1. Класс разделить на группы по специализациям и видам деятельности:
журналисты, писатели, поэты, художники, историки, герой-персонаж исторического события.
2. Разработать направления и порядок освещения исторического события:
· журналисты пишут репортаж с места событий;
· писатели сочиняют рассказ от лица участника исторического события;
· поэты пишут стихотворение, прославляющее героев, участников исторического события;
· художники рисуют плакаты, посвященные историческому событию;
· историки исследуют важность данного исторического события в контексте истории человечества.
3. Представление творческих работ каждой группой перед классом.
4. Обсуждение и анализ проделанной работы.
Круглый стол
«Личность как макро- и микрокультурное поле»
(вопросы для дискуссии)
1. Как происходит включение личности в культуру?
2. Каков механизм трансляции культуры?
3. Что доминирует на разных возрастных этапах культурного развития и саморазвития личности?
4. В чем выражается творческий характер включения личности в контекст культуры?
5. Выполняет ли образование культуротворческую и культуроразвивиющую функции?
6. Педагогика и культура: особенности их интеграции и дезинтеграции.
7. Две культуры (научно-техническая и художественная) в образовании. Особенности их взаимоотношений в социуме, науке, образовании.
8. Игра как условие освоения культурной информации.
9. Диалоговый механизм творчества.
10. Формирование в образовании творческих качеств личности (в эмоционнальной и интеллектуальной сферах).
11. Эмоциогенная развивающая среда.
12. Культурное развитие личности: роль творчества и игры.
ТРЕБОВАНИЯ
К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ СЛУШАТЕЛЕЙ
И ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В качестве результата обучения может рассматриваться изменение у слушателей стиля профессионального мышления, повышение уровня профессиональной компетенции, формирвание нового видения сущности педагогического процесса, что будет проявляться в следующем:
· развивается творческий поликультурный стиль мышления, позволяющий выйти за рамки одного предмета и воспринимать образовательный процесс как единое целое;
· формируется творческий подход к содержанию и приемам организации образовательного процесса, создающий условия для разработки новых мультикультурных форм организации содержания и технологии образовательного процесса на основе принципов межпредметной интеграции и приемах театральной педагогики;
· выстраивается осознание отношений партнерства и сотрудничества на всех уровнях образовательного процесса;
· формируются основы проектной культуры через моделирование специфических педагогических ситуаций, интегрирующих естественнонаучную, гуманитарную, художественно-эстетическую и техническую среду.
Отслеживание результатов обучения проводится в виде диагностики, разработанной авторами, и фиксируется в диагностических картах индивидуального развития педагога (учащегося), с которыми слушатели знакомятся в рамках данного курса.
ПЕРЕЧЕНЬ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1. Методические материалы, разработанные авторами программы:
· Басина Н., Суслова О. С кисточкой и музыкой в ладошке. - М.: ЛИНКА-ПРЕС, 1997.
· Дом, который построили МЫ: Сборник //Я вхожу в мир искусства. В.3. - М., 2000.
2. Дидактические материалы, разработанные авторами программы и учителями Гуманитарного центра «Театр»:
· Басина Н., Суслова О. Интегрированный урок по предмету «Введение в язык искусства». "Симметрия"/ С кисточкой и музыкой в ладошке.-М.: ЛИНКА-ПРЕС, 1997. – С. 101
· Кузнецова О. Уроки математики: Из опыта работы, 2001.
· Куранов А. Математический муравейник. Мультимедийный сборник задач для детей от детей: Интегративный проект. / Дом, который построили МЫ: Сборник //Я вхожу в мир искусства. В.3. - М., 2000.– С.121
· Суслова О., Афонина Н. Создание литературного журнала «Сказочные перепевки». Из опыта работы, 2001.
· Суслова О., Онохина Е. Веселая страна: Интегрированный урок. Из опыта работы, 2001.
· Суслова О., Танаева Е., Кузнецова О. Праздник-событие "День Греции": Из опыта работы, 2000.
· Суслова О., Танаева Е. Межпредметная интеграция уроков по предметам Художественная мастерская и Словесность. "Искусство средневековой Японии" / Дом, который построили МЫ: Сборник //Я вхожу в мир искусства. В.3. - М., 2000.– С. 82
· Словарь используемых терминов /составитель Танаева Е., 2001
· СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бакалова Н.Ф. Использование природного материала на уроках изобразительного искусства и художественного труда. //Начальная школа. 1996. - № 4. - С. 26
2. Балашова Т.Ю. Подготовка третьеклассников к сочинению-описанию природы по картине К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень». //Начальная школа. 1996. - № 2. - С. 20
3. Басина Н., Суслова О. С кисточкой и музыкой в ладошке.- М.: ЛИНКА - ПРЕСС, 1997.
4. Батурина Г.И. Пути интеграции научно-педагогических знаний.- М., 1983.
5. Бахарева Л.Н. Интеграция учебных занятий в начальной школе на краеведческой основе //Начальная школа. - 1991.- № 8.
6. Бетенькова Н.М. Домашняя работа по русскому языку на материале книг для чтения. //Начальная школа.- 1996.- № 3. -
С. 70
7. Бибик С.Е. Ребусы и кроссворды на занятиях по труду. //Начальная школа. 1996.- № 2. - С. 58
8. Варга Б., Димень Ю., Лопариц Э. Язык, музыка, математика.- М.: Мир, 1981.
9. Волошинов А. В. Математика и искусство. - М.: Просвещение, 1992.
10. Генералова И.А. Интегрированный предмет «Театр» или воспитание искусством. 1-3 класс: Методическое пособие для учителей начальной школы /Под ред. Л.В. Тарасова.- М.: Авангард, 1997.
11. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. – М.: Школа-Пресс,1995.
12. Грищенко Н.В. Интегрированный урок по русскому языку и природоведению. //Начальная школа. 1995. № 11.
13. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии // Библиотека журнала "Директор школы". 1996. № 4.
14. Давыдова М.А. «Музыкальные моменты» на уроках чтения. //Начальная школа. - 1996. - № 7. - С. 37
15. Дети. Театр. Образование: Тезисы докладов международной научно- практической конференции.- Екатеринбург, 1996.
16. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. - М.,1999.
17. Ершова А.П., Букатов В.М. Режиссура урока, общения и поведения учителя: Педагогика как практическая режиссура.- М.: Воронеж,1995.
18. Жукова Т.И. Интеграционные тенденции в обучении грамоте. //Начальная школа. 2001. - № 9.
19. Зайцев Н.А. Чтение. Письмо. Счет.- СПб, 1997.
20. Ильев В.А. Технология театральной педагогики в формировании замысла школьного урока: Учебное пособие для учителей средних школ и студентов педагогических институтов.- М.: Прогресс, 1993.
21. Ильенко Л.П. Интегрированный цикл эстетических занятий в начальной школе. //Начальная школа.- 1997. - № 1. - С. 36-38
22. Ильенко Л.П. Опыт интегрированного обучения в начальных классах. //Начальная школа.- 1988. - № 9.
23. Кирилюк О.В. Ознакомление детей с элементами букв. //Начальная школа. 1996. - № 7. - С. 68
24. Колягин Ю.Н. Интеграция школьного обучения //Начальная школа. 1990.- № 9.
25. Конакова Г.Н. Задачи на уроках природоведения. //Начальная школа. 1996. - № 2. - С. 32
26. Кошмина И.В. Межпредметные связи в начальной школе.- М.: Владос, 1999.
27. Лобок А.М. Вероятностное образование: екатеринбургский вариант. //Школьные технологии. - 1996. - № 3.
28. Манакова И.П., Салмина Н. Г. Дети. Мир звуков. Музыка.- Свердловск, 1991.
29. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности.- М., 1988.
30. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки.- М., 1988.
31. Назайкинский Е.В. Логика музыкальной композиции.- М., 1982.
32. Интеграция. //Начальная школа- плюс, минус.- 2001.- № 5.
33. Никитина А.Б., Тюханова Е.Л. Интегрированный курс «Театр». История про театр. Кн. 1. Любите ли вы театр? (5 кл., 1-е полугодие).- М., 1995.
34. Никитина А.Б., Тюханова Е.Л. Интегрированный курс «Театр». История про театр. Кн. 1. Любите ли вы театр? (Методическое пособие).- М.,1997
35. Педагогическая антропология: Учебное пособие. //Автор-составитель Б.М.Бим-Бад. – М., 1998.
36. Пинский А.А. Пайдейя. – М.: Частная школа, 1997.
37. Погружение – методика будущего / Под ред. А.Н.Тубельского.- М., 1999.
38. Попова А.М. Элементы интегрирования на уроках чтения в начальных классах //Начальная школа. - 1990. - № 9.
39. Приступа Г.Н., Демидова Н.И., Ераткина В.В. Словарно-орфографическая работа на уроках чтения. //Начальная школа. 1996. - № 5. - С. 9
40. Сборник программ интегрированных курсов "Искусство": Интегрированные уроки искусства (1-4 классы).- М.: Просвещение, 1995.
41. Светловская Н. Об интеграции как методическом явлении и её возможностях в начальном обучении. // Начальная школа. 1990- №5 – С.57.
42. Синцова А.А. Использование на уроках элементов устного народного творчества. //Начальная школа. 1996. № 5. - С. 15
43. Соловьева Г.В. Цветы в легендах, поэзии, музыке. //Начальная школа. 1996.- № 4. - С. 58
44. Сулимова Н.П. Интеграция как феномен педагогического процесса //Развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов периода детства: Материалы регионального совещания работников образования Уральского региона.- Екатеринбург: УрГПУ, 1997.
45. Сулимова Н.П. Интеграция как принцип организации педагогического процесса //Художественно-эстетическое образование в школе: Сборник статей.- Пермь, 1998.
46. Сулимова Н.П. Интегральное художественное в системе социализации личности. //Вестник ПГПУ: Сборник науч. трудов. В.1.- Пермь, 2001.
47. Уроки театра на уроках в школе. Театральное обучение школьников 1-11 классов: Программы, методические рекомендации, сборник упражнений /Сост. А.П. Ершова.- М., 1990.
48. Философия культуры. Становление и развитие / Под ред. М.С. Кагана и др. – СПб.,1998.
49. Хоменко Н.Ф. Новые принципы обучения в начальной школе. //Начальная школа. - 1995. - № 7.
50. Хуторской А.В. Эвристическое обучение. Теория, методология, практика. – М., 1998.
51. Чепиков Н.Г. Интеграция наук.- М., 1981.
52. Школа диалога культур. Основы программы. /Под ред. В.С.Библера. – Кемерово, 1992.
53. Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования. – М., 1993.
54. Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. / Библиотека администрации школы. – М., 1997.
55. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе // Библиотека журнала "Директор школы". 1996. - № 2 .
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Сулимова Наталия Петровна
Место работы: РГППУ Социальный институт
Должность: доцент кафедры социальной педагогики и психологии
Ученое звание и степень: кандидат педагогических наук, доцент
Суслова Ольга Анатольевна
Место работы: Муниципальное общеобразовательное учреждение Гимназия № 205 "Театр".
Дата: 2018-12-28, просмотров: 243.