Краткие теоретические сведения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Микрометр (рис. 1) имеет вид тисков, в которых измеряемое тело зажимается микромет­рическим винтом С. На стержне винта жестко укреплен барабан Б, на левой кромке которого нанесена круговая шкала, играющая роль нониуса и содержащая N (обычно 50 или 100) деле­ний. При вращении микровинта барабан перемещается вдоль линейной шкалы Д. Величина этого перемещения, соответствующая одному полному обороту барабана, называется шагом микровинта. Цена деления круговой шкалы а* и шаг винта h связаны соотношением: a* = h/N. Величины h и N всегда подбираются так, что а*= 0.01 мм:

h = 1 мм при N = 100,

h = 0,5 мм при N = 50.

Таким образом, линейная шкала служит для отсчета миллиметров, а круговая - сотых до­лей мм.

А
В
М
  Рис. 1. Общий вид микрометра: А - тиски, В - стопор, Д - линейная шкала, Б - барабан, М - круговая шкала, С- микрометрический винт, Т - трещотка

При h = 0,5 мм на корпусе микрометра наносятся 2 линейные шкалы: нижняя - для отсче­та миллиметров и верхняя - для отсчета половинных долей миллиметра.

Так, в случае, изобра­женном на рис.2а, суммарный отсчет по всем шкалам микрометра равен: 5 мм + 0,5 мм + 0, 35 мм = 5,85 мм.

Рисунок 2.

 

В случае на рис. 2б - край барабана не перешел половинную метку, разделяющую деления 5 мм и 6 мм, поэтому суммарный отсчет равен 5 мм + 0,35 мм = 5,35 мм.

 

Во избежание грубых ошибок при снятии отсчета по микрометру внимательно сле­дите за положением края барабана относительно штрихов верхней шкалы!

При измерениях микрометром источником ошибок является непостоянство давления микровинта на измеряемую деталь. Для устранения этого недостатка микрометр снабжен осо­бым приспособлением - трещоткой Т (рис. 1), связанной силами трения с микрометрическим винтом. Зажатие измеряемого предмета с помощью трещотки обеспечивает малое и достаточ­ное для практических целей постоянство измерительного давления. При измерениях микрометром обязательно пользуйтесь трещоткой.

Для фиксации микрометрического винта в определенном положении служит стопор В. Чтобы застопорить винт, нужно повернуть стопор до отказа по часовой стрелке. При освобож­дении винта стопор поворачивают до отказа против часовой стрелки.

Перед тем, как пользоваться микрометром, проверьте, освобожден ли его микро­метрический винт!

После этого необходимо привести в соприкосновение измерительные стержни микрометра и снять начальный отсчет No. Длина измеряемого предмета L = N - No, где N - отсчет по микрометру при зажатом предмете.

Задание 1. Измерение диаметра проволоки – D. 


Порядок работы

1. С помощью микрометра 5 раз измерить в разных местах диаметр проволоки. Результаты измерений занести в таблицу 1.

2. По результатам измерений рассчитать:

а) среднее значение диаметра

б) абсолютные погрешности отдельных измерений: .

в) среднюю квадратичную погрешность среднего значения по формуле: 

S Dср. =

г) действительное  (условно - истинное) значение измеряемой величины:  D =  ± S D ср.

3. Результаты измерений внести в таблицу 1.

Таблица 1.  Результаты измерений диаметра проволоки

№ измерения Di, мм Среднее значение диаметра , мм Погрешность от среднего ∆Di, мкм Среднее квадратичное отклонение (∆Di )2, мкм Средняя квадратичная погрешность среднего значения S D ср., мкм.
   

 

   

 

       
       
       
       
    Сумма=0 Сумма=

 

4. Сделать вывод о результатах расчета измерения. 

Результат расчета измерения показывает, что истинное значение диаметра проволоки D =  ± S D ср., мм

 

Задание 2. Изучить РМГ 29-99. Рекомендации по межгосударственной стандартизации. «Метрология. Основные термины и определения»   (в папке для студентов «Законы РФ»). Ответить на контрольные вопросы.

Контрольные вопросы

 

1. Дать определение понятия «Измерение»

2. Какие измерения называются прямыми?

3. Какие измерения называются косвенными?

4. Что представляют собой совокупные измерения?

5. Что представляют собой совместные измерения?

6. В чем сущность метода непосредственной оценки?

7. В чем сущность метода сравнения с мерой?

8. Дать определение понятия «Методика выполнения измерений» (МВИ)

9. Что такое средняя квадратичная  погрешность и для чего ее вычисляют? Приведите формулу.

10. Для чего необходимо проводить многократные измерения?

 

 

 

 

Практическое занятие № 3

 

Тема:  Подбор нормативных документов в соответствии с заданием по Указателю «Национальные стандарты» и ОКС.

 Цели: 1. Изучить особенности построения Указателя «Национальные стандарты»

        2. Ознакомиться с действующими системами обозначений стандартов и классификаторов.

   3. Сформировать практические навыки по поиску и подбору стандартов в официально издаваемом Указателе «Национальные стандарты»

Оборудование:

1. Указатель «Национальные стандарты» 2013 г. (1 – 3 том) (находится в папке Электронная библиотека, Книги, ОП дисциплины, Метрология, стандартизация и сертификация, Национальные стандарты, указатель);

2. Общероссийский классификатор стандартов – ОКС (в папке Практического занятия)

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 570.