(1901 г.)
Нельзя отрицать тех или иных врожденных качеств у разных людей. Эти качества едва заметны, а иногда даже и вовсе не заметны вскоре после рождения, но впоследствии, с годами, они постепенно могут обнаруживаться в более или менее видимых отличиях индивидуума, особенно если он попадет в среду, благоприятствующую их развитию.
К прирожденным душевным качествам принадлежит различная спо собность у разных людей воспринимать внешние впечатления. (...)
Способность к усвоению впечатлений весьма ценна, когда она обладает значительной крепостью или энергией. При существовании такой способности все впечатления оставляют в душе глубокие и определенные следы, которые служат причиной к проявлению живого воспоминания явлений, произведших впечатления...
Несмотря на врожденные способности к восприятию тех или других впечатлений, воспитание очень много может способствовать не только к сохранению этих способностей, но и к развитию их посредством разнообразных мер, выбор которых лежит на обязанности учителей-воспитателей.
Прирожденных душевных качеств воспитание уничтожить не может, но оно может противодействовать преобладанию одних, возбуждая деятельность других, противоположных первым. Оно также может содействовать улучшению образования и духовного развития, соображаясь с подмеченными индивидуальными способностями субъекта. Поэтому от детей живого темперамента следует постоянно требовать основательного усвоения изучаемых ими учебных предметов; детей флегматичных нужно чаще заставлять проводить время в обществе оживленных сверстников; проявляющиеся способности воспитанника к изучению того или другого учебного предмета, или искусства, или даже ремесла не следует подавлять, как это часто делается в наших школах, а нужно развивать правильно, но не в ущерб изучению других полезных предметов. (...)
...Для достижения всестороннего, гармонического развития нужно соблюдать большую осторожность и осмотрительность при выборе воспитательных средств. Ввиду различия способностей у разных питомцев к восприятию разнообразных впечатлений, как жизненных, так и духовных, нельзя не признать крайне неблагоразумными требования школы от разных учеников одинакового объема научных знаний и умений и назначения им одинакового размера работ, с обязательством выполнения их к известному, одному и тому же сроку23.
В |
♦ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
О Ананьев Б. Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания // Б.Г. Ананьев. Избр. психолог, труды: В 2 т. М., 1980. Т. 2. С. 9—127.
О Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания // Б.Г.Ананьев. Избр. психолог, труды: В 2 т. М., 1980. Т. 1.
О Белкин А. С. Основы возрастной педагогики: В 2 ч. Материалы экспериментального курса. Екатеринбург: Уральский госпединститут, 1992.
22 Костюк ГС. Роль биологического и социального в онтогенезе человеческой психики // Г.С. Костюк. Избр. психолог, труды. М, 1988. С. 106-108.
23 Яновский К.П. Врожденные качества и способности и развитие последних посредством воспитания // Антология педагогической мысли России второй половины XIX - начала XX в. М., 1990. С. 463-465.
94
95
О Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики (Курс лекций). Ч. 1. М.: Институт практической психологии; Воронеж-НПО «МОДЭК», 1996.
О Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986.
О Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. М.: Педагогика, 1983.
О Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках: Учеб. пособие. М.: Изд-во УРАО, 1997.
О Габай Т.В. Педагогическая психология: Учеб. пособие. М.: МГУ, 1995.
О Давыдов ВВ. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. С. 38-82.
О Дубинин Н.П. Что такое человек. М.: Мысль, 1983.
О Ильенков Э.В. Что же такое личность? // С чего начинается личность / Под общ. ред. Р.И.Косолапова. 2-е изд. М.: Политиздат, 1984. С. 344-356.
О Ильина Т.А. Педагогика. М.: Просвещение, 1984.
О Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989.
О Корчак Я. Педагогическое наследие. М.: Педагогика, 1991.
О Леонтьев А.Н. Развитие психики в онтогенезе // А.Н. Леонтьев. Избр. психолог, произведения: В 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1983. С. 280—385.
О Макаренко А.С. Педагогическая поэма // А.С.Макаренко. Пед. соч.: В 8 т. М.: Педагогика, 1984. Т. 3.
О Мухина B. C. Детская психология. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1985.
О Общая психология: Учеб. пособие / А.В. Петровский, А.В. Брушлин-ский, В.П.Зинченко и др. 3-е изд., перераб. и доп. М., 1986.
О Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шия-нов. М.: Школа-Пресс, 1997.
О Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982.
О Пилиповский В.Я. Критика современных буржуазных теорий формирования личности. М.: Педагогика, 1985.
О Подласый И.П. Педагогика. М.: Просвещение: Гуманитарно-издательский центр ВЛАДОС, 1996.
О Психология развивающейся личности / Под ред. А.В. Петровского. М.: Педагогика, 1987.
О Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учеб. пособие. М.: Школа-Пресс, 1995.
О Сухомлинский В.А. Рождение гражданина / Избр. пед. соч.: В 3 т. — М.: Педагогика, 1979. Т. 1. С. 320-358.
О Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М.: Педагогика, 1989.
О Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. М.: Юристъ, 1997.
О Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. В семье сын и дочь. 2-е изд., испр. М.: Просвещение, 1985.
О Элъконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. С. 25-305.
Й
Тема 4
ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ
РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭТОЙ ТЕМЫ:
• вы узнаете о том, какие свойства заложены в генетической программе человека,
Какие задатки
Он может унаследовать
от своих родителей и прародителей;
• примете участие в непрекращающейся дискуссии
Дата: 2018-12-28, просмотров: 239.