный рынок РФ, Ростовской области, г. Шахты.

На основе соответствующих выводов укажите особенности вышеупомянутых рынков.

Задание 7

На рынке строительной промышленности работает 4 крупных предприятий. Рыночные доли которых равны: 0,2, 0,11, 0,3, 0,39.

Определить коэффициент вариации рыночных долей.

Задание 8

Проведите анализ плановых показателей продукции по доле продаж каждого вида продукции и его рентабельности, присвоив каждому виду продукции ранг, исходя из того, что вид продукции, имеющий самую большую долю продаж и самую высокую рентабельность, имеет первый ранг.

Таблица – Показатели продаж и рентабельности каждого вида продукции

Изделие

Годовой спрос, тыс. руб.

Доля продаж

Рентабельность

% ранг % ранг
А 3562327     56  
В 413878     16  
С 31365     35  
Сумма          

 



Дата: 2018-12-28, просмотров: 193.