Тема 4. Типология государств
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Вопросы:

1. Понятие типологии государств.

2. Формационный подход.

3. Цивилизационный подход.

 

 

Понятие типологии государств

Типология государств — процесс познания государственно-исторического процесса эволюции государства и права.

Критериями для выделения типов государств являются:

1) степень развития производственных отношений;

2) социально-классовая сущность государства;

3) основы политического устройства;

4) основы правовой системы.

В настоящее время существует два основных подхода к типологии государства:

1) формационный подход;

2) цивилизационный подход.

 

 

Формационный подход

Формационный подход основан на выделении нескольких общественно-экономических формаций и соответствующих им типов государства и права.

В трактате К. Маркса и Ф. Энгельса «Манифест Коммунистической партии» указано, что «свободный и раб, патриций и плебей, помещик и крепостной, мастер и подмастерье, короче, угнетающий и угнетаемый находились в вечном антагонизме друг к другу, вели непрерывную, то скрытую, то явную борьбу, всегда кончавшуюся революционным переустройством всего общественного здания или общей гибелью борющихся классов… Современная государственная власть — это только комитет, управляющий общими делами всего класса буржуазии…»[32].

К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин на основе формационного критерия выделяли четыре типа государства и права:

1) рабовладельческий;

2) феодальный;

3) капиталистический;

4) социалистический.

В эпоху родоплеменного строя государства еще не существовало; с приходом коммунизма государство, согласно классикам, неизбежно должно было отмирать.

 

 

Цивилизационный подход

В рамках цивилизационного подхода в качестве базиса для классификации берется не общественно-экономическая формация, а принадлежность того или другого государства к определенной цивилизации.

А. Тойнби («Постижение истории») выделяет следующие общества:

1) западное;

2) православное;

3) иранское и арабское (входят в исламское);

4) индуистское;

5) дальневосточное;

6) эллинское;

7) сирийское;

8) китайское;

9) минойское;

10) шумерское;

11) хеттское;

12) вавилонское;

13) андское;

14) мексиканское;

15) юкатанское;

16) майянское;

17) египетское.

Они были классифицированы следующим образом:

Общества полностью независимые:

1) египетское;

2) андское.

Общества, родственно связанные:

1) китайское;

2) минойское;

3) шумерское;

4) майянское;

Общества инфрааффилированные:

1) индское;

2) хеттское;

3) сирийское;

4) эллинское;

Аффилированные общества I: сыновне родственны с помощью церкви чужеродного происхождения, игравшей роль куколки:

1) западное;

2) православное;

3) дальневосточное.

Аффилированные общества II: сыновне родственны с помощью церкви местного происхождения, игравшей роль куколки:

1) иранское;

2) арабское;

3) индуистское.

Супрааффилированные общества:

1) вавилонское;

2) юкатанское;

3) мексиканское[33].

Оригинальную концепцию предложил Л. Н. Гумилев.

Эта теория сочетает цивилизационные идеи Тойнби и Шпенглера с идеями пассионарных взрывов, вызывающих к жизни суперэтнические целостности[34].

 

 

Контрольные вопросы:

1. Назовите основные критерии типологии государств.

2. Перечислите представителей формационного подхода к типологии государств.

3. Перечислите представителей цивилизационного подхода к типологии государств.

4. В чем заключается отличие между формационным и цивилизационным подходом типологии государств?

5. Какой подход, на ваш взгляд, в большей степени отражает политико-правовые реалии?

 

Тема 5. Форма государства

 

Вопросы:

1. Понятие формы государства.

2. Форма правления.

3. Форма государственного устройства.

4. Форма государственного режима.

 

 

Понятие формы государства

Согласно современным представлениям, форма государства складывается из трех элементов:

1) формы правления;

2) формы государственного устройства;

3) формы государственного режима.

Человечество со времен античности искало пути повышения эффективности государственной власти.

Древнегреческие и древнеримские философы часто размышляли о правильных и неправильных формах государства.

Весьма последовательную концепцию создал Платон, выделивший несколько видов правления:

1. Идеальной формой правления Платон признавал аристократическое правление — власть «лучших и благородных», власть «немногих». Однако эта форма не могла быть вечной и постепенно перерождалась в худшие формы.

2. Аристократическое правление сменяется «тимократическим», которое образуется в результате укрепления частной собственности на землю и дома, укрепления рабства. Правители в таком государстве предпочитают заниматься военным делом и сторожевой службой. Мудрые люди не попадают на государственные должности, потому что преобладают «люди смешанного нрава», «кто яростны духом», при которых «государство будет вечно воевать». В основе тимократии — «соперничество и честолюбие».

3. Тимократию сменяет олигархия, определяемая как «строй, основывающийся на имущественном цензе». Власть в таком государстве принадлежит богатым, «бедняки не участвуют в правлении». Причина падения тимократии, по Платону, «в скоплении золота в кладовых у частных лиц», «наклонность к стяжательству и наживе». Богачи назначаются на государственные должности, «чем более этот строй олигархичен, тем выше ценз; чем менее олигархичен, тем ценз ниже… к власти не допускаются те, у кого нет установленного имущественного ценза». Вполне справедливо утверждает Платон, что «подобного рода государство неизбежно не будет единым, а в нем как бы будут два государства: одно — бедняков, другое — богачей».

4. Пороки олигархии приведут к восстанию: «Демократия, на мой взгляд, осуществляется тогда, когда бедняки, одержав победу, некоторых из своих противников уничтожат, иных изгонят, а остальных уравняют в гражданских правах и в замещении государственных должностей, что при демократическом строе происходит большей частью по жребию».

5. Демократия постепенно перерождается в тиранию: «Тирания возникает, конечно, не из какого иного строя, как из демократии; иначе говоря, из крайней свободы возникает величайшее и жесточайшее рабство». Тиран описан Платоном следующим образом: «в первое время он приветливо улыбается всем, кто бы ему ни встретился… он дает много обещаний частным лицам и обществу; он освобождает людей от долгов и раздает землю народу и своей свите… первой его задачей будет постоянно вовлекать граждан в какие-то войны, чтобы народ испытывал нужду в предводителе... А если он заподозрит кого в вольных мыслях и в отрицании его правления, то таких людей он уничтожит под предлогом, будто они предались неприятелю…»[35].

Таким образом, тирания — наихудшая форма государства. Это положение и сейчас сохраняет свою актуальность.

Многие положения Платона более чем спорны, однако в последней форме государства, тирании — так, как ее описал древнегреческий философ — мы можем наблюдать многое из того, что во многих государствах XX в. получило название тоталитарного государства.

Аристотель выделял:

три «правильные» формы государства:

1) монархию;

2) аристократию;

3) демократию;

три «неправильные» формы государства:

1) тиранию;

2) олигархию;

3) охлократию.

Цицерон выделял 4 формы:

1) монархию;

2) аристократию;

3) демократию;

4) смешанную форму.

 

 

Форма правления

Форма правления — один из элементов формы государства, характеризующий способ организации государственной власти, порядок функционирования высших и местных государственных органов, их взаимодействия между собой и населением.

Выделяются две формы правления:

1) монархия;

2) республика.

В настоящее время доминируют:

1) дуалистические монархии;

2) парламентарные монархии.

Для дуалистической монархии характерным является разделение власти между монархом и парламентом. Исполнительная власть закреплена за монархом, а законодательная — за парламентом. Монарх обладает значительным влиянием.

Согласно Конституции Кувейта 1962 г., система правления основывается на принципе разделения ветвей власти и их сотрудничества (ст. 50). Законодательная власть в соответствии с Конституцией передается Эмиру и Национальной Ассамблее (ст. 51). Исполнительная власть передается Эмиру и Кабинету Министров (ст. 52).

В парламентской монархии монарх не только формально, но и фактически ограничен в своих полномочиях. По известному выражению, он «царствует, но не правит». Законодательная власть находится в руках парламента, а исполнительная — правительства, которое несет ответственность перед парламентом, а не монархом.

К парламентским монархиям относятся Испания, Англия, Норвегия, Швеция, Нидерланды, Япония и т. д.

Республиканская форма правления обособлена на следующие виды:

1) парламентарные республики;

2) президентские республики.

Парламентарные республики характеризуются следующими признаками:

1) верховенство парламента;

2) ответственность правительства перед парламентом;

3) формирование правительства из числа представителей партий, располагающих большинством в парламенте;

4) незначительная роль главы государства.

К числу парламентарных республик правомерно отнести Португалию, Италию, Грецию, Австрию, Германию, Швейцарию, Финляндию.

К признакам президентской республики относятся:

1) соединение в руках Президента полномочий главы государства и правительства;

2) внепарламентский метод избрания президента и правительства;

3) ответственность правительства перед президентом.

К числу президентских республик относятся Франция, США.

 

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 231.