(П.Дюбуа16)
13 Рувинский ЛИ. Самовоспитание личности. М., 1984. С. 6......... 7.
16 См.: Дюбуа П. Самовоспитание. СПб, 1915. С. 38; Busemann A. Pada-gogische Psychologic Leipzig, 1918. S. 68; Stern W. Die menschliche Personlichkeit. Leipzig, 1918. S. 68 // Л.И. Рувинский. Самовоспитание личности. М., 1984. С. 7.
105
К СЛОВУ! |
толковый ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ |
Источником и мотивом самовоспитания,
по мнению отечественных психологов,
является осознание человеком противоречия,
с одной стороны, между своими потребностями,
интересами,
целями,
желаниями,
а с другой, — реальными возможностями, актуальным уровнем
развития необходимых для их осуществления личностных сил,
а также противоречия между
«Я-реальным» и «Я-идеальным».
Понимание того, что желаемое не может быть достигнуто без приложения
определенных усилий,
а следовательно,
имеющиеся недостатки могут не быть преодолены,
и побуждает человека к активным действиям,
направленным на самопознание,
самооценку, самоусовершенствование.
Выделив курсивом словосочетание «активные действия», мы попытались подчеркнуть деягельностный (не пассивно созерцательный!) характер самовоспитания — именно и только собственная деятельность человека является способом его саморазвития, условием реализации поставленных целей.
■ ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ САМОВОСПИТАНИЯ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
Источник и движущая
сила — потребность
в саморазвитии,
Этап осознанного самовоспитания: мотив — стремление к самоусовершенствованию. Этап ситуативного самовоспитания: мотив — стрем ление через изменение поступков прийти к измене нию качеств личности. |
|
достижении желаемого.
Этап самоисправления поступков: мотив — стремление изменим, конкретную форму своего поведения под влиянием внешних ipefm-ваний.
106
Мотивы и целенаправленность деятельности человека по самовоспитанию изменяются, как правило, по мере его взросления в результате развития самосознания.
САМОСОЗНАНИЕ - осознание, оценка человеком своего знания, нравственного облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самою себя как чувствующего и мыслящего существа, как деятеля17.
■ ВОЗРАСТНЫЕ УРОВНИ САМОВОСПИТАНИЯ
ДЕТСТВО (до вступления в подростковый возраст) — в этот период обнаруживаются первые попытки ребенка приспособиться к требованиям окружающих через исправление поступков, вызывающих их негативную реакцию.
Основная особенность — стремление ребенка изменить конкретные формы поведения, т. е. его внешние проявления, а не ка чества личности (по мнению психологов, ребенок еще не осознает своих качеств)18.
П |
ОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ - период, отличительная черта которого — «самоутверждение качеств через отдельные поступки»19.
Самовоспитание проявляется в форме частых, стремительных (с точки зрения взрыва активности и кратковременности), ситуативных (с точки зрения мотивации и последовательности действий) попыток изменить то, что стало осознаваться как качества личности, отражающие ее достоинства и недостатки .
Гипертрофированное чувство взрослости, стремление быть самостоятельным, равным провоцирует противоречие между максимализмом требований подростка к себе и другим и ограниченностью его возможностей, неготовностью к длительным волевым усилиям, к преодолению трудностей... Значительно мягче, сдержаннее проходит этот процесс у девочек-подростков.
17 Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 591.
18 См.: Рувинский Л.И., Соловьева А.Е. Психология самовоспитания. М,- Про
свещение, 1982. С. 12.
19 Там же. С. 14.
107
Задача взрослых состоит в том, чтобы поддержать подростков в их благих намерениях, помочь советом, внушить оптимизм, уверенность в собственных силах. Очень важно помочь растущему человеку избрать достойный образец для подражания.
ю |
НОСТЬ — в этот период изменяются социальная роль и характер взаимоотношений с окружающими, накапливается опыт и, как следствие, приходит осознание того, что не только поступки, но и отдельные качества еще не характеризуют личность человека в целом.
Основной мотив самовоспитания в юношеском возрасте — «сделать себя», обеспечить возможность с наибольшей полнотой реализовать себя в социальном и профессиональном отношении. Деятельность в этом направлении становится более самостоятельной и последовательной.
ш СТРУКТУРА ПРОЦЕССА САМОВОСПИТАНИЯ |
Психологи называют работу юноши и девушки над собой, над совершенствованием своей личности осознанным самовоспи танием.
Некоторые дополнения и размышления в этой связи:
1. Можно выделить два основных источника самовоспитания:
О внешнее требование, переходящее во внутренний план личнос
ти и актуализирующее противоречия, которые, в свою оче
редь, порождают потребность в самовоспитании, и
О внутреннее требование личности к себе, обусловленное осознанием противоречий между «Я-реальным» и «Я-идеальным», между целями, которые личность ставит перед собой, и возможностями их реализации и т.д.
2. Важнейшей предпосылкой принятия решения о необходи
мости самовоспитания и условием его успешного осуществле
ния является способность личности объективно анализировать и
оценивать свое поведение и свои качества, формулировать ре
альные цели и программу действий. Прекрасной иллюстрацией
этого тезиса могут быть дневниковые записи Л.Н. Толстого. Вот
каковы результаты его самоанализа:
Я дурен собой, неловок... скучен для других, нескромен, нетерпим (intolerant) и стыдлив как ребенок. Я почти невежда. Что я знаю, тому я выучился кое-как сам, урывками, без связи, без толку и то так мало. Я невоздержан, нерешителен, непостоянен, глупо тщеславен и пылок, как все бесхарактерные люди. Я не храбр. Я неаккуратен в жизни и так ленив, что праздность сделалась для меня почти неодолимой привычкой. Я умен, но ум мой еще никогда ни на чем не был основательно испытан. У меня нет ни ума практического, ни ума светского, ни ума делового. Я честен, то есть люблю добро, сделал привычку любить его; и когда отклоняюсь от него, бываю недоволен собой и возвращаюсь к нему с удовольствием; но есть вещи, которые я люблю больше добра, — славу»20.
А вот как Л.Н.Толстой определяет основные задачи самосовершенствования: «Важнее всего для меня исправление от бесха рактерности, раздражительности и лени»21.
3. В самоанализе и самооценке важно избежать самоуничижения и самобичевания, которые могут привести к утрате оптимизма, уверенности в своих силах и возможностях.
4. Важным этапом самовоспитания является принятие самообязательств, в которых моделируются цели и программа дея-
20 Толстой Л.Н. Дневники 1847-1894 гг. // Собр. соч.: В 20 т. М., 1965. Т. 19.
С. 38.
21 Там же. С. 136.
109
И ЕЩЕ! |
тельности, устанавливаются требования к ее организации. Вот как сформулировал самообязательства выдающийся русский педагог К.Д. Ушинский:
1. Спокойствие совершенное, по крайней мере, внешнее. 2. Прямота в словах и поступках. 3. Обдуманность действия. 4. Решительность. 5. Не говорить о себе без нужды ни одного слова. 6. Не проводить времени бессознательно; делать то, что хочешь, а не то, что случится. 7. Издерживать только на необходимое или приятное, а не по страсти издерживать. 8. Каждый вечер добросовестно давать отчет в своих поступках. 9. Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет22.
5. Основным способом самовоспитания является управление свои ми действиями; самопринуждение, самоприказ, самонаказание и т. д. следует рассматривать как средства достижения результата.
6. Важнейшей функцией любого управления является контроль; в самовоспитании самоконтроль выступает и как способ определения достигнутых результатов, и как основа для корректировки программы, плана и способов деятельности.
Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства, как он может это осуществить.
Адольф Дистервег
ШГ ВМЕСТО РЕЗЮМЕ
Если то, что человек унаследовал, можно рассматривать как фактор предопределяющий его развитие, а влияние среды и воспитание как определяющие факторы, то решающим1* фактором несомненно является деятельность личности, обращенная на созидание самое себя и окружающего мира.
22 Ушинский К.Д. Дневник с 1844 по 1845 г. // Собр. соч.: В 11 т. М.; Л.
Т. 11. С. 27 // ЛИ Рувинский, А.Е.Соловьева. Психология самовоспитания.
М., 1982. С. 35.
23 См.: Белухин АД. Основы личностно-ориентированной педагогики (Курс
лекций). Ч. 1. М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК»,
1996. С. J14.
ПО
Выдающийся психолог В.Н.Леонтьев, характеризуя личность и факторы ее формирования, писал:
«Личность * индивид; это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, в це-локупности отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается. (...)
...Проблема личности образует новое психологическое измерение: иное, чем измерение, в котором ведутся исследования тех или иных психических процессов, отдельных свойств и состояний человека; это — исследование его места, позиции в системе, которая есть система общественных связей, общений, которые открываются ему; это — исследование того, что, ради чего и как использует человек врожденное ему и приобретенное им...»24
ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:
□ основы генетики и медицины, как минимум, в той их части, которая объясняет характер наследования человеком анатомо-физиологических и психических свойств, выступающих предпосылкой его личностного развития;
□ закономерности, структуру и методику организации процесса самовоспитания.
ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:
¥■ |
□ анализировать ситуацию развития ребенка, учитывая при этом его индивидуальные особенности, связанные с наследственностью и внутриутробным развитием;
Q выявлять задатки и создавать условия для их развития в способности;
24 Леонтьев АН. Избранные психологические произведения: В 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1983. С. 385. |
111 |
□ корректировать содержание и средства воспитательной дея
тельности, влияние внешних факторов с учетом и в интере
сах развития индивидных особенностей и индивидуальности
личности ученика;
□ видеть и раскрывать перед ребенком в оптимистическом плане его возможности, перспективы его личностного роста, оказывать помощь в определении направлений его развития,
□ стимулировать деятельность ученика, направленную на саморазвитие и самосовершенствование, оказывать педагогическую помощь в ее организации и осуществлении, учитывая половозрастные и индивидуальные особенности ребенка, внешние обстоятельства его развития.
♦ ЗАДАНИЯ
ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО
ОСМЫСЛЕНИЯ И ОБСУЛЯДЕНИЯ
НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
1. Попробуйте построить генеалогическое древо своей семьи. Мы ведь с вами не согласны с тем, что только аристократия может гордиться своими корнями? Разве наши пращуры не заслужили того, чтобы их потомки не уподобились «Иванам, родства не помнящим»?
Не хочется, очень не хочется пророчествовать, но все же выскажу предположение, что многие из тех, кто попытается это задание выполнить, не сумеют проникнуть в историю своего рода больше, чем на три поколения... Вы не согласны?
Докажите несправедливость предположения автора, и он с радостью принесет извинения... Полагаю, что ваши близкие, если вы обратитесь к ним за помощью, только обрадуются вниманию к прошлому семьи и охотно вам эту помощь окажут.
2. Попытайтесь проанализировать, что вы унаследовали от
своих родителей и прародителей. Воспользуйтесь представлен
ным в тексте перечнем свойств, которые могут передаваться ге
нетически. Особенно обратите внимание на задатки к опреде
ленным видам деятельности.
3. Как решается и как может быть решена рассматриваемая в
статье В.П. Кащенко (см.: раздел «Проблемно-аналитический
материал») проблема воспитания «даровитых детей» в современ
ной школе? Разработайте краткие рекомендации для образова
тельных учреждений о работе с детьми, обнаружившими особые
способности. При разработке таких рекомендаций вам поможет
ваш собственный школьный и вузовский опыт.
112 |
4. Как вы понимаете декларированный Е.С. Левицкой принцип «школа не перевоспитывает»! Если вы согласны с этим прин-
ципом, то предложите краткие педагогические нормы-правила, выполнение которых обеспечило бы реализацию этого принципа.
5. Напишите рецензию на приведенные в разделе «Проблемно-аналитический материал» фрагменты работы П.Ф. Каптерева «Образовательный процесс как выражение внутренней самодеятельности организма».
6. Вспомните о собственных попытках (вероятно неоднократных!) заняться самовоспитанием и напишите небольшое сочинение-эссе об одной из попыток. Желательно, чтобы в сочинении была выдержана следующая логика: что побудило (кто побудил) к самовоспитанию, к каким выводам привел самоанализ, какие были приняты самообязательства, какие приемы и средства использовались, как долго вы шли к цели и куда (к чему) в итоге пришли. Если вы расскажете обо всем в юмористическом ключе, то это не только никто не осудит, но и... Известно, что юмор — непременный атрибут высокоразвитого интеллекта; вспомните, кстати, что ответственно за юмор левое полушарие мозга, и оно же обеспечивает реализацию интеллектуальной функции. Так что деликатная самоирония — это еще одно ваше достоинство!
7. Надо полагать, что вам был бы чрезвычайно признателен Буратино, если бы вы помогли ему проанализировать его достоинства и недостатки, сформулировать самообязательства и наметить программу их реализации. Выполняя задания по предыдущей теме, вы уже выявили его половозрастные особенности, сравнили их с соответствующими особенностями Мальвины — так, глядишь, на радость детям у «Золотого ключика» появится продолжение. Впрочем, если вам по каким-либо причинам несимпатичен этот персонаж, вы можете избрать любой другой.
8. Попробуйте совместно (в группе) сформулировать и написать: а) правила для начинающих заниматься самовоспитанием; б) рекомендации для них. Вы, безусловно, понимаете, что правила отличаются от рекомендаций степенью обязательности исполнения.
9. И последнее — традиционное задание: в схеме «Методы,
приемы, средства деятельности по самовоспитанию» есть много
сравнительно новых понятий — в текст пособия намеренно не
введены их дефиниции. Выполнить эту работу придется — увы! —
вам. А почему, собственно, — «увы»? Ведь известно, что состав
ление словаря — это такая гимнастика ума, с которой никакая
математика не сравнится. А еще и развитие речи! А еще и воз
можность вникнуть в проблему, хорошо в ней разобраться, проч
но сохранить в памяти!.. Ну и, конечно, возможность избавить
113
себя от необходимости запоминать неудобоваримые вербальные конструкции, которые старается построить едва ли не каждый автор дефиниций, надеясь, очевидно, что его не поймут, а потому и не уличат в, скажем так, ненаучности. Итак, ваш краткий педагогический словарь пополняется!
♦ ПРОБЛЕМНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ (ТЕКСТЫ)
И . А . Донцов ,
философ Самовоспитание личности
(1984 г.)
Процесс самовоспитания, самосовершенствования в индивидуальном развитии личности неизбежно, закономерно начинается в период подросткового возраста. Именно в этом возрасте у человека обостряется внимание к своему духовному миру, возникает стремление и активизируются поиски возможностей к самовыражению и самоутверждению, проявляется особый интерес к самопознанию, самоиспытанию. Собственно, начинается бурный процесс самовоспитания, который охватывает все стороны духовной жизни личности. Это накладывает печать на отношения подростка к другим людям и к себе самому. Учеба, чтение, труд, дружба, самообразование, отношение к родителям, учителям, сверстникам — все протекает под влиянием этого процесса. (...)
Начавшись в подростковом периоде развития личности, процесс самовоспитания, по-видимому, не у каждого человека достигает уровня высокого развития, становится систематическим. У некоторых он остается на всю жизнь на стадии, по терминологии психологов, «ситуативного самовоспитания». Но так или иначе, возникнув, самовоспитание в той или иной форме сопровождает личность в течение всей ее жизни. (...)
Стремление человека к самовоспитанию порождается общественной жизнью, воспитанием, собственной деятельностью индивида, а не какими-либо сверхъестественными силами. Но сформировавшись в обществе, оно, независимо от того, как его происхождение понимают и объясняют люди, становится атрибутом сознательного отношения чело века к самому себе 25 .
75 Донцов И.А. Самовоспитание личности: Философско-этическис проблемы. М, 1984. С. 57-60.
114
Н . П . Дубинин ,
академик , генетик
Генетика и педагогика
(1983 г.)
Научное решение вопроса о том, детерминированы ли генетически личностные свойства человека или они формируются в нем по мере активного включения его в сферу общественных отношений, имеет важное значение для педагогики.
Как известно, наиболее пластичны, особо восприимчивы к воспитательным воздействиям дети. И это, видимо, не случайно. Именно в период детства осуществляется морфофункциональное (биологическое) развитие человека и усвоение им социального опыта. Совпадение оптимальных сроков восприятия социальной программы и биологического развития еще раз свидетельствует о наличии диалектического единства социальной и генетической программ в человеке. Период детства, или, точнее, период достижения социальной зрелости разделяется на ряд этапов — грудной, ясельный, дошкольный, школьный и т.д., каждый из которых обладает некими оптимальными возможностями для обретения ребенком социальных качеств.
Еще на эмбриональной стадии усиленно развивается мозг, в нем очень рано устанавливаются нейронные связи. Функции и структура мозга новорожденного позволяют ему вступить в общественную жизнь. В течение первого года жизни ребенка вес его мозга увеличивается с 300 г до 1 кг . В целом на постнатальный период падает более 80% роста и развития нижнетеменной области. Эта область мозга увеличивается только при наличии разнообразных социальных контактов ребенка. Поля лобной и височной долей развиваются на протяжении более длительного времени, кора мозга — всю жизнь.
К двум годам ребенок овладевает речью, что свидетельствует об огромных сдвигах в его психике, завершающихся формированием сознания. (...)
Темпы биологического и социального развития в онтогенезе неодинаковы. Кроме того, каждый из этих процессов протекает неравномерно. Периоды ускорения развития сменяются периодами его замедления... Каждая из способностей человека формируется в определенном возрасте, например ходьба — в 1 год, речь — в два года. Соответственно и действие разных социальных факторов (например, воспитания и образования) также неравномерно на разных возрастных этапах.
Оптимальные сроки (сензитивные периоды) развития определенных психических функций, обеспечивающих успешную социализацию человека, связаны с соответствующей организацией биологической основы этих функций, т.е. предполагают необходимый уровень морфофуикционапьного развития, и прежде всего мозга, гормональных воздействий и т.д.26.
26 Дубинин Н.П. Что такое человек. М., 1983. С. 293-296.
115
Развитие генетики человека, установление фактов существенного влияния биологических особенностей на структуру индивидуальности не дают основания отрицать, что человек как личность формируется в системе определенных общественных отношений. При этом важно помнить, что хотя в эмбриогенезе и в момент рождения человек есть не больше, чем особого вида животное, целиком подчиненное законам биологии, его биология — человеческая. Человеческое дитя рождается с такой генетической программой, которая обеспечивает его готовность к вступлению в социальную форму движения материи. Это касается строения мозга, готового к развитию мышления, гортани — для членораздельной речи, наличия рук, анатомических черт и т.п. И если эти возможности не будут реализованы в общественно-трудовых отношениях, человек на всю жизнь останется на уровне существования особого вида животного27.
П.Ф. Каптерев (1849-1922), педагог , историк педагогики , психолог
Образовательный процесс как выражение внутренней самодеятельности организма
(Фрагменты главы) (1904 г.)
Образовательный процесс не есть лишь передача чего-то от одного другому, он не есть только посредник между поколениями; представлять его в виде трубки, по которой культура переливается от одного поколения к другому, неудобно. Подобный дидактический взгляд совершенно не отвечает громадному количеству фактов, не подтверждается ими и даже прямо опровергается. Громадное большинство людей суть люди самообразовавшиеся, саморазвившиеся, а не образованные и развитые кем-либо другим, воспринявшие от других культуру прежних поколений28.
Известны многочисленные факты значительной малоуспешности в школах выдающихся позднее деятелей в науке, искусстве и практической деятельности, которым школа дала очень мало, а иногда противодействовала развитию их выдающихся способностей. Следовательно, все школьное учение по своему влиянию на формировку таких личностей равнялось почти нулю, такие личности почти всем обязаны лишь себе, а не школе. Далее, известно, что школа своим учением окажет наиболее глубокое влияние в том случае, когда она будет следовать природным расположениям учащихся, их вкусам, склонностям и способностям и будет предоставлять им возможно широкую свободу в занятиях любимыми предметами, т.е., другими словами, когда она образование поставит на почву самообразования и саморазвития и лишь будет по мере средств и возможности помогать этому процессу. (...)
27 Дубинин ЯП. Что такое человек. М., 1983. С. 304.
28 Каптерев П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования // П.Ф. Кап
терев. Избр. пед. соч. М., 1982. С. 351-352.
116
...Не школа и образование суть основа и источник самовоспитания и самообразования, как принято думать, а, наоборот, саморазвитие gCTb та необходимая почва, на которой школа только и может существовать. (...) ...О воспитании мы можем судить лишь по аналогии с самовоспитанием, точнее с саморазвитием. Человек начинается с самообразования, с саморазвития, а не с воспитания; последнее присоединяется к первому и может действовать только на его почве, по его образу и подобию. В частности, школа есть не что иное, как применение к детям начал самообразования29.
В . П . Кащенко (1870-1943),
дефекголог ,
организатор высшего дефектологического
образования в России
Дата: 2018-12-28, просмотров: 435.