Форма государственного устройства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Форма государственного устройства — элемент формы государства, характеризующий внутреннее строение государства, его деление на составные части, отражающий соотношение государства в целом и отдельных его частей.

Обычно выделяются следующие формы:

Унитарное государство.

Федеративное государство.

Конфедерация.

Уния.

Инкорпорация.

Сюзеренитет.

Унитарное государство — единое государственное образование, обособленное на административно-территориальные единицы, не обладающие признаками суверенитета.

Унитарное государство является наиболее распространенной формой государственного устройства (Англия, Нидерланды, Венгрия, Китай, Монголия, Япония, Болгария).

«Для унитарного государства характерно существование общих для всей страны высших органов государственной власти и управления, единой правовой и судебной системы, единой конституции, общей финансовой и налоговой системы, единой централизованной системы национальной безопасности, единого гражданства»[36].

Франция, например, делится на департаменты, а Польша — на воеводства. Все подобные административно-территориальные части не обладают признаком суверенитета.

По мнению В. Н. Хропанюка, федеративное государство — «добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство» [37].

В учебнике М. Н. Марченко и Е. М. Дерябиной дана несколько иная дефиниция: «единое союзное государство, состоящее из двух или более относительно самостоятельных государств и государственных образований» [38].

В учебнике под редакцией Р. В. Шагиевой указано, что федерация — «союзная государственно-территориальная организация, состоящая из государств или государственных образований, опирающаяся на принцип их согласия, основанная одновременно на целостности государственной власти и ее вертикальном разделении между федерацией и ее членами (субъектами) при верховенстве федерации»[39].

Согласно Конституции РФ территория РФ включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними (ч. 1 ст. 67).

В ведении РФ находятся:

1) принятие и изменение Конституции и федеральных законов;

2) контроль за соблюдением Конституции и законов;

3) федеративное устройство и территория;

4) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина;

5) гражданство;

6) регулирование и защита прав национальных меньшинств;

7) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности;

8) формирование федеральных органов государственной власти;

9) федеральная государственная собственность, управление ею;

10) установление основ федеральной политики, федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития;

11) установление правовых основ единого рынка;

12) финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики;

13) федеральные экономические службы, федеральные банки;

14) федеральный бюджет;

15) федеральные налоги, сборы;

16) федеральные фонды регионального развития;

17) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы;

18) федеральные транспорт, пути сообщения, информация, связь;

19) деятельность в космосе;

20) внешняя политика, международные отношения, международные договоры РФ;

21) вопросы войны и мира;

22) внешнеэкономические отношения;

23) оборона и безопасность;

24) оборонное производство;

25) определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники, другого военного имущества;

26) производство ядовитых веществ, наркотических средств, порядок их использования;

27) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны, континентального шельфа РФ;

28) судоустройство;

29) прокуратура;

30) уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное законодательство;

31) амнистия и помилование;

32) гражданское, гражданско-процессуальное, арбитражно-процессуальное законодательство;

33) правовое регулирование интеллектуальной собственности;

34) федеральное коллизионное право;

35) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система, исчисление времени;

36) геодезия и картография;

37) наименования географических объектов;

38) официальный статистический и бухгалтерский учет;

39) государственные награды, почетные звания;

40) федеральная государственная служба (ст. 71).

В совместном ведении РФ и субъектов РФ находятся:

1) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции и федеральным законам;

2) защита прав и свобод человека и гражданина;

3) защита прав национальных меньшинств;

4) обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности;

5) режим пограничных зон;

6) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными, другими природными ресурсами;

7) разграничение государственной собственности;

8) природопользование;

9) охрана окружающей среды, обеспечение экологической безопасности;

10) особо охраняемые природные территории;

11) охрана памятников истории и культуры;

12) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры, спорта;

13) координация вопросов здравоохранения;

14) защита семьи, материнства, отцовства и детства;

15) социальная защита, включая социальное обеспечение;

16) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

17) установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ;

18) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

19) кадры судебных и правоохранительных органов;

20) адвокатура, нотариат;

21) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

22) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

23) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, выполнение международных договоров РФ (ст. 72 Конституции РФ).

Вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73)[40].

Федерации строятся либо по территориальному, либо по национальному, либо по территориально-национальному (смешанному) принципам.

Россия — яркий пример смешанной федерации, в которой присутствуют как территориальные, так и национальные субъекты федерации.

США построены по территориальному принципу.

По национальному принципу в прошлом были построены ЧССР, Югославия и т. д.

Многие федерации, построенные по национальному принципу, впоследствии распались на суверенные государства (Чехия и Словакия).

Конфедерация — «это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов. При конфедеративном устройстве государства (члены конфедерации) сохраняют свои суверенные права как во внутренних, так и во внешних делах»[41].

 

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 213.