Программы и технологии психолого-педагогического сопровождения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В настоящее время накоплен опыт использования реабилитационных и психотерапевтических технологий в качестве методов, оптимизирующих пути и способы развития и коррекции несформированных/нарушенных функций у детей с нарушением ОДА. Таковыми являются иппотерапия, песочная терапия; игровая терапия (ролевые и социально-ориентирующие игры) и т.п. Каждый из этих методов имеет свои правила организации, определенный арсенал приемов, направленных на:

 - формирование «Я» - концепции;

 - развитие эмоционально-волевой сферы, исполняющей роль регулятора поведения ребенка на основе отражения значимости различных ситуаций для его жизнедеятельности;

 - обогащение сенсорно-перцептивной деятельности;

 - установление конструктивных межличностных отношений.

Коррекционная направленность этих методов реализуется в мероприятиях, основной целью которых является снижение эмоциональной и сенсорной депривации ребенка, устранение искаженного формирования «Я» - концепции, трудностей установления и поддержания различных форм общения:

Одним из методов коррекции личностного развития детей с ДЦП является лечебная верховая езда (ЛВЕ) – иппотерапия. Лечебная верховая езда включает комплекс мероприятий, направленных на коррекцию опорно-двигательного аппарата, нарушений вертикализации, тренировку вестибулярного аппарата, развитие эмоционально-волевой сферы. Психологическими показаниями проведения занятий по иппотерапии является наличие стойких эмоциональных нарушений, стереоагнозии, нарушения координации движений, нарушения произвольного внимания, нарушения ориентировки в пространстве, раннего детского аутизма, двигательной расторможенности. Занятия иппотерапией оказывают гармонизирующее воздействие на эмоциональное и физическое состояние ребенка - инвалида. У него возникает побудительный мотив, направленный на преодоление своего недуга, стимулирующий самостоятельные активные действия. Расширяются его контакты с внешним миром, обогащается коммуникативная сфера. Ребенок, сидя верхом, вынужден постоянно общаться с инструктором, выполнять его задания, тем самым, обеспечивая себе безопасное положение и выход из затруднительных ситуаций, следовательно, обучаясь самоконтролю. ЛВЕ обеспечивает формирование правильного восприятия схемы тела и образа тела. Тем самым уменьшается разрыв между идеальным образом тела и реальным, что приводит к снижению возможности возникновения невротических состояний. ЛВЕ открывает новые возможности в логопедической работе с детским церебральным параличом: иппотерапия помогает не только закрепить полученные ранее на логопедических занятиях навыки правильного речевого дыхания, но и способствует увеличению объема дыхания, нормализации его ритма. Логопедическая работа в рамках ЛВЕ состоит из дыхательной гимнастики, удлиняющей выдох и активизирующей внутренние межреберные мышцы и подвижность диафрагмы, постановки сбалансированного резонанса, расширения диапазона голоса, увеличения его силы.

К инновационным технологиям психотерапевтической работы с детьми можно отнести песочную терапию, которая находит все более широкое признание у практиков.

Песочная терапия (sandplay, sandtherapy) - один из психотерапевтических развивающих методов, направленных на разрешение личностных проблем через творчество и игру. Специалисты рассматривают песочную терапию в качестве эффективного метода помощи ребенку:

 - в адаптации к любым серьезным изменениям в жизни, таким как переезд, смена коллектива, рождение сестры или брата;

 - при переживании любых травмирующих ситуаций, таких как утрата, развод родителей;

 - в гармонизации внутреннего эмоционального состояния, например, при негативизме, подавленности, обидчивости, конфликтности;

 - в обретении уверенности в себе и более устойчивой самооценки.

Метод построен на сочетании невербальной (процесс построения композиции) и вербальной (рассказ о готовой композиции, сочинение истории или сказки, раскрывающей смысл композиции) экспрессии детей. Как самостоятельное направление, с хорошо разработанной теоретической базой и богатым эмпирическим материалом, песочная терапия чаще всего применяется в контексте арт-терапевтического и игротерапевтического подходов. Традиционно песочная терапия используется в психологической работе с детьми, начиная с 3 лет.

Единственным противопоказанием использования песочной терапии является аллергия на песок.

В качестве основных материалов используется песок, вода, формочки, совочки, сито и маленькие игрушки.. В подносе с влажным или сухим песком ребенок располагает миниатюрные объекты и создает образы. Используя осязание, обоняние и зрение, он воплощает в физическую форму свои самые потаенные сознательные и бессознательные мысли и чувства. Песочная терапия с помощью активного воображения и творческой символической игры является практическим, основанным на опыте методом, который может создать мостик от бессознательного состояния до сознательного, от умственного и духовного к физическому и от невербального к вербальному. Композиция, построенная ребенком, используется психологом для исследования его актуальных эмоциональных состояний и чувств. Использование песочной терапии в работе психолога позволяет снять у детей чувство тревоги и неуверенности, повысить самооценку, вернуть доверие к людям. С помощью этого метода психолог добивается, чтобы дети ощущали себя в эмоциональной безопасности, приобретали адекватные способы адаптации в окружающем мире, учились лучше понимать себя и других. Специалист помогает ребенку, который часто боится рассказывать о том, что его беспокоит, разобраться в переживаниях и страхах и преодолеть негативные последствия предшествующего болезненного опыта. Некоторые дети не используют ничего, кроме песка. Они касаются его, погружают в него руки, перемещают формы и делают в песке постройки. Другие используют немного объектов, третьи много. Кто-то работает с сухим песком, кто-то смачивает его водой. И строят свой мир все по-разному: одни быстро, другие медленно; одни просто наслаждаются игрой, у других появляются очень глубокие эмоции, они повторно проживают прошлую боль. Нет никакого правильного пути или правильного результата. Важно доверять тому, что каждый ребенок сделает в тот или иной момент. Это так же важно для психолога, как знание его предубеждений, ценностей и неразрешенных проблем.

Интересным и полезным в работе может стать метод «Фотоальбом моей жизни», который помогает развить чувства ребенка, формировать ощущения своего «Я», отрабатывать различный эмоциональный опыт, проигрывать многообразные ситуации на одной и той же фотографии. Для этого необходимо иметь обычный фотоальбом для каждого ребенка, в котором должны быть его фотографии с момента рождения или поступления в учреждение и до настоящего времени, на которых он изображен в режимных моментах, в различных эмоциональных состояниях. Взрослый (воспитатель, психолог) предлагает ребенку почитать «его книжку», т.е. книжку о нем. Он придумывает истории типа: «Жил-был маленький хороший мальчик. Посмотри сюда. Это ты. Звали его…. Он был такой маленький, что его все очень любили и жалели. Каждый день он просил кушать и иногда громко плакал. Однажды…». Каждый раз придумывается новая история, сюжет которой развивается в зависимости от эмоционального состояния ребенка, целей и задач специалиста, от количества фотографий. При систематическом чтении «книги жизни» дети начинают гораздо быстрее ориентироваться в книжках (правильно располагать, листать страницы, рассматривать картинки в любой книге и т.д.), у них формируется регулятивная функция речи, а главное развивается мотивация, служащая основой для развития мотивационно-потребностной сферы ребенка.

Особое место в работе с детьми, находящимися в условиях стационара, отводится арт-терапевтическим методам, основанным на использовании различных изобразительных средств. Процесс изобразительного творчества является источником активного коррекционно-развивающего воздействия на формирование личности ребенка-инвалида. Изобразительная деятельность включает в себя два компонента: восприятие искусства и исполнительство. Казалось бы, у детей с ДЦП на первый план выступают трудности овладения изобразительной техникой, т.е. исполнительства. Однако этот факт не мешает специалистам успешно разрабатывать и внедрять в практику работы инновационные технологии, направленные на развитие интеллектуальной и речевой деятельности, моторной функции рук детей младшего дошкольного возраста с ДЦП средствами изобразительной деятельности и конструирования. Организация совместной со взрослым творческой деятельности (рисования) обеспечивает развитие коммуникаций ребенка с окружающим миром, создание мотивационной основы деятельности, обогащение его чувственного опыта, формирование представлений об окружающем и их отражение в движении, рисунке и речи. Реализация этих задач осуществляется через комплекс упражнений с пальчиковыми красками, разработанных для детей преддошкольного и дошкольного возраста (с 2,6 лет) с ДЦП (Дедюхина Г.В.). Выделяются этапы работы: вводный, основной и этап включения. На вводном этапе:

 - активизируется сенсорная сфера малыша (ощущения разной модальности, все виды восприятия, способы сенсорного обследования);

 - устанавливаются первичные коммуникации в процессе совместной со взрослым деятельности (эмоциональные, ситуативные, предметные);

 - организуются различные способы коммуникации (от сопряженных, сопряженно-отраженных действий для детей с низким уровнем двигательной активности до действий по показу для детей с более высоким уровнем двигательной активности);

 - стимулируются различные способы эмоционального реагирования на ситуацию взаимодействия.

Воспитатель знакомит детей с материалами и инструментами (пальчиковыми красками, тычком и трафаретами, изготовленными их хозяйственных поролоновых губок). Привлекает внимание детей к плоскостному изображению реальных предметов: с помощью дидактических игровых приемов развивает у детей функцию соотнесения объемного и плоскостного изображения, формирует константность восприятия.

Основной этап работы заключается в ознакомлении ребенка с различными способами получения плоскостного изображения (пальцем, кулаком, ладошкой), развитии на этой основе зрительно-моторной координации; формировании качественной характеристики движений по таким параметрам, как произвольность, точность, направленность.

На этапе включения, когда рисование пальчиковыми красками в качестве специального приема используется специалистами в различных видах деятельности, реализуются творческое воображение и способы сотрудничества детей, совершенствуются основные технические приемы рисования, т.е. исполнительства.

Игровой терапией называют метод лечения или коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей, в основу которого положен, свойственный ребенку способ взаимодействия с окружающим миром, - игра. Основная цель игровой терапии в том, чтобы помочь ребенку выразить свои переживания наиболее приемлемым для него образом - через игру, а также проявить творческую активность в разрешении сложных жизненных ситуаций, «отыгрываемых» или моделируемых в игровом процессе.

Игротерапия рассматривается как средство динамичной коррекции разбалансированной эмоционально-волевой, коммуникативной и опорно-двигательной сфер детей дошкольного возраста. Целесообразность использования игротерапии в организации коррекционно-развивающего сопровождения дошкольников с церебральным параличом обусловлена, во-первых, тем, что игра для них остается наиболее освоенным и органичным видом деятельности и общения. Во-вторых, в этой технологии представлено единство психологической природы игры и общения. В-третьих, в игре ребенок может свободно выражать себя, освобождаясь от напряжения и фрустрации повседневной жизни. Наконец, игротерапия представляет уникальный опыт для социального и психического развития ребенка, открывая ему возможность установления значимых личностных связей со взрослым — психологом, педагогом, родителем, опекуном.

В связи с этими положениями осуществляется разработка и внедрение специфических методов игротерапии в коррекционно-развивающую работу с детьми со сложной структурой дефекта.

К основным задачам игровой терапии специалисты относят:

- облегчение психологического страдания ребенка;

- укрепление собственного «Я» ребенка, развитие чувства самоценности;

- развитие способности эмоциональной саморегуляции;

- восстановление доверия к взрослым и сверстникам, оптимизация отношений в системах «ребенок - взрослые», «ребенок - ребенок»;

- коррекцию и предупреждение деформаций в формировании «Я»-концепции;

- коррекцию и профилактику поведенческих отклонений и т.д.

В основе игротехники направленной игротерапии лежат методические приемы и игры со структурированным игровым материалом и сюжетом. Это педагогически организованные ролевые игры, в которых дети берут на себя разнообразные социальные и сказочные роли и в специальной, создаваемой самими детьми игровой ситуации, воссоздают деятельность и отношения взрослых и детей разного возраста. Согласно игровым ролям, они проявляют те качества, которыми в реальности обладают в малой мере: общительность, уверенность в себе, настойчивость, смелость и т.д., тем самым стимулируя и укрепляя многие сущностные черты своего характера. Именно в роли скрыты коррекционные механизмы воздействия игры на познавательную и эмоционально-волевую сферу личности ребенка.

В качестве структурированного психотерапевтического средства с внутренним сюжетом успешно используются игры-драматизации, суть которых в разыгрывании детьми ролей по какому-то известному сюжету или по его поводу при обязательной свободе в выборе средств и поворотов сюжетов. Корректирующие возможности игры заключены в педагогически контролируемой игровой ситуации, в которой дети общаются согласно ролям, но живущим в игровом поле сюжетной импровизации. В процессе игрового перевоплощения и общения корректируются подавляемые негативные эмоции, страх, неуверенность в себе, расширяются возможности детей в познавательной деятельности, способности к коммуникации. В условиях стационара наиболее эффективны игры с сюжетом на бытовую тему: «Кукла заболела», «День рождения» и т.д.

Психотерапевтическую направленность носят и строительные игры, в процессе которых в индивидуальной и совместно-групповой деятельности дети также выражают свои конструктивные или деструктивные намерения.

Особое место среди методов игротерапии занимают приемы телесно-ориентированной психотехники, органично сочетающие «подвижные» игры и упражнения и три эмоциональных компонента: музыку, слово взрослого и импровизацию самих детей. Через познание образа своего тела создается специфическая, эмоционально-положительная среда, способствующая укреплению тормозных реакций, координации движений, развитию равновесия, тренировке вестибулярного аппарата общей психофизической коррекции детей.

Для обеспечения процесса игровой терапии необходимо иметь игрушки и различные игровые материалы. Среди них:

- реалистические игрушки (кукольная семья, кукольный дом и мебель, машина, касса, телефон, деревья, железная дорога, животные и т.д.);

- игрушки и материалы, помогающие снять напряжение, «выплеснув» негативные чувства (солдатики, оружие, хищники, различные мягкие валики и подушки, по которым ребенок может колотить и пр.);

-игрушки и материалы, помогающие снять эмоциональное напряжение и способствующие творческому самовыражению (различные кубики, конструкторы и мозаики, глина, краски и кисти, бумага, ножницы и клей, песок, вода, ткани, маски, парики и театральные костюмы, музыкальные инструменты, фигуры для кукольного театра).

При обучении специалистов для проведения игротерапии обращается внимание на их игровую позицию. В соответствии с функциями и ролью взрослого в игре применяются две формы игротерапии: направленная (директивная) и ненаправленная (недирективная).

Для дошкольников младшей возрастной группы актуальной является направленная игротерапия, где взрослый активно участвует в игре ребенка. Он - организатор игры и интерпретатор ее символического значения,

В качестве показателей эффективности игротерапии учитывается стремление детей поддерживать общение и деятельность с другими сверстниками и взрослыми в группе и вне её, что проявляется:

 - в положительных личностных изменениях (отношения к себе, укрепления «эго» и чувства «Я»),

 - в улучшении эмоционального самочувствия (от первичной недифференцированности чувств к дифференцированному - положительному или отрицательному отношению к людям)

 - позитивной динамике умственного развития, позволяющего детям более полно и адекватно реализовать в игре свои способности и намерения.

Эрготерапия

Эрготерапия является разделом клинической медицины, направленным на восстановление двигательной активности людей с ограниченными возможностями. Построена она на междисциплинарном деятельностном подходе, в соответствии с которым целенаправленная, имеющая для человека смысл деятельность помогает улучшить его функциональные возможности (двигательные, эмоциональные, когнитивные и психические), значительно повышает качество его жизни.

Эрготерапия предназначена для всех возрастных групп, имеющих ограничения здоровья и жизнедеятельности. Причины этих ограничений могут быть разнообразны. В детском возрасте это и врождённое или приобретённое нарушение двигательной функции вследствие повреждений головного мозга, и дефекты органов чувств, расстройства восприятия, нарушения социального развития, аутизм и др.

Целью эрготерапии является формирование способности ребенка к независимой жизни (самообслуживанию, продуктивной деятельности, отдыху), улучшение качества его жизни (социально-бытовой, социокультурной и психологической ее составляющих). Достижение активности ребенка является не только целью, но и средством эрготерапии. В качестве основного метода используется целенаправленная, осмысленная деятельность ребенка: самообслуживание, продуктивная деятельность, досуг.

Эрготерапевт изменяет среду, в которой осуществляется эта деятельность, путем создания специального бытового окружения ребенка, изготовления специальных вспомогательных средств (например, шины для рук или протеза). Изменение среды происходит при активном участии родителей или лиц их замещающих. Взаимодействуя с родителями, специалист оказывает им помощь в выборе и организации соответствующего жилья, подборе приспособлений к нему с помощью вспомогательных средств (например, знакомит со специально сконструированной моделью кухни, помогающей усвоить бытовые навыки и испытать различные подсобные средства).

В ходе занятий проводится тренировка бытовых навыков (личной гигиены, одевания, приема пищи, выполнения домашних обязанностей и пр.), направленная на выработку индивидуальной самостоятельности, независимости и подвижности ребенка, способности к самообслуживанию в области личной гигиены, в быту, в обучении.

Чтобы достичь названных целей, эрготерапевт использует различные лечебные методики, в том числе и авторские, например, Bobath, Aэres (сенсорная интеграционная терапия), Affolter, Castillio, Morales, Frostig и другие. Благодаря их использованию включаются компенсаторные механизмы замещения нарушенных функций, улучшаются двигательные функции, регуляция тонуса и координация, преобразуется и интегрируется сенсорная информация, улучшаются познавательные способности ребенка, создаются условия для развития активной самостоятельной личности.

Эрготерапевт – профессия, которой можно реально обучиться. Родители, имеющие потребность в получении второго образования и желающие изучить это направление реабилитации глубже, могут это сделать в Санкт-Петербурге на кафедре восстановительной медицины факультета повышения квалификации Санкт-Петербургской государственной медицинской академии им. И.И. Мечникова (доступно для врачей и среднего медицинского персонала). Русская ассоциация эрготерапевтов (PAET), являющаяся членом Международной федерации эрготерапевтов (WFOT), оказывает всестороннюю поддержку выпускникам программы и всем заинтересованным лицам.

Кондуктивная педагогика

Кондуктивная педагогика - это специальная система практической помощи детям с церебральным параличом, которую создал венгерский врач, доктор медицины Андраш Петё, а теоретически обосновали М. Хари и супруги Акош. Система построена на принципах целостного подхода к развитию ребенка с опорой на его собственную активность и воздействие на него окружающей среды. Методика рассчитана на детей с сохранным интеллектом. Задержка умственного развития рассматривается ее авторами как результат недостаточного опыта и ограничения деятельности ребенка, а также неправильного взаимодействия с ним. Важнейшей составляющей этой методики является формирование отношения к детям не как к больным и слабоумным, а как к неопытным и незнающим, которых надо научить управлять собой, своими движениями, помочь им в социальной адаптации.

Методика построена на организации тесного сотрудничества матери и ребенка и направлена на изменение личности малыша в процессе научения. Авторы указывают на необходимость раннего обращения к работе по системе Пете, указывая в качестве причин доминирующую роль матери в развитии личности малыша первых трех лет жизни (позже ее влияние заметно снижается, возрастает роль личных контактов со сверстниками) и зависимость прогнозов развития ребенка от времени начала работы. Организуется процесс научения в условиях группы, так как общие занятия мотивируют не только ребенка, но и его родителей. Благодаря такому активному включению в кондуктивное развитие у родителей появляется возможность увидеть своего ребенка другими глазами, поменять прежние жизненные установки и пересмотреть жизненные перспективы.

Задача специалистов – кондуктологов – выявить имеющиеся возможности каждого ребенка, составить для него программу, обучить родителей, организовать взаимодействие ребенка со средой, применяя заученные ранее движения в повседневной жизни. Задачи восстановления моторики расширяются за счет формирования у ребенка способности включаться в процесс обучения, адаптироваться к окружающему и соответствовать требованиям среды. Рассматривая развитие моторики как один из аспектов реабилитации, специалисты формируют движения от физиологических, непроизвольных, к произвольным самостоятельным. «Случайные движения превращаются в комплексные и разнообразные ...благодаря формируемой системе контроля прогрессивной обратной связи». Ритм движения соединяется с речевым ритмом (песенками, ритмическими стишками). «Научение» действиям всегда мотивировано, т.е. ведет к достижению заданной цели, и, как правило, это не тренировка отдельных функций, а усвоение способов организации жизни и быта.

В нашей стране эта венгерская методика используется многими центрами реабилитации и интеграции детей с тяжелыми формами церебрального паралича.

Профессия кондуктолога становится доступной и для наших родителей, имеющих высшее педагогическое образование (информацию об этом можно получить в окружных Управлениях социальной защиты населения).

 



Дата: 2018-11-18, просмотров: 195.