Четвертое условие - усвоение опыта в различных видах деятельности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Потребность в активной деятельности у ребенка с нарушением ОДА часто бывает снижена в силу постоянного переживания ситуации неуспеха. Причинами являются ограничение возможностей ребенка в виде двигательных нарушений, отсутствие необходимых условий организации и реализации деятельности, неадекватные требования со стороны близких. Необходимо исключить или минимизировать эти ограничения из повседневной жизни ребенка.

Ø Предлагая ребенку поучаствовать в деятельности, учитывайте виды и форму имеющихся у него нарушений и выбирайте задания доступные для выполнения.

Ø В случае необходимости оказывайте минимальную помощь, подкрепляйте каждое успешное действие предметным или эмоциональным стимулом.

Ø Обеспечьте организацию удобного рабочего места, создайте благоприятную обстановку без отвлекающих внимание звуков, предметов и пр.

Ø Действенную помощь в преодолении ситуации неуспеха могут оказывать психотерапевтические техники и технологии: сказкотерапия, игротерапия, песочная терапия, и др. Организация психотерапевтической деятельности направлена на снижение эмоциональной и сенсорной депривации[20] ребенка, устранение трудностей адаптации. Психотерапия оказывает гармонизирующее воздействие на эмоциональное и физическое состояние ребенка, развивает его чувства, обогащает опыт. У ребенка появляется возможность отрабатывать присвоенный опыт и проигрывать его в различных ситуациях, формируется побудительный мотив, направленный на преодоление своего недуга, стимулирующий самостоятельные активные действия.

Ø Включение ребенка с нарушением ОДА в различные виды деятельности должно быть постепенным. В занятие вводится четко повторяющий ритуал действий, направленный на сохранение их последовательности. Материалы, предметы (объекты) с которыми работает ребенок, меняются. Последовательность видов деятельности сохраняется. Усвоение последовательности действий обеспечивается несколькими условиями: многократностью повторения, введением правила чередования сопряженных и самостоятельных действий ребенка, постепенным увеличением количества самостоятельно выполненных действий, фиксацией результативности действий ребенка. Организация любого действия распределяется в цепочку последовательно выполняемых операций. Порядок их следования должен быть закреплен и не может изменяться в зависимости от ситуации. Определяются опреации наиболее доступные и сложные для выполнения. Освоение ряда начинается с доступных. Например, предметное действие «пить из чашки», можно распределить в следующую цепочку:

1. поднести чашку ко рту ребенка,

2. наклонить чашку и позволить сделать ребенку глоток,

3.  поставить чашку на стол,

4. убрать руки ребенка со стола и похвалить: «Молодец! Ты пьешь из чашки».

Сначала каждая операция выполняется совместно (вы действуете руками ребенка). По мере усвоения операций, вы постепенно убираете свои руки, предоставляя ребенку возможность самому сначала закончить действие, затем продолжить его, и, наконец, самостоятельно воспроизвести все действие. Необходимыми условиями проведения этой работы являются соблюдение медленного темпа совместно выполняемых действий, и выделение определенного времени ожидания активной реакции ребенка на момент прекращения совместно выполняемых движений. Соблюдение этих условий позволяет преодолеть инертность и фрагментарность восприятия процесса питья из чашки и обеспечивает возможность ответной реакции ребенка на воздействие взрослого. Поощрение каждой успешной попытки к действию, самостоятельного действия ребенка является стимулом к его повторению и закреплению, обеспечивает успешность формирования мотивации ребенка к сотрудничеству.

Ø Для ребенка с нарушением ОДА важным является безопасное включение и минимальная успешность в деятельности. В процессе совместной деятельности отмечайте направленность действий ребенка на поддержание контакта, фиксируйте, на что ориентируется ребенок - на вашу эмоциональную реакцию, процесс или достижение результата. Условием, обеспечивающим позитивный опыт совместных действий, является способность ребенка к принятию и использованию предлагаемой помощи. В каждом виде деятельности необходимо определять вид, характер, объем предлагаемой помощи, ее доступность.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 212.