Цель: Восприятие и проявление представлений о себе в социальном и психологическом плане.
Задание. Составьте рассказ о себе.
Инструкция. Нужно представить себя окружающим. Рассказать где учились, где живете, какой вы человек, какие у вас интересы, сколько вам лет, какого вы роста. Это ваша заявка о себе, сделайте ее оригинальной, интересной, привлекательной для окружающих.
Упражнение 2. «Свет мой, зеркальце скажи»
Цель: Личностная установка на самоанализ.
Задание. Ответить на вопрос «Кто Я»
Инструкция. Вспомните сказку А. С. Пушкина «О мертвой царевне и о семи богатырях». У царицы было зеркальце, которое она время от времени спрашивала:
Свет мой, зеркальце скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?
Представьте, что вы держите в руках такое волшебное зеркальце, и оно дает ответ на ваш вопрос «Кто Я?». Возьмите лист бумаги и ответьте на этот вопрос искренне, запишите ваши определения; чем больше их будет, тем лучше.
Упражнение 3. «Принятие себя»
Цель: Развитие готовности работать над собой, понимать себя и доверить другим, осуществлять самоанализ.
Задание. Определение своих достоинств и недостатков.
Инструкция. Возьмите лист чистой бумаги, разделите его на две колонки: «Мои недостатки» и «Мои достоинства», предельно откровенно запишите в них все, что считаете нужным.
Упражнение 4. «Рисунок Я»
Цель: Создание собственного образа с помощью изобразительных средств.
Задание. Нарисовать свой собственный образ в аллегорической форме.
Инструкция. Возьмите цветные фломастеры и листы формата А-4. Постарайтесь нарисовать образ своего Я. Можно рисовать все, что хочется: это может быть пейзаж, натюрморт, подражание детским рисункам, нечто в стиле ребуса, фантастический мир, абстракция – все что угодно, с чем вы ассоциируете, связываете, сравниваете себя, свое жизненное состояние, свою натуру. Не бойтесь, что у вас не получится из-за того, что вы не умеете рисовать.
Упражнение 5. «Девиз»
Цель: Отражение с помощью девиза жизненных установок.
Задание. Сформулируйте свой девиз.
Инструкция. В старину у средневековых рыцарей был обычай – на воротах замка, гербе, щите воина писать девиз, то есть краткое изречение, выражающее идею, цель деятельности владельца. Ваш девиз должен заставить вас сконцентрироваться на главном, отражать ваше кредо, отношение к миру в целом, к самому себе – ответить на вопросы: что я умею в жизни, ради чего живу, чем дорожу. Можете дать к девизу пояснения, приготовьтесь к оглашению девиза перед коллегами.
Упражнение 6. «Мое настроение сегодня»
Цель: Выражение с помощью цветовой палитры настроения от предложенной системы упражнений и общения с коллегами.
Задание. Выразить свое настроение, подняв цветную карточку, объяснив, почему был выбран именно этот цвет.
Инструкция. Объясните свое настроение от занятия, свяжите его с цветом, который наиболее ярко отражает ваше эмоциональное состояние «здесь» и «теперь».
Занятие «Ораторами не рождаются».
Цель занятия: развитие навыков публичного выступления.
Диагностика: «Мои выступления на открытых мероприятиях» (на основе материалов В. Г. Маралова, Н. А. Моревой, В. А. Ситарова).
Инструкция
Воспитателям предлагается оценить свое состояние во время проведения открытых мероприятий. Для этого им нужно, ознакомившись с 10 противоположными характеристиками, по 10-балльной шкале отметить тот балл, который в большей степени соответствует состоянию педагога во время проведения коллективных форм общения.
Шкала характеристик.
Доброжелательность (положительный настрой на общение) | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Недоброжелательность (отрицательный настрой на общение) |
Уверенность | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Неуверенность |
Увлеченность обсуждаемыми проблемами | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Равнодушие |
Удовлетворенность процессом общения | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Неудовлетворенность процессом общения |
Открытость (свободное выражение чувств) | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Закрытость (боязнь своих недостатков, опасение за престиж) |
Гибкость (сразу видите и решаете все возникающие проблемы) | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Жесткость (не видите изменений в настроении аудитории) |
Дифференцированность в общении (индивидуальный подход) | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Отсутствие дифференцированности в общении |
Активность (постоянно управляете процессом общения) | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Пассивность |
Занимательность выступления | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Скука |
Успешность проведенного мероприятия | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Неудачность проведенного мероприятия |
Полученные баллы нужно суммировать. Чем выше балл, тем увереннее педагог чувствует себя в коллективном общении с коллегами, родителями, а значит успешнее проходят все проводимые мероприятия.
Упражнение 1. «Желаю Вам…»
Цель упражнения: развитие умения доброжелательного общения с педагогами, родителями.
Сидя в кругу, сделать комплемент сидящему рядом участнику тренинга как одному из родителей своей группы, воспитателю.
В конце ведущий может отметить, что самый лучший комплимент для родителей служат добрые слова об их ребенке, для коллег – слова как о самом грамотном специалисте.
Анализ упражнения
1. Что Вы чувствовали, высказывая пожелания?
2. Удалось ли Вам высказать комплимент?
3. Какие трудности возникли у Вас при выполнении задания?
Упражнение 2. «Рассказ по кругу»
Цель упражнения: развитие умения непринужденной передачи информации в рамках заданной темы.
Ведущий предлагает группе незаконченную ситуацию, связанную с общением с родителями, с коллегами. Участники по кругу продолжают рассказ. Минимальный вклад – одно предложение, максимум – 1 минута рассказа. Ведущий отмечает, что в конце рассказ обязательно должен хорошо закончиться.
Анализ упражнения
1. Насколько сложно было Вам продолжать заданную ситуацию?
2. Нашли ли в рассказе отражение Ваши реальные взаимоотношения с родителями, с коллегами.
Упражнение 3. «Проигрывание сказки»
Цель упражнения: развитие образности публичного выступления.
Участникам тренинга предлагается модифицировать одну из известных сказок так, чтобы ее содержание было перенесено на отношения воспитателей и родителей, и инсценировать ее. Каждый участник должен быть задействован. Следует напомнить участникам, что сказки обязательно имеют счастливый конец. Допускается импровизация и некоторое изменение сюжета сказки. Проигрывать сказку можно с помощью разных видов театра или игры-драматизации.
Анализ упражнения
1. Как в сказке отразилось Ваше умение общаться с родителями?
2. Удалось ли Вам передать характер изображаемого образа?
Рефлексия занятия
Педагогам предлагается выразить отношение к занятию путем лозунга.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 407.