При афферентной моторной афазий нарушения устной и
 письменной речи обусловлены кинестетической апраксией —
 распадом артикуляторных кодов (укладов), которые приводят
 к системному дефекту на артикуляторном, лексическом и син-
 таксическом уровнях.
Можно выделить следующие компоненты артикуляторной
 апраксий:
1. Распад артикуляторного кода, т. е. специальной памяти,
 в которой хранятся комплексы движений, необходимых для
 произнесения фонем. Такие нарушения характерны для грубой
 степени выраженности афазий, при которой отсутствуют все
 виды экспрессивной речи при относительно сохранпом пони-
 мании обращенной речи и чтения про себя.
2. Нарушение способности оценить, фонологичсски квали-
 фицировать произносимые звуки, причем в одних случаях
 сильнее страдает квалификация отдельных звуков, в других —
109
выделение этого звука из комплекса. Клинически это прояв-
 ляется грубыми искажениями и деформацией артикулем, не-
 стойкостью артикуляций во всех видах экспрессивной речи
 (ситуативной, диалогической, автоматизированной, отражен-
 ной, номинативной).
Сохранность чтения вслух соответствует уровню сохранно-
 сти устной речи. Чтение про себя может сохраниться лучше,
 тогда как письмо может оставаться грубо дефектным даже у
 больных, устная речь которых в значительной степени восста-
 новилась.
3. Третьим компонентам артикуляторной апраксий являет-
 ся затруднение в оперировании уже восстановленными рече-
 выми навыками и использовании их для коммуникации. Этот
 компонент проявляется различием выраженности нарушений
 намеренной и ненамеренной речи, зависимостью устной речи,
 чтения и письма от контекста, трудностью согласования речи
 и действий. Затруднения в произвольном использовании уже
 имеющегося двигательного стереотипа могут быть выражены не-
 равномерно: в одних случаях произношение легко достигается
 при повторении, в других —в диалоге, при назывании или при
 чтении вслух. Кинестетическая апраксия чаще сопровождается
 нарушением символического орального праксиса, чем простого
 орального —дискоординацией несимволических движений губ
 и языка, выполняемых по словесному приказу или подража-
 нию.
Одним из постоянно присутствующих симптомов в клини-
 ческой картине афферентной моторной афазий является нару-
 шение слухо-речевой памяти, не исчсзающее в период восста-
 новления речи. В основе этого нарушения также лежит кине-
 стетическая апраксия, нарушение внутреннего проговаривания.
Распад письма в наибольшей степени зависит от фоноло-
 гического анализа, возникновение которого тоже связано с
 трудностью оценки собственного произношения, поэтому про-
 говаривание не облегчает письмо.
У большинства больных с афферентной моторной афазией
 выявляются отдельные феномены, относящиеся к теменному
 синдрому: нарушение праксиса позы — идеаторная и идеамо-
 торная апраксия, нарушение конструктивного праксиса, ориен-
 тировки в пространстве, ошибки в написании римских цифр.
Полный комплекс теменных симптомов встречается редко.
Очаг поражения при афферентной афазий локализустся в
 левом полушарий (у праворуких) в нижних отделах задне-цен-
 тральной области с большим или меньшим вовлечением пе-
 редних отделов теменной доли.
110
3.1.4. Акустико-гностическая (сенсорно-акустическая)
 сенсорная афазия
По классификации А. Р. Лурия, в основе акустико-гности-
 ческой сенсорной афазий лежат нарушения речевого (фонема-
 тического) слуха — способности анализа и синтеза речевых
 смыслоразличительных звуков в системе данного языка. В рус-
 ском языке к таким звукам (фонемам) относятся согласные
 звуки, которые противопоставляются по признакам твердости-
 мягкости, звонкости-глухости, а также все гласные звуки и их
 ударность. Нарушение фонематического слуха ведет к наруше-
 нию всей речевой системы. Вместе с тем, по нашим наблю-
 дениям, этот механизм является ведущим, но не единствен-
 ным и определяющим синдромом акустико-гностической сен-
 сорной афазий. Это подтверждается существованием чистой
 рече-слуховой агнозии, при которой полное отсутствие или на-
 рушение речевого слуха не ведет к нарушению речевой систе-
 мы, к возникновения) афазий.
Акустико-гностическая сенсорная афазия характеризуется
 нарушениями экспрессивной и импрессивной речи, чтения и
 письма. Спонтанная и диалогическая речь в зависимости от
 степени выраженности нарушается от «словесной окрошки»,
 представляющей собой набор нечленораздельных по звуковому
 составу слов, до относительно сохранной, но лексически обед-
 ненной речи. Приблизительно в половине случаев наблюдается
 логорея или склонность к речевой расторможенности. Экспрес-
 сивная речь без произносительных затруднений, интонационно
 выразительная и эмоциональная, что дает возможность в ка-
 кой-то мере понимать больного даже в случаях, когда речь
 резко нарушена.
Изменена грамматическая структура речи. Она производит
 впечатление предикативной из-за обилия в ней глаголов, ввод-
 ных слов, наречий и бедности существительных. Наблюдаются
 дефекты согласования частей речи. Много нестойких литераль-
 ных и вербальных парафазий.
Грубо нарушена отраженная речь — повторение отдельных
 звуков, слов и особенно предложений. Страдает слухоречевая па-
 мять. Резко ограничен объем удержания речевого ряда. Расстра-
 ивается способность называть части тела, предметы и особенно
 их изображения (при этом подсказка практически не помогает).
Понимание ситуативной речи тотально нарушается только
 при очень грубой степени афазий со «словесной окрошкой» и
 логореей, когда не удается привлечь внимание больного к ска-
 занному. В большинстве случаев сохраняется возможность по-
 нимания отдельных слов и простых команд, хотя в целом по-
111
нимание ситуативной речи обычно недостаточное, легко воз-
 никает отчуждение смысла слов.
Письменная речь страдает у всех больных, но в неодина-
 ковой степени, а полный ее распад происходит редко. Письмо,
 как правило, страдает более значительно. В тяжести нарушений
 устной и письменной речи нет полного параллелизма — воз-
 можна относительная сохранность чтеиия и письма при тяже-
 лой степени афазий и распад письма при афазий умерешгой.
Одним из факторов, определяющих нарушения чтения, яв-
 ляется забывание названий букв. Запись диктуемых букв и вы-
 бор названий из набора страдает сильнее, чем чтение букв, за
 счет дефектов слухового различения и удержания услышанно-
 го. Понимание читаемого не требует обязательного прочтения
 вслух и может быть лучше, чем понимание услышанного.
При глубоком распаде чтения могут сохраниться остатки
 глобального чтения (например, подкладывание названий под
 картинки), при меньшей глубине распада используются оба
 способа чтения — глобальный и аналитический. Чтение вслух
 обычно характеризуется теми же искажениями структуры сло-
 ва, какие характерны для устной речи. Тяжесть нарушения чте-
 ния вслух и про себя зависит от состояния номинативной
 функции, т. е. от степени распада смысловой структуры слова.
 Очевидно, что доступ в лексикон затруднен не только через
 слуховой, но и через зрительный вход.
Распад письма также связан с дефектом номинации и рече-
 вой имитации, но наибольшее значение имеет степень наруше-
 ния фонематического анализа услышанного и способность к его
 удержанию. В целом, нарушения письменной и устной речи вза-
 имосвязаны и взаимно зависимы, составляя единый синдром,
 возникновение которого обусловлено в основном нарушением ре-
 чеслуховой функции, которая избирательно может страдать на
 уровне слухового различения, удержания и объема слухового вос-
 приятия. Теменные симптомы при акустико-гностической афа-
 зий в большинстве случаев отсутствуют.
Очаг поражения локализуется преимущественно в задне-
 верхних отделах 1-й височной извилины левого полушария
 («зона Вернике»).
3.1.5. Акустико-мнестическая (сенсорно-амнестическая)
афазия
Согласно концепции А. Р. Лурия, возникновение акустико-
 мнестической афазий обусловлено дефицитарностью слухо-ре-
 чевого анализатора, но, в отличие от акустико-гностической
 формы, при этой афазий речевой слух не страдает, а ведущим
112
дефектом является неполноценность слухоречевой памяти (Лу-
 рия А. Р., 1974, 1976; Дорофеева С. А., 1967а, б). Клинико-
 психологически это проявляется в значительном ограничении
 объема воспринимаемого речевого материала при его воспро-
 изведении или запоминании без повторения. Повторение от-
 дельных звуков речи, простых слов не затрудняет больных.
 Трудности возникают при воспроизведении серии гласных
 звуков, слогов, слов, более длинных предложений. Наряду с
 этим имеет значение и семантический фактор —повторение
 серии из несвязанных по смыслу слов затрудняет больше, чем
 предложений из 3-х, реже 4—5 слов. Способность воспроизве-
 сти предложения определяется не только его длиной, но и
 сложностью построения. В более грубых случаях акустико-мне-
 стической афазий дефект слухоречевой памяти может прояв-
 ляться нарушением повторения сложных слов.
Типичным для всех больных с данной формой афазий яв-
 ляется нарушение номинации. Функция называния может на-
 рушаться в большей или меньшей степени. Отчетливой раз-
 ницы в назывании предметов и действий нет. Трудности на-
 зывания выражаются увеличением латентного периода припо-
 минания, вербальными заменами, реже литеральными или от-
 казом от ответа. Иногда называние заменяется описанием на-
 значения предмета или ситуацией, в которой он встречается. Не-
 редко конкретное название изображений предметов заменяется
 их обобщенным понятием (стол — мебель» и т. п.). Вспомнить
 нужное слово помогает подсказка или контекст, хотя и не всегда.
Спонтанная и диалогическая речь фразовая, но в той или
 иной степени обедненная. Наблюдаются затруднения в нахож-
 дении нужных слов или выражений, паузы внутри предложе-
 ний и между ними, вербальные и значительно реже литераль-
 ные парафазии. Произносительных нарушений речи не отме-
 чается, речь достаточно выразительная. Наиболее грубые
 затруднения вызывает составление фраз к сюжетным картин-
 кам. Высказывания часто становятся бессвязными, изобилую-
 щими вербальными заменами, перссверациями, вводными
 словами, ненужными подробностями. Вместо одной короткой
 фразы появляются обрывки незаконченных предложений. Еще
 грубее нарушается повествовательная речь —способность к пе-
 ресказу простого и короткого текста. Выявляются вербальные
 замены уже не отдельных слов, а целых предложений, вслед-
 ствие чего искажается смысл повествования. Фразы обычно не
 заканчиваются, нарушается связь слов в предложениях и пред-
 ложений друг с другом, иногда пересказ не имеет ничего об-
 щего с образцом.
113
В процессе общения с больными создается впечатление, что
 они хорошо понимают обращенную речь, однако вследствие
 нарушения слухового внимания не всегда выполняют словес-
 ные инструкций. Понимание речи страдает также вследствие
 неудержания услышанного. Задания приходится повторять,
 тексты, а нередко и длинные инструкций предъявлять по ча-
 стям. Нарушения слухоречевой памяти в известной мере яв-
 ляются причиной нарушения понимания сложных логико-
 грамматических конструкций.
Нарушения письменной речи при акустико-мнестической
 афазий своеобразны. Не страдает способность узнавать буквы и
 синтезировать слоги, сохраняется возможность использовать как
 глобальный, так и аналитический способы чтения, т. е. механизм
 чтения не разрушается. Дефекты письма не определяются за-
 труднением фонематического анализа, не страдает способность
 фонологической квалификации произнесенной фонемы (как у
 больных с акустико-гностической афазией), нет затруднений в
 нахождении соответствующий графемы. Чтение облепшет номи-
 нацию, активизирует стереотипы, хранящиеся в долговременной
 памяти. Те же функции выполняет и письмо, заставляя фикси-
 ровать внимание на структуре слова, закрепляет зрительный об-
 раз слов. Вместе с тем, письменная речь при этой форме не-
 полноценна: нарушается понимание и запоминание читаемого,
 письмо под диктовку, письменное называние, формулирование
 предложений. Причиной этих нарушений также является непол-
 ноценность функции запечатления следов услышанного.
В редких случаях у больных с акустико-мнестической афа-
 зией выявляются элементы теменной симптоматики: наруше-
 ние праксиса позы, право-левая ориентировка, конструктивный
 праксис, идеомоторная апраксия, нарушение счетных опера-
 ций. Локализация очага поражения преимущественно в сред-
 не-задних отделах левой височной доли.
В классификации А. Р. Лурия выделены 2 формы афазий,
 связанные с поражением височно-теменной области левого
 полушария (у праворуких): амнестическая и семантическая.
 Если очаг поражения распространяется в каузальном направ-
 лений и захватывает теменно-затылочную область, то могут
 возникнуть специфические нарушения чтения и письма — оп-
 тическая алексия и аграфия.
Амнестическая афазия
Диагностика клинической формы амнестической афазий
 представляет значительные трудности. Спонтанная и диалоги-
 ческая речь больных этой группы практически сохранена: фра-
114
зовая, развернутая, без аграмматизма, хотя иногда можно от-
 метить некоторое преобладание глаголов и других частей речи
 по сравнению с существительными. Затруднения в подборе
 нужных слов, которые выявляются при длительном общении,
 больные преодолевают, используя речевые штампы и повторе-
 ние сказанного. Автоматизированная и отраженная речь сохра-
 нены. Объем удержания речевого ряда на слух в пределах сред-
 ней нормы — 5—6 слов. Понимание ситуативной речи и про-
 стых заданий хорошее. Отчуждение смысла слов часто
 отсутствует даже в сенсибилизированных пробах. Понимание
 сложных логико-грамматических конструкций не нарушено
 или нарушено очень легко. Трудности возникают при называ-
 нии сравнительно редко употребляемых в речи предметов и
 частей тела, проявляются также увеличением времени припо-
 минания названия объекта. Часто встречаются вербалыше па-
 рафазии и замена номинации указанием на назначение пред-
 мета. Литеральные парафазии отсутствуют. Подсказка и кон-
 текст помогают вспомнить слово. Письменная речь при
 амнестической афазий обычно не страдает, если очаг пораже-
 ния не распространяется и не захватывает затылочно-темен-
 ные отделы левого полушария. В этом случае могут возник-
 нуть специфические расстройства чтения и письма — оптиче-
 ская литеральная алексия (неузнавание отдельных букв) или
 оптическая вербальная алексия (неузнавание слов), либо та и
 другая вместе, а также нарушение письма, связанное с нару-
 шением зрительно-пространственного гнозиса.
Амнестическая афазия всегда сочетается с теменной симп-
 томатикой, вследствие чего в клинике ее иногда называют «те-
 менной амнестической афазией». Чаще всего это синдром Гер-
 стмана — нарушение счета, ориентировки в правом-левом,
 пальцевая агнозия и нарушение позы пальцев. Часто обнару-
 живаются нарушения схемы тела, конструктивного праксиса.
Указанный синдром обычно связывают с поражением за-
 дне-нижних отделов височной области и задне-нижних отделов
 теменной области левого полушария головного мозга (у прав-
 шей).
Семантическая афазия
Диагностика семантической афазий, отграничсние ее от аку-
 стико-мнестической и амнестической афазий является не всегда
 легкой задачей. К тому же, встречается она в клинике очаговых
 поражений головного мозга достаточно редко. Критерием диаг-
 ностики является наличие избирательного и грубого импрсссив-
 ного, реже — экспрессивного аграмматизма. Спонтанная и диа-
115
логическая речь у больных этой группы обычно в полном объ-
 еме, не обедненная, хотя иногда может иметь место упрощение
 синтаксиса. Произносительные нарушения отсутствуют, речь
 выразительная. Автоматизированная речь не страдает. Отра-
 женная речь сохраняется, нарушения иногда возникают при
 повторении длинных и сложных по структуре предложений.
 Номинативная функция речи (называние) в целом сохранна,
 но может в той или иной степени нарушаться, однако, в от-
 личие от других форм афазий, забытое слово легко вспоми-
 нается при подсказке и при этом не искажается и редко за-
 меняется другим. Сохранность номинации сочетается с доста-
 точно выраженными затруднениями повествователыюй речи.
 Дефектен пересказ коротких текстов. Больные не всегда пони-
 мают прочитываемые им короткие и простые тексты, не улав-
 ливают детали или забывают их. Пересказы часто состоят из
 обрывков предложений, отсутствуют связи как внутри предло-
 жений, так и между ними, имеют место ошибки в согласова-
 нии, пропуски предлогов и связок. Примечательно, что пере-
 сказ затрудняет и больных, речь которых в спонтанных вы-
 сказываниях и в диалоге связная и свободна от грамма-
 тических ошибок.
При семантической афазий сохраняется понимание отдель-
 ных слов и простых заданий. С наиболыней отчстливостью
 неполноценность импрессивной речи проявляется в наруше-
 ний понимания и оперирования сложными грамматическими
 категориями, которые отражают дефекты сложных форм про-
 странственного и временно-пространственного анализа. Боль-
 ные с этой формой афазий не понимают или плохо понимают
 предлоги и наречия места, отражающие пространственные вза-
 имоотношения между объектами, сравнительные и переходные
 конструкций, временные отношения, конструкций родительно-
 го падежа, инвертированные конструкций, где порядок слов
 расходится с порядком мысли. Все больные сохраняют спо-
 собность читать и писать, но, как правило, состояние этих
 функций неполноценно и не достигает преморбидного уровня.
 Так, неполноценность чтения проявляется в трудностях пони-
 мания и запоминания прочитанного. Больные плохо усваива-
 ют содержание даже коротких текстов. Нарушения понимания
 не зависит от того, читает ли больной вслух или про себя. Эти
 нарушения отражают особенности устной речи: затруднения в
 оценке структуры восприятия со слуха предложений, наруше-
 ния понимания и употребления предлогов, наречий, служеб-
 ных слов, местоимений. Отдельные слова вне контекста про-
 читываются с нормальной скоростью и хорошо понимаются,
116
тогда как чтение предложений вслух и про себя осуществля-
 ется замедленно. Больные с семантической афазией сохраняют
 способность к аналитическому и глобальному чтениго. Анали-
 тический способ становится ведущим в случаях затруднений
 узнавания слова «в лицо». Опора на глобальное чтение связана
 с вероятностным прогнозированием. Ограничение вероятност-
 ного прогнозирования замедляет чтение, вынуждает больных
 чаще, чем в норме прибегать к послоговому и даже побуквен-
 ному чтению. И вместе с тем, текст, воспринимаемый со слу-
 ха, понимается хуже, чем при чтении, так как больной имеет
 возможность по мере необходимости возвращаться к уже про-
 читанному. Письмо при семантической афазий грубо не нару-
 шается. Больные могут записывать под диктовку буквы, слоги,
 слова, фразы, в какой-то мере возможно письменное называние
 и письменные высказывания — самостоятелыюе письмо. Ошибки
 в записи слов обычно редки и индивидуально различны. Встре-
 чаются ошибки («описки») в виде замены зрительно сходных
 букв, некоторые больные забывают, как пишется та или иная
 буква. И хотя эти нарушения очень легкие и проявляются не
 часто, они указывают на наличие нарушений зрительного образа
 буквы. Больным труднее сложить слово из букв разрезной азбу-
 ки, чем записать его, что тоже может свидетельствовать о не-
 полноценности зрительно-пространственного гнозиса, неумения
 расположить буквы в определенной последовательности.
Все вышеуказанные нарушения речи при семантической
 афазий сочетаются с выраженными апракто-агностическими
 нарушениями типичными для теменного поражения: наруше-
 ниями право-левой ориентировки, праксиса позы, схемы тела,
 конструктивного и идеаторного праксиса. Всех больных затруд-
 няет ориентировка в географической карте и выполнение за-
 даний «поставить заданное время на макете часов». У некото-
 рых больных обнаруживается также акалькулия в виде непо-
 нимания разрядного принципа организации чисел и затруднения
 счетных операций. Наблюдается у больных и грубое нарушение
 рисунка, даже при его копировании (срисовывании).
Преимущественная локализация очагов поражения при се-
 мантической афазий — область надкраевой извилины темешюй
 доли левого полушария.
Проводииковая афазия
Самостоятельное, но очень редко встречаемое нарушение
 речи. Основной дефект характеризуется выраженным расстрой-
 ством повторения при относительно сохранной экспрессивной
 речи. Воспроизведение большинства речевых звуков, слогов и
117
простых коротких слов в основном возможно. Грубые лите-
 ральные и в меньшей степени вербальные парафазии, склон-
 ность к многоречивости в виде дополнения лишних звуков к
 окончаниям слов, выступают при повторении сложных и мно-
 госложных слов, серии гласных звуков, слогов, слов, 2—3-х
 сложных предложений. Нередко воспроизводятся только пер-
 вые слоги в словах. Ошибки осознаются, делаются попытки
 преодоления их и продуцируются новые искажения.
Спонтанная и диалогическая речь без произносительных
 затруднений, эмоционально окрашенная, фразовая. Отмечается
 некоторая предикативность речи. В диалогической речи пара-
 фазии и персеверации встречаются редко, нет также аграмма-
 тизма.
Называние предъявленных объектов, изображений предме-
 тов и действий возможно примерно в 50%. При затруднениях
 номинации возникают нестойкие литеральные парафазии. По-
 нимание ситуативной речи практически сохранено. Сравни-
 тельно небольшие затруднения возникают при осмыслении
 сложных грамматических конструкций, вместе с тем неко-
 торая сложность может возникнуть в понимании глаголов с
 приставками, личных местоимений в косвенных падежах,
 пространственном расположении 3-х предметов относитель-
 но друг друга.
Чтение обычно сохраняется. Пациенты читают книги, га-
 зеты, иногда пересказывают несложные рассказы. При письме
 под диктовку и самостоятельном письме отмечается как уме-
 ренное, так и множественное количество литеральных парагра-
 фий.
Зрительный и пальцевой гнозис, различные виды праксиса
 (кроме нередко орального) не страдают.
В отношений механизма нарушения речи при проводнико-
 вой афазий до настоящего времени нет единой точки зрения.
 А. Р. Лурия относит ее к одному их 2-х вариантов афферен-
 тной моторной афазий, при которой страдает дифференциро-
 ванный выбор способов артикуляции и симультанных синте-
 зов звуковых и слоговых комплексов и который наблюдается
 у левшей и амбидекстров при поражений, главным образом,
 левого полушария. Другие исследователи считают, что меха-
 низм нарушения функции повторения при проводниковой
 афазий связан с нарушением связи между акустическим и
 двигательным центром речи, рассматривают проводниковую
 афазию как слабовыраженную сенсорную (Тонконогий И. М.,
 1973). Считается, что проводниковая афазия возникает при
 поражений средне-верхних отделов коры левой височной доли.
118
Смешанные группы афазий
Вышеописанные формы речевых расстройств относятся к
 разряду так называемых «чистых афазий». В неврологической
 и нейрохирургической практике нередко встречаются случаи
 речевых расстройств, в клинической картине которых высту-
 пают симптомы и моторной, и сенсорной афазий, и часто
 нельзя определить, какие из симптомов речевых нарушений
 являются ведущими. Эти симптомы могут сочетаться друг с
 другом, утяжеляя общую картину афазий, или так тесно пере-
 плетаться, что создают целостные своеобразные синдромы, от-
 личные от «классических» форм. Симптоматике сенсорной
 афазий выступает в этих синдромах с большей или меньшей
 отчетливостью, а в процессе восстановления может стушевать-
 ся или выступить на первый план. Проявления моторной афа-
 зий также неоднородны — отмечается более или менее отчет-
 ливое преобладание симптоматики, типичной для эфферент-
 ной или афферентной афазий. Тем не менее, многолетняя
 практика нейропсихологических исследований позволила вы-
 делить варианты смешанных афазий.
Наиболее часто встречаются следующие сложные формы
 афазий: сочетание эфферентной и афферентной афазий — так
 называемая «комлексная» моторная афазия и впервые выде-
 ленные нами еще два варианта смешанных афазий. Это соче-
 тание эфферентной моторной афазий с сенсорной акустико-
 гностической и афферентной моторной с той же сенсорной
 афазией (Дорофеева С. А., 1983).
К смешанным афазиям можно отнести и тотальную афа-
 зию, при которой речевая система полностью разрушается.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 341.