Возникновение идеи правового государства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Обычно возникновение идеи правового государства связываются с древнегреческими философами, учеными, мыслителями.

Однако отдельные элементы правового государства мы можем обнаружить уже в древнеегипетских политических трактатах времен IX и X династий фараонов. Имеется в виду «Поучение пятого Гераклеопольского государя царевичу Хети, будущему царю Мерикара».

В § 36 указанного сочинения зафиксирован принцип, которым должен руководствоваться правитель при осуществлении своих властных полномочий:

«Разворачивай свитки, чтобы ты мог их читать и поступать сообразно знанию»[42].

Следовательно, правитель должен править на основе норм права, зафиксированных в этих свитках.

Таким образом, данный трактат признавал принцип законности при осуществлении властных прерогатив монарха уже в конце III тыс. н. э. Фараон в идеале должен править, основываясь не на произволе, не на праве силы, но на силе права.

Крайне примечательно, что этот же принцип сохранялся и в дальнейшем, в эпоху Нового царства, в так называемой Должностной инструкции везиру:

«Что до всего, что будет делать этот сер, когда везир будет слушать в зале везира, то он будет восседать на кресле, циновка на земле, одеяние шенеп на нем, кожаная подушка под его спиной, кожаная подушка под его ногами…, жезл подле него, 40 кожаных свитков развернуты перед ним, великие десяти юга по обе стороны перед ним; начальник канцелярии — справа от него; надзиратель входящих — слева от него; писцы везира — подле него»[43].

Итак, принцип законности, впервые письменно зафиксированный в конце III тыс., сохранял определенное значение и в течении II тыс. н.э.

Весьма загадочен § 41 «Поучение пятого Гераклеопольского государя царевичу Хети, будущему царю Мерикара», который, наряду с декларативными, содержит и весьма конкретные принципы деятельности высших государственных властей:

«На земле скоротечно проходит жизнь, нет ей продленья, но добрая память о ней — это вечная молодость. Не подобает владыки Обеих земель владеть тем, что принадлежит миллионам людей… Богатый собственным домохозяйством не бывает пристрастным, владыка имущества не бывает нечестивым»[44].

Впервые в истории выказана идея, что правитель не должен покушаться на частную собственность своих подданных. Далее идет аргумент в пользу подобного поведения фараона — собственники есть опора власти и монарха.

Наиболее удивительно выглядит для Древнего мира идея ограничения применения смертной казни как санкции за большинство преступлений (§ 48–50):

«Остерегайся карать опрометчиво, не убивай, нет тебе в этом пользы. Ты станешь наказывать побоями и заключением, благодаря этому обустроится вся страна; исключение лишь для бунтовщика, чей замысел раскрыт. Бог достоверно знает строптивцев, но бог отвергает проливающих кровь: милосердный продлевает время своей жизни»[45].

Как известно, в большинстве современных европейских государствах смертная казнь либо отменена, либо на нее введен мораторий. Но идея отказа от смертной казни на сегодняшний день датируется концом III тыс. н. э.

Был провозглашён как принцип правления Гераклеопольских фараонов принцип равенства при поступлении на государственную службу:

«Не делай различия между сыном знатного мужа и простолюдином. Приближай к себе человека за деятельность его рук, и будет исполняться всякое ремесло для царственного владыки мощи»[46].

Сама фараоновская власть объявлена службой для страны и богов; фараон — не деспот, но служитель, ответственный за своих подданных и свою державу:

«Царская власть — это прекрасная служба, хот нет у нее ни сына, ни брата. Устанавливаются жертвоприношения для ее памятников одним царем, о котором заботится другой; достойный муж творит для своего предшественника, желая, чтобы другой, приходящий вслед за ним, заботился о том, что создал он»[47].

В заключение данного трактата соединена идея о частичном отказе от смертной казни с идеей о «добром нраве» фараона (§ 140–141):

«Не убивай никого из приближенных к тебе, благоволи ему ради собственной пользы, ведь он уже испытан перед богом: даже один из них — это твое процветание на земле, когда сами боги оберегают царя. Внуши любовь к себе всей стране; добрый нрав — это добрая память, когда минут годы (жизни)»[48].

Таким образом, отдельные идеи о правовом государстве появляются начиная с III тысячелетия н.э. в Древнем Египте.

Платон полагал, что там, где «закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью», неизбежна «близкая гибель государства… там, где законы установлены в интересах нескольких человек, речь идет не о государственном устройстве, а только о внутренних распрях».

Аристотель утверждал, что «не может быть делом закона властвование не только по праву, но и вопреки праву; стремление к насильственному подчинению, конечно, противоречит идее права».

Цицерон сформулировал принцип, согласно которому «под действие закона должны подпадать все, а не только некоторые, избранные граждане».

Теория правового государства активно разрабатывалась в XVII–XX вв.

 

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 282.