Вопросы:
1. Понятие государства.
2. Признаки государства.
3. Публичная власть.
4. Территория.
5. Население.
6. Суверенитет.
7. Налоги.
8. Символы и атрибуты.
Понятие государства
На протяжении истории человечества ученые давали разные определения данному термину.
Согласно Аристотелю (384–322) государство представляет собой «самодовлеющее общение граждан, ни в каком другом общении не нуждающееся и ни от кого другого не зависящее».
Как указал Н. Макиавелли (1469–1527), государство связано с всеобщим благом, получаемым от выполнения реальных государственных интересов.
Согласно Ж. Бодену (1530–1596), государство — «правовое управление семействами и тем, что у них есть общего с верховной властью, которая должна руководствоваться вечными началами добра и справедливости. Эти начала должны давать общее благо, которое и должно составлять цель государственного устройства».
Джон Локк (1632–1704) видел в государстве «общую волю, являющуюся выражением преобладающей силы».
Согласно Л. Гумпловичу, государство — «естественно возникшая организация властвования, предназначенная для охраны определенного правопорядка»[25].
В советское время государство понималось как особая организация экономически господствующего класса, посредством которой указанный класс осуществляет свою диктатуру.
После 1985 г. классовый аспект стал резко вытесняться общечеловеческим, а государство стало пониматься как организация «всех и для всех».
В учебнике М. Н. Марченко и Е. Н. Дерябиной (2012) содержится следующая дефиниция: государство есть «организация политической власти, необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества»[26].
В учебнике под редакцией Р. В. Шагиевой (2011) «современное государство» определено как «универсальная территориальная политическая организация общества, обусловленная его социальной асимметрией и необходимостью выполнения «общих дел» и обладающая для этого особой публичной суверенной (государственной) властью, специализированным аппаратом управления, прерогативой на издание велений, которые имеют обязательную силу для всего населения страны»[27].
Признаки государства
Важнейшими признаками государства являются:
1. Аппарат власти и управления.
2. Территория.
3. Население.
4. Право.
5. Суверенитет.
6. Налоги.
7. Символы и атрибуты.
Публичная власть
Аппарат власти и управления состоит из особого слоя людей, основной целью которых является осуществление властных и управленческих функций.
В рамках первобытного общества власть, имея общественный характер, полностью совпадала с населением.
Впоследствии, в связи с социальным расслоением, разделением труда, прежняя структура уже не отвечала потребностям изменившегося общества. Появляется специальный управленческий аппарат, не совпадавший с населением, основной функцией которого являлось именно управление.
Уже в эпоху Древнего царства в Египте появляется сложная бюрократическая система, со своей иерархией; ко времени Нового царства она крайне усложняется; появляются акты, посвященные всецело правовому регулированию деятельности отдельных должностных лиц (Инструкция визиру).
В настоящее время власть, как правило, обособлена на исполнительную, законодательную и судебную.
Территория
Территория также является важнейшим признаком государства.
Закон РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» определяет государственную границу РФ как линию и проходящую по этой линии вертикальную поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) РФ, т. е. пространственный предел действия государственного суверенитета РФ (ст. 1).
Государственной границей РФ является граница РСФСР, закрепленная действующими международными договорами и законодательными актами бывшего СССР; границы РФ с сопредельными государствами, не оформленные в международно-правовом отношении, подлежат их договорному закреплению (ст. 2)[28].
Прохождение Государственной границы устанавливается и изменяется международными договорами РФ, федеральными законами. Документы об изменениях, уточнениях прохождения Государственной границы на местности, произведенных в порядке проверки Государственной границы на основании международных договоров РФ, вводятся в действие в соответствии с законодательством РФ (ст. 5).
Прохождение Государственной границы, если иное не предусмотрено международными договорами РФ, устанавливается:
1) на суше — по характерным точкам, линиям рельефа или ясно видимым ориентирам;
2) на море — по внешней границе территориального моря РФ;
3) на судоходных реках — по середине главного фарватера или тальвегу реки; на несудоходных реках, ручьях — по их середине или по середине главного рукава реки; на озерах и иных водных объектах — по равноотстоящей, срединной, прямой или другой линии, соединяющей выходы Государственной границы к берегам озера или иного водного объекта. Государственная граница, проходящая по реке, ручью, озеру или иному водному объекту, не перемещается как при изменении очертания их берегов или уровня воды, так и при отклонении русла реки, ручья в ту или иную сторону;
4) на водохранилищах гидроузлов и иных искусственных водных объектах — в соответствии с линией Государственной границы, проходившей на местности до ее затопления;
5) на мостах, плотинах и других сооружениях, проходящих через реки, ручьи, озера и иные водные объекты, — по середине этих сооружений или по их технологической оси независимо от прохождения Государственной границы на воде (ст. 5).
Государственная граница на местности обозначается ясно видимыми пограничными знаками. Описание и порядок установки пограничных знаков определяются международными договорами РФ, решениями Правительства РФ (ст. 6).
В родоплеменном обществе, напротив, деление осуществлялось по кровно-родственному принципу (род, фратрия, племя, союз племен).
В государственную эпоху власть распространяется по административно-территориальному принципу.
Территория по своей сущности представляет собой материальную базу существования государства; государственная же граница обособляет территорию одного государства от другого.
Население
Согласно Федеральному закону от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» гражданство РФ представляет собой устойчивую правовую связь лица с РФ, выражающуюся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.
Под иным гражданством понимается гражданство (подданство) иностранного государства.
Двойное гражданство определяется как наличие у гражданина РФ гражданства (подданства) иностранного государства.
Иностранный гражданин представляет собой лицо, которое не является гражданином РФ и имеет гражданство (подданство) иностранного государства.
Лицо без гражданства — лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства.
Согласно ст. 4 данного Закона, гражданство РФ является единым и равным независимо от оснований его приобретения. Проживание гражданина РФ за пределами РФ не прекращает его гражданства РФ. Гражданин РФ не может быть лишен гражданства РФ или права изменить его.
На основании ст. 5 Закона гражданами РФ являются:
1) лица, имеющие гражданство РФ на день вступления в силу Федерального закона «О гражданстве РФ»;
2) лица, которые приобрели гражданство РФ в соответствии с Федеральным законом «О гражданстве».
Заключение или расторжение брака между гражданином РФ и лицом, не имеющим гражданства РФ, не влечет за собой изменение гражданства указанных лиц. Изменение гражданства одним из супругов не влечет за собой изменение гражданства другого супруга. Расторжение брака не влечет за собой изменение гражданства родившихся в этом браке или усыновленных (удочеренных) супругами детей (ст. 8).
Документом, удостоверяющим гражданство РФ, является паспорт гражданина РФ или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица. Виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина РФ, определяются федеральным законом (ст. 10).
При изменении Государственной границы РФ в соответствии с международным договором РФ лица, проживающие на территории, государственная принадлежность которой изменена, имеют право на выбор гражданства (оптацию) в порядке и сроки, которые установлены соответствующим международным договором РФ (ст. 17)[29].
Суверенитет
Суверенитет есть верховенство государства внутри страны и его независимость на международной арене.
На практике существуют государства с формальным или ограниченным суверенитетом.
Формальный суверенитет фактически не осуществляется, в силу влияния других государств.
Ограниченный суверенитет, в свою очередь, может быть добровольным или принудительным.
Согласно Конвенции ООН по морскому праву (заключена в г. Монтего-Бее 10.12.1982 г.) суверенитет прибрежного государства распространяется за пределы его сухопутной территории и внутренних вод, а в случае государства-архипелага — его архипелажных вод, на примыкающий морской пояс, называемый территориальным морем (п. 1 ст. 2). Указанный суверенитет распространяется на воздушное пространство над территориальным морем, равно как на его дно и недра (п. 2 ст. 2). Суверенитет над территориальным морем осуществляется с соблюдением Конвенции и других норм международного права (п. 3 ст. 2). Каждое государство имеет право устанавливать ширину своего территориального моря до предела, не превышающего двенадцати морских миль, отмеряемых от исходных линий, определенных в соответствии с Конвенцией (ст. 3).
Никакое государство не вправе претендовать на подчинение какой-либо части открытого моря своему суверенитету (ст. 89).
Налоги
Как установлено Налоговым кодексом РФ от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.
Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (ст. 8).
К числу федеральных налогов и сборов относятся:
1) налог на доходы физических лиц;
2) акцизы;
3) налог на добавленную стоимость;
4) налог на прибыль организаций;
5) налог на добычу полезных ископаемых;
6) водный налог;
7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
8) государственная пошлина (ст. 13).
К числу региональных налогов относятся:
1) налог на имущество организаций;
2) транспортный налог;
3) налог на игорный бизнес (ст. 14).
К местным налогам отнесены:
1) земельный налог;
2) налог на имущество физических лиц (ст. 15)[30].
Символы и атрибуты
Современные государства имеют свои гимны, гербы, флаги, официально установленные правила официального поведения.
Согласно Федеральному конституционному закону от 25 декабря 2000 г. № 3-ФКЗ «О Государственном гимне Российской Федерации» государственный гимн РФ представляет собой официальный государственный символ РФ, музыкально-поэтическое произведение, исполняемое в случаях, определенных правовым актом.
Исполнение и использование Государственного гимна РФ с нарушением закона, надругательство над ним, влечет за собой ответственность (ст. 9)[31].
Согласно Федеральному конституционному закону от 25 декабря 2000 г. № 1-ФКЗ «О Государственном флаге Российской Федерации» указанный государственный символ представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней — белого, средней — синего и нижней — красного цвета (ст. 1).
Контрольные вопросы:
1. Что представляет собой государство и в чем его отличие от родоплеменной организации общества?
2. Перечислите признаки государства.
3. Публичная власть как признак государства.
4. Территория как признак государства.
5. Гражданство и население.
6. Суверенитет как признак государства.
7. Налоги как признак государства.
8. Символы и атрибуты как признак государства.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 225.