Семья маленькой Дейзи вынуждена переехать в другой город, чтобы ее старшая сестра Лили могла посещать специальную школу. Лили одиннадцати лет. В результате родовой травмы она не умеет ходить и даже ползать. Говорить она тоже не умеет.
Но маленькая Дейзи любит свою сестричку. Она помогает маме ухаживать за ней и рассказывает Лили обо всем, что происходит в жизни: о переходе в новую школу, о своих новых подругах-одноклассницах, отношения с которыми складываются не просто. Любимое развлечение подружек – устраивать вечеринки с ночевкой в день рождения. Следующий день рождения – у Дейзи. Девочка очень переживает о том, как ее подруги отнесутся к Лили…
Детский проект Людмилы Улицкой "Другой, другие, о других"
Издательство Эксо, Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы им. М. И. Рудомино
Писательница Людмила Улицкая решила, что толерантность надо воспитывать с детства. Детский проект «Другой, другие, о других» пытается объяснить детям, что все люди разные и что к чужим культурам и обычаям надо относиться с уважением. Книги посвящены разным аспектам жизни человека: семье, религиям, профессиям. Главная задача – чтобы дети поняли, насколько разнообразен мир, и чтобы им при этом не было скучно.
ПО МАТЕРИАЛАМ САЙТА http://www.rgdb.ru/news/tolerance-recommendation
Советы взрослым, которые мог бы дать ребенок с нарушением ОДА,
Если бы его спросили
1. Диагноз, который мне поставили, не повод для изоляции моей семьи и меня от мира.
2. Научитесь относиться ко мне как к личности, а не как к объекту ухода и лечения, верьте в мою способность к развитию, ищите способы компенсации нарушенных функций, создавайте для этого развивающую среду.
3. Моя инвалидная коляска — это мое неприкосновенное жизненное пространство. Не облокачивайтесь на нее, не толкайте ее, не кладите на нее ноги.
4. Родители, пожалуйста, не думайте, что если я встану с коляски и пойду, то сразу разрешатся все мои проблемы.
5. Только в деятельности я могу в полной мере проявить свои возможности, способности и умения.
6. Личный опыт самостоятельных действий у меня появится только в том случае, если вы предоставите возможность проявлять инициативу и создадите условия для этого: не нарушайте мое жизненное пространство, постоянно контролируя каждый жест, движение, действие. Будьте терпеливы и не торопитесь оказывать помощь, когда я пытаюсь сделать что-то сам.
7. Давайте вместе участвовать в ежедневных бытовых ритуалах. Может быть, я могу не так много, но стенды и тренажеры, выполненные в увеличенном размере, помогут мне усвоить бытовые действия и перенести усвоенный навык на реальные предметы быта.
8. Будьте терпеливыми в общении со мной. Постарайтесь дождаться моей ответной реакции или действия, не раздражаясь и не пытаясь завершить общение. Не поправляйте и не договаривайте за меня. Никогда не притворяйтесь, что вы понимаете, если на самом деле это не так.
9. Совместная творческая деятельность, интересное дело, увлечение не только объединит нас, но и станет ресурсом моего личностного роста.
10. Внимательно реагируйте на мои проблемы, вовремя замечайте их и находите результативные способы их преодоления.
11. Для меня важно чтобы вы учитывали мои желания и предпочтения, понимали мое настроение, состояние, замечали в нем малейшие изменения.
12. Отмечайте, какие ваши действия, движения доставляют мне эмоциональный и телесный комфорт, а какие вызывают протест, защитные реакции, усиливают проявления двигательных нарушений. Попробуйте найти условия, при которых ваши действия не окажутся для меня сверхсильным раздражителем.
13. В играх со мной используйте прием практического моделирования: демонстрируйте действие[22], движение в сочетании с короткими словесными указаниями, предлагайте совместное выполнение этих действий..
14. Будьте терпимы к моему возможно «необычному» поведению, если оно не вписывается в общепринятые стандарты, определите границы допустимого поведения, научитесь переключать мое внимание, имейте всегда какую-то «заколдованную» вещицу, которая поможет переключить (остановить) деструктивное поведение.
15. Кода Вы говорите со мной, расположитесь так, чтобы наши глаза были на одном уровне, тогда нам будет легче разговаривать.
[1] Ригидность - чрезмерная напряженность мышц (сократившись, мышцы длительное время остаются твердыми)
[2] Дистония - переменный характер мышечного тонуса.
[3] Апраксия – это нарушением произвольных целенаправленных движений и действий
[4] Атаксия – нарушения равновесия и координации. Атаксия может проявляться в виде неустойчивости при сидении, стоянии и ходьбе. В тяжелых случаях ребенок не может сидеть или стоять без поддержки. Отмечается неустойчивость походки: дети ходят на широко расставленных ногах, пошатываясь, отклоняясь в сторону. Нарушения координации проявляются в неточности, несоразмерности движений (прежде всего рук). Ребенок не может точно захватить предмет и поместить его в заданное место. При выполнении этих движений он промахивается, у него наблюдается тремор– дрожание пальцев рук и языка.
[5] Гиперкинезы – непроизвольные насильственные движения, обусловленные переменным тонусом мышц с наличием неестественных поз и незаконченных движений. Они могут проявляться в покое и усиливаться при попытках произвести движения, а также во время волнения
[6] Синкинезии – это непроизвольные содружественные движения, сопровождающие выполнение активных движений (например, при попытке взять предмет одной рукой происходит сгибание другой руки, ребенок не может разогнуть согнутые пальцы рук, а при выпрямлении всей руки пальцы разгибаются).
[7] Кинестетические ощущения – это ощущения положения частей собственного тела и производимых мышечных усилий в движении
[8] Нейросенсорная тугоухость – нарушение слуха из-за поражения звуковоспринимающего аппарата и/или центрального отдела слухового анализатора. Избирательность снижения слуха на звуки высокой частоты.
[9] Кондуктивная тугоухость – нарушение слуха из-за поражения звукопроводящего аппарата ( изменения подвижности барабанной перепонки и цепи слуховых косточек), чаще всего вследствие острого и хронического отита, аденоидов и др.
[10] Эмоциональная лабильность – неустойчивость эмоциональных состояний, быстрая смена одних эмоций другими.
[11] Приспособленная для наиболее удобной и безопасной работы
[12] Вертикализация - это постепенный переход из горизонтальной позиции в вертикальную.
[13] Ортез — это собирательный термин, которым обозначают все ортопедические приспособления для фиксации и защиты костной и мышечной ткани и суставно-связочного аппарата
[14] Рефлексзапрещающая позиция — это поза, которую взрослый придает ребенку для снижения активности патологических рефлексов и нормализации мышечного тонуса, что в значительной степени облегчает возможность осуществления движений. Для фиксации ребенка в рефлексзапрещающей позиции используют различные ортопедические приспособления (валики, мешочки с песком и т. д.).
[15] Длительность этого периода индивидуальна для каждого ребенка.
[16] Реклинатор - изделие из эластичной ткани на верхне-грудной отдел позвоночника, предназначенное для разведения плеч и выработки правильного стереотипа осанки.
[17] Константность восприятия - свойство воспринимать объекты и видеть их относительно постоянными по величине, форме и цвету в изменяющихся физических условиях восприятия
[18] при нормативном развитии эти формы коммуникаций формируются в младенческом и преддошкольном возрасте (до 3 лет)
[19] См. в ПРИЛОЖЕНИИ
[20] Депривация - состояние, возникающее в результате таких жизненных ситуаций, где ребенку не предоставляется возможность для удовлетворения некоторых его основных, жизненных потребностей в течение достаточно длительного времени.
[21] Ребенок не может и не должен долго удерживать на вас свой взгляд, но, ориентируясь на вас, он обязательно «поймает» ваш взгляд. Научите его этому приему.
[22] Пошаговая демонстрация игрового движения проводится утрированно, преувеличенно, в медленном темпе. По мере овладения движением необходимость в совместном выполнении действия отпадает, а демонстрация и словесное указание сворачиваются до подсказки
Дата: 2018-11-18, просмотров: 219.