Основы закаливания
Значение закаливания. Закаливанием организма называют повышение его устойчивости по отношению к резким колебаниям температуры и другим метеорологическим условиям. Естественные силы природы - солнце, воздух и вода, - действуя на поверхность тела, вызывают интенсивное размножение клеток основного слоя надкожицы, что ведет к ее утолщению и усиленному образованию биологически активных веществ. Эти вещества с кровью разносятся но всем органам, стимулируя их функции. Еще большее значение для стимулирующего влияния на функции всего организма имеет местное раздражение кожных рецепторов, особенно Холодовых и тепловых. Поток возникающих при этом афферентных импульсов становится источником рефлексов, связанных преимущественно с терморегуляцией, и ведет к повышению возбудимости центральной нервной системы, а тем самым к общему усилению процессов обмена.
Систематическое (но не чрезмерное) использование естественных сил природы увеличивает физическую и умственную работоспособность, снижает восприимчивость к инфекционным заболеваниям. Приучение организма к колебаниям внешней температуры, особенно к ее понижению, представляет собой своеобразную тренировку сосудистых реакций кожи. Изменения, происходящие в организме в результате закаливания, развиваются медленно и постепенно. Максимальных успехов можно добиться, если начинать закаливание организма с раннего детства. Закаленные дети, как правило, обладают хорошим здоровьем, аппетитом, спокойны, уравновешенны, отличаются бодростью, жизнерадостностью, высокой работоспособностью.
Правила закаливания. Чтобы закаливающие процедуры дали положительные результаты, нужно соблюдать правильную систему их применения. Важнейший принцип закаливания - постепенность
увеличения дозировки раздражителя. Первые закаливающие процедуры должны быть такой силы и длительности, чтобы вызывали минимальные сдвиги в организме ребенка. По мере привыкания гребенка к процедурам их силу и длительность можно осторожно увеличивать.
Не менее важны последовательность и систематичность применения различных процедур. Так, к водным процедурам и солнечным ваннам желательно переходить после того, как ребенок привык к воздушным ваннам; не следует допускать детей к обливанию прежде, чем они не привыкли к обтиранию, а к купанию в открытых водоемах - пока они не привыкли к обливанию. Начатые процедуры не надо прерывать без серьезных к тому оснований, чтобы не снижать уже полученные положительные сдвиги в организме.
Если дети мало гуляют, одеваются слишком тепло, находятся в душных, плохо проветренных помещениях, то закаливающие процедуры не дают должных результатов. В соответствии с условиями, сезоном и погодой следует проводить комплекс процедур. Так, воздушные ванны хорошо объединить с солнечными и водными процедурами, а в летнее время - с купанием в открытых водоемах.
Закаливание следует проводить с учетом здоровья, а также физического и психического развития ребенка. По состоянию здоровья детей делят на 3 группы. Первая - практически здоровые дети, с которыми можно проводить полный комплекс закаливающих процедур. Вторая группа - дети, только что переболевшие или предрасположенные к частым катарам верхних дыхательных путей, ангинам, и другим простудным заболеваниям; с ними закаливающие процедуры проводят с ограничением. Третья группа - дети, страдающие острыми или хроническими воспалительными процессами (воспаление ушей, почек, суставов и т.п.), имеющие пороки сердца, страдающие желудочно-кишечными заболеваниями. Таким детям закаливающие мероприятия в условиях детского коллектива противопоказаны. С ними закаливание проводят индивидуально.
Результаты закаливания во многом зависят от того, как относятся к нему дети. Страх перед процедурами, насильственное их проведение не способствуют положительному результату. Важно хорошо продумать и правильно организовать проведение процедур, обставить их так, чтобы они вызывали у детей положительные эмоции.
Земельный участок. В детском учреждении для проведения закаливания существенное значение имеет правильная организация земельного участка. Его размеры, планировка и оборудование зависят от типа учреждения, контингента детей, их возраста и содержания воспитательной работы, проводимой с ними.
Участок должен быть обнесен сплошным или решетчатым забором высотой не менее 1,2 л и иметь зеленую полосу из деревьев и кустарников. Часть участка, расположенную между основной улицей и фасадом здания, называют защитной зоной, которая предохраняет помещения от проникновения в них шума и пыли с улиц. Ее ширина не должна быть менее 15-20 м. Защитную зону обычно засаживают деревьями, небольшими декоративными кустарниками, клумбами. Однако запрещается сажать растения с ядовитыми плодами и колючками, а также с летающими семенами. В защитной зоне можно расположить скамейки для отдыха приходящих за детьми родителей, а также скульптуры, фонтан с бассейном, который не только украшает территорию, но и освежает воздух в жаркую погоду.
Для каждой группы детей предусматривается устройство отдельной игровой площадки, изолированной от других площадок и огражденной кустарником. Площадки желательно располагать вблизи выхода из помещений тех детских групп, для которых они предназначены. Размер площадки должен быть для группы детей преддошкольного возраста 100 м2, а дошкольного - 75 м2. Рядом с площадкой для грудных детей предусматривают площадки для их кормления. При каждой площадке устраивают навесы с дощатым полом, открытые на юг или юго-восток и закрытые с трех остальных сторон; их площадь для детей преддошкольного возраста 30 м2, дошкольного - 50 м2. В летнее время для защиты детей от солнца рекомендуется ставить зонты, тенты, навесы.
Помимо игровых площадок, на участке предусматриваются физкультурная площадка, огород-ягодник, а также уголок для животных и птиц.
Площадки должны быть связаны кольцевой дорожкой шириной 1-1,5 м для езды на велосипедах и педальных автомобилях.
При отсутствии централизованной канализации в наиболее отдаленной части участка устраивается летняя уборная па 2 очка. К черному ходу здания дошкольного учреждения должен примыкать хозяйственный двор, изолированный от остальной территории и имеющий самостоятельный въезд.
Средства закаливания
Закаливание воздухом. Воздух - наиболее доступное в течение всего года средство закаливания даже тех детей, которым по состоянию здоровья другие виды закаливания могут быть противопоказаны. Поэтому необходимо, чтобы дети как можно больше времени проводили на свежем воздухе и чтобы помещения, в которых они находятся, всегда хорошо проветривались. Эффект закаливания воздухом тем выше, чем большая поверхность кожи соприкасается с ним. Вот почему желательно стремиться к тому, чтобы дети приучались ходить в зимнее время в помещении, а в теплую погоду и вне его в облегченной одежде. Большое значение имеют воздушные ванны. Их можно проводить через 1-11/2 ч после приема пищи в местах, защищенных от ветра и прямых солнечных лучей: на открытых верандах, террасах, под навесом или в тени деревьев, в лесу, на берегу реки или моря. В ненастное время и зимой они проводятся на верандах или в комнатах при открытых фрамугах и форточках.
Полезно сочетать воздушные ванны с занятиями по гимнастике, подвижными играми, работой в саду и на огороде, так как двигательная активность предохраняет от переохлаждения. Вначале дети принимают воздушные ванны в майках, трусах и легкой обуви, в дальнейшем, но мере закаливания, в трусах и, если позволяет почва, босиком.
Начальная и максимальная продолжительность воздушных ванн, а также минимально допустимая температура воздуха зависит от возраста (табл. 7). Доведение продолжительности ванн до максимальной производится постепенно, примерно на 1-2 мин каждые 3 дня. По мере привыкания детей к воздушным ваннам их следует заканчивать обтиранием, обливанием или душем. В летнее время здоровым детям 2-7 лет после воздушной ванны можно разрешать купание в бассейне, реке, море. Дети, относящиеся по состоянию здоровья ко второй группе, в течение всей осени и зимы принимают воздушные ванны в майках и трусах или бумажных комбинезонах.
Закаливание солнцем. Солнечные ванны следует проводить со здоровыми детьми, достигшими двух лет, в утренние часы (9-11 ч в средних широтах, 8-10 ч на юге) при температуре воздуха в тени не ниже 20° С и не выше 32° С, на специальных площадках, не раньше чем через 11/2 - 2 ч после приема нищи. На время солнечных ванн все тело ребенка, кроме головы, обнажают, а на глаза надевают защитные очки с темными стеклами. Дети ложатся на индивидуальные подстилки или топчаны, ногами к солнцу.
Продолжительность ванны сначала 4 мин, затем ежедневное увеличение на 1 мин с доведением для детей двух лет до 20-30, для детей 3-7 лет - до 35-40 мин. Для равномерного облучения всего тела ребенок должен через одинаковые промежутки времени поворачиваться, обращая к солнцу спину, бок, грудь, другой бок. После солнечной ванны полезно влажное обтирание, обливание или купание. Курс солнечных ванн не должен превышать 25-30 ванн за лето.
Для детей, выделенных по состоянию здоровья во вторую группу, рекомендуется 20 ванн с максимальной продолжительностью 15-20 мин и последующим обтиранием.
Во время приема солнечных ванн дети должны находиться под постоянным наблюдением воспитателя и медицинского персонала. При появлении вялости, беспокойства, сильного покраснения лица и тела ребенка переводят в тень. Солнечные ванны отменяются, если после них появляются сыпь на коже, бессонница, головные боли, повышенная утомляемость.
В зимнее время в средней полосе и особенно на Крайнем Севере, где имеется большой недостаток солнечных лучей, рекомендуется облучать детей ртутно-кварцевыми лампами - хорошим источником ультрафиолетовых лучей. Эти процедуры должны проводиться под наблюдением медицинского персонала.
Закаливание водой. Водные процедуры возбуждают нервную систему, а потому их следует проводить после утреннего или дневного сна. Вытирание кожи после любой водной процедуры сухим полотенцем обеспечивает хороший ее массаж, способствует лучшему кровообращению, а следовательно, И питанию.
Умывание, которое ежедневно проводится но утрам с гигиенической целью, при определенной организации может оказать на детей и закаливающее влияние. Для этого температура воды с 28°С постепенно снижается (на 1° каждые 2-3 дня) и доводится для детей на втором году жизни до 20° С, на третьем - до 18° С, трех лет и старше - до 14°С. Наряду с этим обмываемая площадь тела с возрастом увеличивается: детям до двух лет обычно моют лицо и кисти рук, детям до 3 лет, кроме этого, шею и руки до локтя, детям от трех лет и старше можно обмывать и верхнюю часть груди.
Охлаждение ног нередко приводит к простудным заболеваниям. В целях профилактики полезно приучать ноги к низкой температуре при помощи ножных ванн. К тому же, ежедневные ножные ванны, а также массаж, которым сопровождается вытирание ног, снижают их потливость и служат профилактикой против плоскостопия. Можно обливать ноги из лейки либо погружать их в таз с водой, температура которой постепенно, через каждые 3-4 дня, снижается на Г и доводится с 36 до 20°С для детей 1,5-3 лет и до 18-16° С для детей 4-7 лет.
Полезны и контрастные ножные ванны, при которых ребенок поочередно 3-4 раза переносит ноги из таза, где температура воды все время остается постоянной (36°С), в другой таз, где температура воды через каждые 2-4 дня понижается на 1-2° и доводится с 35 до 18°С. Уровень воды в тазу должен доходить до середины голени ребенка. Продолжительность процедур для детей дошкольного возраста 3-5 мин
Желательно, чтобы ребенок во время ножных ванн двигал ногами (топал, сгибал и разгибал пальцы). Ножные ванны оказывают наилучший эффект, если они проводятся сразу после утреннего или дневного сна, когда ноги теплые.
Обтирание, которое можно начинать с 3-месячного возраста, также хорошее средство закаливания. Для его проведения в большой таз с водой нужной температуры (табл. 8) кладут индивидуальные рукавички из мягкой материи, которыми производят обтирание. В воду хорошо добавить морскую или поваренную соль (2 столовых ложки на ведро). Все надо приготовить заранее, чтобы дети в обнаженном виде не ждали процедуры. Мальчиков и
девочек с трех лет следует обтирать отдельно.
Тело ребенка обтирают, но частям хорошо смоченной рукавичкой и тут же растирают сухим банным полотенцем. Маленьким детям, лежащим на пеленальном столе, сначала обтирают конечности, затем шею, грудь, живот и спинку. Детей, умеющих хорошо стоять на ногах, обтирают в положении стоя; сначала им обтирают всю верхнюю, а затем всю нижнюю половину тела. Детей 5-7 лет приучают обтираться самостоятельно, помогая им смочить рукавичку и обтереть спинку. Рукавички после употребления кипятят и просушивают. С ослабленными детьми перед обтиранием водой в течение 1-2 недель следует проводить сухие растирания кожи куском чистой и мягкой материи до слабого ее покраснения.
Обливание из лейки и душа считается более сильным средством закаливания, чем обтирание, так как вода попадает сразу на все тело, оказывая воздействие не только температурное, но и механическое (давление падающей воды). Поэтому с детьми, относящимися по состоянию здоровья ко второй группе, обливание проводить не следует. Чтобы избежать сильного давления воды на кожу ребенка, наконечник душа или лейки располагают не выше чем на 40-50 см над головой ребенка. Перед началом процедуры температура воздуха с помощью электрического рефлектора доводится для детей 1,5-2 лет до 20-22° С, для детей 3-7 лет - до 18- 20° С. Дети становятся в таз с теплой водой (37-38° С) или на деревянную подставку, помешенную в ванну; их голову покрывают резиновым колпаком или шапочкой. Процедура, продолжительность которой должна быть не более 40 сек, заканчивается растиранием тела мохнатым полотенцем до покраснения кожи. Летом в хорошую погоду обливание и душ рекомендуется проводить на воздухе. Температура воды, рекомендуемая ля обливания, приводится в таблице 9.
Купание в открытых водоемах (бассейн, река, озеро, море) - одно из любимых детьми закаливающих мероприятий. При купании на организм одновременно действуют воздух, солнце, вода (ее температура, движение, состав). Все это в сочетании с движениями, которые ребенок производит, плавая или играя в воде, активизирует работу нервной, мышечной, сердечнососудистой и других систем организма. Купание в открытых водоемах должно строго контролироваться. В условиях дошкольных учреждений к купанию в открытых водоемах допускаются только здоровые дети (первая группа), которым исполнилось 2 года.
Начинать купаться следует в безветренную погоду при температуре воздуха не ниже 25° С и температуре воды 23° С. Нельзя купаться натощак или раньше чем через 11/2 ч после приема пищи. Продолжительность первых купаний должна быть не более 2 мин. В дальнейшем ее постепенно можно увеличить для детей 2-5 лет до 5, для детей 6-7 лет - до 8-10 мин. Купать детей надо по утрам, после того как они примут солнечную ванну и немного побудут в тени. В жаркие дни можно разрешить купание и второй раз, через l1/2 ч после полдника.
Одновременно в воде могут находиться шесть детей. При этом один воспитатель, умеющий плавать, должен быть вместе с детьми в воде, другой остается на берегу и следит за находящимися там детьми.
Во время купания дети должны все время двигаться, играть в мячи, резиновые игрушки. Детей, которым исполнилось 5 лет, можно обучать плаванию. При купании запрещается без причины кричать, подавать сигналы о помощи, заходить дальше указанного места, толкать друг друга, нырять, окунаться с головой.
Нельзя забывать, что если ребенок во время купания синеет, начинает дрожать, его надо немедленно вывести из воды, хорошо растереть полотенцем и одеть. После купания детей быстро обтирают индивидуальными полотенцами и дают им возможность поиграть и побегать в тени. Принимать солнечные ванны после купания не рекомендуется.
Водоем должен быть обязательно проточным, берег - сухим, чистым, дно - без ям и камней, с постепенным углублением. В населенных пунктах лучше всего для купания детей отгородить часть общего пляжа и водоема, имеющего проверенное дно, спасательные круги, шлюпки. Вне пляжа необходимо отметить границы хорошо проверенного участка, при этом глубина его при скорости течения 0,5 м/сек. не должна быть более чем по грудь ребенку среднего роста. Нельзя купать детей там, где выше по течению купают или поят скот. На берегу для раздевания детей хорошо иметь индивидуальные подстилки.
Вопросы. 1. Как следует проводить закаливание воздухом, солнечные ванны, водные процедуры в различных возрастных группах и в разные сезоны года? 2.Какие условия следует соблюдать при организации и проведении купания детей в открытых водоемах?
БОЛЕЗНИ ДЕТЕЙ
Дата: 2018-12-28, просмотров: 229.