Сенсорно-афферентная форма афазий встречается достаточ-
 но редко и по степени проявления речевых расстройств всегда
 может быть квалифицирована как грубая или выраженная.
 Спонтанная и диалогическая речь больных легкая, выразитель-
 ная, без затруднений в приступе к слову. Вместе с тем, про-
 изношение слов у большинства настолько искажено, чго со-
 здается впечатление, будто больной говорит на незнакомом
 иностранном языке.
Состояние элементарного и символического орального
 праксиса неполноценно, но сходно, тогда как артикуляторный
 праксис нарушен у всех больных. Нарушения артикуляторного
 праксиса различаются по тяжести и типу. В одних случаях в
 речи больных вообще отсутствуют многие звуки русского язы-
 ка (например, используются в спонтанной и диалогической ре-
 чи несколько согласных звуков: «п, р, н, т», которые в сочета-
 нии с гласными образуют псевдослова (типа «тото», «нетото»,
 «неторато» и т. д.). В других случаях набор звуков полнее, но
 они произносятся нечисто Эти искажения Moiyi быть стаи-
 дартными со стойкими артикуляторными заменами в виде ог-
 лушения звонких согласных, смягчения твердых и, наоборот,
 упрощения аффрикатов, произношения звука «i» как южнорус-
 ское «х» или непостоянными, когда отдельные слова и слово-
124
сочетания могут произноситься правильно (чаще всего это
 глаголы, наречия, местоимения, связки).
Нарушения звукопроизношения могут сочетаться с искаже-
 нием просодий русской речи, неправильной расстанопкой уда-
 рения в словах и в предложениях. Наличие этих нарушений
 в сочетании со звуковым распадом слова, когда слова искажа-
 ются до неузнаваемости, делает речь похожей то на «украин-
 скую» («замэнку, полипэнку»), то на «испанскую» («лучело ли-
 чи бенье») и пр.
Все эти особенности, свидетельствующие о распаде артику-
 ляторных схем или неполноценности артикуляторных укладов,
 дают основание диагностирован афферентную моторную афа-
 зию, но, в отличие от «чистой» ее формы, в смешанной не
 наблюдается поиска артикуляций. Частые повторы одних и тех
 же звуков в разных сочетаниях можно трактовать как своеоб-
 разное нащупывание правильного произношения. Подобный
 способ поиска артикуляторного уклада обусловлен также нали-
 чием симптоматики сенсорной афазий.
Сходство с сенсорной афазией у некоторых больных наблю-
 дается и в характере устной речи: она бедна существительны-
 ми и глаголами, изобилует вводными и служебными словами,
 нестойкими литеральными парафазиями. Слова могут иска-
 жаться до полной неузнаваемости, что в сочетании со склон-
 ностью к многоречивости обычно квалифицируется как «сло-
 весная окрошка».
За очень редким исключением автоматизированная речь
 у больных этой группы нарушена, а попытки перечислить
 автоматизированные речевые ряды (даже числовой ряд до
 10) представляют собой набор грубых парафазий, часто пе-
 реходящий в невнятное бормотание. Так же, по существу,
 недоступна речевая имитация. Нарушения выявляются на
 всех уровнях, начиная от повторения отдельных звуков и
 кончая словами и предложениями. Оценка этой функции на
 всех уровнях примерно одинакова, но в механизме наруше-
 ния повторения нашло отражение сочетание 2-х форм
 афазий, составляющих единый синдром смешанной сенсор-
 но-афферентной афазий. Для афферентной афазий в отра-
 женной речи характерны поиски артикуляторной позы,
 воспроизведения контура заданного слова без четкого арти-
 кулирования, улучшение повторения при беззвучной артику-
 ляторной подсказке, стойкие замены или искажения опреде-
 ленных звуков. Добавление к услышанному лишних звуков
 или звукосочетаний, нестойкие литеральные парафазий, ког-
 да повторение совершенно несходно с образцом и часто пе-
125
членораздельно, вербальные замены относятся к сенсорно-
 акустической части смегаанной афазий.
Номинативная функция речи грубо нарушена. Оценки спо-
 собности называть предметы и действия почти полностью сов-
 падают. Полная неспособность называть различные объекты
 или их изображения обнаруживается у подавляющего боль-
 шинства больных. Подсказка и контекст не помогают. Но и в
 случаях, когда называние полностью недоступно, больные не
 отказываются от ответов. У некоторых больных иногда сохра-
 няются кое-какие остатки номинативной функции, когда не-
 которые объекты называются правильно или с парафазиями,
 но членораздельно. Подобные «псевдоправильные» ответы че-
 редуются с высказываниями, не имеющими ничего общего с
 требуемым наименованием. Соотношение их индивидуально раз-
 лично (зонт - зонт»; топор - мост»; кувшин - хутью»; арбуз -
 опечек, аропеча, морок»). Составление предложений к сюжет-
 ным картинкам и пересказ прослушанного текста в какой-то
 мере удается только тем испытуемым, у которых получены
 лучшие результаты при исследований номинативной функции
 и речевой имитации. Выполнение этих заданий грубо дефек-
 тно: обнаруживается обилие литеральных парафазий, вербаль-
 ных замен, отсутствие связей внутри предложения и между
 предложениями, незаконченность фраз, наличие совершенно
 нечленораздельных и фонетически плохо оформленных цепо-
 чек слов, неожйданные вставки несвязанпых с текстом обрыв-
 ков предложений, неадекватные определения.
Сочетание сенсорной и афферентной афазий приводит к
 своеобразному механизму нарушения экспрессивной речи, ког-
 да особенно заметно нарушается речь намеренная, вызываемая
 обследующим, а не подсказанная ситуацией. Больные в какой-
 то степени способны что-то сообщить по собственной иници-
 ативе, но не могут воспроизвести услышанное, назвать объек-
 ты, ответить на конкретные вопросы. Соотношение намерен-
 ной и ненамеренной речи у больных с этой формой афазий
 выражено с наиболыней отчетливостью.
У большинства нарушается понимание речи, слухоречевая
 память, но в целом состояние импрессивной речи лучше, чем
 экспрессивной, хотя и отличается большей динамичностью.
В целом, общение с такого рода больными осуществляется
 с меньшими трудностями, что свидетельствует о большей со-
 хранности ассоциативных систем, определяющих значение
 слов. Очень редко встречаются случаи полной потери навыка
 чтения - при самом тяжелом нарушений речи сохраняются
 кое-какие возможности понять написанное. Ошибки при чте-
126
нии сходны с ошибками при назывании объектов и речевой
 имитации. Как и в других видах устной речи, при чтении на-
 блюдаются отказы, нечленораздельное бормотание, грубые ли-
 теральные замены. При менее тяжелом речевом дефекте чте-
 ния встречаются вербальные паралексии, искажения отдельных
 звуков, редукция окончании. Затруднения в громком чтении
 определяются трудностями произношения, доказательством че-
 го является большая сохранность чтения про себя. Но и чтение,
 не требующее произношения, тоже неполноценно. Степень выра-
 женности этой неполноценности может быть различной-от воз-
 можности только узнать привычную идеограмму, выбрать под-
 пись к картинке, найти заданиое слово или букву и все это с
 ошибками и при ограниченном выборе, до тех, кто вышепе-
 речисленные задания выполняет легко, но не способны точно
 выполнить письменные инструкций. При менее выраженной сте-
 пени афазий встречаются случаи, когда больные, выполняя пись-
 менные инструкций (иногда даже точнее, чем устные), могут
 найти в тексте заданное слово, но для усвоения даже простого
 короткого текста требуется многократное повторное прочитывание.
Письмо при сенсорно-афферентной афазий также наруша-
 ется на всех уровнях: письмо под диктовку нарушается уже на
 уровне записи букв, а при переходе к записи слов, эти нару-
 шения нарастают. Помимо общих ошибок в виде пропусков
 букв, перестановок, замен, ошибок орфографии встречаются
 случаи, когда больные не отказываются от выполнения зада-
 ния, но пишут цепочки букв, мало напоминающие слова. Про-
 говаривание во время письма отсутствует, так как оно имеет
 отрицательное значение. Списывание удается большинству
 больных, как и частичная запись автоматизированных энг-
 рамм. Теменные симптомы при этой форме афазий, как пра-
 вило, отсутствует.
Сочетание двух афатических симптомокомплексов, их сли-
 яние в один комплексный сложный синдром, вызывающий тя-
 желую афазию, предполагает обширное поражение мозговой
 коры: задние отделы третьей лобной извилины, нижние отделы
 центральных извилин, островок, первую и вторую височные
 извилины, а также нижнюю теменную дольку левого полуша-
 рия у праворуких.
Тотальная афазия
В остром периоде инсульта тотальная афазия проявляется
 в виде полного отсутствия всех видов экспрессивной и имп-
 рессивной речи. У большинства больных отсутствует способ-
 ность намеренного продуцирования звуков, в то время как не-
127
намеренная фонация при кашле, стоне сохраняется. Речевой и
 жестовой контакт с больным практически невозможен.
Резидуальный период. Указанная симптоматика сохраняет-
 ся, как правило, и в резидуальной фазе инсульта. Речевая ди-
 намика очень незначительная. Может появиться нечленораз-
 дельная звуковая продукция и речевой остаток в виде эмбола.
 Автоматизированная, отраженная и номинативная речь отсут-
 ствуют.
Понимание речи грубо нарушено, но иногда больные улав-
 ливают смысл простых и значимых для них вопросов, выпол-
 няют одну-две простые инструкций. Понимание жестовых ин-
 струкций также грубо нарушено. Чтение и письмо отсутствуют
 (даже энграммное). Выявляются выраженные нарушения
 орального праксиса. Нередко наблюдаются различной степени
 выраженности нарушения конструктивного праксиса, пальце-
 вого гнозиса и праксиса позы пальцев.
Тотальная афазия представляет собой сочетание нескольких
 форм афазий и возникает при обширных очагах размягчения
 в лобно-центральных, височных и теменных областях левого
 полушария головного мозга (у праворуких).
Чистая рече-слуховая апюзия
Чистая рече-слуховая апюзия характеризуется грубым на-
 рушением узнавания или различения на слух речевых звуков,
 слогов, слов, предложений, что приводит к нарушений) пони-
 мания речи, к той патологии речевого слуха, которая была
 впервые описана Вернике-Лихтгеймом под названием «чис-
 той словесной глухоты». У больных ослабляется слуховое вни-
 мание, они с трудом концентрируют его, а часто вообще не
 реагируют на речь. При речеслуховой агнозии может нару-
 шаться узнавание знакомых звуков и шумов. Больные не оп-
 ределяют голоса животных и птиц: мычание коров, лай собаки,
 пение соловья; не узнают шумы: звон ключей, шелест бумаги,
 плач ребенка, шум моря и т. д. Иногда выявляется сенсорная
 амузия.
Больные с рече-слуховой агнозией похожи на глухих или
 слабослышащих, они часто жалуются на снижение слуха или
 показывают, что не слышат, не понимают речь. Вместе с тем,
 при всех вышеназванных нарушениях речевого и неречевого
 слуха элемептарный слух у этих больных остается сохранным.
 После письменной или жестовой инструкций больные реаги-
 руют на монотонную речь. Аудиографическое исследование
 также показывает сохранность элементарного слуха, и хотя по-
 вторные аудиограммы часто дают некоторый разброс в пока-
128
заниях, снижения слуха столь незначительны, что не могут яв-
 ляться причиной нарушения восприятия речи.
Чистая речеслуховая агнозия встречается в неврологиче-
 ской клинике крайне редко, возможно потому, что для возник-
 новения этого феномена необходимо двухстороннее поражение
 извилин Гешля - корковой проекции слуховых путей. Такая
 топика поражения возникает при энцефалите, который вполне
 может дать несколько очагов поражения, а также у больных,
 перенесших повторные нарушения мозгового кровообращения
 с очагами в правом и в левом полушарий головного мозга1.
 В картине нарушений речеслухового гнозиса при этих заболе-
 ваниях много и общего, и различного. У больных, перенесших
 энцефалит, обычно неврологическая симптоматика не отмеча-
 ется. Особенности речи зависят от возраста, когда возникло за-
 болевание. Если энцефалитом заболевает ребенок 3-7 лет, то
 расстройство речевого гнозиса (как и истинная поздняя глухота)
 приводит к полному распаду речи. Если речеслуховая агнозия
 возникает в более позднем возрасте-14-16 лет, то речь со-
 храняется.
У больных, перенесших повторные нарушения мозгового
 кровообращения, клиническая картина речеслуховой агнозии
 мало чем отличается от взрослых больных, перенесших энце-
 фалит, если очаги поражения строго ограничены извилинами
 Гешля. В отличие от акустико-гностической афазий, ведущим
 симптомом которой является нарушение речеслухового гнози-
 са, при чистой речеслуховой агнозии речевая система не стра-
 дает и афазий не возникает. Вместе с тем, если первый ин-
 сульт возникает в левом полушарий и захватывает речевые и
 двигательные зоны, то могут отмечаться двигательные и ре-
 чевые расстройства. После второго инсульта в височной доле
 правого полушария возникает речеслуховая агнозия. Характер-
 но, что неврологическая симптоматика после повторного на-
 рушения мозгового кровообращения может частично регресси-
 ровать. Степень нарушения речевого слуха разная - от полного
 непонимания речи до ограниченного и даже приличного.
При чистой речеслуховой агнозии общим является то, что
 не отмечается разницы в том, повторяет ли больной или раз-
 личает на слух. Все, что различается, то и воспроизводится.
 Если больной услышит слово, то поймет его и напишет. По-
 нимание и повторение лучше, если можно опереться на смысл.
 Слоги повторяются хуже, чем слова, слова хуже, чем фразы.
 Знакомый голос воспринимается лучше, чем незнакомый.
1 Н. Н. Трауготт, Л. И. Вассерман, С. А. Дорофеева и др., 1980.
5-1559 129
Больные хуже различают оппозиционные слова, слова со сте-
 чением согласных, труднее осуществляется узнавание слов, на-
 чинающихся с гласной.
В тех случаях, когда речеслуховая агнозия возникает в де-
 тстве и ведет за собой распад речи, необходима своевременная
 и правильная диагностика для методически обоснованного вос-
 становительного лечения по преодолению последствий наруше-
 ний речевого слуха.
3.1.14. Нарушения речи при поражениях
 нравого полушария
Как известно, основные синдромы речевых расстройств
 возникает при локальных поражениях левой гемисферы (у
 праворуких). Однако доминирование левого полушария в от-
 ношении речи и речевых функций (письма, чтения, счета,
 слухоречевой памяти, мышления и др.) является относитель-
 ным. Понятие «доминантность» полушария (по речи и руке)
 в настоящее время используется преимущественно при ре-
 шении прикладных задач, уступая место концепции функци-
 ональной асимметрии или функциональной специализации
 полушарий в научных разработках и теории нейропсихоло-
 гии. Левое полушарие отчетливо преобладает при наиболее
 сложных произвольных формах речи и других психических
 функций, опосредованных системой речевых связей, тогда
 как правое полушарие регулирует нелингвистические компо-
 ненты речи и речевые автоматизмы, внося свой существен-
 ный вклад в коммуникативиую деятельность человека1.
Клинические исследования показывают, что при поражени-
 ях правого полушария (у праворуких) могут возникать слабо
 выраженные речевые расстройства, названные У. Пенфилдом
 дисфазиями. Например, у больных, страдающих эпилспсией,
 описаны речевые автоматизмы (пароксизмально возникаю-
 щие) при поражений правого полушария (так же часто, как и
 при левосторонних очагах). Опыт нейрохирургии показывает,
 что при левосторонней гемисферэктомии в некоторых случаях
 речь целиком не разрушается: больные понимают отдельные
 простые вопросы, дают на них краткие ответы, выполняют
 простые речевые инструкций, требующие ответа в невербаль-
 ной форме. При правосторонних поражениях (чаще всего ви-
1 Не следует забывать о возможности двухстороннего представитель-
 ства речевой функции и о скрытом левшестве. Речевая патология у
 леворуких (левшей) является самостоятельной проблемой нейропсихологии
 (Доброхотова Т. А., Брагина Н. Н., 1994 и др.).
130
сочной и лобно-центральной локализации) наблюдаются нару-
 шения речи в виде снижения речевой инициативы, монотон-
 ности высказывания, изменения тональности голоса, силы
 звучания, изменения темпа речи - замедления или ускорения,
 легких артикуляторных затруднений, определяющих види-
 мость акцента. Нейропсихологические исследования (в частно-
 сти, при односторонней преходящей инактивации полушарий)
 показывают, что наиболее заметными признаками речевой па-
 тологии при правополушарных очагах являются нарушения
 эмоциональных компонентов речи, проявляющихся как в ре-
 чевой экспрессии, так и в понимании эмоционально окрагаен-
 ной речи собеседника1. С одной стороны, наблюдаются нару-
 шения мелодических, интонационно-выразительных компо-
 нентов речи, с другой - нарушаются процессы различения,
 идентификации эмоционально окрашенных вербальных стиму-
 лов. Так, при поражений височной области правого полушария
 нарушается способность адекватно узнавать эмоций собеседни-
 ка по его высказыванию. Больные понимают смысл сказанно-
 го, но не способны адекватно определить эмоциональную зна-
 чимость услышанного, в силу чего страдает коммуникативная
 функция речи в целом. Можно сказать, что левое полушарие
 обеспечивает лексику и грамматику высказывания, а правое-
 наполняет его как бы конкретным содержанием и эмоциональ-
 но-выразительной окраской.
Таким образом, важной специализировашюй функцией
 правого полушария является обеспечение нелингвистических
 компонентов речи. Анализ этих характеристик при нейропси-
 хологическом исследований позволяет выделять критерии для
 топической диагностики поражения правого полушария (пре-
 имущественно его височных и лобно-центральных отделов), в
 особенности при малой выраженности других клинических
 или нейропсихологических симптомов.
3.2. Нейропсихологические критерии (паттены)
 для диагностики различных форм афазий
Диагностика афазий - наиболее сложный процесс в ней-
 ропсихологической и афазиологической практике, несмотря на
 достаточно полное синдромологическое описание разных форм
 афазий в литературе (Бейн Э. С., 1964; Лурия А. Р., 1969; Тонко-
1 Л. Я. Балонов, В. Л. Детлин. «Слух и речь доминантного и не-
 доминантного полушария».-Л. 1976. 218 с.
5• 131
ногий И. М., 1968; Цветкова Л. С., 1985; Шкловский В. М.,
 Визель Т. Г., 1985 и др.).
Помимо так называемых «чистых» и смешанных форм су-
 ществуют различные степени проявления речевых расстройств
 внутри одной формы афазий. Не всегда представляется возмож-
 ным выявить ведущий симптом в синдроме афазий. Затрудняет
 диагностику и то, что многие дефекты речи при разных формах
 афазий проявляются как бы одинаково, хотя механизмы, лежа-
 щие в их основе, разные. Редко учитывается характер динамики
 речевых расстройств в процессе спонтанного и направленного
 восстановительного обучения1. Следует обратить внимание на
 особенности клиники и динамики афазий в зависимости от ха-
 рактера заболевания. Известно, что А. Р. Лурия создавал свою
 классификацию афазий преимущественно на основе анализа
 нарушений высших психических функций у больных в нейро-
 хирургической клинике, где эти нарушения были обусловлены
 опухолевым процессом, либо черепно-мозговой травмой (Лу-
 рия А. Р., 1946, 1969). Характер афазий в клинике сосудистой
 церебральной патологии отличается большим разнообразием и
 дифференцированностыо форм, степенью выраженности и час-
 тотой встречаемости отдельных проявлений речевой патологии.
Учитывая все эти факторы, используя наш значительный
 и многолетний клинический опыт в афазиологии, для об-
 легчения дифференциальной диагностики предлагаются пат-
 терны разных проявлений афазий. Это наборы наиболее ди-
 агностически значимых симптомов нарушений речи и оцен-
 ки степени их выраженности, с помощью которых можно
 достоверно и надежно определить синдромы разных форм
 афазий и степень их выраженности, а также проследить ди-
 намику восстановления и сопоставить результаты различных
 специалистов в том случае, если они используют те же под-
 ходы. Паттерны составлены на все основные синдромы афа-
 зий, которые встречались в клинике восстановительного ле-
 чения больных с сосудистой патологией мозга Института
 им. В. М. Бехтерева, хотя, возможно, они не исчерпывают
 всего многообразия нарушений речи при афазий2.
1 Синдромологический анализ афазий, представленный нами, составлен
 с изложением механизмов нарушения речевых функций при разных ее
 формах, а критерии диагностики основаны на более чем 30-летнем
 опыте научно-исследовательской и логопедической работы с больными
 в отделении восстановительного лечения и реабилитации неврологических
 больных Психоневрологического института им. В. М. Бехтерева.
2 Клинико-психологическое (феноменологичсское) описание речевых рас-
 стройств у постинсультных больных представлено в монографии И. М. Тон-
 коногого «Инсульт и афазий" (Л., 1968).
132
При описании эфферентной и афферентной моторной афа-
 зий, акустико-гностической, сметанных форм выделены 4 сте-
 пени проявлений речевых расстройств: грубые, выраженные,
 умеренные и легкие.
В паттернах динамической, акустико-мнестической, семан-
 тической и амнестической афазий нет грубой степени выра-
 женности нарушений, так как при всех этих формах относи-
 тельно сохранной остается экспрессивная речь. При разработке
 паттернов динамической афазий в целях более тонкой диффе-
 ренциальной диагностики учитывались варианты разных ее
 проявлений с учетом морфо-функциональных уровней пораже-
 ния мозга. Такое дробное деление форм афазий и степеней их
 выраженности имеет большое значение как для определения
 топики поражения, так и для подбора более точных и адек-
 ватных методов и приемов восстановительного обучения.
Составляя паттерны различных форм афазий, мы исполь-
 зовали оригинальную оценочную шкалу речевых нарушений,
 разработанную и описанную нами выше, дополнив ее более
 структурированным описанием качественных характеристик
 отдельных параметров речевой функции применительно к каж-
 дой отдельной форме афазий и разных степеней выраженности
 речевых расстройств (последние обозначены как и в оценочной
 шкале баллами, где 3 — грубые дефекты, 2 — выраженные, 1 —
 легкие, а 0 — отсутствие нарушений).
На основе описания паттернов и оценки степени их выра-
 женности представляется удобным построение так называемых
 профилей, которые могут весьма наглядно отражать суть ре-
 чевого дефекта, а также служить материалом для статистиче-
 ской обработки и сопоставимости результатов, в особенности
 при компьютеризации (автоматизации) диагностического про-
 цесса. Последнее обстоятельство важно подчеркнуть, поскольку
 разработка и реализация реабилитационных программ наибо-
 лее адекватна, как показывает опыт, с использованием форма-
 лизованных истории болезни (реабилитационных карт)1, которые
 с помощью персональных компьютеров составляют «банк дан-
 ных», включающий, в частности, и нейропсихологическую ин-
 формацию, и диагностические критерии — банк знаний», моде-
 лирующий опыт высококвалифицированных специалистов —
 нейропсихологов и логопедов (Вассерман Л. И. с соавт., 1997).
 Таким образом, речь может идти о возможности разработки
 нейропсихологической экспертной системы.
10. А. Балунов. «Банк данных постинсультных больных: факторы,
 влияющие на эффективность реабилитационного процесса». Журн. не-
 вропатол. и психиатрии им. Корсакова‚ 1994, № 3, с. 65.
133
Оценка
 в баллах
 3.2.1. Эфферентная моторная афазия
Дата: 2018-12-28, просмотров: 351.