Общеродовые признаки правового государства роднят его и с неправовыми государствами:
1) публичная власть;
2) специальный аппарат управления и принуждения;
3) территория;
4) налоги;
5) суверенитет и т. д.
Специальные признаки правового государства отличают его от неправового государства:
1) верховенство закона; государственные органы, должностные лица и физические лица обязаны подчиняться закону; верховенство закона является способом ограничения политической власти;
2) соответствие подзаконных актов законам; строгая иерархичность нормативно-правовых актов;
3) законосодержательность (ясность закона для понимания и исполнения);
4) доминирование принципа «разрешено все, что прямо не запрещено законом»;
5) взаимная ответственность государства и права (законы распространяют свое действие на всех субъектов, в том числе и на государство);
6) ответственность правительства перед парламентом;
7) ответственность должностных лиц государства за нарушение прав и свобод конкретных лиц;
8) ориентация деятельности государства на защиту прав и свобод личности;
9) определенный уровень правосознания, правовой культуры (как знание собственных прав, так и способность их защитить);
10) наличие механизмов, обеспечивающих реализацию указанных выше принципов;
11) принцип разделения властей (исполнительной, законодательной, судебной);
12) поддержание в обществе режима демократии, законности и конституционности, предотвращения попыток узурпации власти.
Следует отметить, что некоторые признаки правового государства нашли отражение в Конституции РФ.
Российская Федерация признана ст. 1 Конституции РФ демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления.
Человек, его права и свободы провозглашены высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина признается обязанностью государства (ст. 2).
Носителем суверенитета и единственным источником власти объявлен многонациональный народ (ч. 1. ст. 3).
Народ осуществляет свою власть непосредственно, через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ч. 2 ст. 3).
Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (ч. 3 ст. 3).
Конституция РФ и федеральные законы обладают верховенством на всей территории РФ (ч. 2 ст. 5).
РФ признана социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 7).
В РФ признаются и защищаются разнообразные формы собственности — частная, государственная, муниципальная и иные формы (ч. 2 ст. 8).
Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти объявлены самостоятельными (ст. 10).
В РФ признается идеологическое многообразие (ч. 1 ст. 13). Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ч. 2 ст. 13).
Конституция РФ также закрепляет принцип политического многообразия, многопартийности (ч. 3 ст. 13).
Контрольные вопросы:
1. Когда появились отдельные элементы идеи правового государства?
2. Перечислите основные признаки правового государства.
3. Какие признаки правового государства нашли отражение в Конституции РФ?
Тема 7. Функции государства
Вопросы:
1. Понятие функций государства.
2. Классификация функций государства.
Понятие функций государства
Функции государства можно определить как основные направления деятельности государства, выражающие и конкретизирующие его сущность и социальное назначение.
К признакам функций государства можно отнести следующие:
1) функции государства представляют собой основные, а не второстепенные направление его деятельности, без которого государство на данном этапе исторического развития не способно существовать;
2) функции государства выражают сущность и социальное назначение государства;
3) функции государства конкретизируют цели государственного управления на каждом историческом этапе;
4) функции реализуются в определенных формах и особыми методами.
Функции государства имеют не только объективный, но также и субъективный характер. Это означает, что должны учитываться не только объективные социально-экономические и иные факторы, но также воля и сознание людей (факторы субъективные).
Любая функция имеет объект и содержание.
Объектом признается сфера общественных отношений, на которую направлено государственное воздействие.
Содержание дает нам понять, какие управленческие действия в данной сфере совершает государство и его органы.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 258.