Четвертый период – «информационный» (с 1950 г. по наст. вр.)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Запись на доске: IV период – «информационный» –  с 1950 г. по настоящее время.

Этот период (к. 51) характеризуется разработкой теории принятия решений и количественного подхода (к. 51-1), системного (к. 51-2), ситуационного (к. 51-3) и процессного (к. 51-4) подходов.

В 1950-60-е гг. развитие математики и вычислительной техники заложило основу нового направления в теории управления – количественного подхода и теории принятия решений (к. 52). Существенный вклад в развитие этих подходов внесли К. Черчмен, Е. Арноф, Д. Форрестер.

Запись на доске: Теория принятия решений и количественный подход 51-1: К. Черчмен, Е. Арноф, Д. Форрестер, к . 52.

Суть подходов заключалась в следующем:

· применение научных методов анализа функционирования производственных систем и решение проблем управления с применением математического аппарата решения задач, компьютерной техники и информационных систем (к. 52-1);

· разработка методов математического моделирования процессов выработки и принятия решений в организации (к. 52-2);

· создание алгоритма выработки оптимальных решений с применением теории статистических решений, теории игр и др. (к. 52-3);

· разработка количественных прикладных и абстрактных моделей экономических явлений (к. 52-4).

Основной недостаток подходов разных школ к управлению состоит в том, что они уделяли внимание только какой-либо одной подсистеме управления. Школа научного управления сосредотачивала внимание на управлении техническими подсистемами. Поведенческая школа в основном занималась социальной подсистемой. Наряду с этим ни одна из школ практически не учитывала влияние внешней среды на организацию и влияние организации на внешнюю среду. Как следствие, они не учитывали все основные элементы производственной системы и не рассматривали эффективность управления как результат взаимодействия многих производственных факторов.

Эти недостатки попытались учесть в системном подходе (к. 53-2), который зародился в конце 1950-х гг. и интегрировал вклады всех школ управления в единое целое.

Запись на доске: Системный подход (1950-е гг.), к . 53-2: Л. Берталанфи, Р. Акофф, А. Слоан, Р. Скотт, П. Дюпон, к . 54:61 .

Его основные представители – Л. Берталанфи, Р. Акофф, А. Слоан, Р. Скотт, П. Дюпон.

Системный подход базируется на общей теории систем, основанной Людвигом фон Берталанфи. Основная посылка этой теории в том, что для правильного понимания функционирования организации ее надо рассматривать в качестве системы.

Для начала рассмотрим основные понятия системного подхода (к. 54÷59).

Запись на доске: Осн. понятия сист. подхода, к . 54.

Система – это совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, обладающих свойствами образовывать и поддерживать целостность своего существования в окружающей среде (к. 55-1).

Запись на доске: система, к . 54-1.

Систему характеризуют: элементы, связи, внешнее окружение (среда), границы.

Элементы – это наименьшая часть системы, внутренняя структура которой может не учитываться при рассмотрении системы в целом (к. 56-2).

Среда – это вся совокупность объектов, существующих вне или за границами системы, но взаимосвязанных с ее элементами и с ней в целом (к. 57-3).

Граница – это различие внешних и внутренних связей элементов системы, которые определяет ее целостность и отграниченность от среды (к. 58-4).

Связи – это разнообразие взаимодействия и зависимости элементов, определяющие их существование, место и роль в системе (к. 59-5).

Все производственные организации являются системами. Они состоят из взаимосвязанных частей (люди, машины, оборудование, сырье, финансовые ресурсы и др.), каждая из которых работает во взаимодействии с другими частями. Согласно Л. Берталанфи, существуют два основных типа систем – закрытые и открытые.

Запись на доске: закрытые и открытые системы, к . 60-1,2 .

Закрытые системы (к. 60-1), в основном механического характера, функционируют независимо от внешней среды. Открытая система (к. 60-2), примером которой является предприятие, находится в постоянном взаимодействии с окружающей средой, которая оказывает влияние на существование системы.

Организацию как открытую систему можно представить следующим образом. На входе в организацию (к. 60-3) поступают разные компоненты: сырье, материалы, трудовые ресурсы, капитал, информация. В процессе производства (к. 60-4) эти компоненты преобразуются в продукцию и услуги, которые на выходе организации поступают во внешнюю среду (к. 60-5). Процесс преобразования входов и выходов происходит под воздействием управления. Если управление эффективно, то на выходе образуется добавочная стоимость. В результате появляются дополнительные выходы, такие, как прибыль, увеличение объема продаж, удовлетворение интересов работников, рост организации, увеличение доли рынка и др.

Таким образом, можно сказать, что системный подход в менеджменте – это:

· рассмотрение организации как некоторой целостности, состоящей из взаимосвязанных частей, каждая из которых вносит вклад в развитие целого (к. 61-1);

· рассмотрение организации как совокупности взаимосвязанных элементов, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды (к. 61-2);

· не набор каких-либо руководящих принципов, а способ мышления при изучении проблем в организации и управлении ими (к. 61-3).

Следующим подходом, внесшим значительный вклад в теорию управления, стал ситуационный подход (1960-70-е гг.), основными представителями которого явились: П. Друкер, У. Марч, Р. Томпсон, Г. Деннисон, П. Лоренс, Д. Лорш (к. 62-3).

Запись на доске: Ситуационный подход (1960-70-е гг.), к . 62-3: П. Друкер, Р. Томпсон и др., к . 63÷64 .

Ситуационный подход раскрыл возможности прямого приложения теоретических положений к конкретным условиям и ситуациям.

Основные положения ситуационного подхода:

· он не отвергает достижения других подходов и школ менеджмента, но для эффективного достижения целей организации приемы, которыми пользуется руководитель, могут значительно варьировать (к. 63-1);

· увязывает конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно (к. 63-2);

· менеджер должен хорошо владеть средствами профессионального управления, которые доказали свою эффективность (к. 63-3);

· менеджер должен уметь предвидеть вероятные положительные и отрицательные последствия применения конкретной концепции и методики (к. 63-4);

· менеджер должен уметь правильно интерпретировать ситуацию, определять наиболее важные факторы в данной ситуации и вероятный эффект от изменения переменных (к. 63-5).

Наиболее важным в ситуационном подходе является определение наиболее существенных переменных ситуаций и их влияния на управляемый объект. С точки зрения интенсивности влияния на процесс управления факторы внешней среды делят на факторы прямого (непосредственного) воздействия и менее значимые факторы внешней среды косвенного воздействия (к. 64).

К факторам внешней среды прямого воздействия относят чаще всего трудовые ресурсы (к. 64-1), потребителей (к. 64-2), посредников (к. 64-3), поставщиков (к. 64-4), финансовые организации (к. 64-5), акционеров (к. 64-6), конкурентов (к. 64-7), а также союзы и общества по интересам (к. 64-8), правительственные интересы (к. 64-8), местные органы (к. 64-9).

К факторам внешней среды косвенного воздействия относят политику (к. 64-11), экономику (к. 64-12), право (к. 64-13), технологию (к. 64-14), социальные и культурные факторы (к. 64-15), природно-климатические условия (к. 64-16) и организационно-технические условия (к. 64-17).

Роль менеджера состоит не только в определении среды, к которой относится фактор воздействия, сколько в определении силы его воздействия на производственную систему с тем, чтобы нейтрализовать воздействие внешнего фактора, или усилить его влияние на результаты производства.

Таким образом, можно отметить, что согласно ситуационному подходу все известные концепции и методики должны быть применимы к конкретным ситуациям.

Завершает информационный период в развитии менеджмента процессный подход (с 1950 г. по настоящее время) (к. 65-4).

Запись на доске: Процессный подход (с 1950 г. по наст. вр.), к . 65-4 .

Согласно концепции процессного подхода управление рассматривается как непрерывная цепь взаимосвязанных управленческих функций, осуществляемая в результате выполнения связанных между собой действий (к. 66-1). К функциям относят планирование (к. 66-2), организацию (к. 66-3), мотивацию (к. 66-4) и контроль (к. 66-5), причем эти функции объединены связующими процессами коммуникации и принятия решений (к. 66-6).

Запись на доске: Функции упр-ия и связующие процессы, к . 66 .

Резюме по § 1.2.2

Фрагмент кадра ЛОС № 88 Фрагмент кадра ЛОС № 89
Фрагмент кадра ЛОС № 90 Фрагмент кадра ЛОС № 91

Первый период – «древний» – можно охарактеризовать как зарождение управленческой мысли: накоплен первый опыт управления в государственной сфере (Древний Шумер, Хаммурапи, Навуходоносор, Сократ, Платон, Катон Старший, Н. Макиавелли).

2. Второй период – «индустриальный» ­– также внес значительный вклад в качественное развитие менеджмента: разделение труда, гуманизация управления производством, разработка прообраза ЭВМ. Его основными представителями были: А. Смит, Р. Оуэн, Ч. Бэббидж.

Фрагмент кадра ЛОС № 92 Фрагмент кадра ЛОС № 93
Фрагмент кадра ЛОС № 94 3. Третий период – «систематизации менеджмента» – был ознаменован созданием нескольких школ менеджмента, которые заложили фундамент его дальнейшего развития: школа научного управления (использование научного анализа в управлении), классическая школа (систематизированный подход к управлению организацией на основе описания функций и принципов управления), школа человеческих отношений (акцент на межличностных отношениях в управлении) и поведенческая школа (использование науки о человеческом поведении). 4. Четвертый период – «информационный» – характеризуется созданием таких подходов и теорий, как теория принятия решений и количественный подход, системный, ситуационный и процессный подходы.

 

1.2.3. ПЕРСПЕКТИВЫ МЕНЕДЖМЕНТА (К. 6 7 ÷ 8 4 )

Запись номера параграфа на доске.

Кадр ЛОС № 68 Обратимся к плану главы (к. 67). Изучение § 1.2.3 позволит нам понять, каковы перспективы менеджмента, как оценивается специалистами готовность менеджмента к будущему. Этим параграфом завершается изучение главы «Генезис менеджмента». Как видно из СЛС главы (к. 68), мы рассмотрим последовательно ключевые положения всех периодов, определив при этом их идеи, которые используются современным менеджментом.

Это в свою очередь позволит сформировать положения новой парадигмы управления и выявить основные черты менеджера будущего.

Цели изучения § 1.2.3

После изучения этого параграфа обучающийся должен уметь:

1) на основе ключевых положений каждого периода и школы управления давать необходимые рекомендации современным менеджерам;

2) определить основные положения новой парадигмы управления и основные черты менеджера XXI века.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 611.