Калькуляция себестоимости работ и услуг вспомогательных производств
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

108. Себестоимость работ и услуг, выполненных вспомогательными производствами для отраслей и подразделений сельскохозяйственной организации или для других предприятий, определяется делением суммы затрат на содержание и эксплуатацию этих производств на объем выполненных работ и услуг. Затраты вспомогательных производств относят на отрасли, культуры, группы животных и другие объекты учета исходя из объема выполненных работ и услуг и их фактической себестоимости.

109. Затраты ремонтной мастерской по способу их включения в себестоимость калькулируемого объекта подразделяются на прямые и переменные косвенные (распределяемые). В состав прямых затрат включаются: оплата труда рабочих, занятых в мастерской, стоимость запасных частей, ремонтных материалов, топлива и смазочных материалов, используемых для обкатки машин и мойки деталей.

Объектами учета прямых затрат в ремонтной мастерской являются виды ремонтируемых сложных машин (тракторов, автомобилей, зерноуборочных комбайнов, картофелеуборочных комбайнов и др.), объединенные по маркам, группы однородных сельскохозяйственных машин (сеялок, зерносушилок, зерноочистительных машин и др.) или прицепного инвентаря (борон, культиваторов и др.), оборудование для животноводческих ферм (по видам и техническим группам животных) и объектов других отраслей, а также виды изготавливаемых изделий. В случае необходимости аналитические счета по учету затрат в ремонтной мастерской открываются по каждому внутрихозяйственному подразделению (бригаде, ферме, цеху и т.д.). Отдельно учитываются затраты на выполнение заказов сторонним организациям.

На отдельном аналитическом счете отражаются цеховые расходы ремонтной мастерской, обусловленные организацией управления и обслуживания производства. В их состав включают расходы на оплату труда цехового персонала (заведующего ремонтной мастерской, инженера, механика и обслуживающего персонала), отчисления на социальные нужды, расходы на содержание основных средств ремонтной мастерской, (здание мастерской, станочного оборудования и других машин, используемых для ремонтных работ), услуги вспомогательных производств (электро-и теплоснабжение) и прочие цеховые расходы.

Объектом калькуляции является ремонт одной сложной машины или изготовление одного изделия. Их себестоимость слагается из прямых затрат на выполнение указанных работ, учтенных в накопительной ведомости учета затрат в ремонтной мастерской и соответствующей доли цеховых расходов ремонтной мастерской.

Цеховые расходы ремонтной мастерской распределяются между ремонтируемыми объектами и изготовляемыми изделиями пропорционально прямой оплате труда рабочих, занятых ремонтными работами и списываются на ремонтируемые объекты и изготовляемые изделия в конце месяца.

Для определения себестоимости одного ремонта (изготовленного изделия) необходимо фактические расходы на ремонт данного вида машин, включая и цеховые расходы, разделить на количество отремонтированных машин (изготовленных изделий).

Калькуляция фактической себестоимости работ, выполненных ремонтной мастерской осуществляется ежемесячно. При этом цеховые расходы ремонтной мастерской могут включаться в себестоимость калькулируемых объектов двумя способами. Сущность первого состоит в том, что цеховые расходы включаются в себестоимость выполненных работ в фактически сложившейся сумме, в результате чего исчисляется реальная фактическая себестоимость работ, выполненных ремонтной мастерской.

При втором способе в течение отчетного периода (месяца, квартала, полугодия, календарного года) цеховые расходы ремонтной мастерской включают в состав затрат на выполнение отдельных работ в нормативно-плановом размере.

В конце отчетного периода нормативно-плановый размер цеховых расходов ремонтной мастерской доводится до фактического уровня путем дополнительного списания или сторнирования соответствующих сумм.

110. В автомобильном грузовом транспорте объектами исчисления себестоимости являются выполненные тонно-километры, отработанные машино-дни. Работы, выполненные грузовым автотранспортом, списываются на счета потребителей услуг по фактической себестоимости одного тонно-километра, а затраты по работам специальных машин и по перевозке людей списываются на соответствующие объекты учета пропорционально отработанным машино-дням.

Для исчисления фактической себестоимости тонно-километров, выполненных грузовым автотранспортом, сначала определяется фактическая себестоимость работ по перевозке людей (рабочей силы) и работ специальных автомобилей (автобусов). Для этого рассчитывается фактическая себестоимость одного машино-дня, отработанного всеми автомобилями, путем деления суммы затрат на эксплуатацию автотранспорта, за исключением стоимости принятых к учету ценностей (отработанных масел, изношенной авторезины и т.п.), на общее количество отработанных машино-дней. Умножением полученного показателя на количество машино-дней, отработанных автобусами, и машино-дней работы грузовых автомобилей по перевозке рабочей силы, определяются фактические затраты по эксплуатации автотранспортных средств, приходящиеся на работу автобусов и грузовых автомашин, занятых перевозкой людей (рабочей силы).

Фактическая себестоимость 10 тонно-километров определяется делением общей суммы на эксплуатацию автотранспортных средств, за исключением фактических затрат, приходящихся на работу автобусов и специальных автомобилей, а также грузовых автомашин по перевозке людей (рабочей силы), стоимости принятых к учету ценностей (отработанных масел, изношенной авторезины и т.п.), на количество выполненных тонно-километров и умножением полученного результата на 10.

Для расчета можно воспользоваться следующей формулой:

 

 

где Сф10ткм - фактическая себестоимость 10 тонно-километров, р.;

Зф - фактические затраты на эксплуатацию и содержание автомобильного транспорта, р.;

Р - расходы, приходящиеся на эксплуатацию автобусов и специальных автомобилей, а также грузовых автомобилей по перевозке людей (рабочей силы), р.;

Ц - стоимость принятых к учету ценностей (отработанных масел, изношенной авторезины и т.п.);

Кткм - фактический объем выполненных работ, т-км.

Отдельные сельскохозяйственные организации имеют специализированные автомобили (молоковозы, бензовозы, лесовозы и др.). По ряду причин (сезонный характер работы, длительный простой под погрузкой и разгрузкой и т.д.) в течение года эти автомобили выполняют значительно меньший объем работ, чем бортовые, и себестоимость одного тонно-километра первых, как правило, выше. В целях более правильного формирования затрат на эксплуатацию грузового автотранспорта и себестоимости оказываемых им услуг сельскохозяйственные организации могут вести учет затрат отдельно по грузовым автомобилям и видам специализированных автомашин. В этом случае расходы на управление и организацию работ автопарка (цеховые расходы) следует учитывать на отдельном аналитическом счете. В их состав включаются расходы на оплату труда заведующего автопарком, диспетчера, бухгалтера и другого инженерно-технического и обслуживающего персонала автопарка хозяйства, отчисления на социальные нужды в соответствии с установленными законодательством нормами от оплаты труда указанных категорий работников, амортизационные отчисления, затраты на ремонт и техническое обслуживание автомобилей и других основных средств, обслуживающих автотранспорт, прочие расходы на работы в автопарке (на освещение, отопление, уборку автогаража и т.д.).

Цеховые расходы распределяются между затратами на содержание грузовых и специализированных автомобилей пропорционально автомобиле-дням пребывания их в организации. Следовательно, фактические затраты на эксплуатацию грузовых автомобилей и автомобилей специального назначения слагаются из прямых расходов, обусловленных процессом эксплуатации, и распределяемых косвенных затрат, вызванных организацией работ автопарка и его управлением. При рассматриваемом способе учета калькуляционными единицами являются тонно-километры, часы работы, километры пробега. Себестоимость работ определяется делением суммы затрат на содержание и эксплуатацию соответствующих видов автомобилей на отработанные тонно-километры, часы работы, километры пробега.

111. Объектами калькуляции по гужевому транспорту является приплод и выполненные работы, измеряемые в рабочих днях, (отработанных коне-днях), а калькуляционными единицами - одна голова приплода и один рабочий день лошади (коне-день).

Себестоимость одного рабочего дня определяется в конце отчетного периода (месяца, квартала) делением всей суммы затрат по содержанию рабочих лошадей, скота (за вычетом стоимости приплода и прочей побочной продукции) на количество отработанных дней (не включая рабочие дни по самообслуживанию). Себестоимость одной головы приплода рабочих лошадей исчисляется исходя из себестоимости 60 кормо-дней содержания взрослого животного. Себестоимость одного кормо-дня определяется делением всей суммы затрат по содержанию рабочих лошадей (за минусом стоимости побочной продукции - навоз) за отчетный период на общее количество кормо-дней.

Стоимость услуг гужевого транспорта распределяется по потребителям (культурам, группам культур, видам и группам животных и другим объектам учета затрат) пропорционально количеству отработанных рабочих дней и фактической себестоимости рабочего дня лошади.

Отклонения в себестоимости приплода списываются в дебет счета 11 "Животные на выращивании и откорме". После списания калькуляционных разниц субсчет "Гужевой транспорт" синтетического счета 23 "Вспомогательные производства" закрывается.

112. В энергетических производствах (электроснабжении) калькуляционной единицей является 10 квт/час. При определении их себестоимости в расчет принимаются затраты и электроэнергия, полученная как от собственных электростанций, так и поступившая со стороны. Себестоимость 10 квт/час электроэнергии исчисляется делением расходов на электроснабжение (затраты на содержание собственных электростанций, стоимость полученной электроэнергии со стороны и общие расходы по электрохозяйству) на количество использованной электроэнергии (собственной и поступившей со стороны), не включая электроэнергию, потребленную на собственные нужды электростанций и умножением полученного результата на 10.

Электроэнергия и затраты по электродвигателям, смонтированным на доильных, стригальных, сварочных и других агрегатах в производстве, в себестоимость электроэнергии не включают (расходы по ним включаются в затраты соответствующих отраслей и производств).

Стоимость электроэнергии собственной и покупной распределяют и списываются на затраты потребителей пропорционально количеству отпущенных киловатт-часов.

113. В теплоснабжении объектом калькуляции является тепловая энергия, а калькуляционной единицей - 10 единиц тепловой энергии (Гкал). Для исчисления фактической себестоимости 10 Гкал. все затраты по теплоснабжению, включая стоимость тепловой энергии, полученной со стороны, делят на количество выработанной и полученной тепловой энергии со стороны за вычетом расхода теплоэнергии на собственные нужды котельных и умножением полученного результата на 10.

Теплоэнергия, отпущенная потребителям (жилищно-коммунальному хозяйству, животноводству, промышленному производству), списывается в течение отчетного периода (месяца) на соответствующие счета потребителей энергии пропорционально ее количеству по фактической себестоимости калькуляционной единицы

114. Калькуляционной единицей водоснабжения является один кубический метр воды. Для исчисления его фактической себестоимости необходимо все затраты по содержанию водокачек, водопроводных линий и внутренних сетей, а также стоимость поступившей от водоснабжающих организаций воды разделить на общий объем в кубометрах воды, поданной через водопроводную сеть организации.

Объем полученной воды определяется по показаниям водоизмерительных приборов или по мощности (подаче) водокачки и количеству отработанных часов. Объем воды, отпущенной потребителю, исчисляется по показаниям водоизмерительных приборов, а при отсутствии - расчетным путем.

Вода, отпущенная потребителям (животноводческим фермам, жилищно-коммунальному хозяйству и др.), списывается ежемесячно на соответствующие счета по фактической себестоимости одного кубического метра воды.

Фактическую себестоимость воды исчисляют и относят на счета потребителей ежемесячно.

Затраты по содержанию и эксплуатации насосных установок для полива посевов сельскохозяйственных культур и средств водоснабжения, обслуживающих только один вид производства или отрасль (ферму), включаются в состав затрат производства соответствующих отраслей растениеводства (сельскохозяйственных культур), животноводства и, следовательно, на счете 23 "Вспомогательные производства" не отражаются и не учитываются при калькуляции себестоимости воды.

115. В газоснабжении объектом калькуляции является 1 мЗ газа. Фактическая себестоимость 1 мЗ газа определяется делением общей суммы затрат по газоснабжению, включая стоимость купленного газа, на общее количество кубометров потребленного газа (магистрального и сжиженного в баллонах). Затраты по газоснабжению распределяются по потребителям (20 "Основное производство", 29 "Обслуживающие производства и хозяйства" и др.) пропорционально количеству отпущенных кубических метров газа.

116. Затраты по содержанию и эксплуатации холодильных установок распределяются по потребителям (складам, хранилищам и др.) пропорционально объему обслуживаемых помещений и срокам хранения ценностей (куб. м/сутки). Они относятся на себестоимость отдельных видов продукции ежемесячно пропорционально куб. м/суткам.

 

Раздел IV

Дата: 2018-11-18, просмотров: 459.