Педагогический совет – деловая игра
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сборник

«Конспекты занятий активных форм методической работы с педагогами ДОУ»

Богданович, 2012

Составитель: Бражкина Оксана Анатольевна,

заведующая МКДОУ детский сад №15

 

 

В сборнике представлены формы методической работы в ДОУ, способствующие повышению профессиональной компетентности педагогов и формированию педагогического коллектива.

Данные формы работы были использованы в работе МКДОУ № 15 г. Богданович Свердловской области и имеет положительные результаты в повышении профессиональной компетентности воспитателей детского сада.

 

Компьютерная верстка: О.А. Бражкина

 

Оглавление

 

Пояснительная записка. 4

Педагогический совет – деловая игра. 5

Тест для молодого воспитателя. 12

Занятие-игра «Воспитание – обучение – игра». 15

Занятие «В мире слов и звуков». 17

Занятие «Презентация». 18

Занятие «Повышаем самооценку». 19

Занятие «Творческие способности». 20

Занятие «Общение с коллегами». 21

Занятие «Общение с родителями». 24

Занятие «Общение с детьми». 25

Занятие-тренинг «Кто Я? Какой Я?». 26

Занятие «Мы и наши дети в общении». 31

Занятие «Практикум общения с родителями». 34

Список литературы.. 41

 

Пояснительная записка

Огромную роль в повышении профессиональной компетентности педагогов ДОУ играет методическая работа образовательного учреждения, а именно организация форм методической работы, эффективность использования в сочетании традиционных форм методической работы и активных.

Согласно словарным источникам методическая работа – это часть системы непрерывного образования воспитателей ДОУ.

Цель методической работы: создание условий развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ.

Задачи методической работы: освоение наиболее рациональных методов и приемов воспитания и обучения детей; повышение методической подготовленности педагога к организации педагогического процесса; обмен опытом между членами педагогического коллектива выявление и пропаганда актуального педагогического опыта. По мнению П.Н. Лосева, методическая работа ориентирована на достижение и поддержание высокого качества воспитательно-образовательной работы в детском саду.

Многообразие функций и задач методической работы в ДОУ разносторонний, постоянно обновляющийся характер её содержания, а также конкретные особенности дошкольного учреждения предполагают и достаточное разнообразие форм работы, постоянное обогащение и повышение эффективности устоявшихся, традиционных форм и новаторское примечание новых форм. В словаре Ожегова дается следующее определение формы. Форма – это способ существования содержания, неотделимый от него и служащий его выражением.

Таким образом, данный сборник поможет руководителям и методистам дошкольных образовательных учреждений в подготовке педагогических советов, круглых столов и других форм взаимодействия педагогов ДОУ и в формировании коллектива.

Приобщение дошкольников к русской народной культуре

Педсовет – деловая игра

Повестка дня

1. Вступительное слово.

2. Итоги тематической проверки «Использование устного народного творчества на занятиях и в повседневной жизни».

3. Педагогический тренинг.

4. Деловая игра.

Знакомство с ходом и правилами игры, выбор жюри, жеребьевка.

Разгадывание кроссвордов.

Проведение русской народной игры.

Ролевая игра с использованием разных приемов кукольного театра.

5. Подведение итогов.

Домашнее задание воспитателям.

Решение педсовета.

Педагогический тренинг

1. Что значит, по вашему мнению, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности?

2. От каких условий зависит пробуждение чувств любви к Родине, духовный творческий патриотизм?

3. Как вы считаете, в чем наиболее ярко отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности?

4. Почему, на ваш взгляд, приобщение детей к народной культуре, формирование у них патриотических чувств надо начинать с дошкольного возраста?

5. Какова роль педагога в патриотическом воспитании дошкольника?

6. Какие элементы русского народного творчества можно использовать в повседневной работе с детьми?

7. Какие методы и приемы вы считаете наиболее удачными в работе по приобщению дошкольников к русской народной культуре?

8. Какое влияние на формирование душевных качеств оказывают окружающие предметы, характерные для русского народного быта, декоративно – прикладного искусства?

Деловая игра

Все участники разбиваются на две команды и выбирают себе названия. Под сопровождение народной музыки они входят в зал, садятся за столы м приветствуют друг друга в фольклорной форме.

Разминка

Узнай по иллюстрации стишок, сказку, былину.

 

 

Разгадывание кроссворда

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

77

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По горизонтали

 2.«Золотая» роспись по дереву из Нижнего Новгорода (Хохлома)

3. Народное искусство, свойственное какой-либо местности. (Промысел)

5. Место изготовления забавных игрушек и скульптур из дерева. (Богородское)

7.Роспись деревянных предметов быта Нижегородской области. (Городец)

9. Характер построения узора. (Композиция.)

По вертикали

1. Система цветовых сочетаний изделия. (Колорит.)

4.Инструмент для проработки мелких деталей, нанесения на поверхность изделия украшений при лепке: штрихов, точек, волнистых линий. (Стека)

6. Место изготовления игрушек с преобладанием в рисунке геометрических форм. (Дымково)

7. «Бело-синее чудо». (Гжель)

8. Чередование элементов росписи в определенном порядке. (узор)

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

6

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По горизонтали

4.Образное, краткое изречение, метко определяющее какое-либо явление. (Поговорка)

6. Короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания с выводом – моралью. (Басня)

7. Устное народное творчество, песня – сказание, основанные на реальных событиях. (Былина)

8. Основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера. (Сказка)

9. Короткий, веселый рассказ с остроумной концовкой на злободневную тему. (Анекдот)

По вертикали

1. Устное народное творчество, «народная мудрость» (Фольклор)

2. Небольшое лирическое произведение, предназначенное для вокального исполнения. (Песня)

3. Вид устного народного творчества, вопрос или задание, которые требуют решения. (Загадка)

4. Краткое, выразительное изречение, имеющее поучительный смысл. (Пословица)

5. Короткая, из двух или четырех строчек, припевка в быстром темпе, часто сопровождающаяся переплясом. (Частушка)

Проведение русской народной игры со всеми участниками.

Инсценировка русской народной сказки с подбором необходимых атрибутов.

 

 

Ход занятия.

Перед каждым из воспитателей лежит лист с цитатами.

Ведущий. Любая психология, которая искусственно удаляет объект своего исследования из его естественного окружения, обречена на ошибку… Необходимо,  обращать  внимание не только на самих людей, но и то, где они живут, что едят, с кем встречаются, как разговаривают друг с другом.

Л. С. Выготский.

Воспитание должно не только развить разум человека и дать ему известный объем сведений, но должен зажечь в нем жажду серьезного труда, без которой жизнь его не может быть, ни достойною, ни счастливою.

К. Д. Ушинский

Бойкость речи, бойкость характера не ведут ни к чему полезному для людей, если мотивом слов и поступков бывает не чувство любви к людям. Когда из сферы действия человека исключены гражданские мотивы, то это ведет к измельчанию, а порой к духовному банкротству личности.

Н. Г. Чернышевский

Нелепо ведь, чтобы один, хотя бы в невинной форме, отравлял жизнь всем. Нельзя требовать от группы слишком многого. Здоров ребенок или болен, умен или глуп – каждый должен приспосабливаться к общим законам, не может он быть каким-то исключением.

Я. Корчак

Дети иногда подают блестящие надежды, которые потом, с годами исчезают, следовательно, не природа виновата, а недостаток воспитания служит тому причиной. Один имеет более ума, чем другой, однако не найдешь никого, кто бы не достиг чего-нибудь прилежанием.

Ф. Квинтилиан

Руководствуйся при обучении естественными ступенями развития подрастающего человека.

А. Дистервег

Вам дается 10 мин, чтобы ознакомиться с цитатами. Напишите, с чем вы согласны, с чем - нет. Какие цитаты отражают суть воспитания в ДОУ? Что Вы могли бы добавить о сегодняшнем обучении и воспитание? (Обсуждение темы- 20 мин).

Перейдем к третьему понятию занятия – «игра».

Проведем конкурс: Кто больше всех назовет игр своего детства? Чему мы учились в этих играх? Во что играют дети сегодня? Во что играют дети разных возрастов? Как мы можем наполнить содержанием эти игры? Что необходимо для проведения новых увлекательных игр? (Обсуждение темы – 15 мин).

Игра. Вам предлагается разбиться по парам и взять любые предметы реквизита. Через 10-15 мин, Вы должны придумать, как с его помощью в игровой форме сообщить детям какой-то  интересный факт или полезную информацию. (Время для демонстрации 15-20 мин).

 

Ход занятия.

Ведущий. Что такое информация? Информация – сообщение о чем-либо, сведения, являющиеся объектом хранения, переработки и передачи. Сегодня нас интересует информация о наших воспитанниках, методах обучения и воспитания. Как Вы думаете, какой информацией должен владеть воспитатель группы: ясельной, младшей, средней, старшей, подготовительной? (Время на ответы – 10 мин).

Как Вы думаете, какая из книг наиболее полно отвечает на Ваши вопросы? Какой журнал кажется Вам наиболее профессионально подготовленным для воспитателей?

Перед Вами чистый лист бумаги и ручки, Вам дается 5 мин, чтобы сформулировать профессиональный вопрос или вопросы, которые волнуют Вас на сегодняшний день более всего. Листочки могут быть анонимными, к ним мы вернемся на одном из следующих занятий.

Почему наше занятие называется «В мире слов и звуков»? Потому что звуки играют в обучении и воспитании очень важную роль. Маленькие дети не различают смысла слов, но чутко улавливают интонации. Как Вы думаете, какие звуки вредны ребенку? Кок надо обращаться с малышом, чтобы у него формировалась грамотная, образная речь? Давайте представим ситуацию: к Вам пришла разгневанная мама и на повышенных тонах, в присутствии ребенка, начинает выяснять, почему Вы не даете ему роль в спектакле? Каковы будут Ваши действия? Как Вы построите диалог? ( На обсуждение ситуации 10 мин).

 

Занятие «Презентация»

 

Цель занятия: выяснить, что воспитатели знают о ДОУ, в котором работают, как могут донести информацию до родителей, детей; как воспитатели видят свою роль, насколько владеют информацией о профессии, как могут представить себя родителям, детям, коллегам.

Реквизиты: листы бумаги, ручки, листы ватмана, цветные карандаши.

Ход занятия.

Ведущий. Презентация (в переводе с латинского) означает – «представление». Сегодняшнее занятие мы начнем с представления себя. У вас есть 5 мин, чтобы изложить на бумаге наиболее важные сведения о себе и попробовать рассказать о них коллегам увлекательно. (На каждое представление 2-3 мин).

Следующее задание несколько сложнее: Вы должны рассказать о достоинствах своей напарницы.

Наш детский сад тоже нуждается в представлении. Что мы знаем о нем? Год создания? Чем отличается район, где расположен наш детский сад? Какие есть достопримечательности? Что отличает наш детский сад от других?

У Вас есть 5 мин, давайте попробуем сочинить оду нашему детскому саду.

На листе ватмана все вместе нарисуем рекламный плакат нашего детского сада.

 

Ход занятия.

Ведущий. Самооценка – наше мнение о себе. В раннем детстве ребенок судит о себе по четырем критериям:

1) когнитивная компетентность, т. е. способность решать проблемы и достигать поставленных целей;

2) социальная компетентность, т. е. способность поддерживать отношение с другими людьми;

3)  физическая компетентность, т. е. способность бегать, играть в футбол и т. д.;

4) Кодекс поведения – «хороший ли я мальчик (девочка)».

 С возрастом критерии самооценки становятся более дифференцированными по мере формирования представлений о нашей привлекательности в глазах противоположного пола, о чувстве юмора, профессиональной пригодности и т. д.

Упражнение 1. Сейчас мы выполним упражнение, которое позволит определить отношение к самим себе. Вам дается 5 мин, чтобы составить наиболее полный перечень своих достоинств. У кого получилось больше всех?

Упражнение 2. Нарисуйте, пожалуйста, автопортрет. Обсуждаем вернисаж. О каких чертах характера свидетельствует этот портрет? (Обсуждение 10мин).

Упражнение 3. Кидая друг другу мяч, говорить комплимент коллегам. Как вы думаете, какое поведение свидетельствует о заниженной самооценке и о завышенной? Как ведет себя человек, который адекватно воспринимает себя? (Обсуждение 10мин).

Упражнение 4. Открытка коллеге. Даны ключевые слова: ум, доброта, красота, здоровье. Используя эти слова, подпишите открытку коллеге.

Упражнение 5. Нарисуйте дружеский шарж на коллегу. Совместными усилиями нарисуйте дружеский шарж на директора. Если у вас есть способы повысить самооценку, поделитесь ими.

 

Ход занятия.

Ведущий. Какие способности мы помогает развить детям в детском саду?

Упражнение 1. Дано начало стихотворения, придумайте окончание. (На выполнение задания 5 мин).

1. Утром настроение плохое,

Глаз накрасить не могу никак…

2. Весной везде повсюду лужи,

В ручьях кораблики плывут…

3. Все любят послушных, приветливых детишек,

 Капризных, упрямых – не любит никто…

4.Родители, часто сердясь и бранясь.

С ребенком теряют душевную связь…

5. Генетику можно во всем обвинять,

На зеркало даже не стоит пенять…

6. Если в очереди Вас обидели,

Улыбнитесь и забудьте сей же час…

7. Чтобы значимость другому показать,

Щеки вовсе и не надо надувать…

Можно дать одно и то же начало стихотворения разным воспитателям. Прочитайте стихи коллегам, обсудите. (На чтение и обсуждение 10мин).

Упражнение 2. На лист акварельной бумаги или картона приклеена половина открытки или картинки. Вам дается 5 мин, чтобы завершить шедевр. С помощью полученных картинок, создайте общий коллаж.

Упражнение 3. Разбейтесь по парам. У одного в руках музыкальный инструмент, другой напевает мелодию. Задача следующей пары отгадать ее и задать другой.

Упражнение 4  Ведущий предлагает выяснить,  кто предложит большее количество вариантов использования  стаканчика, пуговицы, пустого флакончика   из-под духов.

Упражнение 5. «Преобрази коллегу». Используются помада, тени, тушь и парики.

Считается, что, развивая творческие способности детей, следует;

- сочинять с детьми сказки;

- создавать домашний оркестр;

- рисовать и лепить из пластилина, глины;

- устраивать домашние спектакли;

- раз в месяц водить ребенка на концерт, в театр, музей.

Что можно добавить к этому списку? Как родители влияют на развитие творческих способностей детей? Есть ли в ваших группах творчески одаренные дети? В чем они выражаются? (Обсуждение 10мин).

Ход занятия.

Ведущий. Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Перед каждым лежат листы с цитатами. Вам дается 5 мин, чтобы прочитать и подготовить короткий комментарий к цитате.

1. «Когда задето чувство собственного достоинства одного из собеседников, непременно страдает само общение»

2. «Чем больше «балласта», тем труднее становится общение».

3. «Чем больше Вы принимаете во внимание потребности Вашего собеседника, тем больше он будет (автоматически) удовлетворять Ваши собственные потребности».

4. «Важно не то, что говорят, а важно то, что окружающие слышат в словах оратора».

5. «Нет никаких гарантий, что Ваш собеседник слышит то, что Вы хотели бы ему сказать».

6. «Уверенность в своих знаниях придает силу»

7. «Представление о самом себе самое важное из всех представлений вообще».

8. «Настраивайтесь на человека, а не на сообщение».

9. «Если увидишь лицо без улыбки, улыбнись сам».

10. «Научись слушать, и ты сможешь извлечь пользу даже из тех, кто говорит плохо»,

11. «Того, кому доверяют, за руку не держат».

12. «Когда Конфуция спросили, есть ли одно такое слово, которым можно было бы руководствоваться всю жизнь, он ответил: «Это слово – СНИСХОДИТЕЛЬНОСТЬ».

 Можно предложить одну и ту же цитату нескольким воспитателям и услышать различные комментарии.

Ведущий. Каким Вы видите идеальное общение «Воспитатель – воспитатель»? Что для этого нужно сделать? Всем известно, что понять человека можно лучше, если знать, о чем говорят его жесты. Поднятый вверх большой палец означает одобрение, опущенный вниз – осуждение. Когда человек заинтересован в словах собеседника, он слегка наклоняет голову набок, пожимая плечами, мы как бы говорим: «Не знаю».

Упражнение 1. Вам дается 5 мин, чтобы придумать и показать жестами сигналы:

- мне нужна помощь;

- у меня есть свободное время;

- прекратите шуметь;

- поспешите;

- успокойтесь;

- я иду на помощь;

- приходите в гости.

(На демонстрацию отводится 10 мин)

Упражнение 2. «Самое важное для воспитателей одной группы – взаимопонимание и единая стратегия воспитания и обучения детей. Чтобы лучше друг друга понимать, предлагается следующее упражнение.

Закончите предложения.

1. Самым важным в работе с детьми младшей (средней, старшей, подготовительной) группы я считаю…

2. Самый проблемный ребенок в группе…

3. Наиболее успешно в группе проходят занятия…

4. Мне кажется, что детям не нравится…

5. Я бы хотела поговорить с родителями…

6. Я бы хотела, чтобы в группе поработал…(психолог, логопед, психоневролог, специалист по лечебной физкультуре).

7. Я готова помочь коллегам…(в проведение праздников, родительских собраний, подготовке к открытым занятиям).

 Обменяйтесь листками и сравните, в чем совпадают ваши мнения, а в чем они различны.

 

Ход занятия.

Ведущий. Общение воспитателя и родителей – тема деликатная и ответственная. От того как складывается это общение, зависит многое: психологический комфорт детей, интересная жизнь в группе, творческий труд и позитивный настрой воспитателя. Каким образом на сегодняшний момент складывается общение с родителями в Ваших группах? Помогают ли они Вам? Представляют ли какие-либо претензии? (Общение 10-15 мин).

Упражнение 1. У Вас есть 5 мин, напишите: какую информацию должен предоставлять родитель о ребенке, устраивая его в детский сад? Как Вы организуете родительские собрания? Сколько человек на них обычно приходит? Какие формы сотрудничества Вы можете предложить родителям?

Упражнение 2. Решаем конфликты. Конфликтные ситуации могут возникнуть по следующим причинам. Родитель неудовлетворен:

- положением ребенка в коллективе;

- образовательными программами ДОУ;

- отношением воспитателя к ребенку.

Давайте рассмотрим ситуацию: кто-то из воспитателей берет на себя роль мамы, которая недовольна тем, что ребенку поручили второстепенную роль в спектакле, другой воспитатель должен ответить на претензии. (На инсценировку и обсуждение 15 мин). Какие еще претензии могут предъявлять родители? Как мы должны отвечать на них? Что должен делать воспитатель, если не в состоянии убедить родителя?

Упражнение 3. В течение 5 мин, придумайте и запишите несколько мероприятий, которые помогут сплотить воспитателей, родителей, детей. Какое из этих мероприятий Вы смогли бы подготовить и провести в ближайшее время? (На обсуждение 10 мин).

 

Занятие «Общение с детьми».

 

Цель занятия: совершенствовать общение воспитателей с детьми, анализировать и синтезировать позитивный опыт общения с детьми в разных группах.

Реквизит: листы бумаги, ватмана, ручки, цветные карандаши, фломастеры.

Ход занятия.

Ведущий. Общение воспитателя с группой, с каждым отдельным ребенком – это наша повседневная работа. Чем Вы руководствуетесь при общении с детьми Вашей группы?

Как Вы думаете, какие игры сплачивают, а какие разобщают детей? Давайте придумаем несколько игр, которые могли бы объединять детей разных возрастов. (На обсуждение 10 мин).

Многие специалисты считают, что спортивные и интеллектуальные игры, где присутствуют соревновательные элементы, разобщают детей, так как в них есть победитель и проигравший. Так ли это? Каким образом можно организовать эстафету или викторину, чтобы дети стремились поддерживать друг друга?

Упражнение 1. Разбившись на пары, придумайте несколько упражнений (интеллектуальных или физических), где могут добиться успеха, только действуя в коллективе. (На подготовку и демонстрацию 10 мин).

Упражнение 2. Нарисуйте портрет группы, в которой Вы работаете.   Какое настроение передали воспитатели, каких детей в группе больше – спокойных или непоседливых, что удается воспитателям этой группы больше всего?

Упражнение 3. Нарисуйте все вместе на листе ватмана коллектив ДОУ, родителей и детей. Как Вы думаете, какие выводы могут сделать родители, впервые пришедшие в наш сад о нашем коллективе, посмотрев на этот плакат?

 

Ход занятия

Ведущий. Дорогие воспитатели, наша задача – заглянуть в свое Я, поскольку наше Я – годна из самых больших загадок. Иногда Я обладает большим здравым смыслом, иногда в нем звучит голос обиды, а подчас голос озарения и творческой фантазии. Мы будем выражать свое Я индивидуальными средствами: восприятие личности осуществлять через взгляд на себя, но как бы со стороны, через восприятие нас другими людьми; через самооценку своей деятельности, собственных внутренних состояний (эмоций, ощущений, мыслей); оценку своего внешнего облика.

Приветствие «Улыбка»

Цель: Принятие улыбки как приема привлечения внимания партнера и создания положительного эмоционального настроя на партнера и занятие.

Ведущий. Вспомните слова из песни В. Шаинского «Улыбка». Поприветствуйте своего партнера по общению открытой, доброй улыбкой. Обращаясь к нему с улыбкой, скажите несколько приятных слов. И вы уже на пути к гармонии, определяемой тремя главными силами жизни: разума, духа и любви.

Анализ приветствия. Что вы чувствовали, когда улыбались другому человеку? Трудно ли улыбаться всем? Что вы испытываете, когда вам улыбаются?

Упражнение 4. «Рисунок Я»

Цель: Создание собственного образа с помощью изобразительных средств.

Задание. Нарисовать свой собственный образ в аллегорической форме.

Инструкция. Возьмите  цветные фломастеры и листы формата А-4. Постарайтесь нарисовать образ своего Я. Можно рисовать все, что хочется: это может быть пейзаж, натюрморт, подражание детским рисункам, нечто в стиле ребуса, фантастический мир, абстракция –  все что угодно, с чем вы ассоциируете, связываете, сравниваете себя, свое жизненное состояние, свою натуру. Не бойтесь, что у вас не получится из-за того, что вы не умеете рисовать.

Упражнение 5. «Девиз»

Цель: Отражение с помощью девиза жизненных установок.

Задание. Сформулируйте свой девиз.

Инструкция. В старину у средневековых рыцарей был обычай – на воротах замка, гербе, щите воина писать девиз, то есть краткое изречение, выражающее идею, цель деятельности владельца. Ваш девиз должен заставить вас сконцентрироваться на главном, отражать ваше кредо, отношение к миру в целом, к самому себе – ответить на вопросы: что я умею в жизни, ради чего живу, чем дорожу. Можете дать к девизу пояснения, приготовьтесь к оглашению девиза перед коллегами.

Инструкция

Воспитателям предлагается оценить свое состояние во время проведения открытых мероприятий. Для этого им нужно, ознакомившись с 10 противоположными характеристиками, по 10-балльной шкале отметить тот балл, который в большей степени соответствует состоянию педагога во время проведения коллективных форм общения.

Шкала характеристик.

Доброжелательность (положительный настрой на общение) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Недоброжелательность (отрицательный настрой на общение)
Уверенность 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Неуверенность
Увлеченность обсуждаемыми проблемами 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Равнодушие
Удовлетворенность процессом общения 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Неудовлетворенность процессом общения
Открытость (свободное выражение чувств) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Закрытость (боязнь своих недостатков, опасение за престиж)
Гибкость (сразу видите и решаете все возникающие проблемы) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Жесткость (не видите изменений в настроении аудитории)
Дифференцированность в общении (индивидуальный подход) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Отсутствие дифференцированности в общении
Активность (постоянно управляете процессом общения) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Пассивность
Занимательность выступления 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Скука
Успешность проведенного мероприятия 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Неудачность  проведенного мероприятия

 

Полученные баллы нужно суммировать. Чем выше балл, тем увереннее педагог чувствует себя в коллективном общении с коллегами, родителями, а значит успешнее проходят все проводимые мероприятия.

Упражнение 1. «Желаю Вам…»

Цель упражнения: развитие умения доброжелательного общения с педагогами, родителями.

Сидя в кругу, сделать комплемент сидящему рядом участнику тренинга как одному из родителей своей группы, воспитателю.

В конце ведущий может отметить, что самый лучший комплимент для родителей служат добрые слова об их ребенке, для коллег – слова как о самом грамотном специалисте.

Анализ упражнения

1. Что Вы чувствовали, высказывая пожелания?

2. Удалось ли Вам высказать комплимент?

3. Какие трудности возникли у Вас при выполнении задания?

 Упражнение 2. «Рассказ по кругу»

Цель упражнения: развитие умения непринужденной передачи информации в рамках заданной темы.

Ведущий предлагает группе незаконченную ситуацию, связанную с общением с родителями, с коллегами. Участники по кругу продолжают рассказ. Минимальный вклад – одно предложение, максимум – 1 минута рассказа. Ведущий отмечает, что в конце рассказ обязательно должен хорошо закончиться.

Анализ упражнения

1. Насколько сложно было Вам продолжать заданную ситуацию?

2. Нашли ли в рассказе отражение Ваши реальные взаимоотношения с родителями, с коллегами.

 Упражнение 3. «Проигрывание сказки»

Цель упражнения: развитие образности публичного выступления.

Участникам тренинга предлагается модифицировать одну из известных сказок так, чтобы ее содержание было перенесено на отношения воспитателей и родителей, и инсценировать ее. Каждый участник должен быть задействован. Следует напомнить участникам, что сказки обязательно имеют счастливый конец. Допускается импровизация и некоторое изменение сюжета сказки. Проигрывать сказку можно с помощью разных видов театра или игры-драматизации.

Анализ упражнения

1. Как в сказке отразилось Ваше умение общаться с родителями?

2. Удалось ли Вам передать характер изображаемого образа?

 Рефлексия занятия

Педагогам предлагается выразить отношение к занятию путем лозунга.

Ход занятия

Ведущий. Воспитатель создает для своих питомцев неповторимый детский мир, в котором много света, тепла, уюта, поэтому не случайно наши воспоминания о детстве связываются с детским садом. Уникальный «дом радости» может существовать только благодаря позитивному восприятию детей со стороны педагога, но научиться этому нелегко. Сегодняшнее занятие направлено на формирование навыков положительного, личностно-ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми дошкольного возраста.

Инструкция.

Вашему вниманию предлагается несколько простых вопросов. Отвечайте быстро, однозначно «да», «нет», «иногда».

1. Вам предстоит организация беседы с одним из родителей. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?

2. Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, информацией перед родителями?

3. Не откладываете ли Вы неприятную беседу о сложном ребенке с его родителями до последнего момента?

4. Считаете ли Вы, что не следует лично беседовать с родителями об особенностях воспитания в семье, а лучше провести анкетирование, письменный опрос?

5. Вам предлагают подготовить общее родительское собрание для родителей дошкольного учреждения. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этого поручения?

6. Любите ли Вы делиться своими переживаниями от общения с родителями, коллегами, руководством?

7. Убеждены ли Вы, что общаться с родителями гораздо сложнее, чем с детьми?

8. Раздражаетесь ли Вы, если один из родителей Ваших воспитанников постоянно задает Вам вопросы?

9. Верите ли Вы, что существует проблема «воспитателей и родителей» и что они разговаривают на «разных языках»?

10. Постесняетесь ли Вы напомнить родителям об обещании, которое они забыли выполнить?

11. Вызывает ли у Вас досаду просьба кого-либо из родителей помочь разобраться в том или ином сложном воспитательном вопросе?

12. Услышав высказывание явно ошибочное точки зрения по вопросу воспитания, предпочтете ли Вы промолчать и не вступать в спор?

13. Боитесь ли Вы участвовать в разборе конфликтных ситуаций между педагогами и родителями?

14. У Вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии  семейного воспитания и других мнений на этот счет Вы не приемлите?

15. Считаете ли Вы, что воспитывать необходимо и родителей, а не только детей?

16. Проще ли Вам подготовить информацию для родителей в письменном виде, чем провести устную консультацию?

 Оценка ответов: «да» - 2очка, «иногда» - 1очко, «нет» - 0 очков.

Общая сумма очков определяет, к какой категории относится испытуемый.

30-32 очков. Вам явно сложно вступать в общение с родителями. Наверное, Вы вообще не коммуникабельны. Это Ваша беда, так как страдаете от этого больше Вы сами. Но и окружающим Вас людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует коллективных усилий. Контакты с родителями Вы стараетесь свести к минимуму. В основном они формальны. Причины трудностей в общении Вы стремитесь переложить на родителей. Вы убеждены, что большинство родителей – это всегда недовольные, придирчивые люди, ищущие в Вашей работе только недостатки, не желающие прислушиваться к Вашему мнению. Ваше неумение построить общение с родителями приводит к тому, что они стремятся избегать общения с Вами. Постарайтесь стать общительнее, контролируйте себя.

25-29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы. Новая работа и необходимость новых контактов надолго выводят Вас из равновесия. Общение с родителями воспитанников является для Вас сложным и не слишком приятным делом. Вы знаете эту особенность своего характера и порой недовольны собой. Однако в неудачных контактах с родителями в большей степени стремитесь обвинить их, а не собственную коммуникабельность. Вспомните, ведь участие в общем интересном деле позволяет Вам легко находить общий язык с родителями.

14-18 очков. У Вас нормальная коммуникабельность. Вы убеждены, что с любым родителем всегда можно найти «общий язык». Вы охотно выслушиваете родителей, достаточно терпеливы в общении с ними, умеете отстоять свою точку зрения, не навязывая ее при этом другому человеку. И индивидуальное и коллективное общение с родителями не вызывает у Вас неприятных переживаний. Родители также стремятся поддерживать контакты с Вами, ищут Вашего совета, поддержки. В тоже время Вы не любите многословия, излишней эмоциональности, стремитесь избегать ненужных конфликтов.

9- 13 очков. Вы бываете весьма общительны. Постоянно стремитесь вступить в беседу с родителями, но часто эти беседы носят бессодержательный характер. Вы любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Стремитесь высказывать родителям собственное мнение о том, как они воспитывают детей, в любой ситуации дать совет, что способно вызывать у них раздражение. Вы вспыльчивы, но отходчивы. Вам не хватает  терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы умеете выстраивать содержательное общение.

4-8 очков. Вы чрезмерно общительны. Стремитесь стать «другом» каждому родителю, быть в курсе всех их проблем. Любите принимать участие во всех спорах и дискуссиях. Всегда охотно беретесь за свое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. Имеете собственное мнение по любому вопросу и всегда стремитесь его высказать. Возможно, по этой причине родители и коллеги относятся к Вам с опаской и сомнениями. Вам следует задуматься над этими фактами.

3 очка и менее. Ваша общительность носит болезненный характер. Вы многословны, вмешиваетесь в дела, которые не умеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых Вы совершенно не компетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов, в том числе и среди родителей. Общаясь с родителями, проявляете грубость, фамильярность. Вас отличают необъективность, обидчивость. Любую проблему Вы стремитесь вынести на всеобщее обсуждение. Серьезное общение не для Вас. Окружающим сложно с Вами. Постарайтесь задуматься, почему, несмотря на все усилия наладить общение с родителями, из этого ничего не выходит? Воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям.

Процедура выполнения

Воспитателям предлагается в группах по 3-4 человека создать обобщенный портрет родителя, общение с которым вызывает у них отрицательные чувства. Портрет может быть выполнен разными техниками. Затем создать портрет того родителя, общение с которым вызывает положительные эмоции.

Анализ упражнения.

1. Какие эмоции Вы испытывали, создавая портрет родителя, с которым Вам сложно вступать в контакт? Какие качества Вы отразили в этом портрете? Были ли у Вас в практике такие родители?

2. Что Вы чувствовали при создании этого портрета? Есть ли в Вашей группе такие родители?

3. Как Вы считаете, нужно ли искать пути контактов с теми родителями, которые Вам неприятны?

Инструкция

Ведущий. Наша работа предполагает постоянное ежедневное общение с родителями детей. В жизни бывает всякое, не всегда мы довольны друг другом, иногда даже самые близкие люди вызывают у нас отрицательные эмоции, временами нас чем-то не устраивает любой из родителей. Давайте проанализируем наше «недовольство» родителями воспитанников. И назовем это списком претензий, которые должны быть четкими и конкретными. Претензии нужно вносить в таблицу напротив фамилии родителя.

На работу относится до 10 минут. Ведущий подчеркивает необходимость быть предельно откровенным. Претензии могут быть самыми незначительными, но обязательно конкретными, а также  он отмечает: чтобы принять людей, нужно понять, чем они нас не устраивают.

На втором этапе участники объединяются в группы по 4-5 человек и обсуждают результаты анализа между собой. Участники группы помогают друг другу разобраться в том, чем же каждого не устраивают родители.

Анализ упражнения

1. Что Вы испытали, выполняя задание?

2. По Вашему мнению, есть ли претензии у родителей к Вам?

3. Возможно ли построение общения с другим человеком без взаимных претензий?

 Упражнение 3. «Спокойствие, только спокойствие».

Цель упражнения: научить педагога принимать отличающуюся от их собственной точки зрения, общаться, не пытаясь изменить собеседника.

Процедура выполнения.

«Спокойствие, только спокойствие!» - эти слова говорил Карлсон Малышу. Спокойствие и терпение являются одними из основных моментов в безоценочном, ненасильственном общении.

Педагогам предлагается подумать и определить, что общего и различного в таких понятиях, как «терпение», «выдержка», «терпеливость», «терпимость». Их просят привести примеры ситуаций общения с родителями, в которых бы они проявили бы терпение и терпимость.

Воспитателям необходимо вспомнить ситуации, когда им пришлось столкнуться с точкой зрения, воспитательной позицией, с которыми они были полностью не согласны: например, что физическое наказание применимо к детям. Свою позицию педагог должен проанализировать по следующему алгоритму:

- принять чужое мнение как свое собственное, попытаться усвоить его логику и исходные основания, на которых оно строится;

- вычленить положительные моменты чужого мнения, осознать несоответствие их собственных взглядам;

- скорректировать свое мнение, утверждая его сильные стороны;

- найти общее в своем и чужом мнении, признать невозможность своего соглашения с некоторыми позициями другого человека;

- попытаться все высказать оппоненту, сделав акцент на том, в чем вы с ним согласны и в чем не согласны;

- попросить оппонента более весомыми доводами переубедить вас;

- попробовать, используя доказательства и факты, переубедить оппонента;

- если не то, ни другое не удается, признать право на существование некоторых положений чужого мнения, с которым вы не смогли согласиться, отказаться от внутреннего, а значит и внешнего сопротивления.

Затем педагоги определяют, что такое терпимость к другому человеку. Как правило, люди не терпимы к человеку, который их чем-либо раздражает,   совершает по отношению к ним действия, вызывающие обиду, ощущение несправедливости. К каким родителям наиболее нетерпимы педагоги? Воспитателям следует выделить тех родителей, к которым они терпимы, и попытаться отнестись к ним по-другому, используя следующий алгоритм:

- нужно сдержать свои эмоции, снять раздражение за счет осознания положительных качеств и черт родителя;

- реагировать не на сами действия и поступки, которые раздражают, а на мотивы, побуждающие родителя так действовать: осознание мотивов помогает снять раздражение;

- на этой основе нужно принять родителя таким, каковым он является;

- попытаться изменить отношение к нему или попробовать воздействовать на мотивацию родителя с целью изменения ее.

Анализ упражнения

1. Что в этом упражнение для Вас было самым трудным?

2. Проще ли будет общаться, если не пытаться изменить другого, а принять возможность наличия у него взглядов, не совпадающими с Вашими?

Рефлексия занятия

Воспитателям предлагается выбрать из нескольких лежащих перед ними цветных карточек сначала ту, которая соответствовала моменту их прихода на занятие, а затем – окончанию занятия. 

Список литературы

 

1. Активные формы и методы работы с педагогическими кадрами /Областной институт усовершенствования учителей. – Витебск, 1992. – 18с.

2. Аралова М. А. Формирование коллектива ДОУ: Психологическое сопровождение. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64с.

3. Арутюнов Ю. С. Методика разработки конкретных ситуаций: Метод. Рекомендации. – М.: ВИНИТИ, 1980. – 44с.

4. Занина Л.В., Меньшикова Н.П. Основы педагогического мастерства. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. - с 242

5. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М.: ТЦ Сфера, 2005 с.72.

6. Лосев П.Н. Управление методической работы в современном ДОУ – М.: ТЦ Сфера, 2005 – 160с. (приложение к журналу «Управление ДОУ»)

7. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально – экономических условиях //Вопросы психологии. 1997. №4. С. 28-38

8. Нестеров В.В., Белкин А.С. Педагогическая компетентность. Екатеринбург. Учебная книга. С.4.

9. Петровская Л.А. Компетентность в общении М., 1989. С.36

10. Смолкин А. М. Методы активного обучения: Науч.-метод. Пособие. –М.: Высш. Шк.,1991.- 176с.

Сборник

«Конспекты занятий активных форм методической работы с педагогами ДОУ»

Богданович, 2012

Составитель: Бражкина Оксана Анатольевна,

заведующая МКДОУ детский сад №15

 

 

В сборнике представлены формы методической работы в ДОУ, способствующие повышению профессиональной компетентности педагогов и формированию педагогического коллектива.

Данные формы работы были использованы в работе МКДОУ № 15 г. Богданович Свердловской области и имеет положительные результаты в повышении профессиональной компетентности воспитателей детского сада.

 

Компьютерная верстка: О.А. Бражкина

 

Оглавление

 

Пояснительная записка. 4

Педагогический совет – деловая игра. 5

Тест для молодого воспитателя. 12

Занятие-игра «Воспитание – обучение – игра». 15

Занятие «В мире слов и звуков». 17

Занятие «Презентация». 18

Занятие «Повышаем самооценку». 19

Занятие «Творческие способности». 20

Занятие «Общение с коллегами». 21

Занятие «Общение с родителями». 24

Занятие «Общение с детьми». 25

Занятие-тренинг «Кто Я? Какой Я?». 26

Занятие «Мы и наши дети в общении». 31

Занятие «Практикум общения с родителями». 34

Список литературы.. 41

 

Пояснительная записка

Огромную роль в повышении профессиональной компетентности педагогов ДОУ играет методическая работа образовательного учреждения, а именно организация форм методической работы, эффективность использования в сочетании традиционных форм методической работы и активных.

Согласно словарным источникам методическая работа – это часть системы непрерывного образования воспитателей ДОУ.

Цель методической работы: создание условий развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ.

Задачи методической работы: освоение наиболее рациональных методов и приемов воспитания и обучения детей; повышение методической подготовленности педагога к организации педагогического процесса; обмен опытом между членами педагогического коллектива выявление и пропаганда актуального педагогического опыта. По мнению П.Н. Лосева, методическая работа ориентирована на достижение и поддержание высокого качества воспитательно-образовательной работы в детском саду.

Многообразие функций и задач методической работы в ДОУ разносторонний, постоянно обновляющийся характер её содержания, а также конкретные особенности дошкольного учреждения предполагают и достаточное разнообразие форм работы, постоянное обогащение и повышение эффективности устоявшихся, традиционных форм и новаторское примечание новых форм. В словаре Ожегова дается следующее определение формы. Форма – это способ существования содержания, неотделимый от него и служащий его выражением.

Таким образом, данный сборник поможет руководителям и методистам дошкольных образовательных учреждений в подготовке педагогических советов, круглых столов и других форм взаимодействия педагогов ДОУ и в формировании коллектива.

Педагогический совет – деловая игра

« Экологическое воспитание дошкольников»

Цель: Совершенствование работы в детском саду по формированию у дошкольников основ экологической культуры.

Повышение педагогической компетентности педагога.

Во вступительном слове кратко говориться об актуальности темы педагогического совета, объясняется, что такое деловая игра.

В состав комиссии входят: заведующий методист, медсестра. Они оценивают ответы и выполненные задания.

Деловая игра состоит из пяти частей.

Каждый ее этап регламентирован. В конце подводится общий итог. Отмечается победитель.

I часть Мозговой штурм.

§ Что означает термин «экология»?

§ Проблемы экологии во всем мире, нашей стране, родном городе, районе.

§ В чем сущность экологического воспитания детей? Почему, на ваш взгляд, им надо заниматься с дошкольного возраста?

§ Влияние экологии на здоровье детей.

§ В чем вы видите причины небрежного, порой безжалостного отношения детей к природе? В чем конкретно берете вину на себя как воспитатель?

§ Роль педагога в экологическом воспитании дошкольников.

§ В какой совместной деятельности с детьми вы можете практически способствовать охране природы?

§ Какая на ваш взгляд, должна здесь проводиться работа с родителями?

§ Перечислить классиков русской, зарубежной литературы, воспевавших природу в своих произведениях.

§ Назвать пословицы, поговорки о природе.

§ Вспомнить природные приметы.

§ Прочитать наизусть стихи о природе.

Музыкальная пауза и подведение итогов мозгового штурма.

II часть. Решение педагогических ситуаций.

1. На лесной поляне играют четверо детей от пяти до семи лет. Самый маленький кричит: «Давайте поймаем бабочку и подожжем ей крылья!» Мужчина, идущий мимо и слышащий призыв, останавливает мальчика и спрашивает: «Зачем же вам поджигать бабочке крылышки?» Тот немного молчит и отвечает: «Просто так…»

Чем можно объяснить такую жестокость детей? Каковы моды и приемы воспитания у дошкольников бережного отношения к природе?

2. Ира шла домой из детского сада через парк, засаженный кустами смородины, и громко рассказывала маме, как они всей группой поливали их здесь. Но мать была занята собственными мыслями.

- Почему ты меня не слушаешь? – спросила Ира и вырвала руку.

- Это еще что за капризы?! – вспыхнула мать и сломав молодую ветку смородины, хлестнула ею девочку. А потом зло бросила:

-Кому нужны твои хлопоты, это же просто детская игра! Без тебя хватит охранников природы.

Какие негативные последствия могут быть у поступка матери?

3. Вы идете на работу. На дорожке мирно беседуют две мамы. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. У обеих в руках уже по большой охапке.

Как вы думаете, дети просто непослушны или им никто не говорил о том, что нельзя приносить вред растениям? Вы молча пройдете мимо, в душе осуждая матерей (детей), или остановитесь и поговорите с матерями (детьми)?

III часть. Педагогический тренинг «Лесной карнавал»

Цель: расширять опыт воспитателей, стимулировать проявление эмпатии, стремление передавать образ животного в мимике, движениях, жестах.

Проведение: объяснить воспитателем, что сегодня в лесу карнавал. Все звери пришли в масках. Узнать их можно только по движениям. Один воспитатель показывает какое-то животное, другие отгадывают, объясняя, почему они так решили. После того как животное угадано, воспитатель дает дополнительную информацию о нем, стараясь поддержать интерес воспитателей, вызвать удивление. Предлагает показать это животное еще раз. Аналогичная работа проводится с другими участниками карнавала.

IV часть Проверка домашних заданий.

1. Изучив сказку Миллера и Штайнера «Хочет ли медведь остаться медведем?» (Дошкольное воспитание. 1986. №7) ответить на вопрос: какая экологическая проблема поставлено в этой сказке?

2. Представление наглядного материала для работы с родителями.

V часть. Банк идей. Предложить всем участникам пополнить Банк идей, ответив на вопрос: как уголки природы сделать маленькими оазисами в группах?

Итоги. Награждение победителей, обсуждение проекта решений.

 

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 284.