Л.И.Федорова, к. п. н., научный сотрудник ГРЦ ИПИО МГППУ
С.А.Абрамова, методист ГБОУ МЦ СОУО ДО г. Москвы
М.В.Кузнецова, методист ГБОУ ЦПМСС «Зеленая ветка»
Включение в образовательный процесс ребенка с теми или иными особенностями требует от педагогического коллектива разработки коррекционно-развивающей программы являющейся частью общеобразовательной программы и Индивидуальной образовательной программы. При составлении этих документов специалисты психолого-педагогического консилиума детского сада могут использовать программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений соответствующего вида, методические пособия и технологии, разработанные для эффективного обучения и воспитания детей той или иной категории ОВЗ.
Название | Аннотация | |
Обучение и воспитание | ||
Левченко И.Ю., Приходько О.В. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. - М.: Академия, 2001, 192с. | В пособии представлены клинико-психолого-педагогические особенности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата методы обследования их развития, система лечебно-восстановительной работы в специальных (коррекционных) дошкольных и школьных учреждениях. Особое внимание уделено технологиям специального образования детей с церебральным параличом. В приложении приведена карта диагностического обследования детей разных возрастов и конспекты коррекционных занятий. | |
Приходько О.Г. Ранняя помощь детям с двигательной патологией в первые годы жизни: методическое пособие . – М.: КАРО, 2006 | Методическое пособие содержит данные об особенностях развития и комплексной коррекции нарушений развития у детей с двигательной патологией в первые годы жизни. В книге проанализирован процесс формирования двигательных функций, описаны этапы познавательного, доречевого и речевого развития ребенка в онтогенезе. Систематизированы клинические проявления задержки моторного и психоречевого развития, позволившие автору вынести на обсуждение различные варианты отклоняющегося развития; представлены методы коррекции нарушений двигательного, познавательного и речевого развития у детей раннего возраста. | |
Симонова Н.В. Программа воспитания и обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. - М., 1987. | Программа воспитания и обучения дошкольников с церебральным параличом предназначена для работы с детьми в возрасте от 4 до 7 лет, имеющими диагноз «Детский церебральный паралич». Программа содержит необходимый материал для организации воспитательно-образовательного процесса с каждой возрастной группой детей по разным направлениям педагогической работы, обеспечивающим в совокупности разностороннее развитие ребенка с церебральным параличом и подготовку его к школе. | |
Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания: метод. пособие для педагогов / Е.А Стребелева, Ю.Ю. Белякова, М.В. Браткова и др.; под. ред. Е.А. Стребелевой. - М., Ин-т коррекц. педагогики РАО - Изд. 2-е. - М.: Экзамен, 2004. | Авторы пособия предлагают системный подход к коррекционно-педагогической работе с детьми третьего года жизни с органическим поражением ЦНС в условиях групп кратковременного пребывания в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего или комбинированного вида. В методическом пособии рассказывается, как организовать коррекционно-педагогическую работу с детьми третьего года жизни с органическим поражением ЦНС в условиях групп кратковременного пребывания; дается методика психолого-педагогического обследования; излагается содержание коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей; показывается работа педагога - дефектолога с родителями. | |
«Социализация». «Познание». «Безопасность» и коррекция развития детей | ||
Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Детский церебральный паралич. Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками.- М.: Книголюб, 2008 | В пособии рассмотрены особенности развития детей с детским церебральным параличом. Описаны методы исследования, определены основные подходы к организации и содержанию занятий, направленных на коррекцию наиболее нарушенных психических функций и двигательной среды. Подробно описаны технологии работы с детьми с ДЦП. | |
Баряева Л.Б. , Герасимова Е.О. , Данилина Г.С. , Макарчук Н.А. Родник: программа социокультурного развития детей дошкольного и младшего возраста. -
| Использование предлагаемой программы поможет педагогам, воспитателям и родителям сформировать и развить у ребенка (как нормально развивающегося, так и с ограниченными возможностями) различные формы осознания себя как личности в системе отношений со взрослыми, сверстниками и окружающей природой. Материал программы распределен по годам обучения. Предложены краткие методические рекомендации, даны варианты конспектов занятий, литературный материал, образцы дидактических игр и игрушек. | |
Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПБ., 2003 | В данном научно-практическом пособии излагаются различные психокоррекционные технологии, направленные на компенсацию и исправление интеллектуальных и эмоционально-волевых проблем у детей с различными вариантами нарушений психического и физического развития. Представленные технологии апробированы в процессе многолетнего опыта работы с детьми и подростками с проблемами в развитии. | |
Устинова Е.В. Детский церебральный паралич: психологическая помощь дошкольникам. – М.: Книголюб, 2007 | В пособии рассматриваются психологические особенности страхов и тревожности у дошкольников с церебральным параличом. Книга содержит как теоретический, так и практико-ориентированный материал: диагностическую программу, схемы наблюдения и анализа детских рисунков, протоколы к диагностическим методикам, рекомендации родителям тревожных детей, описание игр и упражнений с использованием куклотерапии и изобразительной терапии, готовое тематическое планирование и структуру психокоррекционных занятий. | |
Симонова Т.Н. Система психолого-медико-педагогической реабилитации детей с тяжелыми проявлениями детского церебрального паралича.- Астрахань, 2008 | В издании представлен комплекс методов и приемов по комплексной реабилитации детей с ДЦП. | |
Титова О.В. Справа-слева. Формирование пространственных представлений у детей с ДЦП. - М., 2004 | В пособии рассматриваются особенности развития пространственных представлений у детей с опорно-двигательными нарушениями и даются методические рекомендации, направленные на формирование этих представлений. | |
«Коммуникация»: коррекция речевых нарушений у детей | ||
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. - М., 1993. | Данная программа предназначена для обучения и воспитания детей с вторым-третьим уровнем речевого развития 6-го года жизни с нормальным слухом и интеллектом. Обучение детей направлено на устранение речевого дефекта, а также на предупреждение возможных трудностей в усвоении школьных знаний, обусловленных речевым недоразвитием. | |
Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом: Кн. Для логопеда. - М.: Просвещение, 1985. | В книге представлены неврологические данные о мозговых механизмах речевой деятельности и звукопроизносительной стороне речи у детей с церебральным параличом, а также рассматриваются методические приемы коррекционных занятий по исправлению нарушений речи у данной категории детей. | |
Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. – М., АСТ: Астрель, 2007 | В пособии представлена развернутая клинико-психологическая характеристика нарушений речи детей со стертой дизартрией. Рассматриваются технологии формирования у них общей, мелкой и артикуляционной моторики, звукопроизношения, фонематических процессов, лексико-грамматических навыков и интонационно-выразительных средств речи. Разработана схема экспериментальной дифференциальной диагностики. | |
Смирнова И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП.- СПб. : Детство-Пресс, 2004 | В пособии представлены теоретические и практические материалы по диагностике и коррекции, а также профилактике различных отклонений в развитии речи дошкольников, в том числе детей раннего возраста. Издание снабжено подробными комментариями, относящимися к занятиям с дошкольниками при ДЦП. В приложении содержатся схемы обследования, логопедическая диагностика, артикуляционная гимнастика по М. Е.Хватцеву и И. И. Панченко, планирование работы в группе, тарифно-квалификационная характеристика логопеда и др. | |
Архипова Е.Ф., Логопедический массаж при дизартрии. - Владимир, 2008 | В книге рассматривается технология коррекции речевых расстройств у детей с дизартрией, а также представлена методика проведения точечного, зондового и ручного массажа. Предлагаются дифференцированные приемы массажа в зависимости от патологической симптоматики в мышечной системе при различных речевых нарушениях. | |
Приходько О. Г., Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста – СПб., КАРО, 2008 | В книге представлен дифференцированный логопедический массаж — часть комплексной медико-психолого-педагогический работы, направленной на коррекцию различных речевых расстройств. Массаж используется в логопедической работе с детьми с дизартрией, ринолалией, заиканием и голосовыми расстройствами. При этих формах речевой патологии (особенно при дизартрии) массаж является необходимым условием эффективности логопедического воздействия. Логопедический массаж — это одна из логопедических технологий, активный метод механического воздействия. Массаж применяется в тех случаях, когда имеют место нарушения тонуса артикуляционных мышц. | |
Дедюхина Г.В. Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет, страдающими детским церебральным параличом. – М.: Гном-Пресс, 1999 | Данная книга представляет собой систематизированный опыт работы по использованию логопедического массажа и лечебной физкультуры в комплексе реабилитационных мероприятий для детей 3-5 лет, страдающих детским церебральным параличом. В брошюре представлены основные виды и приемы логопедического массажа и особенности его использования. Содержится система занятий с оригинальными ручными тренажерами, предлагается вариативность комплексных нагрузок. | |
«Физическая культура», «Здоровье» и коррекция двигательных нарушений у детей | ||
О.В. Козырева. Лечебная физкультура для дошкольников. – М.,2006 | В книге рассматривается широкий круг вопросов лечебной физкультуры, применяемой в условиях дошкольного образовательного учреждения. Автор предлагает отработанную систему физической реабилитации детей с функциональными нарушениями опорно-двигательного аппарата: дефектами осанки и плоскостопием. | |
И.М. Новикова. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. – М.: Мозаика-синтез, 2009 | Предлагаемая педагогическая технология формирования у детей представлений о здоровом образе жизни основана на системном подходе и предполагает работу в следующих направлениях: специальная подготовка педагогов, взаимодействие педагогов с родителями, совместная деятельность педагогов, родителей и детей, формирование здоровьесберегающего пространства. В пособии представлены: диагностическая программа исследования представлений старших дошкольников о здоровье и здоровом образе жизни; показатели и критерии качественного анализа когнитивного и поведенческого компонентов этих представлений; критерии оценки, отражающие уровни представлений дошкольников о ЗОЖ; планирование работы в течение года с педагогами, родителями и детьми; конспекты занятий, досугов, бесед; дидактические игры. Пособие адресовано педагогам дошкольных образовательных учреждений | |
Рунова М.А. Дифференцированные занятия по физической культуре с детьми 3-4 лет. – М., Просвещение, 2007. Рунова М.А. Дифференцированные занятия по физической культуре с детьми 5-7 лет. - М., Просвещение, 2005. | В пособии представлена система занятий по физической культуре разного типа, раскрыты особенности их организации в помещении и на открытом воздухе. На каждом занятии, построенном с учетом принципов оптимизации, дифференциации и индивидуализации, решается комплекс оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. | |
Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом. - М.: Просвещение, 1991 | В книге с учетом специфики двигательных нарушений обосновываются содержание и методы физического воспитания детей с церебральным параличом. Приводятся рекомендации по использованию конкретных приемов развития и коррекций движений при ДЦП. | |
Зельдин Л.М. Развитие движения при различных формах ДЦП. – Москва: Теревинф, 2012 | В первой части книги автор, кинезиотерапевт с многолетним стажем, живо и интересно рассказывает истории из своей практики оказания помощи детям и взрослым с ДЦП и другими двигательными нарушениями. Вторая часть полностью посвящена одному распространенному виду нарушений – гиперкинезам. В ней приводится несколько серий коррекционных упражнений, и излагаются общие принципы работы с гиперкинезами. | |
Малюкова И.Б. Абилитация детей с церебральными параличами: формирование движений. Комплексные упражнения творческого характера: практическое пособие. - М.: ГНОМ и Д, 2011 | В пособии представлены основные пути оптимизации ЛФК в абилитации детей с ДЦП. Авторская система двигательных режимов построена на принципах артпедагогики, способствует гармонизации психики ребенка, развитию двигательной, эмоционально-волевой, мотивационной, речевой, творческой, познавательной сфер дошкольников и младших школьников. Многие упражнения можно использовать в детском саду и начальной школе для детей без проблем в развитии (как здоровьесберегающий фактор). Пособие адресовано инструкторам ЛФК, дефектологам-практикам системы специального образования, учителям физкультуры, студентам дефектологических специальностей. | |
Шоо Михаэль. Спортивные и подвижные игры для детей и подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата. – М.: Academia, 2003. | В учебном пособии показаны возможности физического развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата на спортивных занятиях в гетерогенных группах. | |
Хольц Р., Помощь детям с церебральным параличом. – М.:Теревинф, 2007 | Эта книга написана специалистом по физиотерапии с многолетним опытом работы. Она рассказывает о вспомогательных приспособлениях для занятий с детьми с церебральным параличом. Эта книга содержит материал, с помощью которого родители таких детей и медицинские специалисты могли разобраться в многочисленных приспособлениях, а также в противопоказаниях к их использованию. Это сделает жизнь детей, страдающих церебральным параличом чуть легче, поможет им участвовать в нормальной жизни, быть более самостоятельными. | |
Петрунина С.В. Методические приемы двигательной реабилитации инвалидов с ДЦП. – Пенза, 2005. | В пособии представлена система двигательной реабилитации детей с ДЦП. | |
Бортфельд С.А. Лечебная физическая культура при детском церебральном параличе. - Ленинград: Медицина, 1969 | В пособии подробно представлена система мероприятий по лечебной физической культуре, которая должна быть направлена на то, чтобы помочь больному нормализовать его двигательную деятельность. При этом руководствуются возрастными особенностями развития двигательной сферы здорового ребенка, что служит критерием оценки при определении степени отставания больного. | |
«Художественное творчество», «Труд» | ||
Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комиссарская Л.Н., Добровольская Г.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. – М., 2011 | В книге рассматривается взаимодействие педагогики и искусства в коррекционно-направленном процессе формирования художественной культуры детей с проблемами в развитии; показаны возможности и формы использования арттерапевтических методов в специальном образовательном учреждении компенсирующего вида. | |
Коноваленко С.В. ДЦП: Конструктивная деятельность детей. – М., Книголюб, 2007 | В пособии рассмотрены особенности развития детей с ДЦП, дан анализ формирования конструктивной деятельности в онтогенезе. Основное внимание уделено значению и специфике конструирования в психокоррекционной работе с детьми, больными ДЦП. Описаны методы исследования, определены основные подходы к организации и содержанию занятий по конструированию, предложены общеукрепляющие и общеразвивающие пропедевтические упражнения, а также упражнения, формирующие первоначальные конструктивные навыки. | |
Безруких М.М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству. - М., 2001. | Пособие посвящено проблемам сенсомоторного развития детей на занятиях по изобразительному искусству и отражает часть общей программы по сенсомоторной интеграции в дошкольном возрасте. В нем раскрываются особенности формирования системы восприятия, являющейся базовой в познании ребенком окружающего мира и создающей благоприятную основу для обучения и показаны методы активизации сенсомоторных процессов с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Представлены конспекты интегрированных занятий по живописи, графике, лепке, фитодизайну, бумажной пластике, органично связанных с сенсорной культурой и музейной педагогикой. | |
Кузнецова Г.В. Основы изодеятельности. Методические рекомендации к обучению изодеятельности детей с ДЦП в пропедевтическом периоде. - М.,1998. | В пособии представлены особенности изобразительной деятельности детей с ДЦП, представлены рекомендации по обучению старших дошкольников и младших школьников. | |
Учебно-методические пособия | ||
Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич. – М.: ИОИ,2001 г. | В пособии представлены современные клинические, психологические и педагогические работы по диагностике, коррекции, реабилитации, а также обучению и воспитанию детей, страдающих разными формами церебрального паралича. Обозначены современные проблемы социализации и интеграции детей-инвалидов, приводятся психолого-педагогические исследования детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, особенности их школьной, семейной и социальной адаптации в работах отечественных и зарубежных авторов. Учебное пособие рекомендуется для студентов, обучающихся в высших и средних педагогических и медицинских учебных заведениях, а также может быть использовано в работе практических психологов, детских врачей, педагогов, дефектологов, логопедов, а также родителей детей-инвалидов. | |
Шипицына Л. М., Мамайчук И. И., Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. -М.Владос, 2004 | В учебном пособии впервые представлена систематизация клинических, психологических и педагогических сведений о детях с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Подробно изложены психические нарушения, психодиагностические и психокоррекционные аспекты работы психолога при церебральном параличе и других формах двигательной патологии. | |
Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушением движений. Метод. пособие под ред. Л.М.Шипициной. - СПб, 1995 | В пособии приводится большое количество практических приемов по коррекции развития дошкольников с нарушениями движения | |
Акатов Л. И., Артеменко Е. В. Социально-педагогическая реабилитация детей с ДЦП.- Курск, 2001 | В учебном пособии рассматриваются психологические аспекты социальной реабилитации детей с ДЦП. | |
Литература для родителей | ||
Смирнова И. А. Наш особенный ребенок. Книга для родителей ребенка с ДЦП. – М., 2006 | Автор книги в популярной форме дает советы по кормлению, обучению навыкам самообслуживания, развитию движений, психики, речи детей с ДЦП. Рекомендации могут быть полезны и родителям, воспитывающим детей с разными проблемами в развитии. Содержание книги также может заинтересовать педагогов, психологов, логопедов, студентов педагогических вузов, училищ и колледжей. | |
Финни Нэнси Р. Ребенок с церебральным параличом. Помощь. Уход. Развитие. Книга для родителей. – М.:Теревинф, 2009. | Эта книга - одно из лучших западных руководств по оказанию помощи детям с церебральным параличом. Она дважды перерабатывалась и выдержала множество переизданий. В ней описаны возникающие при церебральном параличе нарушения и обусловленные ими трудности в повседневной жизни ребенка и его семьи. Рассказывается о том, как родители в тесном партнерском взаимодействии со специалистами могут успешно преодолевать эти трудности как на специальных занятиях с ребенком, так и при выполнении обычных ежедневных дел. Автор представила продуманную систему рекомендаций, ориентированную на формирование у ребенка непатологических поз и движений. В центре ее внимания - личность малыша, который в будущем должен стать независимым и активным членом общества. | |
Вспомогательные средства и приспособления. В помощь детям с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. – Минск, 2010 | Цель этой книги – помочь разобраться в нуждах детей с ДЦП. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Система пиктограмм Р.Леба
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Материалы для родителей
Дата: 2018-11-18, просмотров: 315.