Цель: научиться вычислять показатели уровня унификации
Оборудование: исходные данные для расчета, микрокалькуляторы
Краткие теоретические сведения
Унификация – метод стандартизации, заключающийся в рациональном сокращении числа типов, видов, типоразмеров объектов одинакового функционального назначения (метод сведения к единообразию). Унификация направлена на уменьшение количества разновидностей путём комбинирования двух или более разновидностей. При унификации устанавливают минимально необходимое, но достаточное число типов, видов, типоразмеров, изделий, сборочных единиц и деталей, обладающих высокими показателями качества и полной взаимозаменяемостью.
В зависимости от области проведения унификация изделий может быть межотраслевой, отраслевой, заводской (в пределах предприятия или объединения).
К межотраслевой унификации относят унификацию изделий (и их элементов) одинакового или близкого назначения, изготовляемых двумя или более отраслями промышленности. К отраслевой и заводской относят унификацию изделий (и их элементов) одинакового или близкого назначения, изготовляемых одной отраслью промышленности или одним предприятием.
Эффективность работ по унификации характеризуется уровнем унификации. Степень насыщенности объекта унифицированными узлами, деталями называется уровнем унификации или коэффициентом унификации.
Чем больше коэффициент унификации, тем выше экономический эффект при выпуске и применении унифицированных узлов и деталей.
Коэффициент применяемости ( K пр ) показывает уровень применяемости составных частей, т.е. уровень использования во вновь разрабатываемых конструкциях деталей, узлов, механизмов, применявшихся ранее в предшествовавших аналогичных конструкциях. Рассчитывают по количеству типоразмеров, по составным частям изделия или по стоимостному выражению.
Коэффициент применяемости в различных отраслях промышленности в основном определяют с помощью дифференцированных показателей, характеризующих уровень (степень) унификации изделий (в %):
1.Показатель уровня стандартизации и унификации по числу типоразмеров (K пр.т )определяют по формуле:
K пр.т = (%) (1)
где n – общее число типоразмеров; n о – число оригинальных типоразмеров, которые разработаны впервые для данного изделия.
Типоразмером называют такой предмет производства (деталь, узел, машину, прибор), который имеет определенную конструкцию (присущую только данному предмету), конкретные параметры и размеры и записывается отдельной позицией в графу спецификации изделия.
2. Показатель уровня стандартизации и унификации по составным частям изделия (K пр.ч )определяют по формуле:
K пр.ч = , (%) (2)
где N – общее число составных частей изделия; Nо – число оригинальных составных частей изделия.
3. Показатель уровня стандартизации и унификации по стоимостному выражению ( K пр.с ) определяют по формуле:
K пр.с = 100, (%) (3)
где C – стоимость общего числа составных частей изделия; Cо – стоимость числа оригинальных составных частей изделия.
Коэффициент повторяемости составных частей в общем числе составных частей данного изделия Kп (%) характеризует уровень унификации и взаимозаменяемость составных частей изделий определенного типа:
K п = , (%) (4)
где N- общее число составных частей изделий, n – общее число оригинальных типоразмеров.
Среднюю повторяемость составных частей в изделии характеризует коэффициент cредней повторяемости:
K сп = N/n (5)
Практика показывает, что унификация позволяет повысить экономический эффект на этапах проектирования, производства, эксплуатации продукции.
Экономия при проектировании возникает за счёт применения при конструировании унифицированных узлов, на которые уже разработана конструкторская и технологическая документации (за счёт сокращения объёма конструкторской и технологической документации).
Экономия при производстве достигается за счёт увеличения серийности (массовости) производства унифицированных деталей. Возникают специализированные производства, повышается качество производимой продукции.
Экономия при эксплуатации возникает за счёт сокращения многообразия (номенклатуры) запчастей, уменьшения объёма складских помещений. Это снижает сроки и расходы на обслуживание и ремонт ПС.
Порядок выполнения работы
Задание 1.
1.Изучить исходные данные для расчета показателей уровня унификации, таблица 1. Исходные данные для расчета (смотри Приложение 1 к занятию 4)
2.Используя данные, приведенные в таблице 1, произвести расчеты показателей уровня унификации для всех изделий по формулам (1)–(5).
3. Результаты вычислений оформить в виде таблицы 1.
Таблица 1. Результаты вычислений показателей уровня унификации
Составные части | Показатели унификации | ||||
Изделия | Kпр.т =% | Kпр.ч= % | Kпр.с = % | Kп= % | Kсп= % |
|
Задание 2.
1.Используя данные, приведенные в таблице 2 (смотри Приложение 2 к занятию 4), вычислить показатели уровня унификации и стандартизации по составным частям изделия для всех изделий подвижного состава по формулам:
а) коэффициент применяемости по составным частям изделия деталей общемашиностроительного применения (ОМП):
; где N - общее кол-во деталей, N о –кол-во оригинальных деталей
б) коэффициент применяемости по составным частям изделия деталей межотраслевого применения (МОП):
в) коэффициент применяемости по составным частям изделия деталей отраслевого применения (ОП):
где: ОМП - кол-во деталей общемашиностроительного применения (шт.)
МОП- кол-во деталей межотраслевого применения (шт.)
ОП- кол-во деталей отраслевого применения (шт.)
2. Результаты расчетов оформить в виде таблицы 2.
Таблица 2. Результаты расчетов показателей уровня унификации по составным частям изделия
Наименование изделий | Расчетный показатель уровня унификации, % | |||
Кпр.ч (ОМП) | Кпр.ч (МОП) | Кпр.ч (ОП) | средний Кпр.ч | |
1.Электрооборудование 2. Механическое оборудование 3. Автотормозное оборудование 4.Электрооборудование (низковольтное) 5.Рычажная передача 6. Микропроцессорная техника 7.Вспомогательное оборудование 8. Дизель |
3. По результатам расчетов определить, у каких изделий коэффициент применяемости по составным частям выше.
Контрольные вопросы
1. Поясните сущность понятия «унификация»?
2. В чем сущность понятия «уровень унификации и стандартизации»?
3. Приведите примеры унификации на железнодорожном транспорте.
4. Поясните, за счёт чего возникает экономический эффект от унификации на всех этапах: проектирования, производства и эксплуатации продукции.
5. Поясните сущность понятия «агрегатирование»?
Содержание отчета
1. Заполненная таблица 2. Результаты вычислений показателей уровня унификации
2. Заполненная таблица 4. Результаты расчетов показателя уровня унификации по составным частям для изделий подвижного состава
3. Пример расчета показателей уровня унификации по составным частям для изделий подвижного состава по заданию преподавателя.
4. Ответы на контрольные вопросы.
5.Общий вывод по работе (согласно целям работы).
Практическое занятие № 5
Дата: 2018-11-18, просмотров: 3163.