Тема 1.2. Обязанности рядового состава.Вахтенные обязанности рядового состава
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

План лекции:

1.Общие обязанности рядового состава​.

2. Вахтенные обязанности рядового состава.

1.Общие обязанности рядового состава ​ .

 

15. Члены судового экипажа обязаны:

(01) сохранять честь и достоинство работников речного транспорта, воспитывать в себе и подчиненных черты, отвечающие принципам морального кодекса строителя коммунизма;

(02) строго хранить государственную тайну;

(03) беречь судовую собственность;

(04) выполнять требования законов РФ, настоящего Устава, приказов, правил и инструкций, действующих на судах речного флота ;

(05) нести ходовые и стояночные вахты и выполнять судовые работы в соответствии с занимаемой должностью;

(06) быть вежливыми, дисциплинированными, быстро и точно выполнять распоряжения старших по должности;

(07) знать и  добросовестно  выполнять свои служебные обязанности, экономно расходовать материалы, бережно относиться к судовому имуществу, активно участвовать в выполнении производственных планов;

(08) знать устройство судна, свою специальность, заведование,

термины, относящиеся к ним, и постоянно совершенствовать свои профессиональные знания;

(09) содержать в исправном состоянии и обеспечивать бесперебойную работу своего заведения;

(10) знать и строго соблюдать требования правил техники безопасности, пожарной безопасности и санитарных правил;

(11) знать и четко выполнять свои обязанности по тревогам:

уметь пользоваться аварийно-спасательным и противопожарным имуществом и инвентарем, индивидуальными и коллективными спасательными средствами и знать места их размещения; знать сигналы бедствия; уметь пользоваться системами внутренней связи и сигнализации по тревогам;

(12) быть чисто и опрятно одетыми, соблюдать правила ношения форменной одежды;

(13) соблюдать чистоту и порядок на судне;

(14) охранять природную среду, не допускать ее загрязнения.

 

16. Каждый член экипажа должен заботиться о безопасности судна и при обнаружении опасности, грозящей судну, людям, грузу, обязан немедленно доложить об этом вахтенному начальнику (на судах, выходящих в море, - вахтенному помощнику капитана) или вахтенному механику, одновременно приняв меры по ее устранению.

 

17. Лица, использующие судовую и бытовую технику (независимо от того, в чьем заведении она находится), отвечают за ее использование по назначению, а при обнаружении неисправностей в работе обязаны немедленно сообщить лицу, в чьем заведовании находится эта техника.

Член экипажа, в чьем заведовании находятся судовые технические и бытовые средства, используемые широким кругом лиц, обязан следить, чтобы каждое средство имело инструкции по обращению с ним.

 

18. Членам экипажа запрещается производить ремонтные работы, связанные с временным выводом из строя судовой техники, без разрешения вахтенного начальника (вахтенного механика).

 

19. Для содержания судна в должном состоянии и исправности все элементы корпуса и надстройки, судовые помещения, механизмы, системы, устройства, запасные части, инвентарь, приспособления и оборудование закрепляются расписанием по заведованию за членами судового экипажа - при экипажном методе работы или членами бригад (бригады), одновременно находящихся (находящейся) на судне, - при бригадном методе работы.

Члены судового экипажа несут в установленном законом порядке материальную ответственность за сохранность вверенных им ценностей.

 

20. На экипаж самоходного судна, работающего с баржами без команд, возлагаются дополнительные обязанности, предусмотренные Положением об эксплуатации барж без команд.

 

21. Члены экипажа обязаны выполнять объявленные капитаном аварийные и авральные работы. К аварийным работам по усмотрению капитана могут привлекаться и лица, временно находящиеся на судне.

 

22. Взаимное обращение при исполнении служебных обязанностей должно быть официальным.

Распоряжения по службе отдают в форме приказаний. Приказание должно быть конкретным и кратким. Отдавший приказание обязан убедиться, что оно правильно понято. Получивший приказание обязан по выполнении его, равно как и при невозможности выполнения его, доложить лицу, отдавшему приказание.

В случае получения от другого лица командного состава нового приказания, исполнение которого помешает выполнить первое, исполняющий обязан доложить об этом лицу, отдавшему второе приказание, и в дальнейшем действовать по его указанию.

 

23. Члены экипажа, работающие по методу совмещения должностей (профессий), выполняют обязанности, определенные настоящим Уставом для этих должностей (профессий).

Глава V. Рядовой состав.

Глава V. РЯДОВОЙ СОСТАВ

Боцман

181. Боцман непосредственно подчиняется первому штурману или же лицу, его заменяющему.
182. Боцман является начальником лиц рядового состава, выполняющих работы по палубной части.

 

183. Боцман руководит работами по содержанию в надлежащем порядке корпуса, палуб, надстроек, рангоута, такелажа, бытовых и палубных служебных помещений, водяных танков и горловин, мерительных и воздушных труб, трапов, тормтрапов и кранцев, грузового (не относится к танкерам), якорного, швартовного, буксирного и спасательного устройств, противопожарных, аварийных, спасательных средств, инвентаря и материалов по палубной части, а также другими палубными работами.

 




Старший рулевой, рулевой

187. Старший рулевой, рулевой непосредственно подчиняются боцману, а во время вахты находятся в распоряжении вахтенного начальника.
188. Старший рулевой, рулевой обязаны:
изучать специальную лоцию и условия плавания района внутренних судоходных путей, в которых судно совершает рейсы;
знать правила, регламентирующие плавание судов и дополнения к ним, касающиеся района, в котором плавает данное судно; знать рулевое устройство, а также действие рулевого комплекса при работе движителей на передний и задний ход при плавании на мелководье, волнении, при ветре, швартовке, отданном якоре и т.д.;
знать принцип работы различных систем рулевого устройства, авторулевых; уметь управлять ручными, паровыми, электрическими, гидравлическими рулевыми приводами, использовать авторулевой; уметь осуществлять переход с одного вида управления на другой;
уметь удерживать судно на постоянном курсе или изменять курс по указанию вахтенного начальника в различных условиях плавания как при глазомерной ориентировке, так и с помощью различных систем курсоуказателей;
уметь выполнять все работы, входящие в круг обязанностей матросов.
189. Старший рулевой следит за чистотой и порядком на ходовом мостике, в рулевой и штурманской рубках и на тентовой палубе.
190. Старший рулевой, рулевой на судах загранплавания обязаны знать команды, подаваемые на руль на английском языке.
191. На судах, где не предусмотрена штатным расписанием должность боцмана, старший рулевой выполняет его обязанности, предусмотренные настоящим Уставом.
Матрос I класса

192. Матрос I класса непосредственно подчиняется боцману, а во время несения вахты находится в распоряжении вахтенного начальника; на несамоходном судне он подчиняется шкиперу.
193. Матрос I класса обязан знать и выполнять обязанности матроса II класса, а также уметь управлять палубными механизмами, отдавать и выбирать якоря, спускать и поднимать шлюпки, управлять спасательными шлюпками на веслах, с мотором и под парусами (на море), знать расположение водяных танков, их мерительных и воздушных труб, уметь производить замеры воды в танках и температуры в грузовых помещениях, уметь замерять глубину ручным лотом.
194. Матрос I класса на судах, выходящих в море, должен знать и выполнять обязанности рулевого.

Матрос II класса

195. Матрос II класса непосредственно подчиняется боцману, а во время вахты находится в распоряжении вахтенного начальника; на несамоходном судне он подчиняется шкиперу.
196. Матрос II класса обязан:

принимать участие в судовых работах по палубной части;

принимать участие в подготовке грузовых помещений, грузовых средств и инвентаря к погрузке и выгрузке и уборке их по-походному;

убирать палубы, судовые служебные и санитарно-бытовые помещения;

при выполнении работ, связанных с грузовыми операциями, принимать участие в закрытии и открытии люков трюмов;контролировать исправность тары, маркировку, укладку, сепарирование груза и при необходимости вести счет мест груза; следить за сохранностью и целостью груза, инвентаря и такелажа; наблюдать за исправностью трюмных трапов и друго трюмного оборудования; не допускать в трюм лиц в нетрезвом состоянии; не допускать курение в трюме, обеспечивать порядок и чистоту в трюме; докладывать вахтенному начальнику о всех нарушениях, недостатках, повреждениях и т.п.;

выполнять все такелажные, малярные, швартовые работы и работы по забуксировке судов;

уметь грести веслами в шлюпке и замерять уровень воды в льялах и сточных колодцах на судне, а при плавании в море, кроме того, уметь осуществлять прием и передачу сообщений средствами зрительной связи, выпускать и выбирать забортный лаг и снимать отсчеты лага, выполнять обязанности рулевого.
197. Матрос II класса должен привлекаться к малярным и такелажным работам в машинных помещениях после получения инструктажа по правилам безопасности труда на рабочем месте.

2. Вахтенные обязанности рядового состава.

 

Общие положения

224. Вахтенная служба (вахта) на судах является особым видом выполнения служеб­ных обязанностей, требующим повышенного внимания и непрерывного присутствия на посту или рабочем месте. Члены судового эки­пажа, находящиеся на вахте, именуются вах­тенными.225. Вахтенная служба должна обеспечи­вать управление судном, его безопасность, производственную деятельность, а также контроль за посещением судна посторонними лицами.Ответственность за организацию вахтенной службы возлагается на капитана, а непос­редственное руководство организацией вах­тенной службой — на первого штурмана (старшего помощника капитана) и меха­ника.Ответственность за надлежащее несение вахты возлагается на лиц, несущих вахту.

226. К несению вахты допускаются лица, получившие отдых длительностью не менее 4 ч.

227. Судовые вахты разделяют на ходовые и стояночные. При стоянке на якоре экипаж несет вахты по ходовому расписанию. При стоянке на швартовах периодичность и про­должительность стояночных вахт устанавли­вает капитан, исходя из конкретных обстоя­тельств.При стоянке судна на швартовах капитан, механик и электромеханик вахты не несут при наличии в штате судна третьего штур­мана, третьих помощников механика и элек­тромеханика, а также при соблюдении в пе­риод стоянки нормальной продолжительнос­ти рабочего времени для остальных лиц ко­мандного состава.

228. В ходовой рубке и машинном отделе­нии должны быть инструкции по несению ходовых и стояночных вахт судоводителями и механиками, а в радиорубке, кроме того, и радиоспециалистами.

229. Очередная вахтенная смена преду­преждается о заступлении на вахту не позд­нее чем за 30 мин.Вахтенная смена должна прибыть к месту несения вахты заблаговременно и до заступления на вахту ознакомиться с условиями плавания и режимом работы технических средств.Лица командного состава являютсянавахту не позднее чем за 10 мин, а лица ря­дового состава — не позднее чем за 5 мин до начала вахты.

230. Старший по вахте (вахтенный началь­ник, вахтенный механик, вахтенный электромеханик) не должен сдавать вахту заступа­ющему, если он полагает, что последний, по-видимому, не может должным образом вы­полнять свои обязанности. В таком случае он обязан уведомить об этом капитана (механика).Старшие лица по вахте обязаны убедиться в том, что весь состав, заступающий с ними на вахту, способен выполнять свои обязан­ности.

231. Сменившаяся вахта используется в случае необходимости для временного усиле­ния вахты или подмены отдельных вахтен­ных.

232. О результатах приема и сдачи вахты члены палубной команды докладывают вахтен­ному начальнику, а машинной — вахтенно­му механику; последний затем докладывает s6 этом вахтенному начальнику.

Без разрешения или приказания вышесто­ящего по вахте начальника вахтенный не имеет права оставлять вахту или переда­вать кому-либо исполнение своих обязан­ностей.

233. При работе экипажа бригадным ме­тодом капитан обязан доложить диспетчеру (администрации порта, пристани) о смене бригад, готовности судна к рейсу и получить у него необходимую информацию.

234. Допуск посторонних лиц на судно производится с разрешения вахтенного на­чальника.

235. При возникновении каких-либо сом­нений по ходу несения вахты или при необ­ходимости помощи лицо, несущее вахту, обя­зано немедленно доложить об этом старше­му по вахте.

236. Вахтенные во время тревоги занима­ют свои места, предусмотренные расписани­ем по тревогам, только после передачи свое­го поста лицам, заступающим на вахту сог­ласно расписанию по тревогам.

237. Вахтенные должны быть в установ­ленной для данного рода службы одежде (форме), кроме того, при стоянке на швар­товах, а на пассажирских судах и на ходу вахтенный начальник, вахтенный матрос и вахтенный проводник обязаны иметь на ле­вом рукаве нарукавную повязку с тремя по­лосами; общая ширина полос 9 см, ширина каждой полосы 3 см. Цвет полос: для по­вязки вахтенного начальника — синий, бе­лый, синий; для повязки вахтенного матроса и проводника — красный, белый, красный.

238. Лица командного состава — старшие по вахте — обязаны вести установленные вах­тенные журналы согласно правилам их ве­дения.

Таблица 1. Время несения ходовых вахт командным составом самоходных судов (кроме скоростных) при эксплуатации на внутренних судоходных путях

Таблица 1

       
Должность

Время несения вахт при графиках работы

  четырехсменном трехсменном двухсменном
Капитан 00-04 16-18 00-04 12-16 00-04 12-20
      или
      00-06 12-18
Первый штурман 08-12 21-24 08-12 20-24 04-12 20-24
      или
      06-12 18-24
Второй штурман 04-08 18-21 04-08 16-20 -
Третий штурман 00-03 12-16 00-04 12-16 -
Механик 12-14 20-24 08-12 20-24 04-12 20-24
      или
      06-12 18-24
Первый помощник 00-04 14-17 00-04 12-16 00-04 12-20
механика     или
      00-06 12-18
Второй помощник механика 04-08 17-20 04-08 16-20 -
Третий помощник механика 08-12 21-24 08-12 20-24 -
Электромеханик 12-14 20-24 08-12 20-24 -
Первый помощник электромеханика 00-04 14-17 00-04 12-16  
Второй помощник электромеханика 04-08 17-20 04-08 16-20 -
Третий помощник электромеханика 08-12 21-24 - -

Для остальных членов командного и рядового состава время несения вахт и выполнения судовых работ устанавливает капитан.

При совмещении должностей (профессий) командный состав несет вахты в часы, установленные для лиц командного состава судоводительской специальности.

 

Вахтенный рулевой , вахтенный матрос















Общие обязанности

259. Вахтенный рулевой, вахтенный матрос непосредственно подчиняются вахтенному начальнику.
260. Прием и сдача вахты вахтенным рулевым, вахтенным матросом производятся с разрешения вахтенного начальника.
261. Заступая на вахту, вахтенный рулевой (при плавании в море - вахтенный матрос) обязан проверить действие сигнальных огней, а в дневное время - наличие поднятых флагов и знаков, необходимых в данной обстановке, он должен также ознакомиться со всеми касающимися его распоряжениями.

262. Вахтенный рулевой, вахтенный матрос при стоянке судна на якоре или швартовых обязаны находиться на месте, указанном вахтенным начальником, вести наблюдение за окружающей обстановкой, следить за положением и натяжением якорной цепи, швартовами, кранцами, сходнями, трапами, якорными огнями и знаками, наличием противокрысинных щитков на швартовах, а также за тем, чтобы за борт не свешивались тросы, шланги и т.п.О всех изменениях обстановки они должны немедленно докладывать вахтенному начальнику.

 

Обязанности вахтенного рулевого на ходовой вахте

265. Принимая вахту на руле, рулевой обязан принять от сменяющегося курс, выяснить, как судно слушается руля, и доложить вахтенному начальнику о принятом курсе (по ориентирам или курсоуказателю).
266. Вахтенный рулевой, находясь на посту управления, обязан строго удерживать судно на заданном курсе, следить за работой курсоуказателей и рулевого устройства, немедленно докладывая вахтенному начальнику о неисправностях в их работе.
267. Вахтенный рулевой обязан выполнять команды только капитана, вахтенного начальника и лоцмана (команды последнего - по разрешению капитана или вахтенного начальника), предварительно продублировав их.
268. При плавании с использованием глазомерного метода ориентировки вахтенный рулевой обязан вести постоянное наблюдение за плавучими и береговыми знаками навигационного оборудования, показаниями глубин на сигнальных мачтах, сигналами на движущихся и стоящих судах и обо всем, представляющем опасность, докладывать вахтенному начальнику.
269. Перед отходом судна с места стоянки вахтенный рулевой обязан убедиться в исправности действия рулевого устройства путем перекладки руля с борта на борт и доложить об этом вахтенному начальнику.
270. Вахтенный рулевой не является наблюдателем в то время, когда он управляет рулем, используя курсоуказатель.

Контрольные вопросы:

1.​ Определить общие обязанности рядового состава согласно Уства службы на судах речного флота.

2.Определить общие обязанности рулевого и матроса.

3.Дать определение вахтенной службы на судах ВВТ.

4. Определить порядок приёма вахты в рулевой рубке .

6.Пояснить вахтенные обязанности рулевого и моториста на судах речного флота согласно Устава службы на судах.

 

 








Дата: 2018-11-18, просмотров: 1469.