Ступени развития менеджмента
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цель изучения главы

Целью изучения главы на лекционных этапах является достижение вами второго уровня её усвоения. Это будет означать, что после них вы сможете осознанно приступить к изучению содержания её отдельных вопросов на рабочих этапах обучения. При этом вы будете использовать ваш конспект (макет записи на аудиторной доске), СЛС, кадры ЛОС, текст лекции и другие, в том числе и компьютерные интерактивные средства обучения.

Конечной целью изучения главы является усвоение её содержания на четвёртом уровне. Он будет достигнут Вами на заключительных этапах обучения. Здесь Вы должны будете показать умение воспроизводить содержание всей главы, опираясь лишь на её структурно-логическую схему и кадры ЭЛОСа. Вместе с тем, вы должны будете уметь ответить на контрольные вопросы, подобные тем, которые будут приведены в конце главы. Им приписан пятый уровень усвоения (выполнение действия путем припоминания, без внешних опор).

Вопросы, знание которых необходимо для эффективного усвоения

материала содержания главы [1]

1. Что такое менеджмент?

2. Каковы роли и функции менеджера в организации?

 

Продолжая введение, рассмотрим содержание главы немного подробнее.

Обратимся к её СЛС (к. 4). Здесь отражена логика её изучения, раскрывается система смысловых связей между основными элементами содержания темы.

  Кадр ЛОС № 4 Генезис менеджмента (к. 4-1) означает последовательную смену периодов управленческой мысли от момента ее зарождения (к. 4-2), развития (к. 4-3) к современному состоянию (к. 4-4). Вообще, менеджмент (к. 4-5) рассматривают как науку (к. 4-6), которая имеет свой предмет изучения, свои специфические проблемы и подходы к их решению, и как практику (к. 4-7), которая имеет свою сферу практического применения. Важным при изучении генезиса менеджмента является выделение факторов развития менеджмента (к. 4-8), которые зависят от развития человека (к. 4-9), производства (к. 4-10) и общества (к. 4-11).

Вместе с тем, необходимо четко выделить общие зависимости, определяющие направление развития и характер изменений, которые происходят при этом развитии, то есть определить основные тенденции развития менеджмента (к. 4-12). Изучение всех направлений и школ в менеджменте позволило объединить их в четыре этапа: «древний» (к. 4-13), «индустриальный» (к. 4-14), «систематизации» (к. 4-15) и «информационный» (к. 4-16). Анализ этих периодов позволил выделить их ключевые положения (к. 4-17), среди которых выделены основные идеи периодов, используемые современным менеджментом (к. 4-18). Таким образом, под воздействием изменений в общественном развитии сформировалась новая парадигма управления (к. 4-19), где центральное место занимают основные черты менеджера XXI века (к. 4-20).

1.2.1. ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ (К. 5÷15)

Запись номера параграфа на доске.

Изучая § 1.2.1, мы узнаем, почему необходимо изучать генезис менеджмента и каковы основные ступени и факторы развития управленческой мысли. Мы увидим, что без знания истории развития управления невозможно судить о его будущем состоянии, выявим основные тенденции развития современного менеджмента.

Цели изучения § 1.2.1

Конечной целью изучения (после прохождения всех этапов обучения) параграфа и его пунктов является умение:

1) объяснить необходимость изучения генезиса менеджмента. Уровень усвоения – пятый (выполнение действий замедленно, без всяких опор);

2) охарактеризовать понятие генезиса менеджмента. Уровень усвоения – пятый;

3) перечислить ступени развития менеджмента. Уровень усвоения – четвертый (выполнение действия с системой внешних опор);

4) назвать основные тенденции развития современного менеджмента. Уровень усвоения – четвертый;

5) перечислить основные факторы, влияющие на развитие менеджмента. Уровень усвоения – четвертый.

Теперь обратимся к содержанию параграфа.

Тенденция – это общее выражение зависимостей, определяющих направление развития и характер изменений, которые происходят при этом развитии (к. 8).

Факторы развития управления

Развитие управления вызвано потребностямиразвития объекта управления (фирмы, организации, предприятия). Факторыразвития объекта управления (к. 13) многообразны: масштаб и структура производства, технологии и производственные мощности, ассортимент и качество продукции, ресурсы, прибыль и другие.

Запись на доске: факторы развития объекта управления, к. 13 .

В этих условиях управление не может быть застывшим, неизменным – оно также должно находиться в развитии: в управлении меняются структура организации, информационные технологии и техническая вооруженность управленческой деятельности, совершенствуется профессиональный уровень персонала, механизмы мотивации и другие (к. 13, 14).

Запись на доске: факторы развития управления, к. 14 .

Тенденции развития имеют волнообразный, циклический характер (к. 15) , который отражает все процессы развития в экономике и производстве. Для того чтобы представить эти тенденции, нужно свести их к минимуму показателей, которые характеризовали бы сам фактор развития и общие его характеристики. Для развития объекта управления можно в качестве показателя оценки ввести показатель уровня развития, который в интегрированном виде характеризует изменения, происходящие в современном производстве.

Развитие управления можно представить в виде изменений его эффективности под воздействием как потребностей производства, так и со стороны ресурсов и в виде накопления внутреннего потенциала развития управления. Если сопоставить параметры развития производства и управления, то может получиться серия логистических кривых (к. 15) , отражающих этапы развития управления от простого к сложному, от зарождения нового качества до его реализации.

Резюме по § 1.2.1

Кадр ЛОС № 86 Кадр ЛОС № 87

Генезис менеджмента позволяет, изучив прошлый опыт и накопленные знания, оценить современное состояние и увидеть тенденции в будущем развитии менеджмента, поэтому его изучение необходимо для эффективного управления.

Генезис менеджмента представляет собой последовательную смену периодов развития управленческой мысли, каждому из которых присуще преобладание тех или иных приоритетов в развитии человека, производства и общества.

3. Проанализировав тенденцию смены приоритетов в предмете управления, а также в методологии и организации управления, можно выделить 9 ступеней развития менеджмента: спорадическое управление, функционально-специализированное, интегративное, диверсифицированное, информатизированное, профессиональное, образовательное, культурно-мотивационное и социально-демократическое управление.

Основными тенденциями развития современного менеджмента являются его профессионализация, использование в полной мере инновационного потенциала менеджмента, ориентация на качество и диверсификация менеджмента.

Развитие управления вызвано потребностями развития объекта управления. К факторам развития объекта управления относятся прибыль, ресурсы, производительность, производственные мощности, структура деятельности, качество продукции, масштаб деятельности, имидж фирмы и другие. К факторам развития самого управления относятся изменение функций, концепции, целей и стратегии , структуры организации, информационные технологии и др.

1.2.2. ПЕРИОДИЗАЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА (К. 1 6 ÷ 66 )

Запись номера параграфа на доске.

Теперь, зная факторы развития менеджмента, мы проследим их влияние на каждом из периодов развития менеджмента. Изучение § 1.2.2 (к. 16÷66) позволит нам узнать, как развивалась управленческая мысль, что было присуще каждому из периодов, какие школы и направления возникали в разное время, какие задачи решались ими.

Кадр ЛОС № 17 Посмотрите на СЛС главы (к. 17). В ходе изучения § 1.2.2 мы рассмотрим последовательное прохождение менеджментом четырех периодов в своем развитии, которые в конечном итоге позволят оценить вклад каждого направления в генезис менеджмента.  

Цели изучения § 1.2.2

После изучения параграфа обучающийся должен уметь:

1) охарактеризовать I период – «древний»;

2) охарактеризовать II период – «индустриальный»;

3) охарактеризовать III период – «систематизации менеджмента»;

4) охарактеризовать IV период – «информационный».

Каждое из перечисленных умений должно быть усвоено на пятом уровне (выполнение действия замедленно, без внешних опор). Этот уровень умений будет достигнут на рабочих, а в отдельных случаях – и на заключительных этапах обучения.

Практика управления уходит своими корнями далеко в историческое прошлое – человечество тысячелетиями накапливало опыт управления. До нас дошли отрывочные разрозненные сведения, содержащие анализ и обобщение знаний об управлении. Мы попытаемся упорядочить эти знания при рассмотрении периодизации развития управленческой мысли.

Первый период – «древний» – можно охарактеризовать как зарождение управленческой мысли: накоплен первый опыт управления в государственной сфере (Древний Шумер, Хаммурапи, Навуходоносор, Сократ, Платон, Катон Старший, Н. Макиавелли).

2. Второй период – «индустриальный» ­– также внес значительный вклад в качественное развитие менеджмента: разделение труда, гуманизация управления производством, разработка прообраза ЭВМ. Его основными представителями были: А. Смит, Р. Оуэн, Ч. Бэббидж.

Фрагмент кадра ЛОС № 92 Фрагмент кадра ЛОС № 93
Фрагмент кадра ЛОС № 94 3. Третий период – «систематизации менеджмента» – был ознаменован созданием нескольких школ менеджмента, которые заложили фундамент его дальнейшего развития: школа научного управления (использование научного анализа в управлении), классическая школа (систематизированный подход к управлению организацией на основе описания функций и принципов управления), школа человеческих отношений (акцент на межличностных отношениях в управлении) и поведенческая школа (использование науки о человеческом поведении). 4. Четвертый период – «информационный» – характеризуется созданием таких подходов и теорий, как теория принятия решений и количественный подход, системный, ситуационный и процессный подходы.

 

1.2.3. ПЕРСПЕКТИВЫ МЕНЕДЖМЕНТА (К. 6 7 ÷ 8 4 )

Запись номера параграфа на доске.

Кадр ЛОС № 68 Обратимся к плану главы (к. 67). Изучение § 1.2.3 позволит нам понять, каковы перспективы менеджмента, как оценивается специалистами готовность менеджмента к будущему. Этим параграфом завершается изучение главы «Генезис менеджмента». Как видно из СЛС главы (к. 68), мы рассмотрим последовательно ключевые положения всех периодов, определив при этом их идеи, которые используются современным менеджментом.

Это в свою очередь позволит сформировать положения новой парадигмы управления и выявить основные черты менеджера будущего.

Цели изучения § 1.2.3

После изучения этого параграфа обучающийся должен уметь:

1) на основе ключевых положений каждого периода и школы управления давать необходимые рекомендации современным менеджерам;

2) определить основные положения новой парадигмы управления и основные черты менеджера XXI века.

Кадр ЛОС № 85

Итак, в начале главы мы поставили вопрос, для чего необходимо знать генезис менеджмента и каким образом он может отразиться на современном состоянии менеджмента и на перспективах развития управленческой мысли . Теперь мы знаем, что:

· генезис менеджмента представляет собой последовательную смену этапов (периодов) развития управленческой мысли, каждому из которых присуще преобладание тех или иных приоритетов в развитии человека, производства и общества.

· при изучении генезиса менеджмента мы проследили процесс от его зарождения, наблюдали его развитие и спрогнозировали его будущее состояние.

· проанализировав тенденцию смены приоритетов в предмете управления, а также в методологии и организации управления, мы выделили 9 ступеней развития менеджмента.

· основными тенденциями развития менеджмента являются профессионализация управления, инновационный потенциал менеджмента, ориентация на качество и диверсификация менеджмента.

· в периодизации менеджмента мы выделили четыре периода: древний, индустриальный, систематизации менеджмента и информационный.

· к основным чертам менеджера XXI века можно отнести следующие: профессионализм, методологическая культура, организационная культура, уровень образования, типологические черты личности, уровень социальной ответственности. Они характеризуют не только приоритеты в формировании личности менеджера будущего, но и их содержание.

Мы узнали, что все подходы и школы, исследуя одну и ту же проблему управления, естественно пересекались в вопросах теории и практики управления. Генезис менеджмента основан на взаимном проникновении и обогащении. Поэтому современное управление основано на применении определенных концепций, элементов и приемов, возникших в свое время в разных подходах и школах. Без знания их основ невозможно решать многочисленные вопросы управления, возникающие в условиях многообразной хозяйственной практики. Хотя управление старо как мир, как самостоятельная область деятельности, профессия, область научных исследований и научная дисциплина оно было признано только в XX веке.



Примерный перечень контрольных вопросов, на которые обучающиеся

должны будут дать ответы на восьмом этапе обучения

(контроль и оценка успешности изучения главы)

1. Для чего необходимо изучать генезис менеджмента? Уровень усвоения вопроса – пятый.

2. Каковы основные тенденции развития современного менеджмента? Уровень усвоения вопроса – четвертый.

3. Какие ступени выделяются в развитии менеджмента? Уровень усвоения вопроса – четвертый.

4. Какие существуют периоды в генезисе менеджмента? Назовите их основные идеи. Уровень усвоения вопроса – пятый.

5. Какие факторы можно назвать главными в формировании потенциала развития менеджмента? Уровень усвоения вопроса – пятый.

Литература, рекомендуемая к использованию при изучении главы

Основная

1. Коротков Э.М. Концепция российского менеджмента. – М.: ООО Издательско-Консалтинговое Предприятие «ДеКа», 2004.

2. Мескон М.Х., Альберт М, Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: «Дело», 1992.

3. Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 304 с. («Высшее образование»).

4. Чудновская С.Н. История менеджмента: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2004. – 239 с.: ил.

Дополнительная

1. Басовский Л.Е. Менеджмент: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 216 с. – (Высшее образование).

2. Основы теории управления: Учебное пособие. / Под ред. В. Н. Парахиной, Л. И. Ушвицкого. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 560 с.: ил.

3. Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента: Учебник. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2005. – 300 с.

4. Семенова И.И. История менеджмента. – М.: ЮНИТИ-ДАНА,1999.


[1] Рекомендуется поставить эти вопросы перед аудиторией и предложить обучающимся ответить на них в устной форме. После чего следует прокоментировать ответы и выделить (дать) правильные. Если сочтёте целесообразным, рекомендовать обучающимся записать правильные ответы в их конспекты.


Цель изучения главы

Целью изучения главы на лекционных этапах является достижение вами второго уровня её усвоения. Это будет означать, что после них вы сможете осознанно приступить к изучению содержания её отдельных вопросов на рабочих этапах обучения. При этом вы будете использовать ваш конспект (макет записи на аудиторной доске), СЛС, кадры ЛОС, текст лекции и другие, в том числе и компьютерные интерактивные средства обучения.

Конечной целью изучения главы является усвоение её содержания на четвёртом уровне. Он будет достигнут Вами на заключительных этапах обучения. Здесь Вы должны будете показать умение воспроизводить содержание всей главы, опираясь лишь на её структурно-логическую схему и кадры ЭЛОСа. Вместе с тем, вы должны будете уметь ответить на контрольные вопросы, подобные тем, которые будут приведены в конце главы. Им приписан пятый уровень усвоения (выполнение действия путем припоминания, без внешних опор).

Вопросы, знание которых необходимо для эффективного усвоения

материала содержания главы [1]

1. Что такое менеджмент?

2. Каковы роли и функции менеджера в организации?

 

Продолжая введение, рассмотрим содержание главы немного подробнее.

Обратимся к её СЛС (к. 4). Здесь отражена логика её изучения, раскрывается система смысловых связей между основными элементами содержания темы.

  Кадр ЛОС № 4 Генезис менеджмента (к. 4-1) означает последовательную смену периодов управленческой мысли от момента ее зарождения (к. 4-2), развития (к. 4-3) к современному состоянию (к. 4-4). Вообще, менеджмент (к. 4-5) рассматривают как науку (к. 4-6), которая имеет свой предмет изучения, свои специфические проблемы и подходы к их решению, и как практику (к. 4-7), которая имеет свою сферу практического применения. Важным при изучении генезиса менеджмента является выделение факторов развития менеджмента (к. 4-8), которые зависят от развития человека (к. 4-9), производства (к. 4-10) и общества (к. 4-11).

Вместе с тем, необходимо четко выделить общие зависимости, определяющие направление развития и характер изменений, которые происходят при этом развитии, то есть определить основные тенденции развития менеджмента (к. 4-12). Изучение всех направлений и школ в менеджменте позволило объединить их в четыре этапа: «древний» (к. 4-13), «индустриальный» (к. 4-14), «систематизации» (к. 4-15) и «информационный» (к. 4-16). Анализ этих периодов позволил выделить их ключевые положения (к. 4-17), среди которых выделены основные идеи периодов, используемые современным менеджментом (к. 4-18). Таким образом, под воздействием изменений в общественном развитии сформировалась новая парадигма управления (к. 4-19), где центральное место занимают основные черты менеджера XXI века (к. 4-20).

1.2.1. ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ (К. 5÷15)

Запись номера параграфа на доске.

Изучая § 1.2.1, мы узнаем, почему необходимо изучать генезис менеджмента и каковы основные ступени и факторы развития управленческой мысли. Мы увидим, что без знания истории развития управления невозможно судить о его будущем состоянии, выявим основные тенденции развития современного менеджмента.

Цели изучения § 1.2.1

Конечной целью изучения (после прохождения всех этапов обучения) параграфа и его пунктов является умение:

1) объяснить необходимость изучения генезиса менеджмента. Уровень усвоения – пятый (выполнение действий замедленно, без всяких опор);

2) охарактеризовать понятие генезиса менеджмента. Уровень усвоения – пятый;

3) перечислить ступени развития менеджмента. Уровень усвоения – четвертый (выполнение действия с системой внешних опор);

4) назвать основные тенденции развития современного менеджмента. Уровень усвоения – четвертый;

5) перечислить основные факторы, влияющие на развитие менеджмента. Уровень усвоения – четвертый.

Теперь обратимся к содержанию параграфа.

Ступени развития менеджмента

Запись на доске: ступени развития, к. 6 .

Генезис менеджмента представляет собой последовательную смену этапов (периодов) развития управленческой мысли (к. 6), каждому из которых присуще преобладание тех или иных приоритетов в развитии человека, производства и общества (к. 6-1).

Запись на доске: генезис менеджмента.

При изучении генезиса менеджмента важно проследить процесс от зарождения (к. 6-2) управления, наблюдая его развитие (к. 6-3) и прогнозируя его будущее состояние (к. 6-4).

Запись на доске: зарождение → развитие → состояние.

Важен и еще один фактор. Генезис менеджмента, его историческое развитие укрепляет знания, превращает их в убеждения. Убеждения в профессиональной деятельности менеджера позволяют быстрее принимать эффективные решения, позволяют достигать высшей ступени использования знаний. Вообще, менеджмент только тогда может быть устойчиво эффективным (к. 6-5), если в него изначально заложена готовность к изменениям, к будущему, к развитию (к. 6-6) . Это, в свою очередь, проявляется не только в потенциале развития менеджмента, но и в различных свойствах менеджмента, его принципах, методологии и прочих (к. 6-7) .

Известно, что любое управление в обобщенном его представлении характеризуется приоритетами. Так выделяются школы менеджмента, о которых речь пойдет в § 1.2.2. Развитие отражает смену приоритетов в соответствии с потребностями и условиями производства, экономики и общества. Если проанализировать тенденцию смены приоритетов в предмете управления в прошлом и экстраполировать тенденцию в будущее с учетом особенностей современного управления, то можно выделить девять ступеней последовательной смены приоритетов (к. 7) .

Запись на доске: приоритеты, к. 7 .

Предметом управленческой деятельности, предметом воздействия всегда остается человек, но меняются приоритеты различных сторон деятельности и вообще жизнедеятельности человека. В прошлом управление отдельными действиями (к. 7-1) перерастало в управление видами деятельности (к. 7-2). Далее акцент смещался в управление поведением (к. 7-3) и общением (человеческий фактор управления, организационное поведение и прочее) (к. 7-4). Сегодня в эпоху информатизации всех сторон жизни (к. 7-5), наиболее актуальным и эффективным становится управление коммуникациями (к. 7-5) и далее – новые мотивационные подходы, рождаемые информатизацией, – управление отношением (к. 7-6). В будущем на первое место в системе приоритетов будут выходить управление интеллектуальным и духовным развитием (к. 7-7), управление культурой и качеством жизни (к. 7-8,9).

Развитие управления можно проследить и в смене приоритетов в методологии и организации управления. Здесь также можно выделить девять ступеней движения в будущее (к. 7) . Это этапы превращения управления спорадического (к. 7-1а) в далеком прошлом в управление функционально-специализированное (к. 7-2а) , интегрирующее (к. 7-3а) и далее в диверсифицированное (к. 7-4а) . Сегодня мы находимся на пороге информатизированного (к. 7-5а) и профессионального управления (к. 7-6а). Завтра для нас главным будет управление образовательное (к. 7-7а) , которое отражает потребность в непрерывном комплексном образовании. В будущем нас ожидает культурно-мотивационное управление (к. 7-8а) и развивающее его социально-демократическое управление (к. 7-9а) , в котором главным фактором мотивации эффективной деятельности будут культура и участие в управлении, а также социальное партнерство.

Далее следует отметить, что готовность менеджмента к будущему проявляется главным образом в понимании менеджером тех тенденций, которые определяются объективными факторами и которые отражают закономерные тенденции развития, вызванные научно-техническим прогрессом, социальными изменениями и экономическими условиями.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 343.