С сенсорной акустико-гностической)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1) Спонтанная и диагностическая речь лекси-
чески очень бедная, используются одни и те же
слова и словосочетания, состоящие, преимущест-
венно, из служебных и вводных слов, наречий,
производящей впечатление предикактивной, хотя
глаголов в ней мало и они однообразны. Суще-
стветильные в речи практически отсутствуют, а
при попытках произнести их возникают грубые
нестойкие литеральные парафазии, искажающие
слова до полной неузнаваемости. «Речь» больных
для окружающих непонятна                                            3

2) В зависимости от преобладания в смешан-
ной афазий моторного (афферентного) звена про-
износительные нарушения могут либо отсутство-
вать, либо быть незначительными и даже грубыми.
В легких случаях страдают отдельные артикуля-
торные уклады (оглушение, смягчение согласных
звуков и пр.), в трудных - отсутствуют или грубо
искажаются многие звуки русской речи. Речь боль-
ных всегда выразительная                                             0-2

3) В отдельных случаях наблюдаются просо-
дические нарушения речи: неправильная расста-
новка ударения в словах и предложениях, несвой-
ственная русскому языку интонация; нарушения
мелодики речи. Все это в сочетании с артику-
ляторными нарушениями придает речи «иностран-
ный акцент»                                                                   0-2

4) В случаях преобладания в смешанной афа-
зии сенсорного звена может наблюдаться склон-
ность к речевой расторможенности вплоть до ло-
гореи, что в сочетании с нестойкими парафазиями
и артикуляторными заменами превращает речь в
«словесную окрошку»                                                  0-3

153


5) Персеверация отсутствуют - нет застреваний
на отдельных фонемах и словах, нет однообразного
монотонного повторения                                                                         О

6) Парафазии в спонтанной речи встречаются
нечасто (больные избегают поминания), но грубые
нестойкие литеральные и вербальные парафазии
заполняют собой все намеренные виды речи: ди-
алогическую, автоматизированную, отраженную, но-
минативную, чтение вслух                                            2-3

7) Автоматизированная речь грубо нарушена.
Слова автоматизированного речевого ряда заменя-
ются нестойкими литеральными парафазиями, ча-
сто невйятными и нечленораздельными. Иногда
возможен порядковый счет до 5-7                                  3

8) Отраженная речь недоступна. Больные не
способны воспроизводить услышанные фонемы,
слоги и простые слова, произнося нечленораздель-
ные или малочленораздельные звукосочетания, не-
сходные с образцом. Отмечается тенденция до-
бавлять к услышанному лишние звуки и звуко-
сочетания. Артикуляторная подсказка и попытки
сопряженного воспроизведения не помогают.                                   3

9) Называние предметов и действий практи-
чески недоступно. Подсказка и контекст не по-
могают                                                                                                            3

Ю) Затруднения понимания ситуативной речи,
отдельных слов и простых инструкций непосто-
янны и зависят от ситуации, слухового внимания,
темпа беседы, темпа предъявления задания                1-2

11) Дефекты чтения вслух аналогичны ошиб-
кам в назывании и речевом подражании и изо-
билуют грубыми нестойкими литеральными пара-
лексиями

12) Разброс нарушений чтения про себя может
быть от полного его отсутствия до относительной
сохранности. У большинства больных сохраняется
способность подкладывать подписи-наименования
к предметным и сюжетным картинкам, а в слу-
чаях полного распада молчаливого чтения сохра-
няется способность узнавания привычных идиог-
рамм. Некоторые больные выполняют письменные
задания, понимают значение отдельных слов и
даже читают газеты (книги). Но такое чтение
тоже не вполне полноценно, так как при чтении

154


текста обычно обнаруживаются дефекты понимания
сюжета                                                                           1-3
13) Самостоятельное письмо отсутствует               3
14) Письмо под диктовку отдельных букв, сло-
гов, слов грубо нарушено

3.2.9. Смешанная (комплексная) моторная афазия
с преобладанием эфферентной

1) Спонтанная и диалогическая речь может от-
сутствовать (звуковая, слоговая, словесная эмболо-
фазия) либо быть бедной, односложной, фрагмен-
тарной                                                                            2-3

2) Автоматизированная речь в той или иной
степени сохраняется, но осуществляется с арти-
куляторными искажениями, смазанностью, нечет-
костью произношения                                                   1-2

3) Отраженная речь может отсутствовать или
осуществляться сопряженно (при эмболофазии). В
менее грубой степени выраженности речевого де-
фекта сохраняется возможность повторения отдель-
ных слогов, частотных слов, простых коротких пред-
ложений. Повторение серии гласных звуков, слогов,
слов, многосложных предложений, сложных слов
всегда грубо нарушается. Сохраняются произноси-
тельные дефекты речи                                                   2-3

4) Произносительные нарушения носят комплек-
сный характер: напряжение в речи, затруднения в
приступе к слову с искажением первой артикуляции,
иногда запинки, замеддение темпа речи сочетаются
с не очень грубыми стойкими или динамичпыми
искажениями отдельных артикулем. Смазанное, не-
четкое произношение затрудняет понимание речи
больного                                                                                                        2

5) Нарушения и поиски артикуляторных укладов
часто находят отражение в литеральных парафазиях 1-2

6) Номинативная функция может отсутствовать
(при эмболофазии), либо предъявленный объект
обозначается неправильно, или искажается струк-
тура слова. Подсказка и контекст помогают, но
произношение не улучшается или улучшается не-
значительно                                                                     2-3

7) Понимание ситуативной речи, простых за-
даний, значении отдельных слов соответствует сте-
пени выраженности речевых расстройств: чем гру-

155


бее проявления комплексной афазий, тем больше
страдает функция понимания речи, чем она мень-
ше, тем меньше эти нарушения                                    1-2

8) Всегда грубо нарушается понимание слож-
ных грамматических конструкций                                 3

9) Чтение вслух отсутствует. Иногда сохраня-
ется прочтение отдельных идеограмм и простых
слов

10) Чтение про себя отсутствует. Возможно
подкладывание подписей-наименований к предмет-
ным картинкам. Письменные задания не выпол-
няются                                                                              3

11) Письмо самостоятельное и под диктовку
отсутствует. Нарушено письмо автоматизированных
энграмм и простых коротких слов. Проговаривание
не облегчает письмо                                                        3

3.2.10. Смешанная (комплексная) моторная афазия
с преобладанием афферентной

1) Спонтанная и диалогическая речь отсутст-
вует (слоговая эмболофазия). В менее тяжелых
случаях возможно произношение отдельных слов,
словосочетаний и даже коротких фраз. Нсстойкие
литеральные парафазии отражают поиск артику-
ляторных укладов                                                         2-3

2) Автоматизированная речь отсутствует. В ме-
нее тяжелых случаях осуществляется с подсказкой
артикуляций                                                                   2-3

3) Отраженная речь нарушается по-разному.
В тяжелых случаях она может отсутствовать.
Некоторым больным помогает подсказка арти-
куляторных укладов, но объем воспроизводи-
мого ограничивается изолированными речевыми
звуками, открытыми слогами и простыми сло-
вами. В случаях, когда возможность повторения
более расширена, она осуществляется с лите-
ральными парафазиями и артикуляторными ис-
кажениями                                                                      2-3

4) Произносительные нарушения характеризу-
ются стойкими артикуляторными дефектами речи:
искажением артикулем, нечеткостыо, «смазанно-
стью» произношения, недоговариванием (редук-
цией) окончании, нарушением мелодики речи,

156


иногда напряжением и запинаниями, интонацион-
ным однообразием                                                           2

5) Называние изображений предметов и дей-
ствий отсутствует. Подсказка не помогает. В слу-
чаях, когда частично сохраняется возможность но-
минации, выявляются литеральные парафазии и
грубые дефекты произношения                                    2-3

6) Выраженные нарушения артикуляторного
праксиса                                                                                                         2

7) Чтение вслух может отсутствовать или осу-
ществляться с грубыми литеральными паралекси-
ями и дефектами произношения, тяжесть которых
пропорциональна нарушениям фонологического
анализа и артикуляторных укладов                              2-3

8) Самостоятельное письмо и письмо под дик-
товку отсутствует, но иногда возможно написание
некоторых автоматизированных энграмм, отдель-
ных букв и даже нескольких простых слов. По-
вторение ухудгаает написание                                        3






















































































































































Дата: 2018-12-28, просмотров: 248.