ОПТИКО-ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ АГНОЗИИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Основными видами оптико-пространственных нарушений
являются: односторонняя пространственная агнозия, наруше-
ние топографической ориентировки, а также некоторые прояв-
ления синдрома Балинта.

а) Односторонняя пространственная агнозия

Больные игнорируют левую часть пространства, которая
как бы не существует для них. Это приводит к резкому за-
труднению пространственной ориентировки как в повседневной

160


жизни, так и при работе с картами, схемами и т. д. Игнори-
рование отчетливо проявляется при рисовании объектов. Ти-
пично, когда больной, рисуя ромашку, изображает лспестки
лишь на правой половине цветка.

Подавляющее большинство авторов указывают, что одно-
сторонняя пространственная агнозия возникает при поражений
теменных и теменно-затылочных структур правого полутария
у правшей (Н. Несаеп и др., 1962, 1963; И. М. Тонконогий,
1973).

б) Нарушение пространственной топографической
ориентировки

Нарушается ориентировка в знакомом пространстве. Боль-
ные забывают дорогу домой, не могут запомнить, находясь в
больнице, путь в столовую, палату, туалет, не ориентируются
в хорошо известных до болезни расположении улиц родного
города. Нарушается также ориентировка в планах, схемах, кар-
тах. Больные затрудняются в описании знакомых мест—плана
квартиры, палаты, не могут нарисовать схему расположения
кроватей в палате и обозначить на ней свою. Особенно грубо
нарушается ориентировка в географической карте, в частях
света. Больные не могут показать на контурной карте, где рас-
положены страны, крупные города, моря, реки. Они не в со-
стояний мысленно изменить пространственные положения
объекта — мысленно повернуть его на 90° или 180°. Описание
и трактовка этой формы зрителыюй агнозии содержится в ра-
ботах Е. Warrington, М. James (1967), Г. 3. Лсвина, Я. А. Ме-
ерсона (1967), A. Whitely and Е. Warrington (1978).

Ряд авторов описывают в качестве самостоятельных рас-
стройства восприятия движений и времени (агнозия времени)
(И. М. Тонконогий, 1973). Агнозия времени описана, в част-
ности, Р. Я. Голант (1935).

Указанные нарушения возникают при поражений теменно-
затылочных областей (чаще с 2-х сторон). Среди авторов нет
единства в отношений того, преобладает ли при этих расстрой-
ствах лево- или правополутарная патология,
в) Агнозия глубины

Больные испытывают выраженные затруднения при необ-
ходимости локализовать объекты в координатах пространства,
особенно в глубину. Затрудняется оценка расстояния до объ-
екта, их высота, размеры, протяженность, нарушается также
определение, какой из 2-х объектов расположен ближе, а какой —
дальше. Больные часто натыкаются на объекты, промахивают-
ся при их схватывании, затрудняются в узнавании хорошо
знакомых мест. Агнозия глубины впервые описана A. Pick

6-1559                                                                                161


(1901), а позже G. Holmes (1918). Возникает при двусторонних
затылочно-теменных очагах.














































АМНЕСТИЧЕСКАЯ АГНОЗИЯ ИЛИ АГНОЗИЯ ЗАПЕЧАТЛЕНИЯ

Эта форма зрительной агнозии впервые выделена Я. А. Ме-
ерсоном (1986). При сохранном опознании объектных и сю-
жетных изображений утрачивается способность удержать в па-
мяти на короткий и на длительный сроки любой зрительный
материал, поэтому страдает, главным образом, выполнение тех
заданий, которые предъявляют большие требования к функции
кратковременной и долговременной памяти.







ПЕРВИЧНЫЕ АЛЕКСИИ

Выделяют две основные формы первичной алексии (нару-
шения чтения), связанные с локальным поражением опреде-
ленных участков мозга: агностическую (литеральную по дру-
гой терминологии) и вербальную. Вторичные алексии разви-
ваются при других нейропсихологических синдромах, в
частности у больных с афазией. Механизм этих нарушений
зависит от формы афазий и описан выше.

а) Агностическая (литеральная) алексия

При агностической алексии нарушается узнавание отдель-
ных букв и соответственно нарушается чтение. Больные ча-
сто путают буквы, сходные по своему начертанию (К и Х,
Т и Г, Ц, Ш, Щ и др.), затрудняются в подборе одинако-
вых букв разного шрифта (печатных, прописных, стилизо-
ванных, заглавных), т. е. утрачивается способность к обоб-
щенному восприятию буквы. Эта форма нарушения чтения
известна еще под названием «чистая словесная слепота».
Иногда больным удается прочесть отдельные знакомые сло-
ва, написаниые крупными печатными буквами, узнавая их
по общему рисунку. Чтение слов в рукописном или маши-
нописном тексте практически невозможно. Отмечаются
ошибки при чтении букв — амнсстическая алексия. Но даже
назвав правильно все буквы с задержками и паузами, боль-
ной читает слово побуквенно как малограмотный, т. е. гло-
бальное чтение заменяется чисто аналитическим. Нередко
нарушается чтение арифметических знаков ( + , —‚ х; v")
или нотных знаков, с которыми больной был знаком до за-
болевания.

Письмо у больных с агностической алексией, как правило,
сохранено, но прочесть то, что сами написали не могут. Вме-
сте с тем, нарушается списывание букв и слов, в том числе
перевод при списывании букв и слов с печатного шрифта в
рукописный. Перестав быть значимой графемой, буква превра-

162


щается в «иероглиф», который больные при списывании сри-
совывают или просто «рабски копируют».

Агностическая алексия возникает при очагах в оснований
левой затылочной доли, часто с захватом прилежащих отделов
височных и теменных областей. Впервые описана A. Kussmaul
(1887) (цит. по И. М. Тонконогому, 1973), тщательно изучена
В. М. Смирновым (1959).

б) Вербальная (аграфическая) алексия

При вербальной (аграфической) алексии нарушения чтения
сочетаются с расстройствами письма. В отличие от агности-
ческой алексии узнавание отдельных букв сохранено или на-
рушено мало. Утрачивается чтение целых слов, слогов, фраз.
При чтении возникают частые литеральные и вербальные па-
ралексии, отчуждение смысла слова. Больные пытаются ком-
пенсировать дефект узнавания слогов и слов не аналитическим
(побуквенным) способом чтения, а домысливанием непрочи-
танных частей, попытками узнать слово «в лицо». Нередко
смысл слов и фраз понимается верно, хотя больной не может
прочесть вслух или читает с ошибками.

Одним из основных отличий вербальной алексии от агно-
стической является нарушение письма (отсюда второе назва-
ние «аграфическая»). Больные не могут писать буквы и слова.
При попытках написать заданную букву они чсртят прямые и
кривые линии, штрихи, хотя иногда удается правильно восп-
роизвести какой-то элемент буквы. В тяжелых случаях боль-
ные неспособны писать совсем, в легких случаях удается на-
писать под диктовку некоторые буквы, отдельные, хорошо зна-
комые, слова (фамилию, простые одно-двухсложные слова).
Списывание при вербальной (аграфической) алексии наруша-
ется значительно меньше, нередко больные при списывании
переводят буквы из печатного шрифта в рукописный.

Многие авторы рассматривают вербальную алексию как од-
но из проявлений симультанной агнозии.

Впервые описана J. Dejerine (1892) (цит. по И. М. Тонко-
ногому, 1973). Детальный обзор литературы дан В. М. Смир-
новым (1959).

Возникает при поражений теменной доли (угловой извили-
ны) левого полушария, но имеются указания также на пора-
жение затылочной доли и мозолистого тела.





























































Дата: 2018-12-28, просмотров: 268.