Укусы и попадание в организм инородных тел
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Первая помощь при укусах. В летнее время, в особенности за городом, дети нередко подвергаются укусам комаров. На месте укуса появляются припухлость, покраснение, зуд, иногда настолько сильный, что дети становятся беспокойными, плохо спят. При расчесывании укушенных мест можно внести в них возбудителей гнойной инфекции. Чтобы уменьшить зуд и дезинфицировать кожу, надо протереть укушенные места спиртом, одеколоном, водкой. При наличии комаров наиболее открытые части тела (лицо, шею, руки, ноги) смазывают кремом, отпугивающим комаров. Особенно важно делать это впервые дни пребывания детей за городом, так как наблюдения показали, что в дальнейшем у большинства детей чувствительность кожи к укусам комаров снижается. При укусах пчел в первую очередь необходимо найти и удалить жало, содержащее яд насекомого. Затем место укуса протереть раствором спирта, йода или другими дезинфицирующими средствами; для уменьшения боли и отека на место укуса приложить холодные примочки или пузырь с холодной водой. Нельзя на укушенное место класть землю, так как с ней можно занести возбудителей гнойной инфекции и столбняка. При признаках общего отравления, а также при укусе в зев, глотку или глаз, ребенка нужно срочно доставить в медицинское учреждение.

Ядовитые змеи встречаются в средней полосе Советского Союза (гадюка), а также на Кавказе, в Крыму и в Средней Азии (кобра, гадюка, эфа). Пострадавшему надо создать покой и срочно доставить его на носилках в ближайший медицинский пункт.

Для летнего отдыха детей надо выбирать места, где ядовитые насекомые и змеи встречаются редко. Не следует гулять с детьми в сырых, низких и особенно болотистых местах, заходить с ними в высокую траву, густой кустарник, разрешать им играть и валяться на сене, соломе.

Инородные тела. При попадании в глотку или пищевод кости, пуговицы, монеты, иголки у ребенка возникает боль в области глотки; глотание затрудняется или становится невозможным; пострадавший срыгивает кровянистой слизью; при больших инородных телах затрудняется дыхание. Первая помощь, особенно если проглочен острый предмет, - немедленное направление к врачу. Запрещается прием пищи или проглатывание хлебных корок для проталкивания инородных тел в желудок. Если неострое инородное тело попало в желудок, то, как правило, через 2-3 суток оно безболезненно выходит естественным путем.

При попадании инородного тела в желудок не следует ни ограничивать ребенка в пище, ни давать ему слабительные средства. Голодная диета, уменьшая перистальтику, задерживает выход инородного тела; слабительные средства, наоборот, значительно усиливают сокращение стенок кишечника, что может способствовать их повреждению инородным телом. Ребенку нужно давать мягкий хлеб, каши, слизистые супы, кисели, т.е. такую пищу, которая, обволакивая инородное тело, защищала бы стенки желудка и кишечника от повреждений.

При попадании инородных тел в гортань, трахею или бронхи у ребят внезапно наступает приступ асфиксии, т.е. удушья, сопровождающийся посинением лица и губ, судорожным кашлем. Если, как это часто бывает, кашель не привел к удалению инородного тела и появились признаки асфиксии, ребенка следует немедленно отправить в больницу.

На конъюнктиву и роговицу глаза могут попасть песчинки, частицы угля, выпавшие ресницы, мошки и т.п. Признаки - чувство жжения в глазу, слезотечение, светобоязнь. Если инородное тело хорошо видно, его надо удалить кусочком марли, намотанной на спичку и смоченной в 1%-ном растворе борной кислоты. Можно попытаться удалить инородное тело, интенсивно промывая глаз водой из пипетки. Если это не поможет, надо немедленно отправить ребенка к специалисту.

При попадании инородных тел в ухо ребенок жалуется на шум, на наличие в ухе чего-то постороннего; нередко ухудшается слух.

Особенно неприятные ощущения могут вызвать заползшие в ухо муравьи, мухи, пауки. Для удаления инородных тел, а также для того, чтобы умертвить и удалить из уха попавших туда насекомых, в слуховой проход вливают 1/2 чайной ложки подогретого до 36°С жидкого масла, глицерина, спирта или водки, а затем ребенка на 5-10 мин укладывают на больное ухо. Инородное тело или погибшее насекомое при этом, как правило, удаляются вместе с вытекающей из уха жидкостью. Если не удалось удалить инородное тело, ребенка нужно отправить к врачу.

При попадании инородного тела в нос ребенок начинает усиленно чихать, дыхание через пострадавшую половину носа становится затрудненным; в запущенных случаях появляются кровянистые гнойные выделения. Удалить инородное тело можно, зажав здоровую ноздрю ребенка и предложив ему с силой высморкаться через ноздрю, в которой имеется инородное тело, или раздражая слизистую носа перышком, бумажкой, и таким образом вызвать чихательный рефлекс. Если это не поможет, ребенка следует отправить к врачу. Пытаться удалить инородное тело из уха или носа ребенка с помощью каких-либо инструментов (крючок, пинцет и др.) не следует, так как можно протолкнуть его очень глубоко, повредить барабанную перепонку или слизистую носа, внести инфекцию.

 

Потеря сознания

 

Обморок. Потеря сознания, вызванная наступившим малокровием мозга, называется обмороком. Причиной обморока могут быть усталость, сильное волнение или нервное потрясение, голод, сильная боль, потеря крови, угар, длительное пребывание в плохо проветриваемом помещении и др. При обмороке лицо бледнеет, дыхание становится редким, пульс слабым. Иногда перед обмороком могут возникнуть головокружение, слабость, потемнение в глазах, тошнота, удушье; нередко обморок наступает внезапно, например при сильной боли.

Если обморок произошел в помещении, надо обеспечить наилучший приток чистого, свежего воздуха. У больного расстегивают воротничок, лиф, пояс и укладывают его на спину так, чтобы голова была слегка ниже, а ноги выше туловища. При таком положении тела приток крови к голове усиливается. Затем смачивают ватку нашатырным спиртом и подносят ее к носу больного на короткое время (20-30 сек). Отняв ватку, через 1-2 мин можно поднести ее снова на 20-30 сек, проделывая эту процедуру до тех пор, пока больной не придет в сознание. При глубоком обмороке, помимо этого, следует производить искусственное дыхание; в случае появления рвоты голову ребенка повернуть набок и удалять рвотные массы изо рта, чтобы они не попали в дыхательные пути. Когда ребенок придет в сознание, ему можно дать крепкий чай или кофе.

Первая помощь утонувшему. Утонувшего можно вернуть к жизни, даже если он пробыл под водой сравнительно долгое время. Вытащив его из воды, надо снять или срезать мокрую одежду, пальцами, обернутыми чистым платком или марлей, очистить рот и глотку от грязи, тины и земли и, вытянув язык, удалить из дыхательных путей и желудка воду. Для этого надо стать на одно колено, положить пострадавшего поперек другого своего колена головой вниз и, осторожно надавливая на спину, сжимать его грудь. После того как вода будет удалена, пострадавшего следует уложить на теплую подстилку и делать ему искусственное дыхание, избегая надавливания на живот, чтобы остатки воды из желудка не попали в дыхательные пути.

Когда пострадавший придет в сознание, надо надеть ему сухое, по возможности нагретое белье и одежду, потеплее укрыть, напоить чаем или кофе и отправить в лечебное заведение.

 

Вопросы. 1. Как оказывают первую помощь: а) при вывихах и переломах; б)кровотечениях; в) ожогах; г) тепловом и солнечном ударе; д) обморожениях? 2. Как оказать первую помощь утопающему?

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Привитие детям гигиенических навыков. Цель гигиенического воспитания детей - привитие им гигиенических навыков и сообщение элементарных знаний, обосновывающих эти навыки. Одно из условий его эффективности - санитарно-гигиеническая организация среды, постоянный пример взрослых, в первую очередь родителей и воспитателей. Навыки поддержания чистоты тела, одежды и постельных принадлежностей, чистоты и порядка в комнате, на рабочем месте ребенка, в шкафах с книгами и игрушками должны воспитываться с ранних лет и превращаться в устойчивые привычки. Для их хорошего усвоения необходимо иметь: индивидуальные предметы туалета (мыло, зубная щетка, расческа, мочалка, кружка для полоскания рта), хранящиеся в доступном для ребенка месте; стеллажи и шкафы для книг и игрушек такой высоты, чтобы ребенок сам мог взять и положить на место нужные предметы; в передней или вестибюле приспособления для вытирания ног, щетки для чистки обуви и одежды. Детей надо обучать правильным приемам намыливания рук и смывания мыла водой, умывания лица, чистки зубов, полоскания рта и пр. Надо разъяснять им в доступной форме значение того или иного гигиенического правила, а также последствий, которые могут возникнуть при его нарушении. Работа по воспитанию гигиенических навыков должна вызывать у детей положительные эмоции и проводиться в основном во время игры, прогулки, при чтении рассказов, сказок. Большое значение имеет сознательное отношение к задачам гигиенического воспитания и активная помощь родителей и технического персонала детского учреждения.

Санитарно-просветительная работа с родителями. Работа с родителями, направленная на повышение гигиенических знаний по уходу и воспитанию детей, должна проводиться по разработанному плану, а также при появлении инфекционных болезней или проведении профилактических прививок. Уже при поступлении детей в дошкольное учреждение врач или медицинская сестра R присутствии воспитателя группы проводит для родителей санитарно-просветительный инструктаж. Родителей знакомят с правилами ухода за ребенком, мерами предупреждения инфекционных болезней, гигиеническими основами детского питания, закаливания, подчеркивая необходимость соблюдения дома режима дня, установленного в дошкольном учреждении, и закрепления прививаемых ребенку гигиенических навыков. В дальнейшем беседы должны в основном проводить воспитатели, чаще с небольшой группой или отдельными родителями при приеме и выдаче детей, а также при посещении их на дому для ознакомления с бытовыми условиями семьи.

Всякое запланированное выступление требует предварительной подготовки. Надо заранее составить план или перечень основных вопросов и проконсультироваться с врачом. Беседы и лекции не следует читать по написанному; они должны быть непринужденными, доступными, без лишних иностранных слов или научных терминов, с использованием наглядных пособий (муляжи, макеты, рисунки, плакаты, диапозитивы и диафильмы).

Санитарно-гигиенический уголок. Для проведения бесед с родителями и техническим персоналом желательно в вестибюле (приемной) оформить санитарно-гигиенический уголок, разложив на отдельном столе памятки, брошюры, журналы и повесив лозунги и плакаты, санитарную степную газету, доску вопросов и ответов. Для лучшего оформления уголка можно использовать выставочные диапозитивы, которые хорошо поместить в специальные деревянные конструкции (вертушки), освещенные изнутри, а также диапозитивы в ширмочках, расположенных на подоконниках. В стенных газетах, бюллетенях желательно главным образом использовать местный материал, освещая те или иные примеры из жизни дошкольного учреждения.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 190.