Физиолого-гигиенические основы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Организации питания

 

Аппетит. Работа органов пищеварения в значительной мере зависит от желания есть, иными словами, от аппетита. Ощущение аппетита связано с повышением возбудимости так называемых пищевых центров мозга, а тем самым и с усилением пищевых рефлексов. Следовательно, на пищу, съеденную без аппетита, изливается меньше пищеварительных соков, она медленнее и хуже переваривается, меньше приносит пользы.

Существенное значение имеют рефлексы на время. Если ребенок принимает пищу каждый день в одни и те же часы, то образовавшиеся у него прочные условные рефлексы на время делают работу пищеварительного тракта точной, как часовой механизм. Как только приближается привычное время еды, повышается возбудимость органов пищеварения, железы заранее начинают выделять сок, в результате появляется аппетит, пища съедается охотно и быстро переваривается. Вот почему так важно придерживаться правильного режима питания. Для детей старше одного года рекомендуется четырехразовое питание: утренний завтрак, обед, полдник, ужин. Часы приема пищи могут быть установлены в зависимости от условий, но их надо точно соблюдать, причем ужин должен быть не позднее, чем за 1-2 ч до отхода ко сну. Наиболее обильным по содержанию калорий должен быть обед. Примерно должно приходиться на завтрак около 30% суточного количества калорий, на обед - около 40%, на полдник – 10-15%, на ужин – 20-25%.

Наибольшую пользу приносит организму смешанное питание, содержащее продукты как растительного, так и животного происхождения. К тому же очень важно, чтобы пища была вкусна и разнообразна; только при этом условии она будет содержать все необходимые питательные вещества и съедаться с аппетитом.

Многие пищевые вещества сами по себе не имеют большой питательной ценности или употребляются в крайне незначительном количестве (например, приправы, соусы и т.п.). Однако они придают приготовленному блюду вкус и тем самым способствуют отделению пищеварительных соков. Такое же значение имеют кислые или соленые закуски (капуста, селедка и пр.), мясной бульон и некоторые другие вещества. Детям дошкольного возраста для улучшения аппетита время от времени, перед едой или во время ее можно давать соленый огурец, кусочек селедки, винегрет, овощной салат, квашеную капусту.

Обстановка во время еды. Иногда как будто нет аппетита, неохотно думаешь о еде, но после обычных приготовлений (мытье рук, ожидание пищи и т.д.) начинаешь чувствовать аппетит. Однако грязная скатерть, плохо вымытая ложка, мусор на полу, мухи, облепившие хлеб, - все это легко может затормозить выделение соков. Аппетит может исчезнуть под влиянием сильно взволновавшего известия, громкого спора или интересного разговора. Помехой нормальному пищеварению может стать любая посторонняя деятельность мозга. Вот почему в помещении, где дети едят, надо создать уютную обстановку; скатерти или клеенки на столах должны быть чистыми, посуда, в которой подается пища, - небольших размеров, приятного вида, лучше одинаковой формы и цвета, хотя бы для каждого стола. Желательно культурно подавать пищу, заменив ведра и металлические блюда фаянсовыми супницами, блюдами, соусницами. Между подачей первого второго блюда не должно быть больших перерывов. Во время приема пищи надо поддерживать у детей хорошее настроение. Воспитатель не должен проявлять нетерпение, нервничать, повышать голос, делать непрерывные замечания.

 

Организация питания детей

 

Составление меню. Меню составляют совместно с представителем медицинского персонала на неделю, подбирая пищевые продукты для детей каждой возрастной группы в соответствии с потребностями организма, пользуясь таблицами состава и калорийности продуктов. Меню должно предусматривать достаточное суточное количество витаминов и минеральных веществ. В течение одного дня однородные блюда не должны повторяться. Используя одно и то же блюдо в течение недели, желательно подавать его в различных видах, например картофель отварной, картофельные котлеты, картофельное пюре и т.д.

Организация питания. Надо следить, чтобы первыми мыли руки и садились за стол те дети, которые едят медленно.

Чтобы приучить ребенка к блюду, от которого он отказывается, следует давать эту пищу небольшими порциями и сажать ребенка с детьми, которые едят ее с удовольствием. Не надо принуждать ребенка, если он не съедает всего количества пищи, так как обычно рекомендуются общесредние нормы, не рассчитанные на индивидуальные особенности и потребности организма. Ребенок сам вносит необходимые поправки, упорно отказываясь доедать предложенную порцию или, наоборот, требуя добавки. Однако, если ребенок систематически съедает меньше, чем следует, становится беспокойным и плохо прибавляет в весе, его следует показать врачу.

Нередко дети не доедают положенную им пищу, так как устают действовать самостоятельно. Взрослые должны прийти на помощь и покормить их. Надо приучать детей есть жидкость супа вместе с его заправкой, мясо - с гарниром. Не надо заставлять детей во время обеда есть много хлеба, так как это мешает полностью съесть полезные продукты, входящие во второе блюдо.

Если второе блюдо сухое или твердое, можно дать его запить компотом или киселем, предназначенным на третье. Это особенно важно тем, у кого выделяется мало слюны, что затрудняет пережевывание и приводит к длительной задержке пищи во рту.

Питание в домашних условиях должно быть дополнением к тому, которое имеется в детском учреждении, о чем врач или воспитатель обязаны предупредить родителей. Недопустимо, чтобы дети перед отходом из дома получали еду, так как из-за этого они не смогут съесть полагающуюся им порцию в детском учреждении; плохо отражаются на аппетите ребенка принесенные из дома сладости (конфеты, печенье, сухари), которые дети съедают между приемами пищи, в неурочное время.

Привитие гигиенических навыков при приеме пищи. Детей учат мыть руки перед каждой едой, правильно сидеть за столом, не откидываться на спинку стула, не расставлять локти, не класть их на стол, правильно пользоваться приборами, держать ложку и вилку не в кулаке, а тремя пальцами правой руки, не есть ложкой того, что можно есть вилкой, не пить из блюдца. Детей 6-7 лет обучают пользоваться ножом, разрезать им мясо, огурцы, помидоры, яблоки. Дети должны знать, что при насморке, прежде чем сесть за стол, следует прочистить нос с помощью носового платка.

Во время еды дети не должны спешить, отвлекаться, играть ложкой или другими обеденными принадлежностями, набивать рот слишком большим количеством пищи, разговаривать с полным ртом, чавкать, сопеть. На ложку и вилку следует брать ровно столько пищи, сколько может на них поместиться. Кости и другие кусочки пищи, которые трудно или невозможно жевать, дети должны уметь незаметно извлекать на вилку или ложку, прислоненные к губам, и класть на край тарелки или блюдца.

Следует приучать детей вытирать рот салфеткой не только тогда, когда они закончили есть, но и в процессе еды. Для этого младшим детям перед едой надевают нагрудники, для старших ставят на стол стакан с бумажными салфетками. Все дети старше трех лет после еды должны уметь прополоскать рот теплой водой.

 

Гигиена питания

 

Требования к продуктам питания. Продукты питания, поступающие в детские учреждения, должны быть свежими и доброкачественными, без посторонних примесей, не содержать болезнетворных микробов и т.п. Доставленные продукты необходимо подвергнуть санитарному осмотру, все данные которого нужно фиксировать в специальном журнале. При малейшем подозрении па недоброкачественность того или иного продукта его следует отделить от остальных продуктов и подвергнуть дополнительному лабораторному исследованию. Каждое учреждение, организующее питание детей, должно быть обеспечено холодильниками.

Раздача пищи производится немедленно после ее приготовления. Это необходимо для предупреждения пищевых отравлений, а также для сохранения витаминов и вкусовых качеств пищи. Если часть пищи не будет реализована сразу, то перед повторной раздачей ее необходимо снова прокипятить или прожарить. Ни в коем случае не допускать смешивания оставшейся пищи с вновь приготовленной. Хранение и кулинарную обработку продуктов питания следует проводить таким образом, чтобы максимально сохранять в них витамины, некоторые из которых быстро разрушаются под влиянием кислорода воздуха, света и высокой температуры. Наименее стоек витамин С. Для лучшего сохранения витаминов необходимо доставлять овощи в пищеблок непосредственно перед приготовлением пищи; мыть и чистить овощи незадолго до их варки; подготовленные для варки картофель и овощи сразу опускать в кипящую воду, плотно закрывая кастрюли и котлы крышками.

Водоснабжение. Водоснабжение должно обеспечивать достаточное количество воды для приготовления пищи и питья, гигиенического содержания помещений, привития детям гигиенических навыков. В яслях-садах с дневным пребыванием детей расход воды

исчисляется из расчета 75 л на одного ребенка в сутки, с круглосуточным пребыванием детей - 100 л.

Там, где нет водопровода, устраивают местные источники водоснабжения. Гигиенически наиболее полноценным источником является артезианская скважина. Можно использовать шахтные колодцы, но при этом должны соблюдаться строгие меры охраны колодца от загрязнений. Возле него нельзя стирать белье, сваливать мусор, поить скот. Воду из колодца следует набирать общественным ведром. Недопустимо для детского учреждения брать воду из реки ниже того места, где полощут белье, поят скот и купаются люди.

В детских дошкольных учреждениях в туалетах при групповых комнатах, в изоляторе, в кабинете врача, в местах, предназначенных для мытья посуды, стирки белья, должно быть обеспечено холодное и горячее водоснабжение. Туалетную для детей преддошкольного возраста оборудуют двумя умывальниками высотой 45-50 см, сливом и раковиной для мытья горшков.

Вопросы. 1. Каковы особенности обмена веществ в период роста ребенка? 2. Какими должны быть состав и калорийность пищевого рациона детей дошкольного возраста? 3. Что такое аппетит и от чего он зависит? 4. Какие требования предъявляются к составлению меню в дошкольных учреждениях? 5. Какие гигиенические навыки необходимо прививать детям при приеме пищи? 6. Какие требования предъявляются к продуктам питания и их хранению?

ОРГАНЫ ВЫДЕЛЕНИЯ

 

Образование мочи

 

Пути выделения продуктов обмена. Каждая клетка выделяет продукты распада, образующиеся в процессе обмена веществ. Они поступают в тканевую жидкость, а оттуда в кровь. Своевременное их удаление необходимо для нормальной жизнедеятельности организма.

У человека органами выделения служат почки, в которых образуется моча. Однако частично продукты обмена выводятся и другими органами. Так, через легкие выделяется углекислый газ; кроме того, выдыхаемый воздух всегда насыщен парами воды; потеря воды через легкие за сутки составляет 300-400 г. Путем отделения пота теряется большое количество воды через кожу. Вместе с водой через кожу выделяются соли и очень небольшое количество продуктов обмена белков.

Строение почек. Почки (рис. 70) расположены в брюшной полости, по обе стороны позвоночного столба. Внутри почки имеется полость, которая называется почечной лоханкой. От нее отходит мочеточник - топкая трубка, отводящая мочу в мочевой пузырь.

В почке различают два слоя: наружный и более светлый внутренний. В наружном слое при помощи лупы можно обнаружить массу темных точек. Это клубочки кровеносных капилляров. Они лежат в небольших полостях, или капсулах (рис. 71). От каждой капсулы отходит тонкий каналец. Сначала он извивается, затем становится прямым, снова извивается и наконец впадает в соединительные трубки, которые, сливаясь друг с другом, образуют общий проток. Таких протоков в почке много. Все они впадают в почечную лоханку. Количество капсул в обеих почках превышает 2 млн., а общая поверхность находящихся в них клубочков примерно равна поверхности тела человека (1,8 м2). Длина всех канальцев обеих почек составляет не менее 70 км, а их внутренняя поверхность по крайней мере 4-6 м2.

Первичная и конечная моча. Образование мочи начинается с фильтрации жидкости из капилляров клубочка в полость капсулы. Эта жидкость, или первичная моча, но составу отличается от крови только отсутствием кровяных телец и белков, которые не проходят через стенку капилляров. Фильтрация крови происходит очень интенсивно. У человека за 1 ч образуется более 7 л фильтрата, т.е. первичной мочи, что составляет примерно 170 л в сутки, тогда как суточное количество выделяемой мочи в 100 раз меньше. Такое расхождение объясняется тем, что при прохождении первичной мочи по канальцам происходит обратное всасывание воды и ряда других веществ в кровь, причем один вещества полностью переходят из первичной мочи в кровь, другие частично, а третьи совсем не переходят. Поэтому по своему составу конечная моча, т.е. та, которая поступает в почечную лоханку, сильно отличается от первичной мочи. Так, например, глюкоза  всасывается целиком,  и  конечная  моча  ее  не  содержит. Вместе с

водой всасываются натрий, хлор и некоторые другие вещества; концентрация этих веществ в моче почти такая же, как в крови. Азотистые вещества (креатинин и мочевина), а также сера содержатся в моче в гораздо большей концентрации, чем в крови, так как они всасываются в кровь лишь в незначительном количестве.

Такое избирательное всасывание - результат активной деятельности клеток извитых канальцев. В стенке канальцев происходят и другие активные процессы. Так, здесь, как и в печени, обезвреживаются некоторые ядовитые вещества. Кроме того, эти клетки выделяют в просвет канальцев аммиак, креатинин и ряд других веществ. Все это свидетельствует о том, что клетки извитых канальцев выполняют очень большую и сложную работу. Именно поэтому каждый грамм почечной ткани потребляет в 8 раз больше кислорода, чем такое же количество мышечной ткани сердца.

Развитие почек в первые годы жизни. Почки новорожденного имеют дольчатую поверхность, которая характерна для внутриутробного периода. Исчезает дольчатость только на 2-м году. Размеры почек относительно велики: их масса по отношению к массе тела вдвое больше, чем у взрослых. Внутренняя структура почек новорожденного в основном та же, что и у взрослых. Однако у новорожденного еще слабо развиты извитые канальцы, меньше капсул с клубочками, слабо выражено обратное всасывание воды и других веществ и почти совсем отсутствует способность клеток канальцев обезвреживать ядовитые вещества. Почки быстро растут в течение первого года жизни, а затем их рост замедляется. Извитые канальцы растут очень интенсивно также на первом году жизни. К 3-4 годам ширина их просвета, а также структура и функции клеток, образующих их стенку, становятся такими же, как и у взрослых. К этому же времени устанавливается столь же интенсивное, как у взрослых, обратное всасывание из первичной мочи воды и различных веществ.

У взрослых почти весь ядовитый аммиак превращается в неядовитую мочевину, креатин - в креатинин, а избыток аминокислот дезаминируется, т.е. аммиак отщепляется. У новорожденных и грудных детей эти процессы протекают менее интенсивно, а потому их моча содержит относительно много аммиака, аминокислот и креатина.

 

Выделение мочи из организма

 

Мочевыводящие пути. Из почечной лоханки моча поступает в мочеточник - полую трубку длиной около 30 см. В стенке мочеточника имеются гладкие мышцы. Они перистальтически сокращаются 3-5 раз в минуту, перемещая жидкость по направлению к мочевому пузырю. Основная масса стенки пузыря состоит из гладкой мускулатуры. При ее сокращении полость пузыря почти совсем исчезает. При этом толщина стенки пузыря достигает у взрослых 1,5 см. При полном расслаблении мускулатуры емкость пузыря увеличивается до 350-450 мл. Однако под влиянием поступающей мочи пузырь сильно растягивается, причем толщина его стенки может уменьшиться до 2 мм. Объем сильно растянутого пузыря достигает 700-1000 мл. При пустом пузыре его мускулатура находится в состоянии очень слабого (1-2 см водяного столба) тонического, т.е. непрерывного, сокращения. По мере поступления мочи сила тонического сокращения несколько возрастает. Когда количество мочи достигает 200-300 мл, появляются первые позывы на мочеиспускание. Они становятся частыми и сильными при растяжении пузыря мочой до 600-700 мл.

У новорожденного емкость мочевого пузыря при его максимальном растяжении не превышает 50 мл; на четвертом месяце она достигает 100 мл, к концу первого года - 200 мл, к трем годам - 250 мл, к шести годам - 600 мл.

От нижней части мочевого пузыря отходит мочеиспускательный канал, по которому моча вытекает наружу. В стенке пузыря вокруг отверстия мочеиспускательного канала находятся гладкие мышечные волокна, которые образуют кольцо, запирающее выход из пузыря, - это внутренний сфинктер. Моча может проникнуть в канал только при расслаблении этого сфинктера. Другой, наружный сфинктер образован поперечнополосатой мышцей, охватывающей кольцом начало мочеиспускательного канала.

Мочеиспускание. Испускание мочи - рефлекторный процесс. Подъем давления внутри мочевого пузыря до 12-15 см водяного столба раздражает рецепторы, находящиеся в стенке пузыря. Возникшее в них возбуждение доходит до центра мочеиспускания в нижней части спинного мозга. Отсюда идут ответные импульсы к мускулатуре пузыря, заставляя ее сокращаться. Одновременно тормозится центр симпатических нервов, которые поддерживают внутренний сфинктер в состоянии тонического сокращения. В результате внутренний сфинктер расслабляется и моча устремляется в мочеиспускательный капал. Появление в нем мочи вызывает поток афферентных импульсов, который вызывает рефлекторное расслабление наружного сфинктера, и моча выходит наружу.

Так возникает непроизвольное испускание мочи у грудных детей. Старшие дети, как и взрослые, могут произвольно задерживать и вызывать мочеиспускание. Это связано с тем, что афферентные импульсы от растянутого мочевого пузыря идут не только в спинномозговой центр мочеиспускания, но и в кору больших полушарий. Возникший в коре очаг возбуждения становится источником ощущения позыва на мочеиспускание. Ответные импульсы из коры больших полушарий могут либо вызвать мочеиспускание даже при слабом растяжении пузыря, либо, наоборот, задержать мочеиспускание, несмотря на очень сильное растяжение пузыря.

Такое влияние коры больших полушарий может осуществляться лишь в результате образования соответствующих условных рефлексов. Они начинают образовываться у маленьких детей, когда после каждого очередного кормления и сразу после сна, т.е. в момент наиболее вероятного возникновения позывов, ребенка держат над горшком, пока он не помочится. Установлению условных связей между положением тела над горшком (а позднее на горшке) и мочеиспусканием способствует отсутствие отрицательных эмоций, связанных с ощущением мокрых пеленок или штанишек при непроизвольном мочеиспускании (известно, что в таких случаях ребенок становится беспокойным, кричит). При правильном воспитании ребенок начинает «проситься» в конце первого - начале второго года.

Если не считать первых 3-4 дней жизни, когда ребенок выделяет очень мало мочи, до трехмесячного возраста мочеиспускание происходит маленькими порциями (15-30 мл), но очень часто, до 25 раз в сутки, а иногда и больше. За последующие 9 месяцев в связи с увеличением емкости пузыря порции выпускаемой мочи несколько возрастают (30-40 мл), а частота мочеиспусканий уменьшается до 15-20 в сутки.

К середине второго года жизни, а у некоторых детей позднее частота мочеиспускания снижается до 10-12, а количество единовременно выпускаемой мочи становится сильно изменчивым, в среднем около 60 мл, а в отдельных случаях более 100 мл. Вследствие условнорефлекторной задержки мочеиспускание может наступать не при первых позывах, а при более значительном наполнении мочевого пузыря.

В последующие годы условнорефлекторная регуляция мочеиспускания становится все более выраженной, о чем свидетельствуют способность удерживать пузырь в значительно растянутом состоянии и уменьшение числа мочеиспусканий в сутки до 6-10 раз.

Ночное недержание мочи. Нередко ребенок, увлеченный игрой, долгое время задерживает позывы на мочеиспускание, но в момент, когда возбуждение, связанное с игрой, внезапно усилилось, в коре возникло индукционное торможение, которое ослабило влияние коры на центр мочеиспускания. И в результате произошло непроизвольное испускание, или недержание, мочи. Корковый контроль особенно легко нарушается ночью. Как правило, маленькие дети, еще недавно научившиеся задерживать мочу и проситься на горшок, по ночам, во сне, продолжают мочить простыню. Очевидно, распространившееся по коре торможение оказалось достаточным, чтобы понизить возбудимость соответствующего участка коры, сделать его нечувствительным к импульсам, поступающим с мочевого пузыря. Прекращение реакций коры па эти импульсы и приводит к непроизвольному мочеиспусканию.

В дальнейшем, когда условные связи станут прочными, возбудимость коркового центра регуляции мочеиспускания повысится и даже во сне он будет реагировать на приходящие к нему импульсы. При слишком интенсивном потоке афферентных импульсов возбуждение центра мочеиспускания станет столь сильным, что начнет распространяться на другие участки коры и в конечном счете тормозное состояние коры прекратится, ребенок проснется. Так обстоит дело у большинства детей.

Однако у детей возбудимого и слабого типов высшей нервной деятельности, а также, независимо от типа, у переживших сильный испуг или какое-либо другое нервное потрясение импульсы, поступающие в корковый центр мочеиспускания, могут оказаться чрезмерными и привести его в состояние торможения или, наоборот, недостаточными, чтобы вызвать возбуждение всей коры. В результате возникнет недержание мочи.

Родители, а иногда и воспитатели стыдят, запугивают, наказывают детей, страдающих недержанием мочи. Такая реакция окружающих только портит дело: недержание мочи становится более частым, а психика ребенка травмируется. Надо помнить, что это явление - результат не плохого поведения, а заболевания ребенка.

Недержание мочи, которое обычно наблюдается во время сна, а потому называется ночным, - это один из видов невроза. Ребенка надо лечить, а не наказывать. Создание спокойной обстановки, беседы с целью убедить ребенка, что он не плохой и не инвалид, а больной и что его болезнь излечима, если он сам будет хотеть этого, и далее все, что выше было рекомендовано при неврозах, - таковы должны быть меры воздействия на нервную систему ребенка в целях его скорейшего излечения. Дети, страдающие недержанием мочи, должны быть под наблюдением врача.

 

Вопросы. 1. Как развивается регуляция мочеиспускания у ребенка? 2. Каковы причины и профилактика ночного недержания мочи?

 

ЖЕЛЕЗЫ ВНУТРЕННЕЙ СЕКРЕЦИИ

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 206.