ИНСТИТУТ СФЕРЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА (ФИЛИАЛ)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ИНСТИТУТ СФЕРЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА (ФИЛИАЛ)

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

В Г.ШАХТЫ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(ИСОиП (филиал) ДГТУ)

 

                                     Маркетинг в отраслях и сферах деятельности

Практикум

часть 1

для бакалавров направления подготовки

38.03.06 «Торговое дело»

очной, заочной и дистанционной форм обучения

 

 

ШАХТЫ 2015


      

 

 

Авторы:

д.э.н., проф. кафедры «Товароведение, маркетинг и предпринимательство»


О.И. Радина

к.э.н, стар. преп. кафедры «Товароведение, маркетинг и предпринимательство»

О.Ю. Малинина

аспирант кафедры «Товароведение, маркетинг и предпринимательство»

Р.И. Сердюк

Рецензент:

к.э.н., доцент кафедры «Товароведение, маркетинг и предпринимательство»

Р.Р. Кадукова

 

Радина, О.И. Маркетинг в сферах и отраслях: Практикум часть 1 / О.И. Радина, О.Ю. Рудакова, Р.И. Сердюк. – Шахты: ИСОиП, 2015. - 37 с.

 

Практикум содержит задания по дисциплине «Маркетинг в отраслях и сферах деятельности» для аудиторной работы студентов. Задание на практическое занятие содержит перечень вопросов для дискуссионного обсуждения, практические ситуации и методика их решения, а также контрольные вопросы для проверки знаний студентов. Рекомендован список литературы для подготовки к практическим занятиям.

Практикум рекомендован для бакалавров направления подготовки 38.03.06 «Торговое дело» очной, заочной и дистанционной форм обучения

 

УДК

ББК

 

 

© ИСОиП, 2015

© О.И. Радина, О.Ю. Рудакова, Р.И. Сердюк 2015

 

 

Содержание

Введение. 3

1Маркетинг промышленных товаров. 5

2 Маркетинг агропромышленных предприятий. 10

3 Маркетинг в сфере обращения. 15

4 Инвестиционный маркетинг. 24

5 Маркетинг на рынке ценных бумаг. 25

6 Информационный маркетинг. 28

7 Маркетинг кадрового обеспечения. 32

Библиографический список. 36

 



Введение

 

По мере обострения конкуренции, в мире все яснее понимают, что помочь выжить на рынке может только всепроникающий маркетинг.

Практическая деятельность маркетинга оказывает большое влияние на людей, выступающих в качестве покупателей, продавцов и рядовых граждан. В качестве ее целей выдвигаются такие, как достижение максимально возможного высокого потребления, достижение максимальной потребительской удовлетворенности, предоставление потребителям максимально широкого выбора, максимальное повышение качества жизни. При этом маркетолог внедряет новый образ действия предприятия на рынке. К желательным качествам маркетолога можно отнести аналитические способности, воображение, пытливость, отсутствие боязни перемен, постоянное стремление все улучшить, инициативность, чувство предпринимательства, способность воспринимать все потери и успехи компании, как свои собственные.

Основными целями и задачами практикума по дисциплине «Маркетинг в отраслях и сферах деятельности» для бакалавров направления подготовки 38.03.06 «Торговое дело» является овладение навыками, необходимыми для выявления особенностей в различных отраслях и сферах деятельностях:

– определения конкурентоспособности продукции и предприятия;

– пользования методикой проведения маркетинговых исследований; 

– применения способов сегментирования рынка и позиционирования товара;

– разработки маркетинговых стратегий;

– составления планов маркетинга;

– изучения системы маркетинговых коммуникаций;

– организации деятельности маркетинговой службы.

 

 

 

1 Рекомендации студентам по проведению практических занятий по дисциплине «Маркетинг в отраслях и сферах деятельности»

Часть 1

Практические занятия это одна из форм учебного процесса высшего учебного заведения.

Целью практического занятия является проверка правильности усвоения знаний дисциплины «Маркетинг в отраслях и сферах деятельности» часть 1 «Маркетинг в сфере услуг», а также получения навыков принятия практических решений в маркетинговой деятельности отдельных отраслей сферы услуг.

Сценарий практического занятия:

1.Обсуждение вопросов, предлагаемых в отдельной теме. Каждый вопрос готовится студентом в форме реферата по предварительной согласованности с преподавателем. Преподаватель заранее дает рекомендации по особенностям изложения реферативной работы конкретного вопроса определенной темы. Студент, представляя свою реферативную работу, лаконично и четко излагает изученный им материал. Необходимо уделить внимание современной тенденции развития определенного вида услуг, изучить и раскрыть существующие проблемы маркетинговой деятельности и возможные пути их решения. После изложения доклада проводится дискуссия, которой обычно руководит преподаватель.

2.Решение практических заданий. Для решения практических заданий авторы предлагают методические указания и алгоритмы их решения. В конце решения необходимо сделать выводы по применению маркетингового решения с учетом отраслевого подхода.

3.Контрольные вопросы. Формой контроля знаний студентов является устный опрос студентов группы. Ответ должен быть кратким и определять сущность вопроса. По итогам практического занятия преподаватель проставляет баллы по рейтинговой системе. Положительным результатом считается от 10 до 15 баллов за одно занятие.



Задание 1

Приведите примеры влияния указанных факторов на покупателей промышленных товаров:

 

Рисунок 1 – Факторы влияния

 

Задание 2

На рынке целлюлозно-бумажной промышленности работает 5 крупных предприятий. Рыночные доли которых равны: 0,1, 0,15, 03, 0,4, 0,05.

Определить коэффициент вариации рыночных долей.

Решение:

 

n - число фирм в отрасли;

рыночная доля фирмы.

0,65

Вывод: Коэффициент вариации рыночных долей не достиг единицы, следовательно, концентрация на рынке не высока.

Задание 3

Провести анализ финансово-экономических показателей и обосновать выводы.

 

Таблица  - Основные технико-экономические показатели деятельности ОАО «НПО «Спецэлектромеханика» за 2013-2014 годы

Показатель

Значение показателя

Темп роста %

2014г. 2015г.
1 2 3 4
1. Выручка от продаж продукции всего, тыс. руб. 465533 1262678 271,2
2. Численность персонала, чел., из них 217 294 135,5
- основные рабочие 104 169 162,5
- вспомогательные рабочие 35 42 120
- руководители и специалисты 78 83 106,4
3. Производительность труда на одного работника, тыс. руб. 2145 4295 200
4. Производительность труда на одного рабочего, тыс. руб. 3349 5984 178,6
5. Фонд заработной платы всего, тыс. руб. 94525,2 158054 167,2
6. Среднемесячная заработная плата работника, тыс. руб. 36,3 44,8 123,4
7. Себестоимость проданной продукции, тыс. руб. 383952 981443 255,6
8. Прибыль от продаж (убыток), тыс. руб. 81581 281235 344,7
9. Затраты на рубль реализованных услуг, руб. 0,83 0,78 94
10. Чистая прибыль тыс. руб. 60045 163044 171,5
11. Рентабельность услуг, % 15,6 16,6 1
12. Сумма чистой прибыли на одного работника тыс. руб / чел. 276,7 554,57 200,4

                                                                                                                                  

Анализируя таблицу можно сделать следующие выводы. По итогам 2014 г. выручка составила 1262678 тыс. руб. По сравнению с 2013 г. данный показатель увеличился в 2,7 раза или на 797145 тыс. руб. Соответственно возросли объемы прибыли. Прибыль от продаж возросла на 199654 тыс. руб., темп роста по данному показателю составил 344,7%. Чистая прибыль увеличилась на 102999 тыс. руб. Темп роста по показателю чистая прибыль составил 171,5%.

Организация ОАО «НПО «Спецэлектромеханика» увеличила штат сотрудников с 217 человек в 2013 году до 294 человек в 2014 году. Темп роста численности персонала составил 135,5%, в основном в штат были приняты основные рабочие – 65 человек, вспомогательные рабочие – 7 человек, руководители и специалисты – 5 человек.

За счет повышения производительности труда на одного работника на 99,9% ОАО «НПО «Спецэлектромеханика» увеличило среднемесячную заработную плату с 36,3 тыс. руб. в 2013 г. до 44,8 тыс. руб. в 2015 г. что означает рост заработной платы на 98,9 %, в среднем на каждого работника на 23,4%.

В 2014 году наблюдается рост себестоимости оказываемых услуг на 155,6 %. При этом затраты на один рубль реализованных услуг снизились с 0,83 в 2009 г. до 0,78% в 2014 г.

Необходимо также, отметить рост рентабельности оказанных услуг составил 1% в 2014 г.

Задание 4

Проведите анализ плановых показателей продукции по доле продаж каждого вида продукции и его рентабельности, присвоив каждому виду продукции ранг, исходя из того, что вид продукции, имеющий самую большую долю продаж и самую высокую рентабельность, имеет первый ранг.

 

Таблица – Показатели продаж и рентабельности каждого вида продукции

Изделие

Годовой спрос, тыс. руб.

Доля продаж

Рентабельность

% ранг % ранг
А 3163227 86,95 I 40 II
В 413276 11,36 II -3,36 III
С 61385 1,69 III 100 I
Сумма 3637888 100      

Таким образом, самым высоким рангом обладает продукция «А», а самым низким – «С». Проанализировав ранги каждого вида продукции целесообразно исключить из программы выпуска вид продукции, обладающий низким рангом.

Для более точного определения значимости каждого вида продукции построим график эффективности выпуска продукции в координатах рентабельность / доля продаж.

 

Рисунок  – Адаптированная матрица БКГ

Матрица БКГ строится на том экономическом предположении, что чем больше доля продукции на рынке, тем ниже относительные издержки и выше прибыль в результате экономии от объемов производства.

«Звезды» товары категории «А» - занимают лидирующее положение на рынке (высокая доля, быстрый рост). Они дают значительную прибыль, но одновременно требуют значительных объемов ресурсов для финансирования, продолжающегося роста или удержания доли рынка, а также жесткого контроля за этими ресурсами.

Основная задача заключается в поддержании отличительных преимуществ продукции предприятия в условиях растущей конкуренции.

«Вопросительные знаки» - «оказание прочих услуг» незначительно воздействует на рынок в развивающемся производстве. Для поддержания доли на рынке в условиях сильной конкуренции нужны значительные средства. Предприятие должно решить вопрос, следует ли увеличивать расходы на продвижение товара или улучшение его характеристик или снизить цены.

«Собаки» - товары категории «В» - сухие смеси, оказание строительно-монтажных работ имеют на рынке малую долю при сокращающемся или медленном росте. Для этого товара характерны чрезмерные издержки и незначительные возможности роста. Стратегия на рынке: ослабление усилий на рынке или ликвидация производства этого товара.

«Дойные коровы» занимают лидирующее положение в относительно стабильном или сокращающемся рынке. Поскольку сбыт относительно стабилен без каких-либо дополнительных затрат, то эта группа товаров приносит прибыли больше, чем требуется для поддержания их доли на рынке. В случае анализа товаров предприятия товары, относящиеся к группе товаров «Дойные коровы» отсутствуют.

 

Задания для самостоятельного решения

Задание 5

На основе следующих финансово-экономических данных промышленного предприятия необходимо:

- рассчитать недостающие показатели;

- проанализировать финансово-экономические показатели промышленного предприятия и сделать соответствующий вывод о финансово-экономическом положении предприятия.

 

Таблица 1 – Основные финансово-экономические показатели деятельности производственного предприятия

Наименование показателя Ед. измерения 2013 год 2014 год Абсолютное изменение Темпы прироста, %
1 2 3 4 5 6
1Выручка от продажи товаров, продукции тыс. р. 2307,5 2840,34    
2 Количество выполненных заказов шт. 147 201    
3Среднесписочная численность работников, в т.ч. чел. 9 9    
руководители и специалисты чел.        
рабочие чел. 6 6    
4Производительность труда тыс. р.        
5 Фонд оплаты труда тыс. р. 1092 1236    
руководителей и специалистов тыс. р. 371 420    
рабочих тыс. р.        
6Среднемесячная заработная плата тыс. р.        
7Себестоимость проданных товаров, продукции, работ тыс. р. 1851,13 2084,92    
8Прибыль (убыток) от продаж тыс. р.        
9 Чистая прибыль тыс. р.        
10Затраты на 1 рубль реализации продукции р./р.        
14Рентабельность основного вида деятельности %        

Задание 6

Проанализируйте промышленный рынок РФ, Ростовской области, г. Шахты.

На основе соответствующих выводов укажите особенности вышеупомянутых рынков.

Задание 7

На рынке строительной промышленности работает 4 крупных предприятий. Рыночные доли которых равны: 0,2, 0,11, 0,3, 0,39.

Определить коэффициент вариации рыночных долей.

Задание 8

Проведите анализ плановых показателей продукции по доле продаж каждого вида продукции и его рентабельности, присвоив каждому виду продукции ранг, исходя из того, что вид продукции, имеющий самую большую долю продаж и самую высокую рентабельность, имеет первый ранг.

Таблица – Показатели продаж и рентабельности каждого вида продукции

Изделие

Годовой спрос, тыс. руб.

Доля продаж

Рентабельность

% ранг % ранг
А 3562327     56  
В 413878     16  
С 31365     35  
Сумма          

 



Задание 9

Определить среднюю цену продажи агропромышленных товаров в целом по району на основании следующих данных.

 

Рынок

Объем продаж, руб.

Цена, руб. за кг

А

90 000

60

В

1 450 000

62

С

2 654 980

59

D

4 345 987

63

Методические рекомендации

Определим среднюю цену продажи товаров по формуле расчета среднегармонической:

,

где среднегармоническая;                                                                                       

объем продаж, руб.;

цена, руб. за кг.

 

Задание 10

На рынке сельскохозяйственной продукции региона конкурируют четыре крупных компании-поставщика. Их рыночные доли – 0,37, 0,07, 0,31, 0,25.

Определить ранговый индекс концентрации.

Методические указания к решению задачи:

Проведем расчёт концентрации фирм на рынке юридических услуг рассчитав индекс Холла-Тайдмана:

                                            ()

R  – ранг фирмы на рынке (самая крупная фирма имеет ранг 1);

q  – доля фирмы.

Вывод: ранговый индекс концентрации далек от единицы, следовательно, концентрация на рынке невысока.

Задание 11

Определим прогнозное значение реализации зерновых культур по области А на 2011 и 2012 годы методом экстраполяции путем аналитического выравнивания ряда.

Динамика изменения объёма реализации зерновых культур на рынке  области А за последние 5 лет характеризуется следующими данными.

 

Таблица – Изменение объёма реализации зерновых культур за 2006-2010 г.

Годы Объем реализации, млрд. руб.
2010 11,04
2011 12,15
2012 15,94
2013 15,82
2014 15,78

Методические указания к решению задачи:

Представим график изменения объёма реализации зерновых культур за 2013-2014 г.

Рисунок - Изменение объёма  реализации зерновых культур за 2013-2014 г.

 

График динамического ряда показывает достаточно чёткую тенденцию к увеличению с существенной вариацией, поэтому выравнивание выполним по уравнению прямой , а параметры определим методом наименьших квадратов.

Определим параметры уравнения методом наименьших квадратов по формулам:

,                                                         ()

,                                                          ()

Сведем расчеты в таблицу.

Таблица – Вспомогательные расчеты для определения параметров уравнения

Уровни ряда (t)
1 (2010) 11,04 11,04 1
2 (2011) 12,15 24,3 4
3 (2012) 15,94 47,82 9
4 (2013) 15,82 63,28 16
5 (2014) 15,78 78,90 25
Итого 70,73 225,34 55
Среднее значение

     14,146

 

 

 

Таким образом, уравнение регрессии имеет вид:

Определим дисперсию признака:

Представим промежуточные расчеты в таблице.

Таблица – Расчеты для определения среднеквадратического отклонения

Уровни ряда
1 11,04 11,52 -0,48 0,23
2 12,15 12,83 -0,68 0,46
3 15,94 14,15 1,79 3,20
4 15,82 15,46 0,36 0,13
5 15,78 16,78 -1 1

Итого:

5,02

 

 

Определим возможную ошибку прогноза.

Определим прогноз объёма зерновых культур по области А на 2011 г.:

Интервал прогноза: от 16,94 до 19,25

 Определим прогноз объёма зерновых культур по области А на 2012 г.:

Интервал прогноза: от 18,25 до 20,57

Представим значения прогноза графически на рисунке

 

Рисунок – Прогноз объёма реализации зерновых культур по области А на 2015-2016 годы

Вывод прогнозные значения реализации зерновых культур по области А на 2015 – 18,091 млн. руб., 2016г. составит 19,41 млн. руб. 

 


Задания для самостоятельного решения

 


Задание 12

Определить среднюю цену продажи агропромышленных товаров в целом по району на основании следующих данных.

 

Рынок

Объем продаж, руб.

Цена, руб. за кг

А

85 000

52

В

1 330 000

50

С

3 754 982

53

D

3 345 757

49

Задание 13

На рынке сельскохозяйственной продукции региона конкурируют четыре крупных компании-поставщика. Их рыночные доли – 0,2, 0,25, 0,3, 0,25.

Определить ранговый индекс концентрации.

 

Задание 14

Определите прогнозное значение реализации зерновых культур по области А на 2011 и 2012 годы методом экстраполяции путем аналитического выравнивания ряда.

Динамика изменения объёма реализации зерновых культур на рынке области А за последние 5 лет характеризуется следующими данными.

 

Таблица – Изменение объёма реализации зерновых культур за 2006-2010 г.

Годы Объем реализации, млрд. руб.
2010 24,34
2011 25,45
2012 26,96
2013 26,82
2014 26,88

 

 


 3 Тема практического занятия «Маркетинг в сфере обращения»

Вопросы для обсуждения:

  1. Назовите субъекты рынка обращения.
  2. Какие функции выполняет современный маркетинг в сфере обращения?
  3. Перечислите комплекс маркетинговых операций, осуществляемых при реализации торгово-посреднической деятельности?

 


Задание 15

Основные направления маркетинговой деятельности являются ключевыми составляющими всех стадий воспроизводственного процесса — от производства материальных благ, их распределения, об­ращения до стадии конечного потребления.

Маркетинг в сфере обращения ставит перед собой решение практических задач поведения на рынке. Они предопределяются коммерческими сделками, обменом, куплей-продажей. Основой развития прикладного маркетинга является изучение конкретной сложившейся ситуации на рынке. Маркетинг в практической дея­тельности находится в прямой и обратной зависимости с внутрен­ней и внешней средой. Конструкция маркетинговой деятельности взаимодействующими компонентами приведена на рисунке.

Приведите практические примеры, соответствующие нижеприведенному рисунку.

Рисунок - Универсальная модель коммуникационной политики для организации сферы обращения (http://konspekts.ru/marketing/marketing-v-sfere-tovarnogo-obrashheniya/ - Конспект лекций)

Задание 16

Проанализируйте сильные и слабые стороны известного предприятия (на выбор студента). Составьте обобщенную матрицу SWOT-анализа.

 

Методические указания к решению задачи:

Для анализа сильных и слабых сторон в деятельности торгово-посреднической  фирмы, как правило, используются данные SWOT-анализа.

Матрица SWOT даёт возможность установить линии связи между силой и слабостью, которые присущи предприятию, внешними угрозами и возможностями которые в дальнейшем будут использованы для формулирования его стратегии.

Далее представлено несколько способов составления матрицы SWОT-анализа.

Первый способ

 

Таблица - SWОT-анализ

Сильные: Высокое качество продукции Высокий производственный потенциал Хорошо укомплектованный и работоспособный отдел продаж Организована доставка Организована возможность возврата остатков продукции Слабые: Маленькая доля рынка Отсутствие усилий по брендингу. Отсутствие четко выраженного позиционирования. Сбытовая ориентация.
Возможности: Рынок растет, появляются новые быстрорастущие сегменты Бренд-технологии существенно увеличивают сбыт По направлениям стратегический маркетинг и аналитический маркетинг существуют консалтинговые компании, они описаны в периодической литературе, т.е. доступны для адаптации у себя на предприятии. Опасности: Активизация конкурентов «Сильные бренды» на рынке  конкурентов

 

Второй способ

Условно обозначим степень влияния факторов внешней и внутренней среды на деятельность данного предприятия (возможности: 5 – очень высокие; 4 – высокие; 3 – средние; 2 – низкие; 1 – очень низкие; угрозы: 5 – очень сильные; 4 – сильные; 3- средние; 2 – слабые; 1 – очень слабые; сильные и слабые стороны; 5 – очень высокое значение; 4 – высокое; 3 – среднее; 2 – низкое; 1 – очень низкое).

На основании таблицы рассчитаем общую оценку каждого из четырёх параметров карты SWOT. Наибольшее влияние на деятельность исследуемого предприятия. Оказывают его внутренние стороны (30 баллов). Составим обобщающую матрицу SWOT, которая приведена в таблице.

 


Таблица  – Карта SWOT - анализа деятельности предприятия

Возможности Баллы Угрозы Баллы
1 2 3 4
Стабильность законодательства, регулирующего отношения в области малого бизнеса 3 Компания уступает позиции в области конкурентного ассортимента 5
Рост численности сотрудников 2 Высокий уровень инфляции 5
Рост реальных доходов населения 5 Нестабильность политики налогообложения фирм 5
Расширение ассортимента товаров и услуг 3 Высокие процентные ставки банковского кредита 5
Динамично развивающийся рынок салонного бизнеса 4 Развивающиеся конкурентные отношения 4
Итого 19 Итого 28
Сильные стороны   Слабые стороны  
Работа на достаточно стабильный сегмент рынка 4 Слабо развитая система сбора и анализа информации о рынке 4
Возможность оказания дополнительных услуг 2 Слабые позиции в использовании нововведений (недостаточность технических средств сбора и обработки информации) 5
Высокая обеспеченность персоналом 4 Высокий расход на продвижение и рекламу компании 4
Высокий уровень оплаты труда 5 Низкий уровень компетентности обслуживающего персонала 4
Итого 20 - 21

 

Для того чтобы провести окончательную оценку конкурентных позиций предприятия необходимо рассчитать значения обобщающей матрицы, которая представлена в таблице.

 

Таблица  – Обобщающая матрица SWOT-анализа

 

Возможности Угрозы
Баллы (19) Баллы (28)
Сильные стороны Баллы (20) 20×19=380 20×28=560
Слабые стороны Баллы (21) 21×19=399 21×28=588

 

Перемножение факторов, представленных в карте SWOT-анализа, позволяет получить соответствующие значения в полях матрицы. Наибольшее из них определяет основную стратегическую цель, направления развития коммерческой деятельности исследуемого предприятия в рамках его выбора альтернативной стратегии развития предприятии, либо их набор (комбинации).

Результаты расчёта показали, что наибольшее значение было определено в поле «Слабые стороны и угрозы» (588), следовательно, усилия предприятия должны быть направлены на минимизацию слабых сторон её деятельности и угроз, связанных с факторами внешней среды.

Третий способ

Таблица - Перечень сильных и слабых сторон предприятия

Аспекты внутренней среды Сильные стороны Степень воздействия (баллы) Слабые стороны Степень воздействия (баллы)
1.Организация управления + 2    
2.Маркетинг     + 1
3.Исследования и разработки + 2    
4.Технология + 2    
5.Персонал     + 1
6.Финансы     + 2
7.Организационная культура и имидж + 2    

Четвёртый способ

 

Элементы среды Важность для отрасли, б (1-3) Степень влияния на предприятие, б Характер влияния на предприятие, +/- Интегральный показатель степени важности фактора
Факторы макросреды        
1. Экономические 1 1 + 1
2. Политические 1 2 - -2
3. Правовые 2 2 + 4
4. Демографические 2 3 - -6
5. Научно-технические 2 2 + 4
6. Природные 3 3 - -9
7. Социально-культурные 3 3 - -9
Итого 14 16   -17
Факторы непосредственного окружения        
1.Торговая сила покупателей 1 1 + 1
2.Степень приверженности покупателей к товарам предприятия 2 1 + 2
3.Степень привлекательности поставщика 2 1 + 2
4.Состояние конкурентной борьбы в сфере деятельности предприятия 2 2 - -4
5. Состояние и тенденции развития целевого рынка 1 2 - -2
Итого 8 7   -1
Факторы микросреды        
1. Потребители 1 1 + 1
2. Поставщики 1 1 + 1
3. Конкуренты 1 2 - -2
Итого 3 4   0

Задание 17

Оцените конкурентоспособность предприятия (на выбор студента).

Методические указания к решению задачи:

Оцените конкурентоспособность торгово-посреднической организации, используем метод балльной оценки с учетом коэффициента весомости факторов.

 

Таблица  – Оценка конкурентоспособности ООО «Посредник» и его конкурентов

Факторы

Коэффициент весомости

ООО «Посредник»

Конкурент А

Конкурент В

Конкурент С

значение балл     Баллы с учетом коэффициента весомости значение балл     Баллы с учетом коэффициента весомости значение балл     Баллы с учетом коэффициента весомости значение балл     Баллы с учетом коэффициента весомости
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Размещение предприятия 0,1 центр 5 0,5 Близко к центру 4,5 0,45 далеко от центра 3 0, 3 Близко к центру 4 0,4
Уровень обслуживания 0,2 Средний 4 0,8 высокий 5 1,0 Средний 5 1,0   Низкий 3 0,6
Уровень цен 0,25 Ниже среднего 5 1,25 Выше среднего 3,5 0,87 высокий 3 0,75 Средний 4 1,0
Качество оказываемых услуг 0,24 хорошее 4 0,96 Очень хорошее 5 1,2 хорошее 4 0,96   Среднее 3 0,72
Удобство интерьера 0,1 Не очень удобное 3,5 0,35 Очень удобное 5 0,5 Удобное 4 0,4 Удобное 4 0,4
Реклама 0,11 Редко 3 0,33 Часто 5 0,55 Периодически 4 0,44 Редко 3 0,33
Итого 1,0 - - 4,19 - - 4,57 - - 3,85 - - 3,45

 

Уровень конкурентоспособности ООО «Посредник» недостаточно высок. Особое внимание следует обратить на конкурента А, т.к. у него самое высокое значение показателя (4,57 балла). Как видно из таблицы , ООО «Посредник» имеет низкий балл по таким позициям как «реклама», «удобство интерьера» и не самый высокий балл по таким позициям как «качество оказываемых услуг» и «уровень обслуживания».

Рассчитаем индексы конкурентоспособности по каждому конкуренту:

,                                           ()

где IK И IO – сводные параметрические индексы анализируемого и наиболее значимого конкурента.

Iк1 = 4,19 / 4,57 = 0,92,

Iк2 = 4,57 / 4,57 = 1,0,

Iк3 = 3,85 / 4,57 = 0,84

Iк4 = 3,45 / 4,57 = 0,75.

Полученное значение показателя конкурентоспособности ООО «Посредник» составляет 0,92, что свидетельствует о достаточно высоких конкурентных позициях.

Задание 18

На основании представленных данных необходимо рассчитать ёмкость рынка.

 

Таблица – Исходные данные

Наименование предприятия Выручка от реализации, тыс. руб. 2010 год Доля рынка, 2010 год
1 2 3
Оптовая база кондитерских изделий ООО «Конфета» 2100 0, 17
Конкурент А 4938,8 0, 4
Конкурент В 1852,1 0, 15
Конкурент С 987,8 0, 08
Прочие 2469,4 0,2
Итого 12348,1 1,0

Приведенные выше данные говорят о том, что исследуемое предприятие - оптовая база кондитерских изделий ООО «Конфета» занимает 17% рынка по оказанию соответствующих услуг, а конкурент А имеет лидирующие позиции на рынке (40% рынка).

Емкость рынка равна 12348,1 тыс.р.

,                                        ()

где V i- объем реализации i-го конкурента, тыс.р.

n – количество конкурентов, действующих на данном рынке.

Определенный методом экспертных оценок коэффициент, характеризующий степень удовлетворенности спроса на торговые услуги равен 0,9. Из этого следует, что есть возможности для увеличения объема реализации данного вида товаров.

Определим спрос на данный вид услуг, используя формулу :

                                                 ,                                           ()

где Е – емкость рынка;

Кс - коэффициент, характеризующий степень удовлетворенности спроса.

Анализ рынка позволяет составить конъюнктурный прогноз.

Методом экспертных оценок определим три вида прогноза рынка: оптимистический (О), вероятностный (М) и пессимистический (Р).

Оптимистический прогноз:

О = С – Е = 13719 – 12348,1 = 1371,9тыс.р.

Вероятностный прогноз:

М = 0,5  О = 0,5  1371,9 = 685,95 тыс.р.

Пессимистический прогноз:

Р = 0,1  О = 0,1 1371,9 = 137,19 тыс.р.

Определим возможное значение прогноза (ЕР) по следующей формуле:

                                                  ()

Стандартное отклонение, определенное по формуле, составляет 205,8 тыс.р.

                                                                                          ()

 тыс.р.

Рассчитаем возможное значение прогноза развития рынка:

Пmax = EP + 2 CO = 2766,67 + 2  205,8 = 3178,27 тыс.руб.

Пmin = EP - 2 CO = 2766,67 – 2  205,8 = 2355,07 тыс.руб.

Следовательно, наиболее вероятное значение прогноза рынка будет находиться в пределах от 2355,07 тыс.р. до 3178,27 тыс.р. Таким образом, оптовая база кондитерских изделий ООО «Конфета» может увеличить объем реализации услуг в этих рамках.

 

Задание 19

Каково количество поставок в месяц, если стоимость единицы товара составила 95 руб., месячный оборот склада по данной позиции – 820 ед. товара. Доля затрат на хранение – 10% стоимости; транспортно-заготовительные расходы, связанные с реализацией и доставкой одного заказа, - 640 руб.

 

Методические указания к решению задачи:

Рассчитаем оптимальный размер единовременно доставленной партии товара с использованием формулы Уилсона:

,                                                       ()

в – месячный оборот склада по данной позиции, руб.;

с – транспортно-заготовительные расходы, руб.

М – доля затрат на хранение товара, ед. десятичной дроби.

(руб.)

Оптимальное количество поставок в месяц определяется по следующей формуле:

Оптимальное количество поставок равно 2.

Задания для самостоятельного решения

Задание 20

Проанализируйте сильные и слабые стороны известного предприятия (на выбор студента). Составьте обобщенную матрицу SWOT-анализа.

 

Задание 21

Оцените конкурентоспособность предприятия (на выбор студента).

Задание 22

На основании представленных данных необходимо рассчитать ёмкость рынка.

 

Таблица – Исходные данные

Наименование предприятия Выручка от реализации, тыс. руб. 2014 год Доля рынка, 2014 год
1 2 3
ООО «Дон» 3236  
Конкурент А 3938,1  
Конкурент В 2552,8  
Конкурент С 537,4  
Прочие 2769,4  
Итого    

 

 

Задание 23

Поясните сущность представленных ниже видов инвестиций и приведите примеры вложения рассмотренных инвестиций.

 

 

 



Задание 2

Задание 2

 

Имеется два альтернативных варианта вложений. По первому варианту себестоимость продукции за год С1 составляет 10000 руб. А по второму С2 = 12000 руб. Потребность в капитальных вложениях К1=200000 руб., К2=190000 руб.

Определить коэффициент экономической эффективности дополнительных капитальных вложений и показатель окупаемости дополнительных капитальных вложений.

Методические указания к решению задачи:

Коэффициент экономической эффективности дополнительных капитальных вложений и определяется следующим образом:

Е – величина коэффициента эффективности,

С1 и С2 – соответственно себестоимость годового объема производства продукции (руб/год) по первому и второму варианту,

К1 и К2 – капиталовложения в первый и второй варианты.

Полученная величина свидетельствует о том, что дополнительные капитальные вложения дадут отдачу в размере 0,2 руб. экономического эффекта от снижения себестоимости продукции на каждый рубль дополнительных вложений.

Показатель окупаемости дополнительных капитальных вложений

Т – срок окупаемости дополнительных капитальных вложений (год).

 

       Задания для самостоятельного решения

Задание 24

Имеется два альтернативных варианта вложений. По первому варианту себестоимость продукции за год С1 составляет 15060 руб. А по второму С2 = 15040 руб. Потребность в капитальных вложениях К1=85000 руб., К2=72000 руб.

Определить коэффициент экономической эффективности дополнительных капитальных вложений и показатель окупаемости дополнительных капитальных вложений.

Задание 25

Дайте маркетинговую характеристику банковским продуктам, а также охарактеризуйте целевую аудиторию.

Банковский продукт Основные характеристики Маркетинговая характеристика Целевая аудитория
1 2 3 4
Ценные бумаги Виды: акции, облигации, сертификаты, чеки и т. д. Потребительские качества: являются имущественным правом, свидетельством собственности на имущество или сумму долга и т. д. Особенности ценных бумаг как банковского продукта: их потребительская ценность; это стандартный товар; это инновационный рынок и т. д.    
Услуги на рынке ценных бумаг Виды услуг Особенности услуг, связанных с обращением ценных бумаг    
Информация и другая научно-техническая продукция Виды продукции: нормативная информация научно-техническая продукция    
Нематериальные активы, связанные с выпуском и обращением ценных бумаг Виды нематериальных активов:    
Товарно-материальные компоненты рынка ценных бумаг Виды указанных товаров:    

Задание 26

Заполните схему, которая представляет собой общую модель анализа поведения потребителей на рынке ценных бумаг, используя приведенные ниже составляющие элементы:

1. Личные качества.

2. Хозяйственная среда.

3. Стимулы.

4. Предприятия.

5. Цели.

6. Запросы и предпочтения.

7. Восприятия.

8. Мотивы.

9. Уровень доходов.

10. Поведение.

11. Внутренние факторы.

12. Социальные факторы.

13. Ощущения.

 

?

?

?

      ß                    ß                            ß

?

?

?

?

Þ

?

Þ Þ

?

Þ Þ

?

Þ Þ

?

Ý

Ý                                                           Ý

 
?

Þ

Обратная связь

?

Þ

                                         

Рисунок - Общая модель анализа поведения потребителей на рынке ценных бумаг

 

Задание 27

Поясните значение следующих понятий:

- андеррайтинг «на базе твердых обязательств»;

- андеррайтинг «на базе лучших усилий»;

- андеррайтинг «стэнд-бай»;

- андеррайтинг на принципах «вес или ничего»;

- андеррайтинг с авансированием и без авансирования эмитента:

- конкурентный андеррайтинг.

 



Задание 28

Укажите виды маркетинговой информации, используемой при анализе маркетинговой среды предприятия

 

Маркетинговая среда предприятия – совокупность субъектов и сил, влияющих на возможность руководства устанавливать и поддерживать с клиентами отношения успешного сотрудничества

 

Она способна преподнести крупные неожиданности и тяжелые удары:

конец эры дешевых энергоносителей;

падение рождаемости; возросшее влияние потребителей; начало разоружения

 

 

Предприятие

 

 

 

 

 

 

Поставщики

 

Маркетинговые посредники

Клиентура

 

 

Конкуренты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контактные аудитории

 

 

Основные силы, действующие в макросреде

 

 

 

 

 

Основные факторы макросреды

Демографические факторы

Экономические факторы

Природные факторы

Научно-технические факторы

Политические факторы

Культурная среда
                                   

Рисунок - Маркетинговая среда предприятия

 

Задание 29

На основании представленной маркетинговой информации провести анализ факторов конкуренции предприятия.

 

Таблица – Оценка конкурентоспособности предприятия

Факторы конкуренции Вес фактора Средняя оценка фактора Краткий комментарий
1 2 3 4 5

Соперничество существующих в отрасли компаний

1 Привлекательность рынка для работающих на нём компаний - конкурентов 0,2 2 Рынок умеренно привлекателен
2 Степень насыщенности и концентрации рынка 0,3 1 Мебельный рынок  в настоящее время недостаточно насыщен торговыми площадями и слабо концентрирован
3 Разнообразие сопутствующих услуг, предлагаемых конкурентами рынку (бесплатная упаковка, доставка на дом, дисконт, автостоянка) 0,2 1 Большого разнообразия сопутствующих услуг не наблюдается
4 Наличие и разнообразие стратегий у конкурирующих на рынке компаний 0,3 2 Ограниченное число работающих на мебельном рынке компаний
  Средневзвешенная оценка уровня внутриотраслевой конкуренции   1,5 В целом уровень внутриотраслевой уровень конкуренции в настоящее время не высок

Угроза появления новых конкурентов в отрасли

5 Барьеры входа на рынок (включая потребность в инвестициях, знание рынка, знание технологий ритейла, наличие репутации на рынке) 0,5 2,2 Барьеры входа на розничный мебельный рынок для потенциальных участников рынка достаточно высоки по всем перечисленным позициям
6 Важность и лёгкость доступа к поставщикам розничного рынка 0,5 1,6 В настоящее время потенциальные конкуренты имеют ограниченный доступ к поставщикам в силу отсутствия наработанных связей.
  Средневзвешенная оценка уровня давления со стороны потенциальных конкурентов   1,9 В целом давление со стороны потенциальных участников мебельного розничного рынка весьма ощутимо и имеет тенденцию к дальнейшему увеличению

Способность поставщиков диктовать свои условия

7 Концентрация и организованность поставщиков 0,25 2,2 Концентрация и организованность поставщиков высокая
8 Возможности поставщиков (производственные, экономические) диктовать рынку свои цены, качество, сроки и условия поставок 0,3 2 Поставщики обладают пока умеренными возможностями диктовать мебельному рынку свои условия поставок. Однако в некоторых отдельных случаях наблюдается проявление давления со стороны поставщиков, пока ещё незначительно влияющих на розничных продавцов.
9 Значимость для поставщиков объёмов закупок со стороны компаний розничной торговли 0,3 2,5 Достаточно весомый фактор и в значительной мере уже проявляется на розничном рынке (поставщики не хотят предоставлять скидки розничным магазинам с малыми объёмами закупок)
10 Возможность и издержки переключения поставщиков на другие рынки 0,15 1,8 Фактор проявляется умеренно и не оказывает существенного влияния на рыночную силу поставщиков
  Средневзвешенная оценка уровня давления со стороны поставщиков   2,17 В целом давление поставщиков на мебельный рынок в настоящее время имеет достаточное влияние

Способность покупателей диктовать свои условия

11 Уровень покупательского спроса 0,25 1,4 Уровень покупательского спроса в настоящее время невысок, фактор проявляется умеренно
12 Чувствительность покупателей к уровню розничных цен 0,4 2,0 Розничные покупатели чувствительны к цене
13 Степень информированности потребителей о рынке и отдельных компаниях, ценах на товары, скидках 0,2 1,2 Информированность потребителей о рынке слабая , что не позволяет говорить о сильном давлении покупателей на рынок за счёт этого фактора
14 Чувствительность покупателей к качеству приобретаемых товаров и уровню сервисного обслуживания 0,15 1,2 Покупатели в настоящее время довольно много внимания уделяют качеству приобретаемых товаров
  Средневзвешенная оценка уровня давления (рыночной силы со стороны покупателей)   1,57  

 

Параметрический индекс конкурентоспособности предприятия :

,                                                   ()

 – удельный вес j -го показателя;

 – бальная оценка j -го показателя для i -го конкурента;

m – количество оцениваемых параметров.

Рассчитаем индекс конкурентоспособности существующих компаний:

Рассчитаем индекс конкурентоспособности при появлении новых конкурентов:

Рассчитаем индекс конкурентоспособности при условии воздействия поставщиков:

Рассчитаем индекс конкурентоспособности при условии воздействия покупателей:

Далее определяется интегральный балл влияния конкурентных сил по следующей формуле:

                    ()

Рассчитаем интегральный балл влияния конкурентных сил:

Уровень влияния рассмотренных конкурентных сил представим на графике:

Рисунок – Влияние конкурентных сил

 

На мебельном рынке организованной розничной торговли внутриотраслевая конкуренция имеет минимальное проявление в сравнении с остальными внешними силами.

Максимальное давление рынок испытывает со стороны потенциальных конкурентов.

Уровень давления со стороны поставщиков и покупателей несколько ниже чем, со стороны потенциальных конкурентов.

 

Задание 30

Провести аттестацию сотрудников предприятия и отразить личный вклад каждого работника в начислении заработной платы.

Методические рекомендации к решению задачи

Для этого необходимо разработать специальную аттестационную таблицу для оценки индивидуальных качеств работников организации и их вклада в конечный результат деятельности.

Предлагаемая модель имеет вид - . Она позволяет найти неотрицательное число, которое будет чем больше, чем лучше качество  исполняемой работы.

Составляющими  являются выбранные критерии (требования) , которые и определяют индивидуальные качества специалиста. В качестве критериев могут выступать: знания, опыт, способность принятия решений, ответственность, исполнительность, информационные связи и контакты, персональный вклад. Каждому из критериев приписывается весовой коэффициент .

Таблица 1 - Аттестационная таблица для оценки индивидуальных качеств работников организации

Критерий

Весовой коэффициент

Признаки

Yi

Весовой коэффициент

Уровни

в % в баллах в % в баллах 1 2 3 4 5
  Готовность работать 50 500 Эффективность работы Инициативность Исполнительность Готовность идти на риск …..   30 14 10 10 10   80 45 50 45 45   0 0 0 0 0   40 10 25 10 25   55 25 30 25 30   65 30 40 30 40   80 45 50 45 45
        100 500          
  Персональные характеристики 50 500 Личное обаяние Внешний вид Общительность Коммуникабельность Эрудиция Здоровье …. 14 12 12   10 10 60 55 55   35 35 0 0 0   0 0 45 30 30   10 10 50 40 40   20 10 55 45 45   30 30 60 55 55   35 45
        100 500          
Всего 100 1000     1000          

 

По таблице определяется количество баллов, которое может набрать каждый работник, и общая сумма баллов работников всего предприятия. Разделив фонд оплаты труда на общую сумму баллов, получим стоимость одного балла. Затем легко можно найти оплату каждого работника, перемножив цену балла на набранное количество баллов.



Задание 31

Составьте рейтинг личностных факторов специалистов по маркетингу по принципу «важно», «не важно».

 

Фактор

Характеристики

Рейтинг

Менеджер по продукту Менеджер по продвижению Торговый аналитик
1 2 3 4 5

Интеллект

Аналитический склад ума      
Высокий уровень креативности      

Коммуникации

Грамотная речь и письмо      
Умение ясно выразить мысли      
Умение работать в социальной среде      
Коммуникабельность      
Артистизм      

Нововведения

Умения отстаивать свою точку зрения      
Активность      
Самостоятельность      
Инициативность      
Творческое отношение к работе      

Отношение к работе

Готовность работать вне расписания      
Пунктуальность      
Трудолюбие      
Готовность к обучению      
Дополнительные Наличие предпринимательских способностей      
  Творческие способности      

 

Задание 32

1. Составить основные выводы исследования по данным представленным в таблице.

2. Дать рекомендации для повышения показателей реализации основных профессиональных мотивов сотрудников.

 

Ранг Мотив Средний балл
  Общение с коллегами 9,39
  Удовлетворение от процесса деятельности 9,45
  Материальный достаток 8,21
  Удовлетворение от достижения цели 7,15
  Ощущение стабильности, надежности 8,54
  Ощущение собственной полезности 9,43
  Повышение собственной профессиональной компетентности 7,21
  Уважение со стороны коллег 6,19
  Ощущение самостоятельности в принятии решений 5,94
  Ощущение успеха 6,95
  Продвижение, карьерный рост 7,24

 



Библиографический список

  1. Акимова, О.Е. Маркетинг. Отраслевой подход [Текст] : учеб. пособие для вузов / О. Е. Акимова [и др.] ; под ред. Л. С. Шаховской ; Южно-Рос. гос. ун-т экономики и сервиса. - Шахты : ЮРГУЭС, 2007. - 434 с. : ил.
  2. Бронникова, Т.С. Маркетинг: теория, методика, практика [Текст] : учебное пособие / Т.С. Бронникова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2008. – 208 с.
  3. Гришина, В.Т. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности [Текст] : Практикум / В.Т. Гришина, Л.А. Дробышева, О.М. Меликян, Н.В. Ребрикова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. – 136 с.
  4. Квартальнов, В. А. Туризм [Текст] : учебник / В. А. Квартальнов. - 2-е изд., перераб. - М. : Финансы и статистика, 2007. - 336 с.
  5. Лашкова, Е.Г. Маркетинг: практика проведения исследований [Текст] : учебное пособие для вузов / Е.Г. Лашкова, А.И. Куценко. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 240 с.
  6. Лесник, А. Л. Гостиничный маркетинг [Текст] : теория и практика максимизации продаж: учеб. пособие для вузов / А. Л. Лесник. - М. : КНОРУС, 2007. - 232 с.
  7. Муртузалиева, Т.В. Маркетинг-практикум: задачи, кейсы, тесты [Текст] : учебное пособие / Т.В. Муртузалиева, Р.К. Цахаев. – М.: Издательство «Экзамен», 2008. – 287 с.
  8. Мурахтанова, Н.М. Маркетинг : сборник практических задач и ситуаций [Текст] : учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. Заведений / Н.М. Мурахтанова, Е.И. Еремина. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 96 с.
  9. Парамонова, Т.Н. Маркетинг [Текст] : учебник для вузов / под ред. Т. Н. Парамоновой ; Рос. гос. торгово-эконом. ун-т . - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : КНОРУС, 2007. - 360 с.
  10. Романович, Ж.А. Сервисная деятельность [Текст] : Учебник / Романович Ж.А., Калачев С.Л., Под общ. ред. проф. Ж.А. Романовича. – 3-е изд., перераб. И доп. – Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. – 268 с.
  11. Чудновский, А. Д. Управление индустрией туризма [Текст] : учеб. пособие для вузов / А. Д. Чудновский, М. А. Жукова, В. С. Сенин ; Ин-т туризма и развития рынка. - 4-е изд., испр. и доп. - М. : КНОРУС, 2007. - 438 с.
  12. Хлебович, Д. И. Сфера услуг: маркетинг [Текст] : учеб. пособие для вузов / Д. И. Хлебович ; под ред. Т. Д. Бурменко. - М. : КНОРУС, 2007. - 240 с.

 

ИНСТИТУТ СФЕРЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА (ФИЛИАЛ)

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Дата: 2018-12-28, просмотров: 263.