ТЕМА 1. СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВРАЧЕБНЫХ ОБСЛЕДОВАНИЙ
Цели и задачи изучения темы: запомнить содержание, формы и методы врачебных обследований.
Образовательные результаты освоения темы:
Знать: методы исследования и оценки состояния функции различных систем организма в целях оценки общей тренированности; методы исследования и оценки физической работоспособности, исследования и оценки состояния систем организма лимитирующих работоспособность; методы проведения и оценки результатов врачебно-педагогических наблюдений, методы проведения и оценки результатов самоконтроля спортсмена.
В содержание врачебных обследований входят: определение состояния здоровья и физического развития, после чего исследуется функциональное состояние организма занимающихся физической культурой и спортом.
Формой врачебных обследований являются врачебные осмотры, которые разделяются на первичные, повторные и дополнительные.
При первичном осмотре врач решает два основных вопроса: можно ли данному лицу заниматься физическими упражнениями и если можно, то какими и в какой степени. Разрешая заниматься спортом, врач должен рекомендовать вид спорта, учитывая, с одной стороны, морфологические и функциональные особенности исследуемого лица, с другой –требования, предъявляемые тем или иным видом спорта к организму спортсмена.
Повторный врачебный осмотр, проводимый по плану, систематически, через определенные промежутки времени, составляет сущность диспансерного наблюдения. Основной задачей повторных осмотров является определение воздействия занятий физическими упражнениями на организм.
Дополнительный врачебный осмотр предусматривает внеплановое обследование, обязательное после перенесенной болезни или длительного пропуска тренировок по каким-либо другим причинам (в этих случаях тренер или преподаватель не имеет права допустить спортсмена к занятиям и тренировкам без разрешения врача). К дополнительным осмотрам относится также врачебный осмотр перед соревнованием, так как без врачебного заключения спортсмен к соревнованиям не допускается.
Для решения этих вопросов спортивный врач применяет ряд методов исследования, которые разделяются на субъективные и объективные. К субъективным методам относится опрос, или анамнез, который разделяется на общий анамнез жизни и спортивный анамнез. К объективным методам – ряд антропометрических изменений, позволяющих оценить физическое развитие исследуемого лица.
После антропометрических измерений врач переходит непосредственно к врачебному исследованию, которое начинается с внешнего осмотра обследуемого, далее используются пальпация (ощупывание), перкуссия (выстукивание) и аускультация (выслушивание). Эти методы исследования также относятся к объективным и, несмотря на широкое и всевозрастающее применение инструментальных методов исследования, не потеряли своего значения.
При пальпации врач определяет путем осязания упругость, влажность и другие качества кожи, частоту пульса, сердечный толчок, состояние лимфатических желез в различных участках тела, наличие или отсутствие увеличения печени и селезенки, состояние мышц, костей, суставов и др.
Перкуссия позволяет по характеру и интенсивности звука, возникающего при постукивании пальцем одной руки по пальцу другой руки, наложенному на тот или иной участок тела (грудной клетки, брюшной полости или др.), определить, что находится под пальцем – плотное тело, жидкость или воздух. Например, при постукивании по поверхности грудной клетки над здоровым легким прослушивается ясный звук; если же звук будет глухим (как при постукивании по поверхности бедра), значит, либо в легком есть уплотнение, либо под пальцем находится плотное тело, в частности сердце. Это дает возможность врачу определить границы сердца, не прибегая к рентгеновскому исследованию.
Аускультация позволяет выслушать непосредственно ухом или специальным прибором (стетоскоп, фонендоскоп), прикладываемыми к той или иной точке тела, звуки, возникающие во внутренних органах при их функции (тоны и шумы при выслушивании сердца, дыхательные шумы и хрипы при выслушивании легких и др.).
Такое врачебное обследование позволяет врачу составить достаточно полное представление о состоянии здоровья исследуемого лица и поставить предварительный диагноз. Для уточнения, проверки и углубления полученных при таком исследовании данных и поставленного диагноза используются прежде всего вспомогательные, инструментальные методы исследования, которые также называются объективными методами. К ним относятся как простые (приборы для измерения артериального давления, спирометр, динамометр и др.), так и сложные (рентгеновский аппарат, электрофоно- и векторкардиографы, механокардиограф, спирограф, азотограф и др.) методы.
Наконец, врач обязательно направляет исследуемого на различные лабораторные исследования, то есть биохимические и микроскопические анализы различных выделений (моча, кал, мокрота, пот, слюна, желудочный сок, желчь и др.), а также на исследование крови – морфологического и биохимического ее состава, исследование газового состава выдыхаемого воздуха, исследование спинномозговой жидкости и др. Это тоже объективные методы исследования. Часть из них (анализ мочи, крови, кала на яйца глистов) является обязательной для всех исследуемых, другие назначаются врачом по специальным показаниям.
Для более полноценного и всестороннего исследования спортивный врач-диспансеризатор (специалист по заболеваниям внутренних органов, то есть терапевт) использует консультации различных других врачей-специалистов: хирурга, невропатолога, ларинголога, окулиста, гинеколога и др.
Суммируя все данные в отношении обследуемого лица, врач получает окончательное представление о состоянии его здоровья и физическом развитии.
Функциональная диагностика
Данные, собранные в состоянии покоя, не всегда могут помочь врачу ответить на вопрос о состоянии функции систем и органов человека, что имеет огромное значение, в частности для занимающихся физической культурой и спортом. Для этого необходимо изучить и оценить реакцию (акция – это действие, реакция – это ответное действие) организма, его систем и органов на какое-либо воздействие, какой-либо фактор.
Определение и оценка функционального состояния органов и систем организма как целого называется функциональной диагностикой.
Расширение возможностей функциональной диагностики в спортивной медицине становится все более и более необходимым, особенно в связи с необходимостью определения оптимальной дозы физической нагрузки для данного лица, то есть ее максимальной индивидуализации.
Исследование функционального состояния систем и органов проводится путем использования так называемых функциональных проб.
При функциональной пробе изучается реакция органов и систем на воздействие какого-либо фактора. Выбор того или иного фактора зависит от поставленных перед функциональным исследованием задач. Однако одно из обязательных условий – его строгое дозирование. Только при этом условии можно сравнивать реакцию у одного и того же лица при различном функциональном его состоянии или у разных лиц. Совершенно очевидно, что, применяя различные дозы воздействия, можно получить, например, одинаковую реакцию у лиц с разным функциональным состоянием, и в этом случае оценка ее, естественно, не будет объективной.
При любой функциональной пробе вначале определяют исходные данные исследуемых показателей, характеризующие систему или орган в покое, затем данные этих показателей сразу после воздействия того или иного дозированного фактора и, наконец, время возвращения их к исходному уровню. Последнее позволяет определить длительность и характер восстановительного периода.
Чрезвычайно важно знать об изменении ряда функциональных показателей (например, частота пульса и дыхания, электрокардиограмма) непосредственно при выполнении физической нагрузки. Это стало сейчас возможным благодаря применению метода телеметрии, который все более совершенствуется.
Наиболее часто в функциональной диагностике используется функциональная проба в виде физической нагрузки различной интенсивности. Она точно дозируется специальными приборами – различными эргометрами, среди которых наибольшее распространение получил велоэргометр. Широко применяется дозирование физической нагрузки и без велоэргометра (хотя оно и менее точно): бег на месте, приседания, ходьба по лестнице, восхождение и спуск на табуретку определенной высоты (степ-тест) и др. Все эти нагрузки дозируются как определенным темпом, так и длительностью их выполнения (например, бег в течение 2 мин. с темпом 180 шагов в 1 мин.).
Кроме физической нагрузки в функциональной диагностике используются пробы с изменением внешней среды, фармакологические, пищевые и пр.
Среди проб с изменением внешней среды основную группу составляют так называемые дыхательные пробы – задержка дыхания при вдохе и выдохе, вдыхание газовых смесей с различным процентным содержанием кислорода (пониженным до 10–16% или повышенным до 100%) или углекислоты, температурные пробы (например, холодовая и тепловая) и др.
К фармакологическим функциональным пробам относится введение в организм разных химических веществ в безвредных для него дозах, однако дающих определенные реакции. Эти реакции различны в зависимости от функционального состояния организма.
Пищевые пробы заключаются в исследовании реакции на введение определенного количества различных пищевых веществ, жидкости и др.
К прочим пробам относятся ортостатическая и клиностатическая пробы для оценки вегетативной нервной системы по реакции пульса на изменение положения тела в пространстве.
Следует иметь в виду, что нельзя правильно оценить функциональное состояние организма спортсмена, исследуя только один какой-либо функциональный показатель. Необходимо комплексное изучение функционального состояния организма, включающее ряд, показателей, характеризующих различные стороны функции организма в целом или отдельных его органов и систем. Однако комплекс в функциональном исследовании не должен быть всегда стандартным, одинаковым. Включение тех или иных показателей в комплексное исследование определяется теми задачами, которые в каждом конкретном случае ставит врач или тренер при изучении функционального состояния конкретного лица. Это значит, что при каждом новом функциональном исследовании комплекс показателей может изменяться, если изменяются задачи исследования, или: оставаться прежним, если задачи не изменяются.
Обычно изучаются изменения показателей сердечно-сосудистой системы (пульс, артериальное давление, электрокардиограмма; и др.), дыхательной системы (частота дыхания и его объем, поглощение кислорода и выделение углекислоты и др.), пищеварительной и мочевыделительной систем (желудочный сок, кал, моча- и др.), системы крови (количество эритроцитов, количество и характер лейкоцитов, биохимические показатели крови и т. п.) и др.
Поскольку в организме человека подчас нельзя отделить функцию одной системы от функции другой, так как они тесно взаимосвязаны и взаимно компенсируют друг друга (например, система кровообращения и дыхания), то применяются и такие пробы, с помощью которых исследуют сочетанную функцию двух и более систем организма. К таким пробам относится, например, определение максимального поглощения кислорода и ряд других.
ТЕМА 7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ МЕДИЦИНСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ
Цели и задачи изучения темы: Освоить методику составыления заключения по результатам медицинского обследования у спортсменов и занимающихся физической культурой.
Образовательные результаты освоения темы:
Знать: методы исследования и оценки состояния функции различных систем организма в целях оценки общей тренированности; методы исследования и оценки физической работоспособности, исследования и оценки состояния систем организма лимитирующих работоспособность; методы проведения и оценки результатов врачебно-педагогических наблюдений, методы проведения и оценки результатов самоконтроля спортсмена.
В заключении спортивного врача-диспансеризатора, которым завершается комплексное обследование спортсмена; обобщаются результаты полного медицинского обследования спортсмена. Для занимающегося физической культурой указывается медицинская группа, к которой он относится. В заключении даются оценка влияния занятий физической культурой и спортом на организм, рекомендации по индивидуализации нагрузок, режиму тренировок и др.
Оценка состояния здоровья. Дать правильную оценку состояния здоровья очень сложно, так как бывают скрыто протекающие патологические процессы, не вызывающие жалоб. В связи с тем что организм спортсмена обладает большими компенсаторными возможностями, такой патологический процесс может не сразу отрицательно сказаться на спортивных результатах.
Однако если у спортсмена имеются какие-либо отклонения в состоянии здоровья, они под влиянием больших физических нагрузок обязательно выявятся.
Такие отклонения в состоянии здоровья, как хронические заболевания зубов, миндалину и желчного пузыря, которые могут и не беспокоить спортсмена, всегда должны привлекать внимание преподавателя и тренера.
У спортсменов с очагами хронической инфекции быстрее наступает состояние перетренированности, переутомление, перенапряжение сердца, развивается патологическая гипертрофия сердца, что проявляется в снижении работоспособности и спортивных результатов. Своевременное лечение, а в ряде случаев и удаление очагов хронической инфекции способствуют исчезновению вызванных ими патологических изменений в других органах и системах, если в них еще не успели развиться необратимые изменения, и предупреждают их возникновение.
Если у спортсмена появляются боли в области печени во время нагрузки, он должен быть тщательно обследован. В основе этих болей чаще всего лежит воспаление желчного пузыря, а иногда и более далеко зашедший процесс – воспаление печени (гепатит), которое сопровождается нарушением ее функции. В этих случаях необходимо длительное и систематическое лечение.
При выявлении у спортсмена тех или иных отклонений в состоянии здоровья, преподаватель и тренер должны следить за тем, чтобы спортсмен лечился и выполнял указания врача как в отношении общего режима, так и режима тренировки.
Оценка состояния физического развития. При медицинском обследовании могут быть выявлены различные дефекты физического развития (нарушение осанки, отставание тех или иных параметров' физического развития), без учета которых нельзя правильно строить тренировочный процесс. Тренер и преподаватель обязаны добиваться устранения выявленных дефектов физического развития, которые, если их своевременно не ликвидировать, могут оказать неблагоприятное влияние и на состояние здоровья.
Оценка функционального состояния. Оценка дается на основании результатов исследования, полученных с помощью методов функциональной диагностики, и данных врачебно-педагогических наблюдений.
В зависимости от уровня функционального состояния тренер и преподаватель индивидуализируют физическую нагрузку на тренировках или занятиях. Особая осторожность необходима по отношению к спортсменам, недавно перенесшим те или иные заболевания или травмы, в результате чего прежний уровень их функционального состояния снижается.
Рекомендации к занятиям спортом. На основании первичного обследования, в зависимости от состояния здоровья, особенностей телосложения и функционального состояния врач решает, в каком виде спорта лучше всего могут проявиться индивидуальные данные конкретного лица. Существуют абсолютные противопоказания к занятиям спортом. К ним относятся неизлечимые заболевания, полностью запрещающие занятия спортом (пороки сердца, эмфизема легких, кардиосклероз и т. п.). Этим лицам следует рекомендовать занятия различными видами физической культуры.
Помимо абсолютных противопоказаний, существуют относительные противопоказания к занятиям спортом. Это значит, что данному лицу нельзя заниматься каким-то одним видом спорта, в то время как другим можно. Так, перфорация (прободение) барабанной перепонки в результате перенесенного когда-то воспаления среднего уха является противопоказанием к занятиям водными видами спорта. При некоторых нарушениях осанки (круглая спина, сутулость и т. п.) врач не рекомендует такие виды спорта, при занятиях которыми могут усугубляться эти нарушения (например, велосипедный спорт, гребля, бокс).
Распределение по медицинским группам. По состоянию здоровья, физическому развитию и функциональному состоянию члены коллективов физкультуры, как и учащиеся школ, техникумов, вузов, распределяются на три медицинские группы: основную, подготовительную, специальную.
К основной медицинской группе относятся лица, у которых нет отклонений в состоянии здоровья и физическом развитии, имеющие хорошее функциональное состояние. Этим лицам, помимо занятий в полном объеме по программе физвоспитания, разрешаются подготовка и сдача норм комплекса ГТО, занятия в какой-либо спортивной секции. Им разрешается также участвовать в соревнованиях.
К подготовительной группе относятся лица, у которых отмечаются небольшие отклонения в состоянии здоровья, недостаточно полноценное функциональное состояние, слабое физическое развитие. Занимающиеся этой группы осваивают ту же программу физического воспитания, что и в основной группе, но более постепенно; нормативы, по которым учитывается их успеваемость, разрабатываются с учетом имеющихся у каждого из них отклонений. Им запрещается 'заниматься дополнительно в секциях каким-либо видом спорта. Они могут постепенно готовиться к выполнению норм комплекса ГТО. При улучшении состояния здоровья, физического развития и функционального состояния они могут быть переведены в основную группу.
К специальной медицинской группе относятся лица со значительными отклонениями постоянного или временного характера в состоянии здоровья и физическом развитии. Занятия с ними проводятся по особым программам, с учетом характера п степени отклонений в состояния здоровья и физическом развитии и обязательно под постоянным врачебным наблюдением. Иногда занимающиеся этой группы направляются на специальные занятия лечебной физической культурой в лечебно-профилактические учреждения.
Оценка воздействия занятий физической культурой и спортом на организм. Такая оценка дается на основании повторных медицинских обследований, определяющих, какие изменения произошли в состоянии здоровья, физическом развитии, функциональном состоянии и т. п.
Повторные исследования физического развития позволяют оценить воздействие систематических занятий на морфологические и функциональные показатели физического развития, выявить как положительные, так и отрицательные сдвиги со стороны физического развития, возникающие в тех случаях, когда занятия проводились нерационально.
При повторных обследованиях врач отмечает, улучшилось или ухудшилось функциональное состояние. Кроме этого, обследования, проведенные во время тренировок, соревнований, позволяют врачу совместно с тренером или преподавателем сделать вывод относительно изменений специальной тренированности.
Исследование восстановительного периода после проведения тренировок и соревнований выявляет недостаточное восстановление функций различных систем организма после выполнения нагрузок. Недооценка этих данных при планировании тренировки может привести к перенапряжению тех систем, в которых были какие-либо отклонения и на которые падала особенно большая нагрузка. В частности, это относится к сердцу.
ТЕМА 1. СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВРАЧЕБНЫХ ОБСЛЕДОВАНИЙ
Цели и задачи изучения темы: запомнить содержание, формы и методы врачебных обследований.
Образовательные результаты освоения темы:
Знать: методы исследования и оценки состояния функции различных систем организма в целях оценки общей тренированности; методы исследования и оценки физической работоспособности, исследования и оценки состояния систем организма лимитирующих работоспособность; методы проведения и оценки результатов врачебно-педагогических наблюдений, методы проведения и оценки результатов самоконтроля спортсмена.
В содержание врачебных обследований входят: определение состояния здоровья и физического развития, после чего исследуется функциональное состояние организма занимающихся физической культурой и спортом.
Формой врачебных обследований являются врачебные осмотры, которые разделяются на первичные, повторные и дополнительные.
При первичном осмотре врач решает два основных вопроса: можно ли данному лицу заниматься физическими упражнениями и если можно, то какими и в какой степени. Разрешая заниматься спортом, врач должен рекомендовать вид спорта, учитывая, с одной стороны, морфологические и функциональные особенности исследуемого лица, с другой –требования, предъявляемые тем или иным видом спорта к организму спортсмена.
Повторный врачебный осмотр, проводимый по плану, систематически, через определенные промежутки времени, составляет сущность диспансерного наблюдения. Основной задачей повторных осмотров является определение воздействия занятий физическими упражнениями на организм.
Дополнительный врачебный осмотр предусматривает внеплановое обследование, обязательное после перенесенной болезни или длительного пропуска тренировок по каким-либо другим причинам (в этих случаях тренер или преподаватель не имеет права допустить спортсмена к занятиям и тренировкам без разрешения врача). К дополнительным осмотрам относится также врачебный осмотр перед соревнованием, так как без врачебного заключения спортсмен к соревнованиям не допускается.
Для решения этих вопросов спортивный врач применяет ряд методов исследования, которые разделяются на субъективные и объективные. К субъективным методам относится опрос, или анамнез, который разделяется на общий анамнез жизни и спортивный анамнез. К объективным методам – ряд антропометрических изменений, позволяющих оценить физическое развитие исследуемого лица.
После антропометрических измерений врач переходит непосредственно к врачебному исследованию, которое начинается с внешнего осмотра обследуемого, далее используются пальпация (ощупывание), перкуссия (выстукивание) и аускультация (выслушивание). Эти методы исследования также относятся к объективным и, несмотря на широкое и всевозрастающее применение инструментальных методов исследования, не потеряли своего значения.
При пальпации врач определяет путем осязания упругость, влажность и другие качества кожи, частоту пульса, сердечный толчок, состояние лимфатических желез в различных участках тела, наличие или отсутствие увеличения печени и селезенки, состояние мышц, костей, суставов и др.
Перкуссия позволяет по характеру и интенсивности звука, возникающего при постукивании пальцем одной руки по пальцу другой руки, наложенному на тот или иной участок тела (грудной клетки, брюшной полости или др.), определить, что находится под пальцем – плотное тело, жидкость или воздух. Например, при постукивании по поверхности грудной клетки над здоровым легким прослушивается ясный звук; если же звук будет глухим (как при постукивании по поверхности бедра), значит, либо в легком есть уплотнение, либо под пальцем находится плотное тело, в частности сердце. Это дает возможность врачу определить границы сердца, не прибегая к рентгеновскому исследованию.
Аускультация позволяет выслушать непосредственно ухом или специальным прибором (стетоскоп, фонендоскоп), прикладываемыми к той или иной точке тела, звуки, возникающие во внутренних органах при их функции (тоны и шумы при выслушивании сердца, дыхательные шумы и хрипы при выслушивании легких и др.).
Такое врачебное обследование позволяет врачу составить достаточно полное представление о состоянии здоровья исследуемого лица и поставить предварительный диагноз. Для уточнения, проверки и углубления полученных при таком исследовании данных и поставленного диагноза используются прежде всего вспомогательные, инструментальные методы исследования, которые также называются объективными методами. К ним относятся как простые (приборы для измерения артериального давления, спирометр, динамометр и др.), так и сложные (рентгеновский аппарат, электрофоно- и векторкардиографы, механокардиограф, спирограф, азотограф и др.) методы.
Наконец, врач обязательно направляет исследуемого на различные лабораторные исследования, то есть биохимические и микроскопические анализы различных выделений (моча, кал, мокрота, пот, слюна, желудочный сок, желчь и др.), а также на исследование крови – морфологического и биохимического ее состава, исследование газового состава выдыхаемого воздуха, исследование спинномозговой жидкости и др. Это тоже объективные методы исследования. Часть из них (анализ мочи, крови, кала на яйца глистов) является обязательной для всех исследуемых, другие назначаются врачом по специальным показаниям.
Для более полноценного и всестороннего исследования спортивный врач-диспансеризатор (специалист по заболеваниям внутренних органов, то есть терапевт) использует консультации различных других врачей-специалистов: хирурга, невропатолога, ларинголога, окулиста, гинеколога и др.
Суммируя все данные в отношении обследуемого лица, врач получает окончательное представление о состоянии его здоровья и физическом развитии.
Функциональная диагностика
Данные, собранные в состоянии покоя, не всегда могут помочь врачу ответить на вопрос о состоянии функции систем и органов человека, что имеет огромное значение, в частности для занимающихся физической культурой и спортом. Для этого необходимо изучить и оценить реакцию (акция – это действие, реакция – это ответное действие) организма, его систем и органов на какое-либо воздействие, какой-либо фактор.
Определение и оценка функционального состояния органов и систем организма как целого называется функциональной диагностикой.
Расширение возможностей функциональной диагностики в спортивной медицине становится все более и более необходимым, особенно в связи с необходимостью определения оптимальной дозы физической нагрузки для данного лица, то есть ее максимальной индивидуализации.
Исследование функционального состояния систем и органов проводится путем использования так называемых функциональных проб.
При функциональной пробе изучается реакция органов и систем на воздействие какого-либо фактора. Выбор того или иного фактора зависит от поставленных перед функциональным исследованием задач. Однако одно из обязательных условий – его строгое дозирование. Только при этом условии можно сравнивать реакцию у одного и того же лица при различном функциональном его состоянии или у разных лиц. Совершенно очевидно, что, применяя различные дозы воздействия, можно получить, например, одинаковую реакцию у лиц с разным функциональным состоянием, и в этом случае оценка ее, естественно, не будет объективной.
При любой функциональной пробе вначале определяют исходные данные исследуемых показателей, характеризующие систему или орган в покое, затем данные этих показателей сразу после воздействия того или иного дозированного фактора и, наконец, время возвращения их к исходному уровню. Последнее позволяет определить длительность и характер восстановительного периода.
Чрезвычайно важно знать об изменении ряда функциональных показателей (например, частота пульса и дыхания, электрокардиограмма) непосредственно при выполнении физической нагрузки. Это стало сейчас возможным благодаря применению метода телеметрии, который все более совершенствуется.
Наиболее часто в функциональной диагностике используется функциональная проба в виде физической нагрузки различной интенсивности. Она точно дозируется специальными приборами – различными эргометрами, среди которых наибольшее распространение получил велоэргометр. Широко применяется дозирование физической нагрузки и без велоэргометра (хотя оно и менее точно): бег на месте, приседания, ходьба по лестнице, восхождение и спуск на табуретку определенной высоты (степ-тест) и др. Все эти нагрузки дозируются как определенным темпом, так и длительностью их выполнения (например, бег в течение 2 мин. с темпом 180 шагов в 1 мин.).
Кроме физической нагрузки в функциональной диагностике используются пробы с изменением внешней среды, фармакологические, пищевые и пр.
Среди проб с изменением внешней среды основную группу составляют так называемые дыхательные пробы – задержка дыхания при вдохе и выдохе, вдыхание газовых смесей с различным процентным содержанием кислорода (пониженным до 10–16% или повышенным до 100%) или углекислоты, температурные пробы (например, холодовая и тепловая) и др.
К фармакологическим функциональным пробам относится введение в организм разных химических веществ в безвредных для него дозах, однако дающих определенные реакции. Эти реакции различны в зависимости от функционального состояния организма.
Пищевые пробы заключаются в исследовании реакции на введение определенного количества различных пищевых веществ, жидкости и др.
К прочим пробам относятся ортостатическая и клиностатическая пробы для оценки вегетативной нервной системы по реакции пульса на изменение положения тела в пространстве.
Следует иметь в виду, что нельзя правильно оценить функциональное состояние организма спортсмена, исследуя только один какой-либо функциональный показатель. Необходимо комплексное изучение функционального состояния организма, включающее ряд, показателей, характеризующих различные стороны функции организма в целом или отдельных его органов и систем. Однако комплекс в функциональном исследовании не должен быть всегда стандартным, одинаковым. Включение тех или иных показателей в комплексное исследование определяется теми задачами, которые в каждом конкретном случае ставит врач или тренер при изучении функционального состояния конкретного лица. Это значит, что при каждом новом функциональном исследовании комплекс показателей может изменяться, если изменяются задачи исследования, или: оставаться прежним, если задачи не изменяются.
Обычно изучаются изменения показателей сердечно-сосудистой системы (пульс, артериальное давление, электрокардиограмма; и др.), дыхательной системы (частота дыхания и его объем, поглощение кислорода и выделение углекислоты и др.), пищеварительной и мочевыделительной систем (желудочный сок, кал, моча- и др.), системы крови (количество эритроцитов, количество и характер лейкоцитов, биохимические показатели крови и т. п.) и др.
Поскольку в организме человека подчас нельзя отделить функцию одной системы от функции другой, так как они тесно взаимосвязаны и взаимно компенсируют друг друга (например, система кровообращения и дыхания), то применяются и такие пробы, с помощью которых исследуют сочетанную функцию двух и более систем организма. К таким пробам относится, например, определение максимального поглощения кислорода и ряд других.
Классификация функциональных проб
Функциональные пробы разделяются на специфические и неспецифические.
Специфическими (адекватными) называют такие функциональные пробы, фактором воздействия в которых служат движения, имитирующие конкретный вид спорта. Например, для боксера такой пробой будет бой с тенью, для гребца – работа в гребном аппарате и т. п.
К неспецифическим (неадекватным) относятся пробы, в которых используются движения, в той или иной мере свойственные всем видам спорта (например, бег на месте, приседания, степ-тест). Неспецифические- пробы позволяют в известной степени судить об общей физической подготовленности и проводятся без особого учета специализации (в основном, это пробы, включающие бег на месте или приседания).
Кроме того, функциональные пробы могут быть одномоментные, когда используется один фактор воздействия (например, 20 приседаний, или 60 подскоков, или 2-3-минутный бег на месте в темпе 180 шагов в 1 мин.), двухмоментные – два фактора и комбинированные – больше двух.
К последнему виду относится широко распространенная проба Летунова, включающая в себя три варианта физической нагрузки.
Первый – это выполнение 20 приседаний, после чего в течение 3 мин. измеряются пульс и артериальное давление и другие показатели; второй –нагрузка в виде бега на месте в максимальном темпе в течение 15 сек., после чего испытуемый наблюдается в течение 4 мин.; третий вариант – 3- минутный бег на месте в темпе 180 шагов в 1 мин. с последующим наблюдением в течение 5 мин. В этой пробе 20 приседаний служат разминкой для последующих нагрузок.
Изменения пульса и артериального давления после 15-секундного бега в максимальном темпе отражают приспособление сердечно-сосудистой системы спортсмена к скоростной нагрузке, а после 3-минутного бега – к нагрузке на выносливость.
Очень важным при функциональных пробах с физической нагрузкой является качество их выполнения и дозировка по темпу выполнения движений. Проба с 20 приседаниями должна быть проведена за 30 сек., причем необходимо, чтобы приседания были глубокими. При каждом из них руки вытягиваются вперед, при вставании – опускаются. Проба с бегом на месте в темпе 180 шагов в 1 мин. проводится под метроном при сгибании бедра на 70° – голени – до образования угла с бедром, равного 45–50°, со свободными движениями рук, согнутых в локтевых суставах, как при обычном беге.
Исследование влияния непосредственной спортивной деятельности на организм спортсмена имеет огромное значение. Поэтому в спортивной медицине очень много внимания уделяется врачебно-педагогическим наблюдениям, на основании которых тренер, преподаватель и врач делают существенно важные выводы.
Однако такие исследования при всей их значимости во многом недостаточно полноценны. Дело в том, что в этих условиях может быть использовано очень ограниченное число методов исследования – для которых существует портативная аппаратура.
Что же касается функционального исследования в лаборатории, то хотя там спортивная деятельность имитируется или применяется неспецифическая нагрузка, диапазон возможностей для всестороннего комплексного исследования значительно шире, так как может быть использована сложная стационарная аппаратура.
Таким образом, функциональная диагностика в спортивной медицине должна проводиться как в условиях лаборатории, так и непосредственно на местах тренировок и соревнований. Такое сочетание позволяет наиболее точно оценить функциональное состояние организма спортсмена, что является после определения состояния здоровья и физического развития одной из основных задач спортивного врача.
При изучении реакции организма на то или иное воздействие следует обращать внимание на степень изменения определяемых показателей по сравнению с исходными данными и, что очень важно, длительность возвращения этих показателей к исходным данным. Правильная оценка степени реакции и длительности восстановления помогает определить состояние функции исследуемого.
При выборе показателей, используемых в исследовании, надо исходить из того, что часть из них характеризует функциональные возможности, часть – функциональные способности организма спортсмена. Это разные понятия – возможности и способности. Например, высокий рост есть показатель функциональной возможности для игры в баскетбол. Однако для того, чтобы эту возможность использовать, требуется длительная тренировка, в результате которой функциональная возможность превращается в функциональную способность.
Иначе говоря, функциональные возможности – это статическое понятие, в то время как функциональные способности – понятие динамическое; функциональные способности представляют собой умение использовать свои возможности, что достигается в процессе тренировки. Конечно, чем выше функциональные возможности организма, тем потенциально выше и его функциональные способности. Однако не всегда удается научить спортсмена полностью использовать свои функциональные возможности. Поэтому, например, баскетболист меньшего роста, чем его товарищ по команде, может превосходить его по мастерству.
Врач помогает тренеру правильно оценить возможности и способности спортсмена, указывает, в каком случае надо повысить его возможности, а в каком это делать сразу не следует, так как спортсмен уже обладает достаточно высокими возможностями.
Определяя состояние здоровья, врач одновременно диагностирует предпатологические состояния и патологические изменения, принимает меры к их лечению и разрабатывает пути предупреждения заболеваний. Чем раньше выявляются отклонения в состоянии здоровья, тем эффективнее будет их лечение.
Ранняя и точная диагностика связана с постоянным совершенствованием методов функциональной диагностики. Например, при изучении сердечно-сосудистой системы применяется метод определения сократительной функции миокарда, векторкардиография, эхокардиография, ритмография и т. п. Все большее распространение получает метод оксигемометрии, позволяющий бескровно, длительно и непрерывно определять изменения насыщения артериальной крови кислородом, точно и быстро изучать ряд важных показателей функции дыхания и кровообращения.
Спортивная медицина занимается изучением у спортсменов главным образом сердечно-сосудистой и дыхательной систем, так, как еще не располагает методами быстрого и точного исследования функций эндокринной, пищеварительной и других важнейших систем и органов (так называемые экспресс-методы). Поэтому функции этих систем изучаются пока главным образом в специализированных учреждениях: институтах, клиниках и т. д. Однако в этом направлении ведется большая научно-исследовательская работа, и недалеко то время, когда организм спортсмена будет исследоваться всесторонне в обычном врачебном кабинете или на местах тренировок и соревнований.
Опрос, или анамнез (от греч. анамнезис – воспоминание), относится к категории субъективных методов врачебного обследования. Без тщательного опроса исследуемого никакое врачебное обследование не может быть полноценным.
Детальный расспрос исследуемого лица, или, как принято говорить, собирание анамнеза, требует четкой последовательности ведения расспроса (чтобы не упустить важных моментов), определенного стиля постановки вопросов (зависит от личности опрашиваемого), доступной, ясной формы вопросов, исключающей навязывание ответов, умения правильно их оценивать.
Более того, умение собирать анамнез важно и для преподавателя и тренера, так как может существенно помочь им в правильном определении спортивной специализации, в установлении режима и объема физической нагрузки, подборе необходимых средств и методов спортивной тренировки и т. д.
Особую роль в спортивной медицине играет правильная оценка ответов. Бывают случаи умышленного преувеличения своих ощущений, что получило название аггравации. Могут быть случаи сообщения ложных сведений (о несуществующих и несуществовавших явлениях), что называется симуляцией.
Некоторые спортсмены скрывают свои болезненные ощущения, утаивают перенесенные заболевания и травмы из-за боязни, что их не допустят к занятиям спортом. Это называется диссимуляцией. Она подчас ставит врача в очень трудное положение, приводит к ошибочным заключениям.
Таким образом, правильно и тщательно собранный анамнез имеют важное значение. Без такого анамнеза нельзя правильно оценить объективные данные, касающиеся как состояния здоровья, так и функционального состояния обследуемого.
Анамнез разделяется на несколько частей: 1) паспортную часть, 2) анамнез жизни, 3) спортивный анамнез. Вначале выясняют паспортные данные, затем собирают анамнез жизни и обязательно -спортивный анамнез.
Паспортные данные – это общие сведения об исследуемом: фамилия, имя, отчество, возраст, профессия, семейное положение и др. В этот раздел анамнеза спортсменов входят также -основная спортивная специализация (вид спорта), спортивная квалификация (мастер спорта, спортсмен I, II или III разряда, без разряда) и спортивный стаж.
Профессия, род занятий должны учитываться при выборе методики занятий физическими упражнениями.
Семейное положение обусловливает круг обязанностей обследуемого по отношению к семье, детям и т. д., что требует обязательного учета при определении степени физических упражнений. Остальные графы паспортной части имеют в основном статистическое значение.
В анамнез жизни входят основные данные об условиях жизни в прошлом и в настоящее время, о наследственности, перенесенных заболеваниях и травмах и др. При жалобах, свидетельствующих о возможном заболевании, они тщательно детализируются. Дело в том, что нередко жалобы появляются еще до того, как можно выявить объективные признаки заболевания.
Выясняются место рождения и условия жизни в детстве. Данные о месте рождения нужны для оценки возможного влияния климатических условий и их изменений. Сведения об условиях жизни в детстве (быт, режим, питание и др.), накладывающих определенный отпечаток на физическое развитие и функциональное состояние обследуемого, помогают объяснить их возможные особенности. Уточняются сроки полового созревания (время появления и характер менструального цикла у девочек, появление вторичных половых признаков у мальчиков), ибо, по сути дела, биологический, а не паспортный возраст определяет возможности использования той или иной нагрузки. Затем выясняются условия труда и быта в настоящее время – характер труда (умственный или физический, возможные профессиональные вредности, длительность работы и др.), режим дня, условия и характер питания (достаточность, регулярность, питание всухомятку и т. д.), бытовые условия – метраж жилплощади, гигиенические и другие условия, примерный бюджет на одного члена семьи, что дает представление о материальной обеспеченности обследуемого. При опросе ориентировочно определяют калорийность рациона. Важными являются сведения о характере витаминной насыщенности питания, его регулярности и согласовании режима питания с режимом спортивной тренировки.
Все эти данные имеют большое значение не только для врача, но и для преподавателя и тренера при установлении ими величины спортивной нагрузки.
Обязательно нужно выяснить, имеются ли у обследуемого вредные привычки: курит ли он, употребляет ли алкоголь? Например, если обследуемый курит, то с какого возраста, сколько папирос в день, курит ли натощак и ночью и т. д. Если употребляет алкоголь, то как часто, в каком количестве и т. д.
Борьба с вредными привычками, наблюдающимися у физкультурников и спортсменов, является одной из первоочередных задач спортивного врача, а также преподавателя и тренера, так как курение и употребление алкоголя несовместимы с занятиями физической культурой, спортом, противоречат самой их сущности.
При выявлении характера наследственности узнают о состоянии здоровья родителей, сестер, братьев, обращая особое внимание на такие болезни, как гипертоническая, атеросклероз, бронхиальная астма, нарушения обмена и другие заболевания, на причины смерти родителей, дедушки и бабушки. Учет наследственных 1 признаков позволяет в определенной мере получить представление об особенностях двигательной реакции, о типе телосложения родителей, что нередко передается по наследству и, безусловно, имеет значение при выборе Той или иной спортивной специализации.
Сведения, касающиеся перенесенных заболеваний и травм, важны потому, что ряд заболеваний, перенесенных в прошлом, может оставлять в органах необратимые изменения различной степени выраженности. Например, при суставном ревматизме часто возникают и остаются на всю жизнь порок сердца или изменения сердечной мышцы.
Особенно подробными должны быть сведения о заболеваниях и травмах, связанных с занятиями спортом. Необходимо выяснить, когда и при каких обстоятельствах появилось заболевание или произошла травма, сколько времени длилось заболевание (или травма), в чем оно проявилось, какой длительности были перерывы в занятиях физическими упражнениями.
В спортивный анамнез входят все вопросы, касающиеся занятий физическими упражнениями, спортом. Прежде всего выясняют, с какого возраста обследуемый начал систематически заниматься спортом, к какой группе (основной, подготовительной, специальной) относился при занятиях физкультурой в школе, занимался ли в школе в спортивных секциях (в каких и сколько времени), какие показывал результаты, участвовал ли в соревно-1 ваниях (какого масштаба). Существенными являются сведения о начале систематических тренировок в данном виде спорта: о быстроте роста спортивной квалификации (сколько времени понадобилось для выполнения последующего разряда), о динамике спортивных результатов, о занятиях дополнительными видами спорта; об объеме тренировочных нагрузок и интенсивности занятий в настоящее время, в том числе количестве тренировок в неделю; об общем времени, отводимом на тренировки, режиме тренировки, работы и отдыха, условиях тренировок. Выясняют, имеется ли ощущение усталости после и особенно до занятий; были ли перерывы в тренировочных занятиях (какой длительности и их причина); каковы показываемые результаты, каково самочувствие спортсмена, настроение, удовлетворен ли он своими спортивными результатами, занимается ли утренней зарядкой, закаливанием и др. В заключение спортивного анамнеза дается общая характеристика режима тренировки и отдыха (по часам).
Если обследуемый занимается физической культурой, то подробно расспрашивают обо всем, что касается этих занятий.
После сбора анамнеза и проведения антропометрических измерений врач переходит непосредственно к врачебному исследованию.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 273.