При афферентной моторной афазий нарушения устной и
письменной речи обусловлены кинестетической апраксией —
распадом артикуляторных кодов (укладов), которые приводят
к системному дефекту на артикуляторном, лексическом и син-
таксическом уровнях.
Можно выделить следующие компоненты артикуляторной
апраксий:
1. Распад артикуляторного кода, т. е. специальной памяти,
в которой хранятся комплексы движений, необходимых для
произнесения фонем. Такие нарушения характерны для грубой
степени выраженности афазий, при которой отсутствуют все
виды экспрессивной речи при относительно сохранпом пони-
мании обращенной речи и чтения про себя.
2. Нарушение способности оценить, фонологичсски квали-
фицировать произносимые звуки, причем в одних случаях
сильнее страдает квалификация отдельных звуков, в других —
109
выделение этого звука из комплекса. Клинически это прояв-
ляется грубыми искажениями и деформацией артикулем, не-
стойкостью артикуляций во всех видах экспрессивной речи
(ситуативной, диалогической, автоматизированной, отражен-
ной, номинативной).
Сохранность чтения вслух соответствует уровню сохранно-
сти устной речи. Чтение про себя может сохраниться лучше,
тогда как письмо может оставаться грубо дефектным даже у
больных, устная речь которых в значительной степени восста-
новилась.
3. Третьим компонентам артикуляторной апраксий являет-
ся затруднение в оперировании уже восстановленными рече-
выми навыками и использовании их для коммуникации. Этот
компонент проявляется различием выраженности нарушений
намеренной и ненамеренной речи, зависимостью устной речи,
чтения и письма от контекста, трудностью согласования речи
и действий. Затруднения в произвольном использовании уже
имеющегося двигательного стереотипа могут быть выражены не-
равномерно: в одних случаях произношение легко достигается
при повторении, в других —в диалоге, при назывании или при
чтении вслух. Кинестетическая апраксия чаще сопровождается
нарушением символического орального праксиса, чем простого
орального —дискоординацией несимволических движений губ
и языка, выполняемых по словесному приказу или подража-
нию.
Одним из постоянно присутствующих симптомов в клини-
ческой картине афферентной моторной афазий является нару-
шение слухо-речевой памяти, не исчсзающее в период восста-
новления речи. В основе этого нарушения также лежит кине-
стетическая апраксия, нарушение внутреннего проговаривания.
Распад письма в наибольшей степени зависит от фоноло-
гического анализа, возникновение которого тоже связано с
трудностью оценки собственного произношения, поэтому про-
говаривание не облегчает письмо.
У большинства больных с афферентной моторной афазией
выявляются отдельные феномены, относящиеся к теменному
синдрому: нарушение праксиса позы — идеаторная и идеамо-
торная апраксия, нарушение конструктивного праксиса, ориен-
тировки в пространстве, ошибки в написании римских цифр.
Полный комплекс теменных симптомов встречается редко.
Очаг поражения при афферентной афазий локализустся в
левом полушарий (у праворуких) в нижних отделах задне-цен-
тральной области с большим или меньшим вовлечением пе-
редних отделов теменной доли.
110
3.1.4. Акустико-гностическая (сенсорно-акустическая)
сенсорная афазия
По классификации А. Р. Лурия, в основе акустико-гности-
ческой сенсорной афазий лежат нарушения речевого (фонема-
тического) слуха — способности анализа и синтеза речевых
смыслоразличительных звуков в системе данного языка. В рус-
ском языке к таким звукам (фонемам) относятся согласные
звуки, которые противопоставляются по признакам твердости-
мягкости, звонкости-глухости, а также все гласные звуки и их
ударность. Нарушение фонематического слуха ведет к наруше-
нию всей речевой системы. Вместе с тем, по нашим наблю-
дениям, этот механизм является ведущим, но не единствен-
ным и определяющим синдромом акустико-гностической сен-
сорной афазий. Это подтверждается существованием чистой
рече-слуховой агнозии, при которой полное отсутствие или на-
рушение речевого слуха не ведет к нарушению речевой систе-
мы, к возникновения) афазий.
Акустико-гностическая сенсорная афазия характеризуется
нарушениями экспрессивной и импрессивной речи, чтения и
письма. Спонтанная и диалогическая речь в зависимости от
степени выраженности нарушается от «словесной окрошки»,
представляющей собой набор нечленораздельных по звуковому
составу слов, до относительно сохранной, но лексически обед-
ненной речи. Приблизительно в половине случаев наблюдается
логорея или склонность к речевой расторможенности. Экспрес-
сивная речь без произносительных затруднений, интонационно
выразительная и эмоциональная, что дает возможность в ка-
кой-то мере понимать больного даже в случаях, когда речь
резко нарушена.
Изменена грамматическая структура речи. Она производит
впечатление предикативной из-за обилия в ней глаголов, ввод-
ных слов, наречий и бедности существительных. Наблюдаются
дефекты согласования частей речи. Много нестойких литераль-
ных и вербальных парафазий.
Грубо нарушена отраженная речь — повторение отдельных
звуков, слов и особенно предложений. Страдает слухоречевая па-
мять. Резко ограничен объем удержания речевого ряда. Расстра-
ивается способность называть части тела, предметы и особенно
их изображения (при этом подсказка практически не помогает).
Понимание ситуативной речи тотально нарушается только
при очень грубой степени афазий со «словесной окрошкой» и
логореей, когда не удается привлечь внимание больного к ска-
занному. В большинстве случаев сохраняется возможность по-
нимания отдельных слов и простых команд, хотя в целом по-
111
нимание ситуативной речи обычно недостаточное, легко воз-
никает отчуждение смысла слов.
Письменная речь страдает у всех больных, но в неодина-
ковой степени, а полный ее распад происходит редко. Письмо,
как правило, страдает более значительно. В тяжести нарушений
устной и письменной речи нет полного параллелизма — воз-
можна относительная сохранность чтеиия и письма при тяже-
лой степени афазий и распад письма при афазий умерешгой.
Одним из факторов, определяющих нарушения чтения, яв-
ляется забывание названий букв. Запись диктуемых букв и вы-
бор названий из набора страдает сильнее, чем чтение букв, за
счет дефектов слухового различения и удержания услышанно-
го. Понимание читаемого не требует обязательного прочтения
вслух и может быть лучше, чем понимание услышанного.
При глубоком распаде чтения могут сохраниться остатки
глобального чтения (например, подкладывание названий под
картинки), при меньшей глубине распада используются оба
способа чтения — глобальный и аналитический. Чтение вслух
обычно характеризуется теми же искажениями структуры сло-
ва, какие характерны для устной речи. Тяжесть нарушения чте-
ния вслух и про себя зависит от состояния номинативной
функции, т. е. от степени распада смысловой структуры слова.
Очевидно, что доступ в лексикон затруднен не только через
слуховой, но и через зрительный вход.
Распад письма также связан с дефектом номинации и рече-
вой имитации, но наибольшее значение имеет степень наруше-
ния фонематического анализа услышанного и способность к его
удержанию. В целом, нарушения письменной и устной речи вза-
имосвязаны и взаимно зависимы, составляя единый синдром,
возникновение которого обусловлено в основном нарушением ре-
чеслуховой функции, которая избирательно может страдать на
уровне слухового различения, удержания и объема слухового вос-
приятия. Теменные симптомы при акустико-гностической афа-
зий в большинстве случаев отсутствуют.
Очаг поражения локализуется преимущественно в задне-
верхних отделах 1-й височной извилины левого полушария
(«зона Вернике»).
3.1.5. Акустико-мнестическая (сенсорно-амнестическая)
афазия
Согласно концепции А. Р. Лурия, возникновение акустико-
мнестической афазий обусловлено дефицитарностью слухо-ре-
чевого анализатора, но, в отличие от акустико-гностической
формы, при этой афазий речевой слух не страдает, а ведущим
112
дефектом является неполноценность слухоречевой памяти (Лу-
рия А. Р., 1974, 1976; Дорофеева С. А., 1967а, б). Клинико-
психологически это проявляется в значительном ограничении
объема воспринимаемого речевого материала при его воспро-
изведении или запоминании без повторения. Повторение от-
дельных звуков речи, простых слов не затрудняет больных.
Трудности возникают при воспроизведении серии гласных
звуков, слогов, слов, более длинных предложений. Наряду с
этим имеет значение и семантический фактор —повторение
серии из несвязанных по смыслу слов затрудняет больше, чем
предложений из 3-х, реже 4—5 слов. Способность воспроизве-
сти предложения определяется не только его длиной, но и
сложностью построения. В более грубых случаях акустико-мне-
стической афазий дефект слухоречевой памяти может прояв-
ляться нарушением повторения сложных слов.
Типичным для всех больных с данной формой афазий яв-
ляется нарушение номинации. Функция называния может на-
рушаться в большей или меньшей степени. Отчетливой раз-
ницы в назывании предметов и действий нет. Трудности на-
зывания выражаются увеличением латентного периода припо-
минания, вербальными заменами, реже литеральными или от-
казом от ответа. Иногда называние заменяется описанием на-
значения предмета или ситуацией, в которой он встречается. Не-
редко конкретное название изображений предметов заменяется
их обобщенным понятием (стол — мебель» и т. п.). Вспомнить
нужное слово помогает подсказка или контекст, хотя и не всегда.
Спонтанная и диалогическая речь фразовая, но в той или
иной степени обедненная. Наблюдаются затруднения в нахож-
дении нужных слов или выражений, паузы внутри предложе-
ний и между ними, вербальные и значительно реже литераль-
ные парафазии. Произносительных нарушений речи не отме-
чается, речь достаточно выразительная. Наиболее грубые
затруднения вызывает составление фраз к сюжетным картин-
кам. Высказывания часто становятся бессвязными, изобилую-
щими вербальными заменами, перссверациями, вводными
словами, ненужными подробностями. Вместо одной короткой
фразы появляются обрывки незаконченных предложений. Еще
грубее нарушается повествовательная речь —способность к пе-
ресказу простого и короткого текста. Выявляются вербальные
замены уже не отдельных слов, а целых предложений, вслед-
ствие чего искажается смысл повествования. Фразы обычно не
заканчиваются, нарушается связь слов в предложениях и пред-
ложений друг с другом, иногда пересказ не имеет ничего об-
щего с образцом.
113
В процессе общения с больными создается впечатление, что
они хорошо понимают обращенную речь, однако вследствие
нарушения слухового внимания не всегда выполняют словес-
ные инструкций. Понимание речи страдает также вследствие
неудержания услышанного. Задания приходится повторять,
тексты, а нередко и длинные инструкций предъявлять по ча-
стям. Нарушения слухоречевой памяти в известной мере яв-
ляются причиной нарушения понимания сложных логико-
грамматических конструкций.
Нарушения письменной речи при акустико-мнестической
афазий своеобразны. Не страдает способность узнавать буквы и
синтезировать слоги, сохраняется возможность использовать как
глобальный, так и аналитический способы чтения, т. е. механизм
чтения не разрушается. Дефекты письма не определяются за-
труднением фонематического анализа, не страдает способность
фонологической квалификации произнесенной фонемы (как у
больных с акустико-гностической афазией), нет затруднений в
нахождении соответствующий графемы. Чтение облепшет номи-
нацию, активизирует стереотипы, хранящиеся в долговременной
памяти. Те же функции выполняет и письмо, заставляя фикси-
ровать внимание на структуре слова, закрепляет зрительный об-
раз слов. Вместе с тем, письменная речь при этой форме не-
полноценна: нарушается понимание и запоминание читаемого,
письмо под диктовку, письменное называние, формулирование
предложений. Причиной этих нарушений также является непол-
ноценность функции запечатления следов услышанного.
В редких случаях у больных с акустико-мнестической афа-
зией выявляются элементы теменной симптоматики: наруше-
ние праксиса позы, право-левая ориентировка, конструктивный
праксис, идеомоторная апраксия, нарушение счетных опера-
ций. Локализация очага поражения преимущественно в сред-
не-задних отделах левой височной доли.
В классификации А. Р. Лурия выделены 2 формы афазий,
связанные с поражением височно-теменной области левого
полушария (у праворуких): амнестическая и семантическая.
Если очаг поражения распространяется в каузальном направ-
лений и захватывает теменно-затылочную область, то могут
возникнуть специфические нарушения чтения и письма — оп-
тическая алексия и аграфия.
Амнестическая афазия
Диагностика клинической формы амнестической афазий
представляет значительные трудности. Спонтанная и диалоги-
ческая речь больных этой группы практически сохранена: фра-
114
зовая, развернутая, без аграмматизма, хотя иногда можно от-
метить некоторое преобладание глаголов и других частей речи
по сравнению с существительными. Затруднения в подборе
нужных слов, которые выявляются при длительном общении,
больные преодолевают, используя речевые штампы и повторе-
ние сказанного. Автоматизированная и отраженная речь сохра-
нены. Объем удержания речевого ряда на слух в пределах сред-
ней нормы — 5—6 слов. Понимание ситуативной речи и про-
стых заданий хорошее. Отчуждение смысла слов часто
отсутствует даже в сенсибилизированных пробах. Понимание
сложных логико-грамматических конструкций не нарушено
или нарушено очень легко. Трудности возникают при называ-
нии сравнительно редко употребляемых в речи предметов и
частей тела, проявляются также увеличением времени припо-
минания названия объекта. Часто встречаются вербалыше па-
рафазии и замена номинации указанием на назначение пред-
мета. Литеральные парафазии отсутствуют. Подсказка и кон-
текст помогают вспомнить слово. Письменная речь при
амнестической афазий обычно не страдает, если очаг пораже-
ния не распространяется и не захватывает затылочно-темен-
ные отделы левого полушария. В этом случае могут возник-
нуть специфические расстройства чтения и письма — оптиче-
ская литеральная алексия (неузнавание отдельных букв) или
оптическая вербальная алексия (неузнавание слов), либо та и
другая вместе, а также нарушение письма, связанное с нару-
шением зрительно-пространственного гнозиса.
Амнестическая афазия всегда сочетается с теменной симп-
томатикой, вследствие чего в клинике ее иногда называют «те-
менной амнестической афазией». Чаще всего это синдром Гер-
стмана — нарушение счета, ориентировки в правом-левом,
пальцевая агнозия и нарушение позы пальцев. Часто обнару-
живаются нарушения схемы тела, конструктивного праксиса.
Указанный синдром обычно связывают с поражением за-
дне-нижних отделов височной области и задне-нижних отделов
теменной области левого полушария головного мозга (у прав-
шей).
Семантическая афазия
Диагностика семантической афазий, отграничсние ее от аку-
стико-мнестической и амнестической афазий является не всегда
легкой задачей. К тому же, встречается она в клинике очаговых
поражений головного мозга достаточно редко. Критерием диаг-
ностики является наличие избирательного и грубого импрсссив-
ного, реже — экспрессивного аграмматизма. Спонтанная и диа-
115
логическая речь у больных этой группы обычно в полном объ-
еме, не обедненная, хотя иногда может иметь место упрощение
синтаксиса. Произносительные нарушения отсутствуют, речь
выразительная. Автоматизированная речь не страдает. Отра-
женная речь сохраняется, нарушения иногда возникают при
повторении длинных и сложных по структуре предложений.
Номинативная функция речи (называние) в целом сохранна,
но может в той или иной степени нарушаться, однако, в от-
личие от других форм афазий, забытое слово легко вспоми-
нается при подсказке и при этом не искажается и редко за-
меняется другим. Сохранность номинации сочетается с доста-
точно выраженными затруднениями повествователыюй речи.
Дефектен пересказ коротких текстов. Больные не всегда пони-
мают прочитываемые им короткие и простые тексты, не улав-
ливают детали или забывают их. Пересказы часто состоят из
обрывков предложений, отсутствуют связи как внутри предло-
жений, так и между ними, имеют место ошибки в согласова-
нии, пропуски предлогов и связок. Примечательно, что пере-
сказ затрудняет и больных, речь которых в спонтанных вы-
сказываниях и в диалоге связная и свободна от грамма-
тических ошибок.
При семантической афазий сохраняется понимание отдель-
ных слов и простых заданий. С наиболыней отчстливостью
неполноценность импрессивной речи проявляется в наруше-
ний понимания и оперирования сложными грамматическими
категориями, которые отражают дефекты сложных форм про-
странственного и временно-пространственного анализа. Боль-
ные с этой формой афазий не понимают или плохо понимают
предлоги и наречия места, отражающие пространственные вза-
имоотношения между объектами, сравнительные и переходные
конструкций, временные отношения, конструкций родительно-
го падежа, инвертированные конструкций, где порядок слов
расходится с порядком мысли. Все больные сохраняют спо-
собность читать и писать, но, как правило, состояние этих
функций неполноценно и не достигает преморбидного уровня.
Так, неполноценность чтения проявляется в трудностях пони-
мания и запоминания прочитанного. Больные плохо усваива-
ют содержание даже коротких текстов. Нарушения понимания
не зависит от того, читает ли больной вслух или про себя. Эти
нарушения отражают особенности устной речи: затруднения в
оценке структуры восприятия со слуха предложений, наруше-
ния понимания и употребления предлогов, наречий, служеб-
ных слов, местоимений. Отдельные слова вне контекста про-
читываются с нормальной скоростью и хорошо понимаются,
116
тогда как чтение предложений вслух и про себя осуществля-
ется замедленно. Больные с семантической афазией сохраняют
способность к аналитическому и глобальному чтениго. Анали-
тический способ становится ведущим в случаях затруднений
узнавания слова «в лицо». Опора на глобальное чтение связана
с вероятностным прогнозированием. Ограничение вероятност-
ного прогнозирования замедляет чтение, вынуждает больных
чаще, чем в норме прибегать к послоговому и даже побуквен-
ному чтению. И вместе с тем, текст, воспринимаемый со слу-
ха, понимается хуже, чем при чтении, так как больной имеет
возможность по мере необходимости возвращаться к уже про-
читанному. Письмо при семантической афазий грубо не нару-
шается. Больные могут записывать под диктовку буквы, слоги,
слова, фразы, в какой-то мере возможно письменное называние
и письменные высказывания — самостоятелыюе письмо. Ошибки
в записи слов обычно редки и индивидуально различны. Встре-
чаются ошибки («описки») в виде замены зрительно сходных
букв, некоторые больные забывают, как пишется та или иная
буква. И хотя эти нарушения очень легкие и проявляются не
часто, они указывают на наличие нарушений зрительного образа
буквы. Больным труднее сложить слово из букв разрезной азбу-
ки, чем записать его, что тоже может свидетельствовать о не-
полноценности зрительно-пространственного гнозиса, неумения
расположить буквы в определенной последовательности.
Все вышеуказанные нарушения речи при семантической
афазий сочетаются с выраженными апракто-агностическими
нарушениями типичными для теменного поражения: наруше-
ниями право-левой ориентировки, праксиса позы, схемы тела,
конструктивного и идеаторного праксиса. Всех больных затруд-
няет ориентировка в географической карте и выполнение за-
даний «поставить заданное время на макете часов». У некото-
рых больных обнаруживается также акалькулия в виде непо-
нимания разрядного принципа организации чисел и затруднения
счетных операций. Наблюдается у больных и грубое нарушение
рисунка, даже при его копировании (срисовывании).
Преимущественная локализация очагов поражения при се-
мантической афазий — область надкраевой извилины темешюй
доли левого полушария.
Проводииковая афазия
Самостоятельное, но очень редко встречаемое нарушение
речи. Основной дефект характеризуется выраженным расстрой-
ством повторения при относительно сохранной экспрессивной
речи. Воспроизведение большинства речевых звуков, слогов и
117
простых коротких слов в основном возможно. Грубые лите-
ральные и в меньшей степени вербальные парафазии, склон-
ность к многоречивости в виде дополнения лишних звуков к
окончаниям слов, выступают при повторении сложных и мно-
госложных слов, серии гласных звуков, слогов, слов, 2—3-х
сложных предложений. Нередко воспроизводятся только пер-
вые слоги в словах. Ошибки осознаются, делаются попытки
преодоления их и продуцируются новые искажения.
Спонтанная и диалогическая речь без произносительных
затруднений, эмоционально окрашенная, фразовая. Отмечается
некоторая предикативность речи. В диалогической речи пара-
фазии и персеверации встречаются редко, нет также аграмма-
тизма.
Называние предъявленных объектов, изображений предме-
тов и действий возможно примерно в 50%. При затруднениях
номинации возникают нестойкие литеральные парафазии. По-
нимание ситуативной речи практически сохранено. Сравни-
тельно небольшие затруднения возникают при осмыслении
сложных грамматических конструкций, вместе с тем неко-
торая сложность может возникнуть в понимании глаголов с
приставками, личных местоимений в косвенных падежах,
пространственном расположении 3-х предметов относитель-
но друг друга.
Чтение обычно сохраняется. Пациенты читают книги, га-
зеты, иногда пересказывают несложные рассказы. При письме
под диктовку и самостоятельном письме отмечается как уме-
ренное, так и множественное количество литеральных парагра-
фий.
Зрительный и пальцевой гнозис, различные виды праксиса
(кроме нередко орального) не страдают.
В отношений механизма нарушения речи при проводнико-
вой афазий до настоящего времени нет единой точки зрения.
А. Р. Лурия относит ее к одному их 2-х вариантов афферен-
тной моторной афазий, при которой страдает дифференциро-
ванный выбор способов артикуляции и симультанных синте-
зов звуковых и слоговых комплексов и который наблюдается
у левшей и амбидекстров при поражений, главным образом,
левого полушария. Другие исследователи считают, что меха-
низм нарушения функции повторения при проводниковой
афазий связан с нарушением связи между акустическим и
двигательным центром речи, рассматривают проводниковую
афазию как слабовыраженную сенсорную (Тонконогий И. М.,
1973). Считается, что проводниковая афазия возникает при
поражений средне-верхних отделов коры левой височной доли.
118
Смешанные группы афазий
Вышеописанные формы речевых расстройств относятся к
разряду так называемых «чистых афазий». В неврологической
и нейрохирургической практике нередко встречаются случаи
речевых расстройств, в клинической картине которых высту-
пают симптомы и моторной, и сенсорной афазий, и часто
нельзя определить, какие из симптомов речевых нарушений
являются ведущими. Эти симптомы могут сочетаться друг с
другом, утяжеляя общую картину афазий, или так тесно пере-
плетаться, что создают целостные своеобразные синдромы, от-
личные от «классических» форм. Симптоматике сенсорной
афазий выступает в этих синдромах с большей или меньшей
отчетливостью, а в процессе восстановления может стушевать-
ся или выступить на первый план. Проявления моторной афа-
зий также неоднородны — отмечается более или менее отчет-
ливое преобладание симптоматики, типичной для эфферент-
ной или афферентной афазий. Тем не менее, многолетняя
практика нейропсихологических исследований позволила вы-
делить варианты смешанных афазий.
Наиболее часто встречаются следующие сложные формы
афазий: сочетание эфферентной и афферентной афазий — так
называемая «комлексная» моторная афазия и впервые выде-
ленные нами еще два варианта смешанных афазий. Это соче-
тание эфферентной моторной афазий с сенсорной акустико-
гностической и афферентной моторной с той же сенсорной
афазией (Дорофеева С. А., 1983).
К смешанным афазиям можно отнести и тотальную афа-
зию, при которой речевая система полностью разрушается.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 237.