Раздел 2. Технология межпредметной интеграции
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. Теоретические основы интеграции
Тема 1. Философия и культура образования
Гуманизация образовательной парадигмы. Педагогические и психологические основы гуманизации. Личностно-ориентированная деятельность педагога: системный, эволюционный, междисциплинарный подходы.
Педагогическое мышление и духовно-культурное сознание прошлого и современности (теория культуросообразности и личностно-ориентированное обучение, Вальдорфская педагогика, Школа Диалога культур, Школа самоопределения А.Н.Тубельского, Школа С.Френе).
Тема 2. Интеграция как педагогический феномен
Педагогические и психологические основы интеграции. Интегральная индивидуальность как основа межпредметной интеграции (теория В.С. Мерлина). Ассоциативное мышление как основополагающая составляющая интеграционного процесса.
История становления и развития понятия “интеграция” в философии и педагогике: понятийное поле. Интеграция как феномен педагогического процесса: сущностные характеристики. Категориальный статус педагогической интеграции: принцип, процесс, результат. Педагогический эффект интеграции. Условия эффективности. Уровни и формы интеграции.
Тема 3. Опыт организации образовательного процесса на основе принципа межпредметной интеграции
Аналитический обзор педагогического опыта интеграции в отечественной и зарубежной педагогике. Проблемы организации интегративных уроков и анализ собственного опыта (круглый стол с участием слушателей курсов). Диагностика слушателей по проблемам организации учебного процесса на основе интеграции.
Опыт работы педагогического коллектива школа «Мы» Гуманитарного Центра «Театр» по использованию межпредметной интеграции в содержании учебных предметов словесность, введение в язык искусства, компьютерная графика, математика, история, МХК, художественная мастерская.
Раздел 2. Технология межпредметной интеграции
Тема 1.Интеграция как принцип
Интеграция как микро-, макро- и мультикультура образовательного процесса. Механизмы межпредметной интеграции: формообразование, типы и виды связей, объекты интеграции, интегративные уровни.
Тема 2.Интеграция как процесс
Интегративные возможности учебного предмета. Выстраивание взаимосвязей между учебными предметами родственных дисциплин. Механизмы взаимодействия. Виды связей: горизонтальные, вертикальные. Типы связей: сопутствующие, предшествующие, перспективные. Выстраивание взаимосвязей между предметами естественнонаучного, художественно-эстетического и гуманитарного цикла.
Тема 3. Интеграция как результат (творческий продукт)
Урок (праздник) как форма интеграции: структура, объекты интеграции, этапы разработки. Использование методов театральной педагогики при создании урока-праздника: атмосфера, задача, сверхзадача; роли и работа в группах.
Сущность проектной работы. Интеграционные проекты: создание школьной газеты и школьного литературного журнала, мультимедийных продуктов (школьный сайт, задачник по математике, учебно-развлекательный диск «Возрождение»).
Практические занятия
Занятие 1. Интеграция как принцип взаимодействия (занятие-тренинг)
Введение в проблему. Выстраивание взаимоотношений и взаимосвязей между членами команды (группы). Осознание понятия «интеграция» в тренинговой игре с поэтапной саморефлексией действий на эмоционально-чувственном и рациональном уровне.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 263.