Вопросы:
1. Понятие типологии государств.
2. Формационный подход.
3. Цивилизационный подход.
Понятие типологии государств
Типология государств — процесс познания государственно-исторического процесса эволюции государства и права.
Критериями для выделения типов государств являются:
1) степень развития производственных отношений;
2) социально-классовая сущность государства;
3) основы политического устройства;
4) основы правовой системы.
В настоящее время существует два основных подхода к типологии государства:
1) формационный подход;
2) цивилизационный подход.
Формационный подход
Формационный подход основан на выделении нескольких общественно-экономических формаций и соответствующих им типов государства и права.
В трактате К. Маркса и Ф. Энгельса «Манифест Коммунистической партии» указано, что «свободный и раб, патриций и плебей, помещик и крепостной, мастер и подмастерье, короче, угнетающий и угнетаемый находились в вечном антагонизме друг к другу, вели непрерывную, то скрытую, то явную борьбу, всегда кончавшуюся революционным переустройством всего общественного здания или общей гибелью борющихся классов… Современная государственная власть — это только комитет, управляющий общими делами всего класса буржуазии…»[32].
К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин на основе формационного критерия выделяли четыре типа государства и права:
1) рабовладельческий;
2) феодальный;
3) капиталистический;
4) социалистический.
В эпоху родоплеменного строя государства еще не существовало; с приходом коммунизма государство, согласно классикам, неизбежно должно было отмирать.
Цивилизационный подход
В рамках цивилизационного подхода в качестве базиса для классификации берется не общественно-экономическая формация, а принадлежность того или другого государства к определенной цивилизации.
А. Тойнби («Постижение истории») выделяет следующие общества:
1) западное;
2) православное;
3) иранское и арабское (входят в исламское);
4) индуистское;
5) дальневосточное;
6) эллинское;
7) сирийское;
8) китайское;
9) минойское;
10) шумерское;
11) хеттское;
12) вавилонское;
13) андское;
14) мексиканское;
15) юкатанское;
16) майянское;
17) египетское.
Они были классифицированы следующим образом:
Общества полностью независимые:
1) египетское;
2) андское.
Общества, родственно связанные:
1) китайское;
2) минойское;
3) шумерское;
4) майянское;
Общества инфрааффилированные:
1) индское;
2) хеттское;
3) сирийское;
4) эллинское;
Аффилированные общества I: сыновне родственны с помощью церкви чужеродного происхождения, игравшей роль куколки:
1) западное;
2) православное;
3) дальневосточное.
Аффилированные общества II: сыновне родственны с помощью церкви местного происхождения, игравшей роль куколки:
1) иранское;
2) арабское;
3) индуистское.
Супрааффилированные общества:
1) вавилонское;
2) юкатанское;
3) мексиканское[33].
Оригинальную концепцию предложил Л. Н. Гумилев.
Эта теория сочетает цивилизационные идеи Тойнби и Шпенглера с идеями пассионарных взрывов, вызывающих к жизни суперэтнические целостности[34].
Контрольные вопросы:
1. Назовите основные критерии типологии государств.
2. Перечислите представителей формационного подхода к типологии государств.
3. Перечислите представителей цивилизационного подхода к типологии государств.
4. В чем заключается отличие между формационным и цивилизационным подходом типологии государств?
5. Какой подход, на ваш взгляд, в большей степени отражает политико-правовые реалии?
Тема 5. Форма государства
Вопросы:
1. Понятие формы государства.
2. Форма правления.
3. Форма государственного устройства.
4. Форма государственного режима.
Понятие формы государства
Согласно современным представлениям, форма государства складывается из трех элементов:
1) формы правления;
2) формы государственного устройства;
3) формы государственного режима.
Человечество со времен античности искало пути повышения эффективности государственной власти.
Древнегреческие и древнеримские философы часто размышляли о правильных и неправильных формах государства.
Весьма последовательную концепцию создал Платон, выделивший несколько видов правления:
1. Идеальной формой правления Платон признавал аристократическое правление — власть «лучших и благородных», власть «немногих». Однако эта форма не могла быть вечной и постепенно перерождалась в худшие формы.
2. Аристократическое правление сменяется «тимократическим», которое образуется в результате укрепления частной собственности на землю и дома, укрепления рабства. Правители в таком государстве предпочитают заниматься военным делом и сторожевой службой. Мудрые люди не попадают на государственные должности, потому что преобладают «люди смешанного нрава», «кто яростны духом», при которых «государство будет вечно воевать». В основе тимократии — «соперничество и честолюбие».
3. Тимократию сменяет олигархия, определяемая как «строй, основывающийся на имущественном цензе». Власть в таком государстве принадлежит богатым, «бедняки не участвуют в правлении». Причина падения тимократии, по Платону, «в скоплении золота в кладовых у частных лиц», «наклонность к стяжательству и наживе». Богачи назначаются на государственные должности, «чем более этот строй олигархичен, тем выше ценз; чем менее олигархичен, тем ценз ниже… к власти не допускаются те, у кого нет установленного имущественного ценза». Вполне справедливо утверждает Платон, что «подобного рода государство неизбежно не будет единым, а в нем как бы будут два государства: одно — бедняков, другое — богачей».
4. Пороки олигархии приведут к восстанию: «Демократия, на мой взгляд, осуществляется тогда, когда бедняки, одержав победу, некоторых из своих противников уничтожат, иных изгонят, а остальных уравняют в гражданских правах и в замещении государственных должностей, что при демократическом строе происходит большей частью по жребию».
5. Демократия постепенно перерождается в тиранию: «Тирания возникает, конечно, не из какого иного строя, как из демократии; иначе говоря, из крайней свободы возникает величайшее и жесточайшее рабство». Тиран описан Платоном следующим образом: «в первое время он приветливо улыбается всем, кто бы ему ни встретился… он дает много обещаний частным лицам и обществу; он освобождает людей от долгов и раздает землю народу и своей свите… первой его задачей будет постоянно вовлекать граждан в какие-то войны, чтобы народ испытывал нужду в предводителе... А если он заподозрит кого в вольных мыслях и в отрицании его правления, то таких людей он уничтожит под предлогом, будто они предались неприятелю…»[35].
Таким образом, тирания — наихудшая форма государства. Это положение и сейчас сохраняет свою актуальность.
Многие положения Платона более чем спорны, однако в последней форме государства, тирании — так, как ее описал древнегреческий философ — мы можем наблюдать многое из того, что во многих государствах XX в. получило название тоталитарного государства.
Аристотель выделял:
три «правильные» формы государства:
1) монархию;
2) аристократию;
3) демократию;
три «неправильные» формы государства:
1) тиранию;
2) олигархию;
3) охлократию.
Цицерон выделял 4 формы:
1) монархию;
2) аристократию;
3) демократию;
4) смешанную форму.
Форма правления
Форма правления — один из элементов формы государства, характеризующий способ организации государственной власти, порядок функционирования высших и местных государственных органов, их взаимодействия между собой и населением.
Выделяются две формы правления:
1) монархия;
2) республика.
В настоящее время доминируют:
1) дуалистические монархии;
2) парламентарные монархии.
Для дуалистической монархии характерным является разделение власти между монархом и парламентом. Исполнительная власть закреплена за монархом, а законодательная — за парламентом. Монарх обладает значительным влиянием.
Согласно Конституции Кувейта 1962 г., система правления основывается на принципе разделения ветвей власти и их сотрудничества (ст. 50). Законодательная власть в соответствии с Конституцией передается Эмиру и Национальной Ассамблее (ст. 51). Исполнительная власть передается Эмиру и Кабинету Министров (ст. 52).
В парламентской монархии монарх не только формально, но и фактически ограничен в своих полномочиях. По известному выражению, он «царствует, но не правит». Законодательная власть находится в руках парламента, а исполнительная — правительства, которое несет ответственность перед парламентом, а не монархом.
К парламентским монархиям относятся Испания, Англия, Норвегия, Швеция, Нидерланды, Япония и т. д.
Республиканская форма правления обособлена на следующие виды:
1) парламентарные республики;
2) президентские республики.
Парламентарные республики характеризуются следующими признаками:
1) верховенство парламента;
2) ответственность правительства перед парламентом;
3) формирование правительства из числа представителей партий, располагающих большинством в парламенте;
4) незначительная роль главы государства.
К числу парламентарных республик правомерно отнести Португалию, Италию, Грецию, Австрию, Германию, Швейцарию, Финляндию.
К признакам президентской республики относятся:
1) соединение в руках Президента полномочий главы государства и правительства;
2) внепарламентский метод избрания президента и правительства;
3) ответственность правительства перед президентом.
К числу президентских республик относятся Франция, США.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 229.