Принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела означает запрет для органов государственной власти и органов местного самоуправления, равно как и любых иных лиц, вмешиваться в частные дела физических и юридических лиц, являющихся субъектами гражданского права, при условии соблюдения ими законодательства[56].
В советское время государственные органы указывали предприятиям, что, и в каких количествах, следует выпускать, по каким ценам выпущенное сбывать. Сейчас же никто не вправе заставить хозяйствующего субъекта производить определенные органом государственной власти товары, устанавливать цены, искать выгодного покупателя.
В соответствии с Конституцией РФ каждый обладает базовыми правами любой развитой демократии — правом на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, причем ограничение этого права допускается только на основании судебного решения (ч. 1–2 ст. 23). Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия признается Конституцией РФ недопустимым деянием (ч. 1 ст. 24).
Принцип свободы договора
Принцип свободы договора означает, что субъекты гражданских правоотношений вправе самостоятельно заключать или не заключать договор, устанавливать его вид и условия, выбирать или отвергнуть контрагента.
Согласно абз. 1–2 п. 1 ст. 421 ГК РФ, граждане и юридические лица свободны в заключение договора; понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена гражданской кодификацией, законом или добровольно принятым обязательством. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами (п. 2 ст. 421 ГК), вправе заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров (п. 3 ст. 421 ГК).
Принцип свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств на всей территории РФ
Согласно ч. 1 ст. 8 Конституции РФ в России гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Конституция не допускает установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ч. 1 ст. 74). Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей (ч. 2 ст. 74).
Россия не должна замыкаться в рамках отдельных регионов, субъекты федерации не должны стремиться к экономическому обособлению, в противном случае тенденции, связанные с автаркией, возобладают и разрушат общество, приведут к нищете, а вслед за ней — к гражданским войнам. Под автаркией понимается «экономическая политика обособления данной страны от экономики других стран, создание замкнутой самообеспечивающейся экономики»[57]. История показывает, что чем менее развита экономика и чем более отсталым является общество и его политические структуры, тем более проявляются тенденции обособления, автаркии.
Принцип обеспечения восстановления нарушенных прав и их судебной защиты
Защиту нарушенных либо оспоренных прав осуществляет суд, арбитражный или третейский суд. Эффективная защита может быть обеспечена лишь компетентным и независимым ни от кого судом.
Согласно Федеральному конституционному закону от 31.12.1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе РФ» правосудие осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом (ч. 1 ст. 4).
В РФ действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ, составляющие судебную систему РФ (ч. 2 ст. 4).
В федеральную систему судов входят:
1) Конституционный Суд РФ;
2) Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;
3) федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов;
4) Дисциплинарное судебное присутствие (ч. 3 ст. 4).
К судам субъектов РФ отнесены:
1) конституционные (уставные) суды субъектов РФ;
2) мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ (ч. 4 ст. 4).
Контрольные вопросы:
1. В чем отличие нормативизма от солидаризма?
2. В чем отличие естественно-правовой школы от классовой теории?
3. Перечислите признаки права?
4. Дайте классификацию принципов права.
Тема 10. Источники права
Вопросы:
1. Понятие источников права.
2. Нормативно-правовой акт.
3. Правовой договор. Международные договоры.
4. Правовой обычай.
5. Прецедент и судебная практика.
Понятие источников права
Как указано М. Н. Марченко и Е. Н. Дерябиной, «форма права и источник права широко применяются отечественными и зарубежными государствоведами и правоведами как тождественные понятия во всех тех случаях, когда они рассматриваются в виде «способа выражения государственной воли», «способа установления правовых велений» или «способа, которым правилу поведения придается государственной властью общеобязательная сила»[58].
Среди форм (источников) права следует отметить следующие виды:
1. Нормативно-правовые акты.
2. Правовые договоры, включая международные договоры.
3. Правовые обычаи.
4. Прецеденты.
В прошлом важное значение играли деловые обыкновения (например, в римское время), правовая доктрина (XIII–XIX вв., романо-германское право). В странах мусульманского права к ведущим источникам права относятся священная книга Коран, а также сунна, иджма и кияс.
Нормативно-правовой акт
Нормативно-правовой акт представляет собой акт законодательных или исполнительных органов власти, содержащий норму права.
Нормативно-правовые акты делятся на две основные группы:
1) законы;
2) подзаконные акты.
Выше всего котируются акты законодательного органа — Федерального Собрания РФ, — оформляемые в виде федеральных конституционных законов и федеральных законов.
Указы Президента РФ и Постановления Правительства РФ носят подчиненный по отношению к законам характер, они призваны их уточнять и конкретизировать, но никак не устанавливать нормы права, противоречащие содержащимся в законах. Это не означает, что конкуренция правовых норм разных иерархических уровней не возникает: данная проблема неоднократно встречалась в прошлом, возможно, будет встречаться и в будущем. Однако принцип остается один и тот же — закон выше подзаконного акта. Например, при наличии противоречия между указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ с одной стороны и ГК или иным законом с другой, применяется ГК или соответствующий закон (п. 5 ст. 3 ГК РФ).
«Таким образом, нормы гражданского права могут быть закреплены как в законах, так и в подзаконных нормативных актах. Все эти нормативные акты в зависимости от юридической силы расположены по определенной строго иерархической системе, в которой значение нормативного акта определяется его юридической силой. Чем больше юридическая сила нормативного акта, тем выше его положение в системе гражданского законодательства»[59].
Систему законодательства можно представить в виде своеобразной пирамиды:
1. Конституция РФ.
2. Кодексы РФ.
3. Законы, принятые в соответствии с кодексами РФ.
4. Указы Президента РФ.
5. Постановления Правительства РФ.
6. Акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.
Конституция РФ
Первостепенное значение в правовом упорядочении товарного обращения принадлежит Конституции РФ, непосредственно регулирующей гражданские правоотношения и торгово-предпринимательскую деятельность и служащей правовой основой гражданского и торгового законодательства[60].
Она была принята 12 декабря 1993 г. в результате всенародного голосования и сменила прежнюю советскую Конституцию, принятую 12 апреля 1978 г.
Конституция РФ является базовым источником, на котором, как на фундаменте, надлежит строить российское законодательство. В Конституции РФ указано, что она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ (ч. 1 ст. 15).
В соответствии со ст. 8 Конституции РФ, в России гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Конституция РФ запрещает установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Исключения из этого правила могут вводиться только в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей (ст. 74).
Статья 34 Конституции РФ наделяет каждого правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, вместе с тем не допускается деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
В силу ст. 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом (ч. 1 ст. 35). Основной закон государства наделяет каждого правом иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (ч. 2 ст. 35); им установлено, что ни один человек не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда (ч. 3 ст. 35).
Согласно ст. 36 Конституции РФ граждане и их объединения обладают правом иметь в частной собственности землю (ч. 1 ст. 36). Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ч. 2 ст. 36). В настоящее время в развитие данной конституционно-правовой нормы был принят Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ[61] и целая плеяда федеральных законов. Однако все они базируются на основополагающих установлениях ст. 36 Конституции РФ.
Кодексы
Гражданский кодекс явился важнейшим правовым актом, регулирующим гражданские правоотношения, ориентированным на рыночную экономику, предпринимательство и коммерцию.
Часть первая ГК была принята Государственной Думой 1 октября 1994 г., и в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 1994 г. № 52-ФЗ[62] введена в действие с 1 января 1995 г., за исключением положений, для которых установлены иные сроки.
Часть вторая ГК была принята Государственной Думой 22 декабря 1995 г., и в соответствии с Федеральным законом от 26 января 1996 г. № 15-ФЗ[63] введена в действие с 1 марта 1996 г.
Эти две первые части ГК содержат четыре раздела:
Раздел 1. Общие положения.
Раздел 2. Право собственности и другие вещные права.
Раздел 3. Общая часть обязательственного права.
Раздел 4. Отдельные виды обязательств.
Первые части ГК РФ показали, что современное российское право приобретает новые, ранее не свойственные ему черты, частнособственническое и рыночное содержание.
Особое значение имеет принятие в 2001 г. Части третьей ГК Государственной Думой в первом чтении 12 июля 2001 г., а окончательно — 1 ноября 2001 г. Совет Федерации одобрил ее 14 ноября 2001 г., Президент подписал 26 ноября 2001 г., а «Российская газета» опубликовала 28 ноября 2001 г.
В ней нашли отражение основы наследственного и международного частного права:
Раздел 5. Наследственное право.
Раздел 6. Международное частное право.
Четвертая часть ГК (от 18 декабря 2006 г.), посвященная авторскому и патентному праву, вступила в силу с 1 января 2008 г.:
Раздел 7. Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации[64].
При подготовке ГК использовались некоторые нормы и институты романо-германского и англо-американского права, что является закономерным явлением, поскольку рецепция права представляет собой общемировое явление, имеющее свои корни в глубокой древности. Даже сейчас заимствование правовых норм не кажется чем-то архаичным и бессмысленным. Недаром антитрестовское законодательство США смоделировано всеми крупными европейскими странами и Японией в середине — второй половине XX в. Институт доверительной собственности англо-американского права воспринят правом Японии, Мексики и многих других стран[65].
Огромное значение нового ГК заключается в том, что он закрепил основы частноправового регулирования имущественных отношений в соответствии с требованиями развивающегося рыночного хозяйства. С вступлением в действие его в России утвердились новые понятия и давно забытые институты[66].
ГК закрепил основополагающие принципы гражданского законодательства — равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
В соответствии с кодификацией гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения.
Важнейшую роль в правовом регулировании морской торговли играет Кодекс торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ. Имущественные отношения, возникающие из торгового мореплавания и основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, регулируются Кодеком торгового мореплавания в соответствии с Гражданским кодексом. К имущественным отношениям, не регулируемым или не полностью регулируемым Кодексом торгового мореплавания, применяются правила гражданского законодательства (п. 2 ст. 1 КТМ). Данная правовая норма указывает на специальный характер норм, содержащихся в Кодексе торгового мореплавания перед нормами, включенными в Гражданский кодекс.
Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г. № 24-ФЗ регулирует отношения, возникающие между организациями внутреннего водного транспорта РФ, грузоотправителями, грузополучателями, пассажирами и другими физическими или юридическими лицами при осуществлении судоходства на внутренних водных путях РФ, и определяет их права, обязанности и ответственность.
Также следует иметь в виду, что когорта российских кодификаций пополнилась очередной — земельной, принятой Государственной Думой 28 сентября 2001 г., одобренной Советом Федерации 10 октября 2001 г. и подписанной Президентом РФ 25 октября 2001 г.
Значение Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ заключается в том, что он заложил новые основы и новые принципы земельного законодательства, привел его в определенную систему и положил конец практике регулирования земельных правоотношений преимущественно подзаконными актами.
Законы
В Древней Греции уже был термин, обозначающий закон — «номос». У данного термина прослеживается не одно, а сразу четыре значения:
1) во-первых, таким способом греки величали правовую норму, имеющую обязательный, общезначимый и неизменный характер;
2) во-вторых, так эллинами в IV в. до н. э. именовались постановления законодательных комиссий;
3) в-третьих, с философской точки зрения под «номосом» понимался мировой закон, закон природного происхождения, своего рода естественное право;
4) наконец, в-четвертых, в музыкальной сфере термин «номос» означал тип греческой мелодии[67].
Более того, в древнегреческом праве различались собственно законы — «номос» и обыкновенные постановления — «псефизмы». Первые носили характер всеобщий, а вторые — казуальный, частный. Для принятия законов требовались особые формальности, прохождение нескольких инстанций, а для вступления в силу постановлений никаких процедурных препятствий не наблюдалось. Каждый год в первом народном собрании первой притании, имевшей место 11-го числа афинского месяца гекатомбэона, т. е. в середине июля, перед экклесией — народным собранием — ставился вопрос о том, следует ли изменять или дополнять старые законы, создавать новые, или этим правом пользоваться не обязательно. Если вопрос решался в пользу изменения законодательства, то каждый гражданин имел право внести собственный законопроект. Этот законопроект принимался народным собранием, после чего направлялся в совет для обсуждения и редактирования. Обновленный и отредактированный, он после этого вновь возвращался в народное собрание и в гелиэю на голосование. Далее текст заносился на доску, чтобы каждый афинянин мог с ним ознакомиться. В перерыве между народными собраниями он зачитывался афинянам в целях полного и всестороннего ознакомления. Лишь если только все упомянутые этапы оказывались позади, закон вступал в силу[68].
Такой сложный порядок был призван затруднить принятие необдуманных решений, способных поколебать основы афинского общества. По сути, в законодательном процессе участие принимало сразу несколько органов, подобно тому, как сейчас законы проходят Государственную Думу, Совет Федерации и направляются для подписания Президенту. Таким образом, еще древние греки пытались и смогли изобрести некий баланс интересов в ходе создания полисного законодательства. Они же обособили законы и подзаконные акты, обеспечив механизм, способный воспрепятствовать появлению не правовых законов.
Древнейшее упоминание о «законе» как регуляторе денежных правоотношений восточных славян и в то же время как источника, оперирующего категориями свободы, содержится в сочинениях Прокопия Кесарийского применительно к событиям 530–540-х гг.
Прокопий Кесарийский сообщает, что во времена императора Юстиниана I, после гибели византийского полководца Хилвудия (около 533 г.), «спустя некоторое время анты и склавины, оказавшись в ссоре друг с другом, вступили в сражение, где и случилось антам потерпеть поражение от врагов. В этой-то битве некий склавин захватил в качестве пленника одного из врагов, юношу с первым пушком на щеках, по имени Хилвудий, и, взяв с собой, вернулся домой. Вот этот Хилвудий, когда прошло время, стал чрезвычайно предан владельцу и умел в воинских делах. И, много раз рискуя за господина, он весьма отличился и поэтому смог покрыть себя большой славой. А примерно в это время анты, обрушившись на области Фракии, многих ограбили и поработили из тамошних ромеев. Ведя их, они возвратились в отчие места. А одного из этих пленников случай привел к некоему человеколюбивому и кроткому господину. Был же этот муж очень злокознен и способен любого встречного обмануть хитростью. И поскольку, желая вернуться в землю ромеев, он не мог этого сделать никаким образом, он выдумал следующее. Явившись пред очи хозяина, он воздал ему хвалу за человеколюбие и твердо обещал, что будет ему за это много добра от бога и сам он ни в коем случае не окажется неблагодарным по отношению к человеколюбивейшему господину, напротив, если тот захочет внимать ему, советующему самое наилучшее, то вскорости сделается хозяином великих богатств. Ибо в племени склавинов находится в рабстве Хилвудий, бывший ромейский полководец, причем от всех варваров укрылось, кто же он. Если бы в самом деле хозяину захотелось выплатить цену Хилвудия и доставить этого человека в землю ромеев, то очень вероятно, что и доброй славой, и великими богатствами окружит его император. Сказав это, ромей сразу убедил хозяина и с ним появляется среди склавинов. Ибо варвары эти уже стали обмениваться послами и без страха общаться друг с другом. И вот, выплатив много денег хозяину Хилвудия, они купили этого мужа и сразу же возвратились вместе с ним домой. И когда оказались в своих местах, купивший пленника стал выспрашивать у этого человека, в самом ли деле он Хилвудий, ромейский полководец. И тот не отказался рассказать, что было, и все подряд пересказал в правдивой речи, мол, родом он и сам ант, а сражаясь вместе с соплеменниками против склавинов, тогда бывших им врагами, он попал в плен к одному из противников, а нынче же, поскольку вернулся в отчие места, то впредь и сам будет свободен, по крайней мере по закону. И вот выложивший за него золото потерял дар речи и стал скорбеть, обманувшись в великой надежде»[69].
Таким образом, перед нами договор купли-продажи, согласно которому одно лицо (склавин), передает в собственность другому лицу (анту) человека по имени Хилвудий, за что получает определенное денежное вознаграждение; выплаты по договору осуществлялись золотом, вероятно, золотыми монетами.
Однако в VI в. в некоторых славянских обществах существовало правило поведения, согласно которому ант, проданный в рабство, и возвратившийся в родные места, получал свободу. Указанное обстоятельство обусловило недействительность данного договора и последующее освобождение Хилвудия.
Обратим внимание на терминологию, использованную Прокопием Кесарийским: византийский автор использует термин «номос», имеющий весьма сложную смысловую нагрузку, обозначающий как писанные, так и не писаные правила поведения.
Например, в Книге VI.6 «Истории войн» готские послы подчеркивали правовой характер власти остготских королей: «Таким образом, получив на этих основаниях власть над Италией, мы сохранили и законы и политический строй ничуть не хуже, чем кто-либо из прежних императоров, и нет в сущности ни одного закона, занесенного ли в кодексы, или существующего без записей, который был бы издан Теодорихом или кем-либо другим, принявшим власть над готами»[70].
Таким образом, Прокопием выделяются две формы «номос»: во-первых, занесенный в кодекс; во-вторых, существующий без записи. Надо полагать, что и в отношении славян термин «номос» мог быть использован в любом из перечисленных значений.
Налицо существование «закона» в славянских обществах; возможно, Прокопий говорил об обычно-правовых нормах восточных славян. Развитию указанных норм могли способствовать договоры антов и Византии.
Таким образом, на основании сообщений Прокопия Кесарийского можно сделать следующие выводы:
1. В славянских обществах к VI в. уже сложилась практика использования монетного золота при купле-продаже рабов.
2. Денежные операции уже в то время ограничивались правовыми нормами[71].
Это не единственное упоминание о денежных связях восточных славян и Византии.
Согласно тому же Прокопию Кесарийскому, Юстиниан в обмен на город Туррис, землю вокруг него и обязательство оказывать империи военную помощь против других народов, обещал антам «их одарить и помочь им в заселении, насколько в его силах, а также выплатить им много денег»[72]. Анты объявлялись «энспондами» империи, а потому обязанность последней выплачивать им определенные денежные суммы вытекала из международного договора этой восточнославянской группировки и Ромейской державы.
Описывая события 539 г., Прокопий Кесарийский упоминает, что Валериан «твердо пообещал» одному из склавинов, служившему в византийском армии, «что много денег ему будет от Велисария» за взятие в плен гота[73].
Михаил Сирин, применительно к событиям, случившимся около 585 г., сообщает, что «ромеи подкупили народ антов, и те напали на землю славян. Они подчинили ее, разграбили ее, вывезли добро и выжгли ее»[74]. Вновь, как и во времена Юстиниана, восточнославянские группировки за союз с Империей требуют денежных выплат.
Таким образом, по исследованным проблемам сделаны следующие выводы:
Древнейшее упоминание о «законе», как о регуляторе денежных правоотношений восточных славян (антов), содержится в сочинении Прокопия Кесарийского. Это известие относится к периоду времени между 533 и 546 гг.:
1. Византийским автором описан договор купли-продажи, согласно которому одно лицо (склавин), передает в собственность другому лицу (анту) человека по имени Хилвудий, за что получает определенное денежное вознаграждение.
2. Выплаты по договору осуществлялись золотом, вероятно, золотыми монетами.
3. Из сообщения Прокопия Кесарийского следует, что в славянских обществах существовало правило поведения, согласно которому ант, проданный в рабство, но сумевший возвратиться в родные места, обретал свободу.
4. Указанная правовая норма обусловила недействительность договора и освобождение Хилвудия.
5. Византийский автор использует термин «номос» применительно к указанному выше правилу поведения, при этом (в других частях произведения) выделяются две его формы: 1) нормы, включенные в кодекс; 2) нормы, существующие без письменной фиксации. Сообщение Прокопия Кесарийского — одно из древнейших свидетельств письменных источников о «законе» у восточных славян.
6. В славянских обществах к VI в. сложилась практика использования монетного золота при купле-продаже рабов («выплатив много денег хозяину Хилвудия, они купили этого мужа»; «выложивший за него золото потерял дар речи»).
7. Денежные операции ограничивались правовыми нормами (по словам византийского историка, ант, возвратившийся в отчие места, даже если он был продан ранее в рабство, «впредь и сам будет свободен, по крайней мере, по закону»).
8. Это свидетельствует о возможности говорить не только об использовании византийского монетного серебра и золота в Восточной Европе, но также об определенной регламентации соответствующих денежных и финансовых отношений с первой половины VI столетия.
В современной России правоотношения регулируются рядом федеральных законов, среди которых следует отметить:
1) Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;
2) Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;
3) Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;
4) Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»;
5) Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;
6) Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне»;
7) Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе».
Среди подзаконных актов важнейшее место принадлежит указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ.
Многие указы регламентируют гражданские правоотношения, являлись и являются важным рычагом реформирования российского общества и экономики.
Постановления Правительства РФ, содержащие нормы права, принимаются во исполнение Гражданского кодекса, федеральных законов и указов Президента РФ, не вправе противоречить перечисленным правовым актам, и силу ст. 115 Конституции РФ могут быть отменены Президентом РФ.
Наряду с указами Президента и постановлениями Правительства РФ нормы могут содержаться и в ведомственных нормативных актах, т. е. актах министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.
Среди источников права следует отметить комплексные нормативные акты — акты, содержащие нормы различной отраслевой направленности.
«Комплексный характер нормативный акт приобретает только в том случае, когда он содержит сопоставимое по объему количество норм различных отраслей права»[75].
Например, Гражданский кодекс — гражданско-правовой акт, так как в нем преобладают нормы частного права. Напротив, Жилищный кодекс — комплексный акт, регулирующий как отношения жилищного найма, так и устанавливающий порядок предоставления гражданам жилой площади социального назначения[76].
Дата: 2018-12-28, просмотров: 229.