Организационно-педагогические условия сопровождения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Ребенка с нарушениями ОДА

 О рганизационно-педагогические условия можно рассматривать как  совокупность объективных возможностей, обеспечивающих успешную адаптацию детей с нарушениями ОДА. Ориентируясь на особые образовательные потребности детей с нарушениями ОДА, ресурсы современных образовательных учреждений можно выделить ряд организационно-педагогических условий.

Первое условие – это моделирование специальной предметно-развивающей среды, которая определяет интенсивность воздействия окружающего мира на ребенка и обеспечивает его комфортное и безопасное жизненное пространство. Пространственная и предметная организация среды облегчает адаптацию ребенка к изменяющимся обстоятельствам жизни и создает оптимальные для него условия усвоения образовательных программ и технологий.

Пространственная организация среды определяет успешность пространственной адаптации ребенка, необходимость создания его комфортного жизненного пространства.

Пространственная организация среды связана, прежде всего, с вертикализацией[12] и движением. Вертикализация обеспечивает необходимый уровень активности ребенка, направленный на правильное восприятие окружающего мира, ориентировку в нем. Сроки вертикализации и темпы освоения вертикального восприятия пространства у детей с ЦП значительно задерживаются и зависят не только от тяжести двигательного дефекта, но и от позиции (обслуживающей или активной) взрослых. Страхи по поводу возможного ухудшения состояния здоровья малыша в связи с изменением его положения в пространстве порождают неуверенность в его возможностях и приводят к запретам и ограничениям на движение (зачем мучить ребенка?). Так формируется обслуживающая позиция, когда все желания и потребности ребенка предугадываются (далеко не всегда верно) и исполняются взрослыми.

Вертикализация пространства обеспечивается специальными приемами лечебной физкультуры, ортезами[13] (вертикализаторами, фиксаторами головы и конечностей). В некоторых случаях: при тяжелых и сочетанных формах ЦП, дисплазиях тазобедренных суставов, использовании некоторых лечебных методик (например, по Войту) и пр. возможность вертикализации отсутствует, либо имеются ограничения /противопоказания к вертикализации. Как правило, ограничения имеют временные рамки, определяемые сроком действия методики. В этом случае весь объем получаемой ребенком информации в горизонтальном положении, должен быть продублирован в вертикальном положении по окончании срока действия ограничения.

Организация движения связана с соблюдением индивидуального ортопедического режима для каждого ребенка. В соответствии с рекомендациями врача-ортопеда/инструктора ЛФК определяются правила посадки и передвижения ребенка с использованием технических средств реабилитации , рефлексзапрещающие позиции[14], обеспечивающие максимально комфортное положение ребенка в пространстве и возможность осуществления движений. Соблюдение ортопедического режима, позволяет устранить негативные моменты, способствующие прогрессированию двигательных нарушений, тем самым оказывает положительное влияние на стабилизацию двигательного статуса ребенка. В период активного овладения самостоятельной ходьбой у ребенка с нарушением ОДА иногда проявляются элементы так называемого «полевого» поведения. Ребенок находится в постоянном движении, не фиксируется на предметах, не поддерживает предлагаемые ему формы и способы взаимодействия. В этот период[15] сенсомоторная сфера малыша насыщается новыми для него двигательными ощущениями. Необходимо поддерживать желание ребенка двигаться, включать движение в любые формы взаимодействия, временно отказываясь от ранее привычных и удобных (в кресле или коляске).

Создание специального пространства - это и организация рабочего места для занятий с ребенком. Рабочее место должно обеспечивать комфортное и удобное положение ребенка в пространстве, создавать условия для полноценного восприятия и организации его активных действий. Комфорт и удобство достигаются за счет подбора мебели и технических средств (укладок, реклинаторов[16] и пр.) в соответствии с антропометрическими данными ребенка (ростом, весом), спецификой двигательных нарушений (спастикой или гипотонусом, наличием гиперкинезов и др.). При детском церебральном параличе безопасным является положение ребенка в рефлексзапрещающих позициях, с фиксацией конечностей и головы, с частой сменой положения (с интервалом 10 – 15 минут).

Расположение рабочего места в пространстве комнаты и его оснащение должны обеспечивать условия для полноценного восприятия. Это и комфортное освещение, и минимальное количество предметов в поле зрения ребенка, и специальные приспособления для закрепления предметов на поверхности стола и др.. Предпочтительным является зонирование пространства групповой комнаты на игровую, зоны для отдыха, занятий и пр. с закреплением местоположения в каждой зоне определенных объектов и предметов. Прием зонирования делает пространство групповой комнаты узнаваемым, а значит безопасным и комфортным для ребенка с нарушением ОДА, обеспечивает успешность его пространственного ориентирования, настраивает на предлагаемые формы взаимодействия, способствует повышению уровня собственной активности.

Формирование жизненного пространства ребенка с нарушением ОДА связано с пространственной дистанцией, которая устанавливается между ним и другим человеком. Для каждого ребенка эта дистанция является индивидуальной. Установление и соблюдение дистанции является важнейшим условием организации комфортного, а значит, безопасного для ребенка взаимодействия. Поначалу ребенок не может самостоятельно устанавливать или поддерживать контакты с окружающими его людьми. Однако он четко сигнализирует о дискомфорте, возникающем при нарушении его жизненного пространства, используя доступные модели поведения (чаще всего, протест). Протест может выражаться в телесных защитных реакциях, когда ребенок съеживается, отворачивается от взрослого. При этом может нарастать мышечная напряженность, могут проявляться гиперкинезы (непроизвольные движения), саливация (повышенное слюнотечение), рвотный рефлекс, стереотипные движения туловища, рук, свидетельствующие о тревожности и избыточном возбуждении ребенка. В качестве защитных могут использоваться агрессивные реакции, когда ребенок пытается драться, демонстрирует сопли, слюни, предупреждая ими взрослого: «Не подходи, не трогай меня, я неприятен».

Необходимо чутко реагировать на подобные реакции ребенка, фиксировать комфортное для него расстояние (от нескольких сантиметров до метра), изменяя дистанцию между взрослым и ребенком в процессе любого взаимодействия. В момент их проявления желательно демонстрировать свое спокойное, ровное отношение к этому. Надо быть готовым к тому, что эти негативные реакции не исчезнут моментально. И поскольку эмоциональное благополучие ребенка в эти моменты зависит от отношения к нему взрослого, следует демонстрировать доброжелательность и спокойствие в интонации голоса, спокойных, но уверенных жестах и действиях.

Предметная организация среды создает представление об устойчивости окружающего мира, стимулирует развитие предметности и константности[17] восприятия. Ознакомление детей с окружающим миром организуется с помощью различных пассивно и активно воздействующих предметных стимулов (бытовых – природных - игровых, натуральных - изобразительных). Это и живые объекты, реальные предметы (посуда, мебель, одежда…), и объемные модели, муляжи, наиболее полно и точно дающие представление об основных характеристиках предметов. Кроме натуральных объектов в соответствии с сенсорными возможностями ребенка могут быть использованы средства изобразительной наглядности: фотографии, рисунки, пиктограммы, предметные и ситуативные картинки, иллюстрации к книгам и др.. Наличие большого количества предметных стимулов позволяет не только «утолить сенсорный голод», но и поддержать необходимый уровень активности ребенка. Особые требования предъявляются к качеству предметных стимулов. Для организации комплексных ощущений используются звучащие, пахнущие, вкусные предметы, игрушки различной фактуры. Формирование активных действий осуществляется с предметами, размер и фактура которых удобны для захвата и манипуляций. Например, для формирования действий с предметами быта используются тренажеры/стенды, выполненные в увеличенном размере или с утяжелением веса. Ребенку легче усвоить действия с крупными, тяжелыми предметами и перенести усвоенное умение на реальные предметы быта. Однако предметные стимулы не должны перегружать занятие и пространство комнаты, так как чрезмерное их количество затрудняет организацию активного восприятия и быстро утомляет ребенка. Строгая дозировка количества предметов в рамках одного занятия, соблюдение определенной последовательности их предъявления обеспечат адекватные для ребенка условия их восприятия.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 187.