Запись на доске: IV период – «информационный» – с 1950 г. по настоящее время.
Этот период (к. 51) характеризуется разработкой теории принятия решений и количественного подхода (к. 51-1), системного (к. 51-2), ситуационного (к. 51-3) и процессного (к. 51-4) подходов.
В 1950-60-е гг. развитие математики и вычислительной техники заложило основу нового направления в теории управления – количественного подхода и теории принятия решений (к. 52). Существенный вклад в развитие этих подходов внесли К. Черчмен, Е. Арноф, Д. Форрестер.
Запись на доске: Теория принятия решений и количественный подход 51-1: К. Черчмен, Е. Арноф, Д. Форрестер, к . 52.
Суть подходов заключалась в следующем:
· применение научных методов анализа функционирования производственных систем и решение проблем управления с применением математического аппарата решения задач, компьютерной техники и информационных систем (к. 52-1);
· разработка методов математического моделирования процессов выработки и принятия решений в организации (к. 52-2);
· создание алгоритма выработки оптимальных решений с применением теории статистических решений, теории игр и др. (к. 52-3);
· разработка количественных прикладных и абстрактных моделей экономических явлений (к. 52-4).
Основной недостаток подходов разных школ к управлению состоит в том, что они уделяли внимание только какой-либо одной подсистеме управления. Школа научного управления сосредотачивала внимание на управлении техническими подсистемами. Поведенческая школа в основном занималась социальной подсистемой. Наряду с этим ни одна из школ практически не учитывала влияние внешней среды на организацию и влияние организации на внешнюю среду. Как следствие, они не учитывали все основные элементы производственной системы и не рассматривали эффективность управления как результат взаимодействия многих производственных факторов.
Эти недостатки попытались учесть в системном подходе (к. 53-2), который зародился в конце 1950-х гг. и интегрировал вклады всех школ управления в единое целое.
Запись на доске: Системный подход (1950-е гг.), к . 53-2: Л. Берталанфи, Р. Акофф, А. Слоан, Р. Скотт, П. Дюпон, к . 54:61 .
Его основные представители – Л. Берталанфи, Р. Акофф, А. Слоан, Р. Скотт, П. Дюпон.
Системный подход базируется на общей теории систем, основанной Людвигом фон Берталанфи. Основная посылка этой теории в том, что для правильного понимания функционирования организации ее надо рассматривать в качестве системы.
Для начала рассмотрим основные понятия системного подхода (к. 54÷59).
Запись на доске: Осн. понятия сист. подхода, к . 54.
Система – это совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, обладающих свойствами образовывать и поддерживать целостность своего существования в окружающей среде (к. 55-1).
Запись на доске: система, к . 54-1.
Систему характеризуют: элементы, связи, внешнее окружение (среда), границы.
Элементы – это наименьшая часть системы, внутренняя структура которой может не учитываться при рассмотрении системы в целом (к. 56-2).
Среда – это вся совокупность объектов, существующих вне или за границами системы, но взаимосвязанных с ее элементами и с ней в целом (к. 57-3).
Граница – это различие внешних и внутренних связей элементов системы, которые определяет ее целостность и отграниченность от среды (к. 58-4).
Связи – это разнообразие взаимодействия и зависимости элементов, определяющие их существование, место и роль в системе (к. 59-5).
Все производственные организации являются системами. Они состоят из взаимосвязанных частей (люди, машины, оборудование, сырье, финансовые ресурсы и др.), каждая из которых работает во взаимодействии с другими частями. Согласно Л. Берталанфи, существуют два основных типа систем – закрытые и открытые.
Запись на доске: закрытые и открытые системы, к . 60-1,2 .
Закрытые системы (к. 60-1), в основном механического характера, функционируют независимо от внешней среды. Открытая система (к. 60-2), примером которой является предприятие, находится в постоянном взаимодействии с окружающей средой, которая оказывает влияние на существование системы.
Организацию как открытую систему можно представить следующим образом. На входе в организацию (к. 60-3) поступают разные компоненты: сырье, материалы, трудовые ресурсы, капитал, информация. В процессе производства (к. 60-4) эти компоненты преобразуются в продукцию и услуги, которые на выходе организации поступают во внешнюю среду (к. 60-5). Процесс преобразования входов и выходов происходит под воздействием управления. Если управление эффективно, то на выходе образуется добавочная стоимость. В результате появляются дополнительные выходы, такие, как прибыль, увеличение объема продаж, удовлетворение интересов работников, рост организации, увеличение доли рынка и др.
Таким образом, можно сказать, что системный подход в менеджменте – это:
· рассмотрение организации как некоторой целостности, состоящей из взаимосвязанных частей, каждая из которых вносит вклад в развитие целого (к. 61-1);
· рассмотрение организации как совокупности взаимосвязанных элементов, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды (к. 61-2);
· не набор каких-либо руководящих принципов, а способ мышления при изучении проблем в организации и управлении ими (к. 61-3).
Следующим подходом, внесшим значительный вклад в теорию управления, стал ситуационный подход (1960-70-е гг.), основными представителями которого явились: П. Друкер, У. Марч, Р. Томпсон, Г. Деннисон, П. Лоренс, Д. Лорш (к. 62-3).
Запись на доске: Ситуационный подход (1960-70-е гг.), к . 62-3: П. Друкер, Р. Томпсон и др., к . 63÷64 .
Ситуационный подход раскрыл возможности прямого приложения теоретических положений к конкретным условиям и ситуациям.
Основные положения ситуационного подхода:
· он не отвергает достижения других подходов и школ менеджмента, но для эффективного достижения целей организации приемы, которыми пользуется руководитель, могут значительно варьировать (к. 63-1);
· увязывает конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно (к. 63-2);
· менеджер должен хорошо владеть средствами профессионального управления, которые доказали свою эффективность (к. 63-3);
· менеджер должен уметь предвидеть вероятные положительные и отрицательные последствия применения конкретной концепции и методики (к. 63-4);
· менеджер должен уметь правильно интерпретировать ситуацию, определять наиболее важные факторы в данной ситуации и вероятный эффект от изменения переменных (к. 63-5).
Наиболее важным в ситуационном подходе является определение наиболее существенных переменных ситуаций и их влияния на управляемый объект. С точки зрения интенсивности влияния на процесс управления факторы внешней среды делят на факторы прямого (непосредственного) воздействия и менее значимые факторы внешней среды косвенного воздействия (к. 64).
К факторам внешней среды прямого воздействия относят чаще всего трудовые ресурсы (к. 64-1), потребителей (к. 64-2), посредников (к. 64-3), поставщиков (к. 64-4), финансовые организации (к. 64-5), акционеров (к. 64-6), конкурентов (к. 64-7), а также союзы и общества по интересам (к. 64-8), правительственные интересы (к. 64-8), местные органы (к. 64-9).
К факторам внешней среды косвенного воздействия относят политику (к. 64-11), экономику (к. 64-12), право (к. 64-13), технологию (к. 64-14), социальные и культурные факторы (к. 64-15), природно-климатические условия (к. 64-16) и организационно-технические условия (к. 64-17).
Роль менеджера состоит не только в определении среды, к которой относится фактор воздействия, сколько в определении силы его воздействия на производственную систему с тем, чтобы нейтрализовать воздействие внешнего фактора, или усилить его влияние на результаты производства.
Таким образом, можно отметить, что согласно ситуационному подходу все известные концепции и методики должны быть применимы к конкретным ситуациям.
Завершает информационный период в развитии менеджмента процессный подход (с 1950 г. по настоящее время) (к. 65-4).
Запись на доске: Процессный подход (с 1950 г. по наст. вр.), к . 65-4 .
Согласно концепции процессного подхода управление рассматривается как непрерывная цепь взаимосвязанных управленческих функций, осуществляемая в результате выполнения связанных между собой действий (к. 66-1). К функциям относят планирование (к. 66-2), организацию (к. 66-3), мотивацию (к. 66-4) и контроль (к. 66-5), причем эти функции объединены связующими процессами коммуникации и принятия решений (к. 66-6).
Запись на доске: Функции упр-ия и связующие процессы, к . 66 .
Резюме по § 1.2.2
Фрагмент кадра ЛОС № 88 | Фрагмент кадра ЛОС № 89 |
Фрагмент кадра ЛОС № 90 | Фрагмент кадра ЛОС № 91 |
Первый период – «древний» – можно охарактеризовать как зарождение управленческой мысли: накоплен первый опыт управления в государственной сфере (Древний Шумер, Хаммурапи, Навуходоносор, Сократ, Платон, Катон Старший, Н. Макиавелли).
2. Второй период – «индустриальный» – также внес значительный вклад в качественное развитие менеджмента: разделение труда, гуманизация управления производством, разработка прообраза ЭВМ. Его основными представителями были: А. Смит, Р. Оуэн, Ч. Бэббидж.
Фрагмент кадра ЛОС № 92 | Фрагмент кадра ЛОС № 93 |
Фрагмент кадра ЛОС № 94 | 3. Третий период – «систематизации менеджмента» – был ознаменован созданием нескольких школ менеджмента, которые заложили фундамент его дальнейшего развития: школа научного управления (использование научного анализа в управлении), классическая школа (систематизированный подход к управлению организацией на основе описания функций и принципов управления), школа человеческих отношений (акцент на межличностных отношениях в управлении) и поведенческая школа (использование науки о человеческом поведении). 4. Четвертый период – «информационный» – характеризуется созданием таких подходов и теорий, как теория принятия решений и количественный подход, системный, ситуационный и процессный подходы. |
1.2.3. ПЕРСПЕКТИВЫ МЕНЕДЖМЕНТА (К. 6 7 ÷ 8 4 )
Запись номера параграфа на доске.
Кадр ЛОС № 68 | Обратимся к плану главы (к. 67). Изучение § 1.2.3 позволит нам понять, каковы перспективы менеджмента, как оценивается специалистами готовность менеджмента к будущему. Этим параграфом завершается изучение главы «Генезис менеджмента». Как видно из СЛС главы (к. 68), мы рассмотрим последовательно ключевые положения всех периодов, определив при этом их идеи, которые используются современным менеджментом. |
Это в свою очередь позволит сформировать положения новой парадигмы управления и выявить основные черты менеджера будущего.
Цели изучения § 1.2.3
После изучения этого параграфа обучающийся должен уметь:
1) на основе ключевых положений каждого периода и школы управления давать необходимые рекомендации современным менеджерам;
2) определить основные положения новой парадигмы управления и основные черты менеджера XXI века.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 734.