Цель упражнения: осознание эмоционального восприятия родителей воспитанников.
Процедура выполнения
Воспитателям предлагается в группах по 3-4 человека создать обобщенный портрет родителя, общение с которым вызывает у них отрицательные чувства. Портрет может быть выполнен разными техниками. Затем создать портрет того родителя, общение с которым вызывает положительные эмоции.
Анализ упражнения.
1. Какие эмоции Вы испытывали, создавая портрет родителя, с которым Вам сложно вступать в контакт? Какие качества Вы отразили в этом портрете? Были ли у Вас в практике такие родители?
2. Что Вы чувствовали при создании этого портрета? Есть ли в Вашей группе такие родители?
3. Как Вы считаете, нужно ли искать пути контактов с теми родителями, которые Вам неприятны?
Упражнение 2. «Список претензий к родителям».
Цель упражнения: осознание воспитателями невозможности построения общения на взаимных претензиях.
Процедура выполнения
В ходе этого упражнения участники должны осознать, что общаться с родителями, постоянно обращая внимание на их недостатки, невозможно. А тем более постоянно высказывать свои претензии. Окружающие имеют право быть самими собой. Поэтому разрешите родителям ваших воспитанников быть такими, какие они есть.
Инструкция
Ведущий. Наша работа предполагает постоянное ежедневное общение с родителями детей. В жизни бывает всякое, не всегда мы довольны друг другом, иногда даже самые близкие люди вызывают у нас отрицательные эмоции, временами нас чем-то не устраивает любой из родителей. Давайте проанализируем наше «недовольство» родителями воспитанников. И назовем это списком претензий, которые должны быть четкими и конкретными. Претензии нужно вносить в таблицу напротив фамилии родителя.
На работу относится до 10 минут. Ведущий подчеркивает необходимость быть предельно откровенным. Претензии могут быть самыми незначительными, но обязательно конкретными, а также он отмечает: чтобы принять людей, нужно понять, чем они нас не устраивают.
На втором этапе участники объединяются в группы по 4-5 человек и обсуждают результаты анализа между собой. Участники группы помогают друг другу разобраться в том, чем же каждого не устраивают родители.
Анализ упражнения
1. Что Вы испытали, выполняя задание?
2. По Вашему мнению, есть ли претензии у родителей к Вам?
3. Возможно ли построение общения с другим человеком без взаимных претензий?
Упражнение 3. «Спокойствие, только спокойствие».
Цель упражнения: научить педагога принимать отличающуюся от их собственной точки зрения, общаться, не пытаясь изменить собеседника.
Процедура выполнения.
«Спокойствие, только спокойствие!» - эти слова говорил Карлсон Малышу. Спокойствие и терпение являются одними из основных моментов в безоценочном, ненасильственном общении.
Педагогам предлагается подумать и определить, что общего и различного в таких понятиях, как «терпение», «выдержка», «терпеливость», «терпимость». Их просят привести примеры ситуаций общения с родителями, в которых бы они проявили бы терпение и терпимость.
Воспитателям необходимо вспомнить ситуации, когда им пришлось столкнуться с точкой зрения, воспитательной позицией, с которыми они были полностью не согласны: например, что физическое наказание применимо к детям. Свою позицию педагог должен проанализировать по следующему алгоритму:
- принять чужое мнение как свое собственное, попытаться усвоить его логику и исходные основания, на которых оно строится;
- вычленить положительные моменты чужого мнения, осознать несоответствие их собственных взглядам;
- скорректировать свое мнение, утверждая его сильные стороны;
- найти общее в своем и чужом мнении, признать невозможность своего соглашения с некоторыми позициями другого человека;
- попытаться все высказать оппоненту, сделав акцент на том, в чем вы с ним согласны и в чем не согласны;
- попросить оппонента более весомыми доводами переубедить вас;
- попробовать, используя доказательства и факты, переубедить оппонента;
- если не то, ни другое не удается, признать право на существование некоторых положений чужого мнения, с которым вы не смогли согласиться, отказаться от внутреннего, а значит и внешнего сопротивления.
Затем педагоги определяют, что такое терпимость к другому человеку. Как правило, люди не терпимы к человеку, который их чем-либо раздражает, совершает по отношению к ним действия, вызывающие обиду, ощущение несправедливости. К каким родителям наиболее нетерпимы педагоги? Воспитателям следует выделить тех родителей, к которым они терпимы, и попытаться отнестись к ним по-другому, используя следующий алгоритм:
- нужно сдержать свои эмоции, снять раздражение за счет осознания положительных качеств и черт родителя;
- реагировать не на сами действия и поступки, которые раздражают, а на мотивы, побуждающие родителя так действовать: осознание мотивов помогает снять раздражение;
- на этой основе нужно принять родителя таким, каковым он является;
- попытаться изменить отношение к нему или попробовать воздействовать на мотивацию родителя с целью изменения ее.
Анализ упражнения
1. Что в этом упражнение для Вас было самым трудным?
2. Проще ли будет общаться, если не пытаться изменить другого, а принять возможность наличия у него взглядов, не совпадающими с Вашими?
Рефлексия занятия
Воспитателям предлагается выбрать из нескольких лежащих перед ними цветных карточек сначала ту, которая соответствовала моменту их прихода на занятие, а затем – окончанию занятия.
Список литературы
1. Активные формы и методы работы с педагогическими кадрами /Областной институт усовершенствования учителей. – Витебск, 1992. – 18с.
2. Аралова М. А. Формирование коллектива ДОУ: Психологическое сопровождение. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64с.
3. Арутюнов Ю. С. Методика разработки конкретных ситуаций: Метод. Рекомендации. – М.: ВИНИТИ, 1980. – 44с.
4. Занина Л.В., Меньшикова Н.П. Основы педагогического мастерства. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. - с 242
5. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М.: ТЦ Сфера, 2005 с.72.
6. Лосев П.Н. Управление методической работы в современном ДОУ – М.: ТЦ Сфера, 2005 – 160с. (приложение к журналу «Управление ДОУ»)
7. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально – экономических условиях //Вопросы психологии. 1997. №4. С. 28-38
8. Нестеров В.В., Белкин А.С. Педагогическая компетентность. Екатеринбург. Учебная книга. С.4.
9. Петровская Л.А. Компетентность в общении М., 1989. С.36
10. Смолкин А. М. Методы активного обучения: Науч.-метод. Пособие. –М.: Высш. Шк.,1991.- 176с.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 492.