Итак, рассмотрим в обобщенном виде ключевые положения периодов, в том числе школ управления, оставивших заметный след в современном понимании проблем науки управления. На протяжении многих веков учеными делались попытки дать решения наиболее актуальных проблем менеджмента, само появление которых вызывалось новыми условиями общественного развития.
Запись на доске: Основные идеи, используемые современным менеджментом из:, к . 67÷84.
В I периоде – «древнем» – выполнено следующее (к. 69-1):
· дана классификация форм государственного управления, сделана попытка разграничить функции органов управления;
· накоплен опыт управления государственным хозяйством;
· дана характеристика управления как особой сферы деятельности.
Основные идеи «древнего» периода, используемые современным менеджментом, следующие (к. 69-2):
1. Принцип единоначалия в управлении.
2. Централизация полномочий.
Запись на доске: «древнего» периода: 1. Принцип единоначалия в управлении. 2. Централизация полномочий, к . 69-2 .
Во II периоде – «индустриальном» – ключевыми положениями являются (к. 70-1):
· разделение труда;
· описаны экономические преимущества, которые организации и общество получат в результате разделения труда;
· идеи гуманизации управления производством;
· признание необходимости обучения, улучшения условий труда и быта работников;
· разработка проекта «аналитической машины» – прообраза современной цифровой вычислительной техники.
Современный менеджмент использует следующие из основных идей «индустриального» периода (к. 70-2):
1. Разделение труда в различных сферах.
2. Использование техники для более оперативного принятия управленческого решения.
Запись на доске: «индустриального» периода: 1. Разделение труда в различных сферах. 2. Использование техники для более оперативного принятия управленческих решений, к . 70-2 .
В III периоде – «систематизации менеджмента» – выделяются несколько школ управления. Ключевыми положениями школы научного управления являются (к. 71-1):
· использование научного анализа для определения лучших способов решения задач;
· обеспечение работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения задач;
· отбор работников, лучше всего подходящих для решения задач, и их обучение;
· осознание необходимости стимулирования работников в целях создания заинтересованности в высоких результатах труда.
Современный менеджмент принял следующие основные идеи школы научного управления (к. 71-2):
1. Научный подход к менеджменту и его принципам.
2. Анализ способов выполнения работ.
3. Материальное стимулирование работников.
4. Сдельная оплата труда.
Запись на доске: периода «систематизации менеджмента», к. 71-1,
научной школы: 1. Научный подход к менеджменту и его принципам. 2. Анализ способов выполнения работ. 3. Материальное стимулирование работников. 4. Сдельная оплата труда, к. 71-2.
Ключевыми положениями классической (административной) школы управления являются (к. 72-1):
· управление – универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций;
· выделение администрирования в отдельную функцию управления;
· разработка универсальных принципов менеджмента для эффективного управления организацией.
Основные идеи классической ( административной) школы управления, используемые современным менеджментом, следующие (к. 72-2):
1. Развитие принципов управления.
2. Описание функций управления.
3. Систематизированный подход к управлению всей организацией.
Запись на доске: классической (административной) школы: 1. Развитие принципов управления.2.Описание функций управления. 3. Систематизированный подход к управлению всей организацией, к. 72-2 .
В этом же периоде ключевые положения школы человеческих отношений следующие (к. 73-1):
· коллектив – это особая социальная группа;
· межличностные отношения как фактор роста эффективности и потенциала каждого работника;
· неформальные отношения в производстве были признаны за весомую организационную силу;
· предоставление работникам более широких возможностей общения на работе.
Основные идеи этой школы, используемые современным менеджментом, следующие (к. 73-2):
1. Использование приемов коммуникации, групповой динамики, мотивации и лидерства для управления межличностными отношениями.
2. Управление неформальными группами.
Запись на доске: школы человеческих отношений: 1. Использование приемов коммуникации, групповой динамики, мотивации и лидерства для управления межличностными отношениями. 2. Управление неформальными группами, к. 73-2 .
Ключевые положения следующей школы – поведенческой (бихевиористской) школы – следующие (к. 74-1):
· применение в деятельности организации наук о человеческом поведении;
· повышение эффективности деятельности организации путем повышения эффективности ее человеческих ресурсов;
· классификация представлений людей о человеческой природе.
Современные менеджеры используют следующие основные положения бихевиористов (к. 74-2):
1. Отношение к членам организации как к активным человеческим ресурсам.
2. Выявление природы возникновения двух стилей руководства: автократичного и демократичного.
3. Развитие психологии и социологии, изучающих психические и социальные аспекты человеческой деятельности.
Запись на доске: поведенческой (бихевиористской) школы: 1. Отношение к членам организации как к активным человеческим ресурсам. 2. Выявление природы возникновения двух стилей руководства: автократичного и демократичного. 3. Развитие психологии и социологии, изучающих психические и социальные аспекты человеческой деятельности, к. 74-2 .
В IV периоде – «информационном» – ключевыми положениями теории принятия решений являются (к. 75-1):
· разделение процесса разработки решений на стадии и серию шагов;
· разработка моделей принятия решений.
В современном менеджменте важно (к. 75-2) использовать алгоритмы разработки оптимальных решений с применением теории статистических решений, теории игр и др.
Запись на доске: теории принятия решений: 1 Использование алгоритмов разработки оптимальных решений с применением теории статистических решений, теории игр и др., к. 75-2 .
В этом же периоде в количественном подходе главное (к. 76-1):
· подход базируется на использовании в управлении данных точных наук (математики, статистики, инженерных наук) и предполагает широкое применение результатов исследований операций и моделей ситуации;
· применение вычислительной техники в управлении;
· разработка и применение моделей для принятия решений в сложных ситуациях.
Поэтому для современных менеджеров очень важно (к. 76-2):
1. Использование экономико-математических методов и моделей в процессе управления;
2. Применение ЭВМ в управлении.
Запись на доске: количественного подхода: 1. Использование экономико-математических методов и моделей в процессе управления. 2. Применение ЭВМ в управлении, к. 76-2 .
Ключевые положения системного подхода в этом же периоде (к. 77-1):
· система – это некоторая целостность, состоящая из взаимосвязанных частей, каждая из которых вносит вклад в характеристику целого;
· организация – это открытая система, выживание которой зависит от внешней среды, к воздействию которой должна приспосабливаться организация.
Основная идея системного подхода, используемая современным менеджментом (к. 77-2) , – рассмотрение организации как целостной открытой системы.
Запись на доске: системного подхода: 1. Рассмотрение организации как целостной открытой системы, к. 77-2 .
Ключевые положения ситуационного подхода (к. 78-1):
· учет воздействия факторов внешней среды организации (прямого и косвенного воздействия);
· анализ ситуационных переменных;
· увязка конкретных приемов и концепций управления с определенными конкретными ситуациями для достижения целей организации наиболее эффективными способами.
Основными идеями ситуационного подхода, используемыми современным менеджментом, являются (к. 78-2):
1. Значение анализа внешней среды для организации;
2. Принятие решений с учетом сложившейся ситуации.
Запись на доске: системного подхода: 1. Значение анализа внешней среды для организации. 2. Принятие решений с учетом сложившейся ситуации, к. 78-2 .
Процессный подход (к. 79-1) исходит из того, что управление – это непрерывная серия взаимосвязанных функций. Это положение и используется современным менеджментом (к. 79-2).
Запись на доске: процессного подхода: 1. Управление представляет собой серию взаимосвязанных функций, к. 79-2 .
Теперь перейдем к рассмотрению новой парадигмы управления.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 287.