Классификация функциональных проб
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ТЕМА 1. СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВРАЧЕБНЫХ ОБСЛЕДОВАНИЙ

Цели и задачи изучения темы: запомнить содержание, формы и методы врачебных обследований.

Образовательные результаты освоения темы:

Знать: методы исследования и оценки состояния функции различных систем организма в целях оценки общей тренированности; методы исследования и оценки физической работоспособности, исследования и оценки состояния систем организма лимитирующих работоспособность; методы проведения и оценки результатов врачебно-педагогических наблюдений, методы проведения и оценки результатов самоконтроля спортсмена.

В содержание врачебных обследований входят: определение со­стояния здоровья и физического развития, после чего исследует­ся функциональное состояние организма занимающихся физиче­ской культурой и спортом.

Формой врачебных обследований являются врачебные осмотры, которые разделяются на первичные, повторные и дополнительные.

При первичном осмотре врач решает два основных во­проса: можно ли данному лицу заниматься физическими упражне­ниями и если можно, то какими и в какой степени. Разрешая заниматься спортом, врач должен рекомендовать вид спорта, учи­тывая, с одной стороны, морфологические и функциональные осо­бенности исследуемого лица, с другой –требования, предъявляе­мые тем или иным видом спорта к организму спортсмена.

Повторный врачебный осмотр, проводимый по плану, систематически, через определенные промежутки времени, состав­ляет сущность диспансерного наблюдения. Основной задачей повторных осмотров является определение воздействия занятий физическими упражнениями на организм.

Дополнительный врачебный осмотр предусматри­вает внеплановое обследование, обязательное после перенесенной болезни или длительного пропуска тренировок по каким-либо дру­гим причинам (в этих случаях тренер или преподаватель не имеет права допустить спортсмена к занятиям и тренировкам без разре­шения врача). К дополнительным осмотрам относится также вра­чебный осмотр перед соревнованием, так как без врачебного заключения спортсмен к соревнованиям не допускается.

Для решения этих вопросов спортивный врач применяет ряд методов исследования, которые разделяются на субъективные и объективные. К субъективным методам относится опрос, или анамнез, который разделяется на общий анамнез жизни и спортивный анамнез. К объективным методам – ряд антро­пометрических изменений, позволяющих оценить физическое развитие исследуемого лица.

После антропометрических измерений врач переходит непосредственно к врачебному исследованию, которое начинается с внешнего осмотра обследуемого, далее используются пальпация (ощупывание), перкуссия (выстукивание) и аускультация (выслушивание). Эти методы исследования также относятся к объективным и, несмотря на широкое и всевозрастающее применение инструментальных методов исследо­вания, не потеряли своего значения.

При пальпации врач определяет путем осязания упругость, влажность и другие качества кожи, частоту пульса, сердечный толчок, состояние лимфатических желез в различных участках те­ла, наличие или отсутствие увеличения печени и селезенки, состоя­ние мышц, костей, суставов и др.

Перкуссия позволяет по характеру и интенсивности звука, возникающего при постукивании пальцем одной руки по пальцу другой руки, наложенному на тот или иной участок тела (грудной клетки, брюшной полости или др.), определить, что находится под пальцем – плотное тело, жидкость или воздух. Например, при по­стукивании по поверхности грудной клетки над здоровым легким прослушивается ясный звук; если же звук будет глухим (как при постукивании по поверхности бедра), значит, либо в легком есть уплотнение, либо под пальцем находится плотное тело, в частно­сти сердце. Это дает возможность врачу определить границы сердца, не прибегая к рентгеновскому исследованию.

Аускультация позволяет выслушать непосредственно ухом или специальным прибором (стетоскоп, фонендоскоп), приклады­ваемыми к той или иной точке тела, звуки, возникающие во внут­ренних органах при их функции (тоны и шумы при выслушивании сердца, дыхательные шумы и хрипы при выслушивании легких и др.).

Такое врачебное обследование позволяет врачу составить до­статочно полное представление о состоянии здоровья исследуемого лица и поставить предварительный диагноз. Для уточнения, про­верки и углубления полученных при таком исследовании данных и поставленного диагноза используются прежде всего вспомога­тельные, инструментальные методы исследования, которые также называются объективными методами. К ним относятся как простые (приборы для измерения артериального давления, спирометр, динамометр и др.), так и сложные (рентгеновский ап­парат, электрофоно- и векторкардиографы, механокардиограф, спирограф, азотограф и др.) методы.

Наконец, врач обязательно направляет исследуемого на раз­личные лабораторные исследования, то есть биохимические и мик­роскопические анализы различных выделений (моча, кал, мокро­та, пот, слюна, желудочный сок, желчь и др.), а также на исследо­вание крови – морфологического и биохимического ее состава, исследование газового состава выдыхаемого воздуха, исследование спинномозговой жидкости и др. Это тоже объективные методы ис­следования. Часть из них (анализ мочи, крови, кала на яйца глистов) является обязательной для всех исследуемых, другие на­значаются врачом по специальным показаниям.

Для более полноценного и всестороннего исследования спортив­ный врач-диспансеризатор (специалист по заболеваниям внутрен­них органов, то есть терапевт) использует консультации различ­ных других врачей-специалистов: хирурга, невропатолога, ларинго­лога, окулиста, гинеколога и др.

Суммируя все данные в отношении обследуемого лица, врач получает окончательное представление о состоянии его здоровья и физическом развитии.

Функциональная диагностика

Данные, собранные в состоянии покоя, не всегда могут помочь врачу ответить на вопрос о состоянии функции си­стем и органов человека, что имеет огромное значение, в частности для занимающихся физической культурой и спортом. Для этого необходимо изучить и оценить реакцию (акция – это действие, реакция – это ответное действие) организма, его систем и органов на какое-либо воздействие, какой-либо фактор.

Определение и оценка функционального состояния органов и систем организма как целого называется функциональной диагностикой.

Расширение возможностей функциональной диагностики в спор­тивной медицине становится все более и более необходимым, осо­бенно в связи с необходимостью определения оптимальной дозы физической нагрузки для данного лица, то есть ее максимальной индивидуализации.

Исследование функционального состояния систем и органов проводится путем использования так называемых функцио­нальных проб.

При функциональной пробе изучается реакция органов и си­стем на воздействие какого-либо фактора. Выбор того или иного фактора зависит от поставленных перед функциональным исследо­ванием задач. Однако одно из обязательных условий – его строгое дозирование. Только при этом условии можно сравнивать реакцию у одного и того же лица при различном функциональном его со­стоянии или у разных лиц. Совершенно очевидно, что, применяя различные дозы воздействия, можно получить, например, одина­ковую реакцию у лиц с разным функциональным состоянием, и в этом случае оценка ее, естественно, не будет объективной.

При любой функциональной пробе вначале определяют исход­ные данные исследуемых показателей, характеризующие систему или орган в покое, затем данные этих показателей сразу после воздействия того или иного дозированного фактора и, наконец, время возвращения их к исходному уровню. Последнее позволяет определить длительность и характер восстановительного периода.

Чрезвычайно важно знать об изменении ряда функциональных показателей (например, частота пульса и дыхания, электрокар­диограмма) непосредственно при выполнении физической нагруз­ки. Это стало сейчас возможным благодаря применению метода телеметрии, который все более совершенствуется.

Наиболее часто в функциональной диагностике используется функциональная проба в виде физической нагрузки различной ин­тенсивности. Она точно дозируется специальными приборами – различными эргометрами, среди которых наибольшее распростра­нение получил велоэргометр. Широко применяется дозирование физической нагрузки и без велоэргометра (хотя оно и менее точ­но): бег на месте, приседания, ходьба по лестнице, восхождение и спуск на табуретку определенной высоты (степ-тест) и др. Все эти нагрузки дозируются как определенным темпом, так и дли­тельностью их выполнения (например, бег в течение 2 мин. с тем­пом 180 шагов в 1 мин.).

Кроме физической нагрузки в функциональной диагностике используются пробы с изменением внешней среды, фармакологи­ческие, пищевые и пр.

Среди проб с изменением внешней среды основную группу со­ставляют так называемые дыхательные пробы – задержка дыха­ния при вдохе и выдохе, вдыхание газовых смесей с различным процентным содержанием кислорода (пониженным до 10–16% или повышенным до 100%) или углекислоты, температурные пробы (например, холодовая и тепловая) и др.

К фармакологическим функциональным пробам относится вве­дение в организм разных химических веществ в безвредных для него дозах, однако дающих определенные реакции. Эти реакции различны в зависимости от функционального состояния орга­низма.

Пищевые пробы заключаются в исследовании реакции на вве­дение определенного количества различных пищевых веществ, жидкости и др.

К прочим пробам относятся ортостатическая и клиностатиче­ская пробы для оценки вегетативной нервной системы по реакции пульса на изменение положения тела в пространстве.

Следует иметь в виду, что нельзя правильно оценить функцио­нальное состояние организма спортсмена, исследуя только один какой-либо функциональный показатель. Необходимо комплексное изучение функционального состояния организма, включающее ряд, показателей, характеризующих различные стороны функции орга­низма в целом или отдельных его органов и систем. Однако ком­плекс в функциональном исследовании не должен быть всегда стандартным, одинаковым. Включение тех или иных показателей в комплексное исследование определяется теми задачами, которые в каждом конкретном случае ставит врач или тренер при изучении функционального состояния конкретного лица. Это значит, что при каждом новом функциональном исследовании комплекс показате­лей может изменяться, если изменяются задачи исследования, или: оставаться прежним, если задачи не изменяются.

Обычно изучаются изменения показателей сердечно-сосудистой системы (пульс, артериальное давление, электрокардиограмма; и др.), дыхательной системы (частота дыхания и его объем, по­глощение кислорода и выделение углекислоты и др.), пищевари­тельной и мочевыделительной систем (желудочный сок, кал, моча- и др.), системы крови (количество эритроцитов, количество и ха­рактер лейкоцитов, биохимические показатели крови и т. п.) и др.

Поскольку в организме человека подчас нельзя отделить функ­цию одной системы от функции другой, так как они тесно взаимо­связаны и взаимно компенсируют друг друга (например, система кровообращения и дыхания), то применяются и такие пробы, с по­мощью которых исследуют сочетанную функцию двух и более си­стем организма. К таким пробам относится, например, определение максимального поглощения кислорода и ряд других.

ТЕМА 7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ МЕДИЦИНСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

Цели и задачи изучения темы: Освоить методику составыления заключения по результатам медицинского обследования у спортсменов и занимающихся физической культурой.

Образовательные результаты освоения темы:

Знать: методы исследования и оценки состояния функции различных систем организма в целях оценки общей тренированности; методы исследования и оценки физической работоспособности, исследования и оценки состояния систем организма лимитирующих работоспособность; методы проведения и оценки результатов врачебно-педагогических наблюдений, методы проведения и оценки результатов самоконтроля спортсмена.

В заключении спортивного врача-диспансеризатора, которым завершается комплексное обследование спортсмена; обобщаются результаты полного медицинского обследования спортсмена. Для занимающегося физической культурой указывается медицинская группа, к которой он относится. В заключении даются оценка влия­ния занятий физической культурой и спортом на организм, ре­комендации по индивидуализации нагрузок, режиму трениро­вок и др.

Оценка состояния здоровья. Дать правильную оценку состоя­ния здоровья очень сложно, так как бывают скрыто протекающие патологические процессы, не вызывающие жалоб. В связи с тем что организм спортсмена обладает большими компенсаторными возможностями, такой патологический процесс может не сразу от­рицательно сказаться на спортивных результатах.

Однако если у спортсмена имеются какие-либо отклонения в состоянии здоровья, они под влиянием больших физических нагру­зок обязательно выявятся.

Такие отклонения в состоянии здоровья, как хронические забо­левания зубов, миндалину и желчного пузыря, которые могут и не беспокоить спортсмена, всегда должны привлекать внимание преподавателя и тренера.

У спортсменов с очагами хронической инфекции быстрее на­ступает состояние перетренированности, переутомление, перена­пряжение сердца, развивается патологическая гипертрофия серд­ца, что проявляется в снижении работоспособности и спортивных результатов. Своевременное лечение, а в ряде случаев и удаление очагов хронической инфекции способствуют исчезновению вызван­ных ими патологических изменений в других органах и системах, если в них еще не успели развиться необратимые изменения, и предупреждают их возникновение.

Если у спортсмена появляются боли в области печени во вре­мя нагрузки, он должен быть тщательно обследован. В основе этих болей чаще всего лежит воспаление желчного пузыря, а ино­гда и более далеко зашедший процесс – воспаление печени (гепатит), которое сопровождается нарушением ее функции. В этих случаях необходимо длительное и систематическое ле­чение.

При выявлении у спортсмена тех или иных отклонений в со­стоянии здоровья, преподаватель и тренер должны следить за тем, чтобы спортсмен лечился и выполнял указания врача как в отно­шении общего режима, так и режима тренировки.

Оценка состояния физического развития. При медицинском об­следовании могут быть выявлены различные дефекты физического развития (нарушение осанки, отставание тех или иных парамет­ров' физического развития), без учета которых нельзя правильно строить тренировочный процесс. Тренер и преподаватель обязаны добиваться устранения выявленных дефектов физического разви­тия, которые, если их своевременно не ликвидировать, могут ока­зать неблагоприятное влияние и на состояние здоровья.

Оценка функционального состояния. Оценка дается на основа­нии результатов исследования, полученных с помощью методов функциональной диагностики, и данных врачебно-педагогических наблюдений.

В зависимости от уровня функционального состояния тренер и преподаватель индивидуализируют физическую нагрузку на тре­нировках или занятиях. Особая осторожность необходима по отношению к спортсменам, недавно перенесшим те или иные забо­левания или травмы, в результате чего прежний уровень их функ­ционального состояния снижается.

Рекомендации к занятиям спортом. На основании первичного обследования, в зависимости от состояния здоровья, особенностей телосложения и функционального состояния врач решает, в каком виде спорта лучше всего могут проявиться индивидуальные дан­ные конкретного лица. Существуют абсолютные противопоказания к занятиям спортом. К ним относятся неизлечимые заболевания, полностью запрещающие занятия спортом (пороки сердца, эмфизе­ма легких, кардиосклероз и т. п.). Этим лицам следует рекомен­довать занятия различными видами физической культуры.

Помимо абсолютных противопоказаний, существуют относи­тельные противопоказания к занятиям спортом. Это значит, что данному лицу нельзя заниматься каким-то одним видом спорта, в то время как другим можно. Так, перфорация (прободение) ба­рабанной перепонки в результате перенесенного когда-то воспале­ния среднего уха является противопоказанием к занятиям водны­ми видами спорта. При некоторых нарушениях осанки (круглая спина, сутулость и т. п.) врач не рекомендует такие виды спорта, при занятиях которыми могут усугубляться эти нарушения (напри­мер, велосипедный спорт, гребля, бокс).

Распределение по медицинским группам. По состоянию здо­ровья, физическому развитию и функциональному состоянию чле­ны коллективов физкультуры, как и учащиеся школ, техникумов, вузов, распределяются на три медицинские группы: основную, под­готовительную, специальную.

К основной медицинской группе относятся лица, у которых нет отклонений в состоянии здоровья и физическом развитии, имеющие хорошее функциональное состояние. Этим лицам, помимо занятий в полном объеме по программе физвоспитания, разрешаются под­готовка и сдача норм комплекса ГТО, занятия в какой-либо спор­тивной секции. Им разрешается также участвовать в соревнова­ниях.

К подготовительной группе относятся лица, у которых отмеча­ются небольшие отклонения в состоянии здоровья, недостаточно полноценное функциональное состояние, слабое физическое раз­витие. Занимающиеся этой группы осваивают ту же программу физического воспитания, что и в основной группе, но более посте­пенно; нормативы, по которым учитывается их успеваемость, раз­рабатываются с учетом имеющихся у каждого из них отклонений. Им запрещается 'заниматься дополнительно в секциях каким-либо видом спорта. Они могут постепенно готовиться к выполнению норм комплекса ГТО. При улучшении состояния здоровья, физи­ческого развития и функционального состояния они могут быть переведены в основную группу.

К специальной медицинской группе относятся лица со значи­тельными отклонениями постоянного или временного характера в состоянии здоровья и физическом развитии. Занятия с ними про­водятся по особым программам, с учетом характера п степени отклонений в состояния здоровья и физическом развитии и обяза­тельно под постоянным врачебным наблюдением. Иногда занима­ющиеся этой группы направляются на специальные занятия ле­чебной физической культурой в лечебно-профилактические учреж­дения.

Оценка воздействия занятий физической культурой и спортом на организм. Такая оценка дается на основании повторных меди­цинских обследований, определяющих, какие изменения произо­шли в состоянии здоровья, физическом развитии, функциональном состоянии и т. п.

Повторные исследования физического развития позволяют оценить воздействие систематических занятий на морфологические и функциональные показатели физического развития, выявить как положительные, так и отрицательные сдвиги со стороны физиче­ского развития, возникающие в тех случаях, когда занятия прово­дились нерационально.

При повторных обследованиях врач отмечает, улучшилось или ухудшилось функциональное состояние. Кроме этого, обследова­ния, проведенные во время тренировок, соревнований, позволяют врачу совместно с тренером или преподавателем сделать вывод относительно изменений специальной тренированности.

Исследование восстановительного периода после проведения тренировок и соревнований выявляет недостаточное восстановле­ние функций различных систем организма после выполнения на­грузок. Недооценка этих данных при планировании тренировки может привести к перенапряжению тех систем, в которых были какие-либо отклонения и на которые падала особенно большая на­грузка. В частности, это относится к сердцу.

 

ТЕМА 1. СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВРАЧЕБНЫХ ОБСЛЕДОВАНИЙ

Цели и задачи изучения темы: запомнить содержание, формы и методы врачебных обследований.

Образовательные результаты освоения темы:

Знать: методы исследования и оценки состояния функции различных систем организма в целях оценки общей тренированности; методы исследования и оценки физической работоспособности, исследования и оценки состояния систем организма лимитирующих работоспособность; методы проведения и оценки результатов врачебно-педагогических наблюдений, методы проведения и оценки результатов самоконтроля спортсмена.

В содержание врачебных обследований входят: определение со­стояния здоровья и физического развития, после чего исследует­ся функциональное состояние организма занимающихся физиче­ской культурой и спортом.

Формой врачебных обследований являются врачебные осмотры, которые разделяются на первичные, повторные и дополнительные.

При первичном осмотре врач решает два основных во­проса: можно ли данному лицу заниматься физическими упражне­ниями и если можно, то какими и в какой степени. Разрешая заниматься спортом, врач должен рекомендовать вид спорта, учи­тывая, с одной стороны, морфологические и функциональные осо­бенности исследуемого лица, с другой –требования, предъявляе­мые тем или иным видом спорта к организму спортсмена.

Повторный врачебный осмотр, проводимый по плану, систематически, через определенные промежутки времени, состав­ляет сущность диспансерного наблюдения. Основной задачей повторных осмотров является определение воздействия занятий физическими упражнениями на организм.

Дополнительный врачебный осмотр предусматри­вает внеплановое обследование, обязательное после перенесенной болезни или длительного пропуска тренировок по каким-либо дру­гим причинам (в этих случаях тренер или преподаватель не имеет права допустить спортсмена к занятиям и тренировкам без разре­шения врача). К дополнительным осмотрам относится также вра­чебный осмотр перед соревнованием, так как без врачебного заключения спортсмен к соревнованиям не допускается.

Для решения этих вопросов спортивный врач применяет ряд методов исследования, которые разделяются на субъективные и объективные. К субъективным методам относится опрос, или анамнез, который разделяется на общий анамнез жизни и спортивный анамнез. К объективным методам – ряд антро­пометрических изменений, позволяющих оценить физическое развитие исследуемого лица.

После антропометрических измерений врач переходит непосредственно к врачебному исследованию, которое начинается с внешнего осмотра обследуемого, далее используются пальпация (ощупывание), перкуссия (выстукивание) и аускультация (выслушивание). Эти методы исследования также относятся к объективным и, несмотря на широкое и всевозрастающее применение инструментальных методов исследо­вания, не потеряли своего значения.

При пальпации врач определяет путем осязания упругость, влажность и другие качества кожи, частоту пульса, сердечный толчок, состояние лимфатических желез в различных участках те­ла, наличие или отсутствие увеличения печени и селезенки, состоя­ние мышц, костей, суставов и др.

Перкуссия позволяет по характеру и интенсивности звука, возникающего при постукивании пальцем одной руки по пальцу другой руки, наложенному на тот или иной участок тела (грудной клетки, брюшной полости или др.), определить, что находится под пальцем – плотное тело, жидкость или воздух. Например, при по­стукивании по поверхности грудной клетки над здоровым легким прослушивается ясный звук; если же звук будет глухим (как при постукивании по поверхности бедра), значит, либо в легком есть уплотнение, либо под пальцем находится плотное тело, в частно­сти сердце. Это дает возможность врачу определить границы сердца, не прибегая к рентгеновскому исследованию.

Аускультация позволяет выслушать непосредственно ухом или специальным прибором (стетоскоп, фонендоскоп), приклады­ваемыми к той или иной точке тела, звуки, возникающие во внут­ренних органах при их функции (тоны и шумы при выслушивании сердца, дыхательные шумы и хрипы при выслушивании легких и др.).

Такое врачебное обследование позволяет врачу составить до­статочно полное представление о состоянии здоровья исследуемого лица и поставить предварительный диагноз. Для уточнения, про­верки и углубления полученных при таком исследовании данных и поставленного диагноза используются прежде всего вспомога­тельные, инструментальные методы исследования, которые также называются объективными методами. К ним относятся как простые (приборы для измерения артериального давления, спирометр, динамометр и др.), так и сложные (рентгеновский ап­парат, электрофоно- и векторкардиографы, механокардиограф, спирограф, азотограф и др.) методы.

Наконец, врач обязательно направляет исследуемого на раз­личные лабораторные исследования, то есть биохимические и мик­роскопические анализы различных выделений (моча, кал, мокро­та, пот, слюна, желудочный сок, желчь и др.), а также на исследо­вание крови – морфологического и биохимического ее состава, исследование газового состава выдыхаемого воздуха, исследование спинномозговой жидкости и др. Это тоже объективные методы ис­следования. Часть из них (анализ мочи, крови, кала на яйца глистов) является обязательной для всех исследуемых, другие на­значаются врачом по специальным показаниям.

Для более полноценного и всестороннего исследования спортив­ный врач-диспансеризатор (специалист по заболеваниям внутрен­них органов, то есть терапевт) использует консультации различ­ных других врачей-специалистов: хирурга, невропатолога, ларинго­лога, окулиста, гинеколога и др.

Суммируя все данные в отношении обследуемого лица, врач получает окончательное представление о состоянии его здоровья и физическом развитии.

Функциональная диагностика

Данные, собранные в состоянии покоя, не всегда могут помочь врачу ответить на вопрос о состоянии функции си­стем и органов человека, что имеет огромное значение, в частности для занимающихся физической культурой и спортом. Для этого необходимо изучить и оценить реакцию (акция – это действие, реакция – это ответное действие) организма, его систем и органов на какое-либо воздействие, какой-либо фактор.

Определение и оценка функционального состояния органов и систем организма как целого называется функциональной диагностикой.

Расширение возможностей функциональной диагностики в спор­тивной медицине становится все более и более необходимым, осо­бенно в связи с необходимостью определения оптимальной дозы физической нагрузки для данного лица, то есть ее максимальной индивидуализации.

Исследование функционального состояния систем и органов проводится путем использования так называемых функцио­нальных проб.

При функциональной пробе изучается реакция органов и си­стем на воздействие какого-либо фактора. Выбор того или иного фактора зависит от поставленных перед функциональным исследо­ванием задач. Однако одно из обязательных условий – его строгое дозирование. Только при этом условии можно сравнивать реакцию у одного и того же лица при различном функциональном его со­стоянии или у разных лиц. Совершенно очевидно, что, применяя различные дозы воздействия, можно получить, например, одина­ковую реакцию у лиц с разным функциональным состоянием, и в этом случае оценка ее, естественно, не будет объективной.

При любой функциональной пробе вначале определяют исход­ные данные исследуемых показателей, характеризующие систему или орган в покое, затем данные этих показателей сразу после воздействия того или иного дозированного фактора и, наконец, время возвращения их к исходному уровню. Последнее позволяет определить длительность и характер восстановительного периода.

Чрезвычайно важно знать об изменении ряда функциональных показателей (например, частота пульса и дыхания, электрокар­диограмма) непосредственно при выполнении физической нагруз­ки. Это стало сейчас возможным благодаря применению метода телеметрии, который все более совершенствуется.

Наиболее часто в функциональной диагностике используется функциональная проба в виде физической нагрузки различной ин­тенсивности. Она точно дозируется специальными приборами – различными эргометрами, среди которых наибольшее распростра­нение получил велоэргометр. Широко применяется дозирование физической нагрузки и без велоэргометра (хотя оно и менее точ­но): бег на месте, приседания, ходьба по лестнице, восхождение и спуск на табуретку определенной высоты (степ-тест) и др. Все эти нагрузки дозируются как определенным темпом, так и дли­тельностью их выполнения (например, бег в течение 2 мин. с тем­пом 180 шагов в 1 мин.).

Кроме физической нагрузки в функциональной диагностике используются пробы с изменением внешней среды, фармакологи­ческие, пищевые и пр.

Среди проб с изменением внешней среды основную группу со­ставляют так называемые дыхательные пробы – задержка дыха­ния при вдохе и выдохе, вдыхание газовых смесей с различным процентным содержанием кислорода (пониженным до 10–16% или повышенным до 100%) или углекислоты, температурные пробы (например, холодовая и тепловая) и др.

К фармакологическим функциональным пробам относится вве­дение в организм разных химических веществ в безвредных для него дозах, однако дающих определенные реакции. Эти реакции различны в зависимости от функционального состояния орга­низма.

Пищевые пробы заключаются в исследовании реакции на вве­дение определенного количества различных пищевых веществ, жидкости и др.

К прочим пробам относятся ортостатическая и клиностатиче­ская пробы для оценки вегетативной нервной системы по реакции пульса на изменение положения тела в пространстве.

Следует иметь в виду, что нельзя правильно оценить функцио­нальное состояние организма спортсмена, исследуя только один какой-либо функциональный показатель. Необходимо комплексное изучение функционального состояния организма, включающее ряд, показателей, характеризующих различные стороны функции орга­низма в целом или отдельных его органов и систем. Однако ком­плекс в функциональном исследовании не должен быть всегда стандартным, одинаковым. Включение тех или иных показателей в комплексное исследование определяется теми задачами, которые в каждом конкретном случае ставит врач или тренер при изучении функционального состояния конкретного лица. Это значит, что при каждом новом функциональном исследовании комплекс показате­лей может изменяться, если изменяются задачи исследования, или: оставаться прежним, если задачи не изменяются.

Обычно изучаются изменения показателей сердечно-сосудистой системы (пульс, артериальное давление, электрокардиограмма; и др.), дыхательной системы (частота дыхания и его объем, по­глощение кислорода и выделение углекислоты и др.), пищевари­тельной и мочевыделительной систем (желудочный сок, кал, моча- и др.), системы крови (количество эритроцитов, количество и ха­рактер лейкоцитов, биохимические показатели крови и т. п.) и др.

Поскольку в организме человека подчас нельзя отделить функ­цию одной системы от функции другой, так как они тесно взаимо­связаны и взаимно компенсируют друг друга (например, система кровообращения и дыхания), то применяются и такие пробы, с по­мощью которых исследуют сочетанную функцию двух и более си­стем организма. К таким пробам относится, например, определение максимального поглощения кислорода и ряд других.

Классификация функциональных проб

Функциональные пробы разделяются на специфические и не­специфические.

Специфическими (адекватными) назы­вают такие функциональные пробы, фактором воздействия в кото­рых служат движения, имитирующие конкретный вид спорта. На­пример, для боксера такой пробой будет бой с тенью, для греб­ца – работа в гребном аппарате и т. п.

К неспецифическим (неадекватным) относятся пробы, в которых используются движения, в той или иной мере свойственные всем видам спорта (например, бег на месте, приседания, степ-тест). Неспецифические- пробы позволяют в известной степени судить об общей физической подготовленности и проводятся без особого учета специализации (в основном, это пробы, включающие бег на месте или приседа­ния).

Кроме того, функциональные пробы могут быть одномомент­ные, когда используется один фактор воздействия (например, 20 приседаний, или 60 подскоков, или 2-3-минутный бег на месте в темпе 180 шагов в 1 мин.), двухмоментные – два фактора и ком­бинированные – больше двух.

К последнему виду относится широ­ко распространенная проба Летунова, включающая в себя три варианта физической нагрузки.

Первый – это выполнение 20 приседаний, после чего в течение 3 мин. измеряются пульс и артериальное давление и другие пока­затели; второй –нагрузка в виде бега на месте в максимальном темпе в течение 15 сек., после чего испытуемый наблюдается в те­чение 4 мин.; третий вариант 3- минутный бег на месте в темпе 180 шагов в 1 мин. с последующим наблюдением в течение 5 мин. В этой пробе 20 приседаний служат разминкой для последующих нагрузок.

Изменения пульса и артериального давления после 15-секунд­ного бега в максимальном темпе отражают приспособление сердеч­но-сосудистой системы спортсмена к скоростной нагрузке, а после 3-минутного бега – к нагрузке на выносливость.

Очень важным при функциональных пробах с физической на­грузкой является качество их выполнения и дозировка по темпу выполнения движений. Проба с 20 приседаниями должна быть проведена за 30 сек., причем необходимо, чтобы приседания были глубокими. При каждом из них руки вытягиваются вперед, при вставании – опускаются. Проба с бегом на месте в темпе 180 ша­гов в 1 мин. проводится под метроном при сгибании бедра на 70° – голени – до образования угла с бедром, равного 45–50°, со свободными движениями рук, согнутых в локтевых суставах, как при обычном беге.

Исследование влияния непосредственной спортивной деятель­ности на организм спортсмена имеет огромное значение. Поэтому в спортивной медицине очень много внимания уделяется врачебно­-педагогическим наблюдениям, на основании которых тренер, преподаватель и врач делают существенно важные выводы.

Однако такие исследования при всей их значимости во многом недостаточно полноценны. Дело в том, что в этих условиях может быть использовано очень ограниченное число методов исследова­ния – для которых существует портативная аппаратура.

Что же касается функционального исследования в лаборатории, то хотя там спортивная деятельность имитируется или применяет­ся неспецифическая нагрузка, диапазон возможностей для всесто­роннего комплексного исследования значительно шире, так как может быть использована сложная стационарная аппаратура.

Таким образом, функциональная диагностика в спортивной ме­дицине должна проводиться как в условиях лаборатории, так и непосредственно на местах тренировок и соревнований. Такое соче­тание позволяет наиболее точно оценить функциональное состояние организма спортсмена, что является после определения состояния здоровья и физического развития одной из основных задач спор­тивного врача.

При изучении реакции организма на то или иное воздействие следует обращать внимание на степень изменения определяе­мых показателей по сравнению с исходными данными и, что очень важно, длительность возвращения этих показателей к исход­ным данным. Правильная оценка степени реакции и длительности восстановления помогает определить состояние функции иссле­дуемого.

При выборе показателей, используемых в исследовании, надо исходить из того, что часть из них характеризует функциональные возможности, часть – функциональные способности организма спортсмена. Это разные понятия – возможности и способности. Например, высокий рост есть показатель функциональной возмож­ности для игры в баскетбол. Однако для того, чтобы эту возмож­ность использовать, требуется длительная тренировка, в результа­те которой функциональная возможность превращается в функци­ональную способность.

Иначе говоря, функциональные возможности – это статическое понятие, в то время как функциональные способности – понятие динамическое; функциональные способности представляют собой умение использовать свои возможности, что достигается в процес­се тренировки. Конечно, чем выше функциональные возможности организма, тем потенциально выше и его функциональные способ­ности. Однако не всегда удается научить спортсмена полностью использовать свои функциональные возможности. Поэтому, напри­мер, баскетболист меньшего роста, чем его товарищ по команде, может превосходить его по мастерству.

Врач помогает тренеру правильно оценить возможности и спо­собности спортсмена, указывает, в каком случае надо повысить его возможности, а в каком это делать сразу не следует, так как спортсмен уже обладает достаточно высокими возможностями.

Определяя состояние здоровья, врач одновременно диагности­рует предпатологические состояния и патологические изменения, принимает меры к их лечению и разрабатывает пути предупрежде­ния заболеваний. Чем раньше выявляются отклонения в состоянии здоровья, тем эффективнее будет их лечение.

Ранняя и точная диагностика связана с постоянным совершен­ствованием методов функциональной диагностики. Например, при изучении сердечно-сосудистой системы применяется метод опреде­ления сократительной функции миокарда, векторкардиография, эхокардиография, ритмография и т. п. Все большее распростране­ние получает метод оксигемометрии, позволяющий бескровно, дли­тельно и непрерывно определять изменения насыщения артериаль­ной крови кислородом, точно и быстро изучать ряд важных пока­зателей функции дыхания и кровообращения.

Спортивная медицина занимается изучением у спортсменов главным образом сердечно-сосудистой и дыхательной систем, так, как еще не располагает методами быстрого и точного исследова­ния функций эндокринной, пищеварительной и других важнейших систем и органов (так называемые экспресс-методы). Поэтому функции этих систем изучаются пока главным образом в специали­зированных учреждениях: институтах, клиниках и т. д. Однако в этом направлении ведется большая научно-исследовательская ра­бота, и недалеко то время, когда организм спортсмена будет ис­следоваться всесторонне в обычном врачебном кабинете или на местах тренировок и соревнований.

Опрос, или анамнез (от греч. анамнезис – воспоминание), относится к категории субъективных методов врачебного обследо­вания. Без тщательного опроса исследуемого никакое врачебное обследование не может быть полноценным.

Детальный расспрос исследуемого лица, или, как принято го­ворить, собирание анамнеза, требует четкой последовательности ведения расспроса (чтобы не упустить важных моментов), опре­деленного стиля постановки вопросов (зависит от личности опра­шиваемого), доступной, ясной формы вопросов, исключающей на­вязывание ответов, умения правильно их оценивать.

Более того, умение собирать анамнез важно и для преподава­теля и тренера, так как может существенно помочь им в правиль­ном определении спортивной специализации, в установлении ре­жима и объема физической нагрузки, подборе необходимых средств и методов спортивной тренировки и т. д.

Особую роль в спортивной медицине играет правильная оценка ответов. Бывают случаи умышленного преувеличения своих ощу­щений, что получило название аггравации. Могут быть случаи сообщения ложных сведений (о несуществующих и несуществовавших явлениях), что называется симуляцией.

Некоторые спортсмены скрывают свои болезненные ощущения, утаивают перенесенные заболевания и травмы из-за боязни, что их не допустят к занятиям спортом. Это называется диссимуляцией. Она подчас ставит врача в очень трудное положение, приводит к ошибочным заключениям.

Таким образом, правильно и тщательно собранный анамнез име­ют важное значение. Без такого анамнеза нельзя правильно оце­нить объективные данные, касающиеся как состояния здоровья, так и функционального состояния обследуемого.

Анамнез разделяется на несколько частей: 1) паспортную часть, 2) анамнез жизни, 3) спортивный анамнез. Вначале выясняют паспортные данные, затем собирают анамнез жизни и обязательно -спортивный анамнез.

Паспортные данные – это общие сведения об исследуе­мом: фамилия, имя, отчество, возраст, профессия, семейное поло­жение и др. В этот раздел анамнеза спортсменов входят также -основная спортивная специализация (вид спорта), спортивная ква­лификация (мастер спорта, спортсмен I, II или III разряда, без разряда) и спортивный стаж.

Профессия, род занятий должны учитываться при выборе мето­дики занятий физическими упражнениями.

Семейное положение обусловливает круг обязанностей обсле­дуемого по отношению к семье, детям и т. д., что требует обяза­тельного учета при определении степени физических упражне­ний. Остальные графы паспортной части имеют в основном стати­стическое значение.

В анамнез жизни входят основные данные об условиях жизни в прошлом и в настоящее время, о наследственности, перенесен­ных заболеваниях и травмах и др. При жалобах, свидетельствую­щих о возможном заболевании, они тщательно детализируются. Дело в том, что нередко жалобы появляются еще до того, как можно выявить объективные признаки заболевания.

Выясняются место рождения и условия жизни в детстве. Дан­ные о месте рождения нужны для оценки возможного влияния климатических условий и их изменений. Сведения об условиях жизни в детстве (быт, режим, питание и др.), накладывающих определенный отпечаток на физическое развитие и функциональное состояние обследуемого, помогают объяснить их возможные осо­бенности. Уточняются сроки полового созревания (время появле­ния и характер менструального цикла у девочек, появление вто­ричных половых признаков у мальчиков), ибо, по сути дела, био­логический, а не паспортный возраст определяет возможности использования той или иной нагрузки. Затем выясняются условия труда и быта в настоящее время – характер труда (умственный или физический, возможные профессиональные вредности, длитель­ность работы и др.), режим дня, условия и характер питания (до­статочность, регулярность, питание всухомятку и т. д.), бытовые условия – метраж жилплощади, гигиенические и другие условия, примерный бюджет на одного члена семьи, что дает представле­ние о материальной обеспеченности обследуемого. При опросе ори­ентировочно определяют калорийность рациона. Важными явля­ются сведения о характере витаминной насыщенности питания, его регулярности и согласовании режима питания с режимом спор­тивной тренировки.

Все эти данные имеют большое значение не только для врача, но и для преподавателя и тренера при установлении ими величи­ны спортивной нагрузки.

Обязательно нужно выяснить, имеются ли у обследуемого вред­ные привычки: курит ли он, употребляет ли алкоголь? Например, если обследуемый курит, то с какого возраста, сколько папирос в день, курит ли натощак и ночью и т. д. Если употребляет алко­голь, то как часто, в каком количестве и т. д.

Борьба с вредными привычками, наблюдающимися у физкуль­турников и спортсменов, является одной из первоочередных задач спортивного врача, а также преподавателя и тренера, так как курение и употребление алкоголя несовместимы с занятиями физи­ческой культурой, спортом, противоречат самой их сущности.

При выявлении характера наследственности узнают о состоя­нии здоровья родителей, сестер, братьев, обращая особое внима­ние на такие болезни, как гипертоническая, атеросклероз, брон­хиальная астма, нарушения обмена и другие заболевания, на при­чины смерти родителей, дедушки и бабушки. Учет наследственных 1 признаков позволяет в определенной мере получить представление об особенностях двигательной реакции, о типе телосложения родителей, что нередко передается по наследству и, безусловно, име­ет значение при выборе Той или иной спортивной специали­зации.

Сведения, касающиеся перенесенных заболеваний и травм, важны потому, что ряд заболеваний, перенесенных в прошлом, мо­жет оставлять в органах необратимые изменения различной сте­пени выраженности. Например, при суставном ревматизме часто возникают и остаются на всю жизнь порок сердца или изменения сердечной мышцы.

Особенно подробными должны быть сведения о заболеваниях и травмах, связанных с занятиями спортом. Необходимо выяснить, когда и при каких обстоятельствах появилось заболевание или произошла травма, сколько времени длилось заболевание (или травма), в чем оно проявилось, какой длительности были переры­вы в занятиях физическими упражнениями.

В спортивный анамнез входят все вопросы, касающиеся заня­тий физическими упражнениями, спортом. Прежде всего выясняют, с какого возраста обследуемый начал систематически зани­маться спортом, к какой группе (основной, подготовительной, специальной) относился при занятиях физкультурой в школе, занимался ли в школе в спортивных секциях (в каких и сколько времени), какие показывал результаты, участвовал ли в соревно-1 ваниях (какого масштаба). Существенными являются сведения о начале систематических тренировок в данном виде спорта: о быст­роте роста спортивной квалификации (сколько времени понадоби­лось для выполнения последующего разряда), о динамике спор­тивных результатов, о занятиях дополнительными видами спорта; об объеме тренировочных нагрузок и интенсивности занятий в настоящее время, в том числе количестве тренировок в неделю; об общем времени, отводимом на тренировки, режиме тренировки, работы и отдыха, условиях тренировок. Выясняют, имеется ли ощущение усталости после и особенно до занятий; были ли перерывы в тренировочных занятиях (какой длительности и их причина); каковы показываемые результаты, каково самочувствие спортсмена, настроение, удовлетворен ли он своими спортивными результатами, занимается ли утренней зарядкой, закаливанием и др. В заключение спортивного анамнеза дается общая характеристика режима тренировки и отдыха (по часам).

Если обследуемый занимается физической культурой, то по­дробно расспрашивают обо всем, что касается этих занятий.

После сбора анамнеза и проведения антропометрических из­мерений врач переходит непосредственно к врачебному исследо­ванию.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 242.