Парадигма – совокупность теоретических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование и признанных научной общественностью на данном этапе
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Запись на доске: парадигма.

Современная система взглядов на менеджмент (ее называют «новой управленческой парадигмой») сформировалась под воздействием объективных изменений в мировом общественном развитии. Первая половина ХХ в. для многих стран мира была периодом индустриального развития общественного производства, начало которому положила промышленная революция предыдущего столетия. Во второй половине ХХ в. страны-лидеры, то есть страны, лидирующие по уровню производительности труда, констатировали начало перехода к эре постиндустриального (информационного) развития.

Научно-технический прогресс и колоссальная концентрация научного и производственного потенциалов, особенно в годы Второй мировой войны, привели к реструктуризации мировой экономики. Заметную роль в ней стали играть отрасли, основанные на прогрессивных технологиях. Производство все в большей мере ориентировалось не на удовлетворение массовых потребностей, а на специализированные запросы и небольшие по емкости рынки. Отсюда – невиданный рост предпринимательских структур, образования большого количества малых и средних предприятий, усложнение системы связей между организациями. Жизнеспособность бизнеса стала определяться его гибкостью, динамичностью и адаптивностью к требованиям внешней среды.

Новая система взглядов на менеджмент в радикально меняющейся экономической среде сформировалась в 1970–80-е гг. Ее охарактеризовали как «тихую» управленческую революцию, так как, несмотря на радикальность предлагаемых изменений, они могут вводиться постепенно, не приводя к немедленной ломке и разрушению сложившихся систем. Правомерность такой оценки отражают данные, позволяющие сравнить систему взглядов на менеджмент в период индустриального развития (старая парадигма) (к. 80), базирующаяся на трудах Ф.У. Тейлора, А. Файоля, Э. Мэйо и др.) и при переходе к экономике рыночно-предпринимательской ориентации(новая парадигма) (к. 81), положения которой разрабатывали Т. Питерс, И. Ансофф, П. Друкер и др.).

Запись на доске: основные положения старой парадигмы управления , к. 80.

Основные положения старой парадигмы управления:

1. Предприятие – это закрытая система, цели, задачи и условия деятельности которой достаточно стабильны (к. 80-1).

2. Рост масштабов производства продукции и услуг как главный фактор успеха и конкурентоспособности (к. 80-2).

3. Рациональная организация производства, эффективное использование всех видов ресурсов и повышение производительности труда как главная задача менеджмента (к. 80-3).

4. Главный источник прибавочной стоимости – производственный рабочий и его производительность труда (к. 80-4).

5. Система управления, построенная на контроле всех видов деятельности, функциональном разделении работ, нормах, стандартах и правилах исполнения (к. 80-5).

В центре современных взглядов на менеджмент находится проблема гибкости и адаптивности (приспособления) к постоянным изменениям внешней среды, которые нередко диктуют стратегию и тактику организации.

Запись на доске: основные положения новой парадигмы управления , к. 81.

Основные положения новой парадигмы управления:

1. Предприятие – это открытая система, рассматриваемая в единстве факторов внутренней и внешней среды (к. 81-1).

2. Ориентация не на объемы, а на качество продукции и услуг, на удовлетворение потребителей (к. 81-2).

3. Ситуационный подход к управлению, признание важности быстроты и адекватности реакций, обеспечивающих адаптацию к условиям существования организации (к. 81-3).

4. Главные источники прибавочной стоимости – люди, обладающие знаниями, и условия для реализации их потенциала (к. 81-4).

5. Система управления, ориентированная на повышение роли организационной культуры и нововведений, на мотивацию работников и новый стиль руководства (к. 81-5).

Запись на доске: новые принципы управления , к. 82.

Новой парадигме соответствуют сформулированные в 1990-е гг. принципы управления (к. 82). В них главное внимание обращается на человека как ключевой ресурс организации и на создание условий для реализации его потенциала и способности к совместной эффективной работе. Отсюда – внимание к организационной культуре, демократизация управления, честности и доверию к людям, коммуникациям стилю руководства.

Новые принципы управления:

· лояльность к работающим (к. 82-1);

· ответственность – обязательное условие успешного управления (к. 82-2);

· коммуникации, пронизывающие организацию сверху вниз, снизу вверх и по горизонтали (к. 82-3);

· атмосфера, способствующая раскрытию способностей работающих (к. 82-4);

· долевое участие каждого работающего в общих результатах (к. 82-5);

· своевременная реакция на изменения во внешней среде (к. 82-6);

· методы работы с людьми, направленные на создание удовлетворенности от работы (к. 82-7);

· непосредственное участие менеджеров в групповой работе – условие достижения согласованности и целостности (к. 82-8);

· умение контактировать с поставщиками, покупателями, исполнителями и руководителями (к. 82-9);

· этика бизнеса (к. 82-10);

· честное отношение и доверие людям (к. 82-11);

· использование в работе фундаментальных основ менеджмента (к. 82-12);

· четкое представление о месте и роли организации в будущем (к. 82-13);

· качество личной работы и постоянное самосовершенствование (к. 82-14).

Новые принципы управления заставили пересмотреть ряд старых положений, касающихся проектирования и организации труда на предприятиях. Решаются проблемы обогащения содержания и ротации работ, сочетания физического труда с умственным. Существенно расширяются сферы применения бригадной организации работ, в которой стимулируются как общие результаты, так и индивидуальные, учитывающие мастерство и ответственность. Сокращается глубина разделения работ между членами бригады, широко практикуются многооперационность и взаимозаменяемость. Координация и контроль базируются не только на правилах и процедурах, установленных менеджерами, сколько на целевых установках самой бригадой. Все это обеспечивает гибкость и быструю адаптацию к изменяющимся условиям.

Готовность менеджера к будущему (к. 83) в своем концентрированном виде проявляется в качествах менеджера, в тех особенностях, которые ориентированы на тенденции развития менеджмента.

Также готовность менеджера к будущему – это комплекс требований к нему, отражающих изменения, происходящие в области менеджмента.

Итак, эти изменения должны касаться:

· образования менеджера (к. 83-1) – оно должно быть креативным, непрерывным, профессиональным и сбалансированным;

· коммуникаций (к. 83-2) – акцент на информационные ресурсы, усиление человеческого фактора, глобализацию идей;

· управленияперсоналом – «человеческим капиталом» (к. 83-3) – профессионализм, ценности, качество жизнедеятельности;

· культуры менеджмента (к. 83-4) – она должна быть деловой (организационной), методологической, информационной и направлена на социальное поведение;

· функциональной и ролевой деятельности менеджера (к. 83-5) – должны преобладать партнерство, мотивация, качество, стратегия.

Запись на доске: основные черты менеджера XXI века , к. 83÷84.

К основным чертам менеджера XXI века относятся: профессионализм, методологическая культура, организационная культура, уровень образования, типологические черты личности, уровень социальной ответственности (к. 84).

1. Профессионализм управления (к. 84-1) подразумевает определенную структуру знаний, виды навыков, компетентность и концептуальность деятельности.

Запись на доске: 1. Профессионализм , к. 84-1.

2. Методологическая культура деятельности (к. 84-2) подразумевает прогностическое мышление, креативность и диалектичность мышления.

Запись на доске: 2. Методологическая культура деятельности, к. 84-2.

3. Уровень социальной ответственности (к. 84-3) подразумевает наличие социально-психологических установок, определенный организационный статус, информационная база ответственности.

Запись на доске: 3. Уровень социальной ответственности , к. 84-3.

4. Уровень образования (к. 84-4) подразумевает определенный уровень сознания, общий уровень культуры, интеллектуальный капитал и государственное мышление.

Запись на доске: 4. Уровень образования , к. 84-4.

5. Организационная культура деятельности (к. 84-5) подразумевает варьирование типами организаций, экономия времени, социальное ориентирование организации.

Запись на доске: 5. Организационная культура деятельности, к. 84-5.

6. Типологические черты личности менеджера (к. 84-6) подразумевает коммуникабельность, систему ценностей, корпоративность, использование новых методов мотивации.

Запись на доске: 6. Типологические черты личности менеджера, к. 84-6.

Резюме по § 1.2.3

Фрагмент кадра ЛОС № 95 Фрагмент кадра ЛОС № 96
Фрагмент кадра ЛОС № 97 Фрагмент кадра ЛОС № 98
Фрагмент кадра ЛОС № 99 Фрагмент кадра ЛОС № 100

О сновные положения новой парадигмы управления:

Дата: 2018-12-28, просмотров: 247.